Урок литературного чтения в 4биография никитин.docx
[Введите название организации]
Урок литературного чтения в 4м классе
"«Воспоминание о детстве». И.С. Никитин"
Самсонкина Н.В. Урок литературного чтения в 4м классе
"«Воспоминание о детстве». И.С. Никитин"
Слайд 1
Тема: «Воспоминание о детстве». И.С. Никитин.
Цель: создание условий для раскрытия детьми смысла лирического произведения.
Задачи:
Познакомить со стихотворением И.С. Никитина.
Развивать навыки выразительного чтения, творческие способности детей, внимание к
образным средствам языка.
Помочь понять состояние лирического героя, автора и своё.
Создать художественный образ лирического героя.
Воспитывать интерес к поэзии, прививать художественно – эстетический вкус.
Оборудование: оформленная доска; портрет писателя, учебники по литературному чтению,
выставка рисунков.
Этапы урока
Деятельность
учителя
Деятельность
ученика
ХОД УРОКА
1. Эмоционально
мобилизирующий
этап
2. Выход на тему
урока
Учитель
эмоционально
настраивает детей на
урок.
Предлагает прочитать
девиз урока: Слева
друг и справа друг,
вместе будет
дружный круг.
– Значит как мы
будем работать на
уроке?
– Молодцы!
Беседа:
– Прослушайте,
пожалуйста,
стихотворение и
попытайтесь
определить тему
нашего урока
Комментарии
Создание
благоприятной
обстановки на
уроке.
Дети читают девиз на
доске хором.
Ответы детей: дружно,
сплочённо, вместе.
(Предполагаемые
ответы).
Дети внимательно
слушают произведение
и определяют о чём
стихотворение.
Дети учатся
обобщать и
определять тему
всей выставки. Предполагаемые
ответы детей:
– О стране детства.
– О детстве.
– Детство в поэзии.
Дети учатся
определять тему
урока.
Чтение
стихотворения А.
Цветаевой.
Слайд 2
В той удивительной
стране.
Где я увидел свет,
Как многим
исполнялось мне
И пять и десять лет.
Слайд 3
В стране фантазий и
проказ
И озорных затей,
Кодато каждый был
из нас.
Одним из тех детей.
Слайд 4
Все те кто рос тогда
со мной
И набирал года,
Однажды с этою
страной
Простились навсегда.
– О какой стране идет
речь?
– О чём пойдет речь
на нашем уроке?
– Сформулируйте
тему урока.
– Правильно!
Молодцы!
3. Мотивация
– А вот какого автора
мы будем изучать,
отгадайте сами.
– Прочитайте только
русские буквы и вы
узнаете фамилию
поэта, стихи которого
мы будем изучать и
читать.
На доске:
LHz И jKxИrTrwHs
– Запись на доске
Дети находят русские
буквы и читают
фамилию автора:
Никитин.
Дети вспоминают и
отвечают: Иван Савич.
Дети предполагают: о
детстве, о
воспоминаниях о
Развитие внимания.
Припоминание. фамилии автора.
– Ребята мы уже
изучали стихи этого
автора. Вспомните его
имя, отчество.
– На доске
появляется запись:
И.С. Никитин.
детстве.
Предполагаемые
ответы:
– Родился в Воронеже,
в небогатой семье.
Отец разорился, и
мальчик рано начал
работать.
Биография.
Слайд 612
–Ребята давайте
предположим о чём
будет стихотворение
И.С. Никитина?
Слайд 13
– Правильно! Сегодня
мы прочитаем его
поэтическое
воспоминание о
детстве.
– Хорошо! Ребята, а
какие цели вы
поставите перед
собой на урок?
– А что для вас
детство?
– Хорошо! Для вас
это счастливое время?
– Давайте же узнаем о
детстве нашего поэта.
4. Целеполагание
5. Подготовка к
восприятию
произведения.
Погружение в
урок
Учатся определять
и ставить цели
урока.
Предполагаемые
ответы:
– Научится читать
выразительно
произведение.
– Понять, что хотел
автор донести до нас
своим произведением.
– Развивать свой
читательский
кругозор.
Ответы детей:
– Это беззаботное
время, когда рядом
мама и бабушка, папа
и дедушка.
– Это дом, в котором
мы живем. Это Родина,
где я родился и вырос.
– Это детсад, школа.
Ответы детей:
– Конечно, да, это
счастливое время. 6. Восприятие
произведения
И.С. Никитина
«Воспоминание о
детстве»
1) Первоначальное
чтение учителем.
2) Обмен
впечатлениями.
3) Работа в группах.
7.
Художественный
анализ.
1) Выборочное
чтение.
2) Деление
произведения на
части.
– Откройте учебник и
следите за моим
чтением.
– Я прочитаю
стихотворение, а вы
постарайтесь
представить себе
картину, описанную
автором в
стихотворении.
– Чтение
стихотворения.
– Какое настроение
поэта вы чувствуете в
этих строках?
– А какое настроение
у вас вызвало
прочитанное
произведение?
– А сейчас давайте
поработаем в группах:
1 группа –
восторженное,
радостное;
2 группа – скучное,
однообразное,
3 группа – грустное,
печальное.
Работа в группах
– Какое настроение
вы увидели в
стихотворении.
Найдите строки и
зачитайте их.
– Какие строки
помогли вам это
понять. Работаем в
группах.
– Какими словами
характеризует своё
детство поэт в начале
произведения?
– Что же радовало
его?
Восприятие текста
на слух, развитие
внимания.
Обогащение
словарного запаса.
Умение слушать
друг друга.
Открывают учебники,
следят за чтением и
стараются представить
картину, описанную в
стихотворении
Никитина
«Воспоминание о
детстве».
Предполагаемые
ответы:
В этом стихотворение
присутствуют разные
настроения:
печальные,
восторженные,
скучные, грустные.
Предполагаемые
ответы:
Восторженное,
скучное, печальное,
однообразное.
Дети рассаживаются
по группам в
зависимости какое
настроение им ближе.
Дети называют их:
Однообразно и
печально, с каким
восторгом я встречал,
за то как скучен я
бывал.
Дети зачитывают эти
строки.
Ответы: «Однообразно
и печально шли оды
детства моего».
Ответы: «С каким
восторгом я встречал
час утра летнею
порою».
Индивидуальная
работа.
Воспитание любви к
природе.
Умение делить
целый текст на
составные части. 3) Вывод.
4) Словесное
рисование картин к
стихотворению.
5) Вывод.
8. Рефлексия
Умение обобщать,
делать выводы.
Умение
представлять
прочитанное,
фантазировать.
Развитие умения
делать выводы.
Умение отделять
что сделано, а над
чем еще предстоит
работать.
– Что вызывