Статья Метод проектов как средство развития коммуникативной компетенции младших школьников
Оценка 4.6

Статья Метод проектов как средство развития коммуникативной компетенции младших школьников

Оценка 4.6
Научные работы
docx
Междисциплинарный 5
4 кл
27.03.2018
Статья Метод проектов как средство развития коммуникативной компетенции младших школьников
В статье "Метод проектов как средство развития коммуникативной компетенции младших школьников" обращается внимание на подходы в организации образовательной деятельности младших школьников и требований ФГОС, кроме того выделяется проблема развития коммуникативной компетенции и указаны средства её развития., оним из которых является метод проектов.
статья Метод проектов.docx
Широкова Анна Сергеевна МБОУ  Трубачевская ООШ    учитель начальных классов  1 квалификационной категории Метод проектов  как средство развития коммуникативной компетенции младших школьников В   федеральных   государственных   стандартах   второго   поколения   приоритетом начального общего образования становится не  формирование  знаний, умений и навыков, а развитие   компетенций   младшего   школьника   и   формирование     способов   деятельности, уровень   освоения   которых   в   значительной   мере   предопределяет   успешность   всего последующего обучения [3,5].   Образованный   человек   в   современном   обществе   ­   это   не   только   человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать эти знания для решения стоящих перед ним проблем,   умеющий   применить   знания   в   любой   ситуации,   умеющий   адаптироваться   в меняющихся   условиях,   самостоятельно   критически   мыслить,   быть   коммуникабельным, контактным  в   разных  социальных   группах.  То  есть   речь  идет  о  развитии  у  школьника современных   образовательных   компетенций:   ценностно­смысловой,   общекультурной, учебно­познавательной,   информационной,   коммуникативной,   социально­трудовой,   и компетенции   личного   самосовершенствования.   А   школа   должна   создавать   условия   для формирования такой  личности  [5]. В настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится использование   в   обучении     методов,   приёмов,   способов,   которые   формируют   умения самостоятельно   добывать   знания,   собирать   необходимую   информацию,   выдвигать гипотезы,   делать   выводы   и   умозаключения.     Общая   дидактика   и   частные   методики   в рамках учебного предмета решает  проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития.   В  настоящее  время перед педагогами стоит проблема развития коммуникативной компетенции   учащихся,   так   как     по   педагогическим   наблюдениям   ежегодно   в   школу приходят дети, которые социально не адаптированы, имеют проблемы в общении, речевое развитие не соответствует возрасту (низкий словарный запас,           Изучив сущность и научные основы развития коммуникативной компетенции младшего   школьника,   мы   выявили,   что   вопросами   развития   коммуникативной компетентности   личности   занимались   учёные   М.М.   Бахтин,   А.А.   Бодалев,   Ю.Н. Емельянов,   И.А.  Зимняя,   А.Н.   Леонтьев,   В.А.   Кан­Калик,   А.В.  Мудрик   и   др.,   учебно­ коммуникативные трудности    рассмотрены в трудах Г.В. Бурменской, И.В. Дубровиной, А.Н. Корнева, Г.Ф. Кумариной, Р.В. Овчаровой, И.Н. Садовниковой, проблемой изучения способов преодоления разнообразных трудностей учения занимались Ш.А. Амонашвили, А.Г. Асмолов, Я.Л. Коломинский, А.В. Мудрик, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин,  которые указывают на специальную организацию общения младших школьников.   Мы приходим к выводу   о   том,   что   развитие   коммуникативной   компетенции   есть  овладение  личностью всеми  видами речевой деятельности и культурой речи,   развитие способности    решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, а также овладение совокупностью   ЗУН в области вербальных и невербальных средств для адекватного восприятия и отражения действительности в различных ситуациях общения,   то   есть   умение   осуществлять   коммуникативную   деятельность.  Отметим,   что коммуникативная компетенция   лежит в основе всех других компетенций, а развивается как   за   счёт   количественного   накопления   (увеличение   словарного   запаса,   объема высказывания),   так     и   качественных   изменений   (произношение,   развитие   связной   речи, понимание обращенной речи). Однако основным критерием эффективности и успешности развития   коммуникативной   компетенции   является   умение   понимать,   ставить   и   решать различные по характеру коммуникативные задачи, т.е. умение правильно и оптимально использовать   свою   речемыслительную   деятельность   в   общении   с   другими   людьми, средствами информации и с самим собой.  Изучив современные подходы к развитию коммуникативных компетенций младшего школьника, мы пришли к выводу,   что в основу развития данной компетенции положено несколько   современных   подходов:     1)   деятельностный,   так   как   он   обеспечивает самостоятельную творческую деятельность каждого ученика, 2) компетентностный ­ даёт иное   определение   целей   общего   образования,   котрорые     формулируются   на   языке ключевых   компетенций,  которыми   должен   обладать   выпускник   школы,   а   каждая   из ключевых  компетенций  ­  это  комплекс  умений  и  знаний,  относящихся  к  определенной сфере практической деятельности, а которую в той или иной мере вовлечен любой человек, 3)   который   учитывает   психолого­педагогические особенности развития младшего школьника, 4) коммуникативный, который обеспечивает эффективное общение.      личностно­ориентированный,     Изучив методическую литературу, мы пришли к выводу, применение технологии проектного обучения на уроках в начальной школе  актуально и востребовано. Опираясь на мнение   К.Н.Поливановой,     Б.В.Воронцова,   педагогов­практиков,     сделаем   вывод,   что метод проектов   на уроках   в начальной школе позволяет научить детей организовывать свою   деятельность,     формировать   ключевые   компетентности,   решать   проблемы,   с выполнением   определённой   социальной   роли,   а   также   в   силу   своей   дидактической сущности   позволит   решать   образовательные   задачи   и   станет   средством   развития коммуникативной   компетенции   младшего   школьника,   где   средство   рассматривается   (в широком смысле слова) как способ   организации совместной деятельности учащихся и учителя.            Ситуация современного школьного обучения требует от ребёнка активного решения новых сложных коммуникативных задач: организации делового общения учеников друг   с   другом   и   с   учителем   по   поводу   изучаемого   материала.   Поэтому   очень   важно развивать у ребёнка высокие формы общения с взрослыми и сверстниками, что составляет предпосылку формирования нового типа взаимоотношения между учителем и учеником, между   одноклассниками.   Диалог,   живое   общение,   тренинги,   языковая   коммуникация являются тем фундаментом, на котором будут расти и развиваться школьники. Основная характеристика   коммуникативного   подхода   в   обучении   –   «учиться   общению   общаясь М.Р.Львов считает, что коммуникативный подход предполагает изучать любое языковое явление не само по себе, не только внутри языковой структуры, но в ситуациях коммуника­ ции, в речи, в тексте, не только понять сущность изучаемого явления, но и употребить соответствующую   языковую   форму   в   собственной   речи,   изучить   ее   употребление   и другими   авторами   ­   мастерами   слова.     Современный   подход   требует   также   изучения результата применения этой формы, чтобы оценить ее информационную и выразительную силу. Это «обратная связь» в общении [4, 320­322]. По   мнению   многих   отечественных   психологов   и   педагогов   (В.В.Давыдов, А.К.Дусавицкий,   Д.Г.Левитес,   В.В.Репкин,   Г.А.Цукерман,   Д.Б.Эльконин   и   др.), эффективность использования того или иного развивающего активного метода, к которым в   полной   мере   относится   и   проектный,   во   многом   обусловлена   позицией   учителя,   его направленностью на создание личностно­ориентированного педагогического пространства, демократическим   стилем   общения,   диалоговыми   формами   взаимодействия   с   детьми. Также   в   психолого­педагогической   литературе   неоднократно   подчеркивается,   что “существенным   условием   для   выбора   учителем   наиболее   эффективных   методов, оптимизирующих   преподавание,   является   знание   реальных   возможностей   учащихся, развития   их   интеллекта   воли,   мотивов”.   Кроме   того,   в   целом   ряде   работ   отмечается необходимость системности в использовании активных методов, постепенного увеличения степени детской самостоятельности в учебно­познавательной деятельности и уменьшении различных   видов   учительской   помощи.   Все   это,   безусловно,   относится   к   применению проектного метода в начальной школе.   Во­первых, необходимо сформировать у учащихся ряд     коммуникативных   умений,  лежащих   в   основе   эффективных   социально­ интеллектуальных   взаимодействий   в   процессе   обучения,   к   которым   относится: ­ умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации действий); ­ умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали); информации “дефицита” способов или           ­   умение   выражать   свою   точку   зрения   (понятно   для   всех   формулировать   свое мнение, аргументированно его доказывать);       решение, оригинальное ­ умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, рассуждение). Данные умения формируются с первых дней ребенка в школе, когда дети совместно с учителем   в   учебных   ситуациях   “открывают”   и   доступно   для   себя   формулируют необходимые   “Правила   общения”,   регулирующие   как   внешнюю   сторону,   построение высказываний, так и внутреннюю сторону, содержание высказываний. Вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся, зрелость”. Прежде всего, имеется в виду сформированность обобщенности умственных действий как интегративной характеристики, включающей в себя: ­развитие аналитико­синтетических действий; ­сформированность алгоритма сравнительного анализа; ­умение   вычленять   существенный   признак,   соотношение   данных,   составляющих “интеллектуальная определенная       условие задачи;  ­возможность выделять общий способ действий; ­перенос   общего   способа   действий   на   другие   учебные   задачи.   При   этом качественными характеристиками развития всех составляющих обобщенности умственных действий   у   учащихся   начальной   школы   являются   широта,   мера   самостоятельности   и обоснованность.   К   “интеллектуальной   зрелости”   также   относится   наличие   у   младших школьников таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность. Целенаправленное формирование как обобщенности умственных действий, так и названных качеств мышления осуществляется с 1­го по 4­й класс в русле работы над становлением у учащихся   центрального   психического   новообразования   младшего   школьного   возраста   – теоретического   мышления   через   особое   учебное   теоретическое   содержание,   активные методы   и   приемы   обучения,   диалоговые   формы   взаимодействия   учителя   с   детьми   и учеников друг с другом. В качестве третьего показателя готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности рассмотрим опыт развернутой, содержательной, дифференцированной   самооценочной   и   оценочной   деятельности,   которая   способствует формированию у детей следующих необходимых умений: ­   адекватно   оценивать   свою   работу   и   работу   одноклассников; ­ обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи положительное;   ­ выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания. акцентом на с       Требуется   особо   подчеркнуть,   что   формирование   выделенных   показателей готовности учащихся начальной школы к проектной деятельности является необходимым условием для становления субъективности младшего школьника в процессе обучения  [2]. Мы посчитали целесообразным, изучить метод проектов  с точки зрения   развития коммуникативной компетенции.  По мнению А.И.Василовской  в основу метода проектов положена   идея   о   направленности   учебно­познавательной   деятельности   школьников   на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической   деятельности.  Внутренний   результат  опыт   деятельности   –   становится бесценным   достоянием   учащегося,   соединяя   в   себе   знания   и   умения,   компетенции   и ценности [2]. Многие   исследователи   характеризуют   метод   проектов   как   личностно­ ориентированный,   обучающий   взаимодействию   в   группе   и   групповой   деятельности, развивающий  умения   самовыражения,  самопрезентации   и   рефлексии;  формирующий навыки   самостоятельности   в   мыслительной,   практической   и   волевой   сферах; воспитывающий   целеустремленность,  ответственность,     инициативность   и  творческое отношение   к   делу;  интегрирующий   знания,   умения   и   навыки   из   разных   дисциплин; здоровьесберегающий.  Соглашаясь с мнением А.Б.Воронцова,  считаем, что в ходе решения проектных задач  на уроках русского языка младший школьник учится: 1) взаимодействию как   коммуникативному   действию,   направленному   на   учет   позиции   собеседника   или партнера по деятельности; 2) кооперации как   согласованию усилий по достижению общей цели; 3) коммуникативно ­ речевым действиям, служащие средством передачи информации другим   людям   и   становления   рефлексии.   Кроме   того   младший   школьник   получает возможность: 1) реализовать потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками; 2) овладеть определенными вербальными и невербальными средствами общения; 3) строить позитивное   отношение   к   процессу   сотрудничества;   4)   ориентироваться   на   партнера   по общению; 5) учиться слушать собеседника; 6) реализовать коммуникативную способность [3, 22­48].           Необходимо отметить, что коммуникативные  компетенции  формируются на основе общеучебных умений и навыков, а также предметных учебных умений, навыков и способов деятельности.      В     своей   педагогической   практике   применяю   при   организации   деятельности учащихся     метод   проектов   как   на   основе   решения   проектных   задач,   составленных   по методическим рекомендациям А.Б.Воронцова, К.Н.Поливановой, в течение трёх лет,  так и разработке индивидуальных и групповых проектов, более 7 лет, провожу практические занятия  по организации проектной деятельности учащихся.  Однако следует отметить, что процесс   развития   коммуникативной   компетенции   длительный,   а   также     осложняется индивидуальными  проблемами   младшего   школьника   в   устной   речи   и   недостаточным уровнем  сформированности его коммуникативных умений, требует долгой, кропотливой работы. Несмотря на это, есть результаты позволяющие сделать вывод об эффективном применении данной технологии. Учащиеся активны, участвуют мероприятиях   школьного, муниципального уровней, работают с групповыми и индивидуальными проектами, имеют статьи   в   газете   «Вперёд»,   грамоты,   участие   в   конференции   школьников   1­7   классов «Первые   шаги   в   исследовательской   деятельности».     В   школе   ребята   с   удовольствием делятся   опытом,   руководят   сотрудничеством   с   учащимися   2­3   классов   при   решении разновозрастных проектных задач, забывая о конфликтах и ссорах.   Решение проектных задач  одним учащимся, имеющим проблемы в общении, высказывании своей точки зрения, помогло преодолеть свой внутренний страх, переживание, другим научиться слышать и принимать точки зрения других людей, третьим возможность проявить себя.     Свой педагогический опыт по применению метода проектов обобщила на уровне школы,   в   виде   семинаров,   проведения   открытых   занятий,   организацию   решения разновозрастных задач.                                   Литература: 1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. / Под ред. Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. – 3­е изд. – М.: Просвещение, 2011.  Василовская   А.И.   Метод   проектов   на   уроках   в   начальной   школе [Электронный ресурс].­ URL:  http:// www.1september.ru 2. 3. Воронцов, А.Б. Проектные задачи в начальной школе / Пособие для учителя / А.Б.Воронцов// М.: Просвещение ­ 2009. – С.176 ­ (Стандарты второго поколения).  4. Львов,   М.Р.   Методика   преподавания   русского   языка   в   начальной   школе: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / М.Р.Львов, В.Г.Горецкий, О.В.Сосновская. ­ М. «Академия». ­2004.­ С.464 5. Приказ № 373  Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009г.: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. URL  http://www   .  standart    .  edu   .  ru 6. Поливанова,   К.Н.Проектная   деятельность   школьников   /     Пособие   для учителя / К.Н.Поливанова// М.: Просвещение ­2008. – С.191 7. Примерная   основная   образовательная   программа   образовательного учреждения. Начальная школа / (Стандарты второго  поколения) составитель Е.С.Савинов ­ М.Просвещение. – 2010. –С. 204 Планируемые результаты начального общего образования. /(Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.) под ред.                               Г. С Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009. – 120 с. – (Стандарты второго поколения). 8. 9. Талызина Н.Ф.  Педагогическая психология / Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/– М.: Просвещение. – 1993.­С.383

Статья Метод проектов как средство развития коммуникативной компетенции младших школьников

Статья Метод проектов как средство развития коммуникативной компетенции младших школьников

Статья Метод проектов как средство развития коммуникативной компетенции младших школьников

Статья Метод проектов как средство развития коммуникативной компетенции младших школьников

Статья Метод проектов как средство развития коммуникативной компетенции младших школьников

Статья Метод проектов как средство развития коммуникативной компетенции младших школьников

Статья Метод проектов как средство развития коммуникативной компетенции младших школьников

Статья Метод проектов как средство развития коммуникативной компетенции младших школьников

Статья Метод проектов как средство развития коммуникативной компетенции младших школьников

Статья Метод проектов как средство развития коммуникативной компетенции младших школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2018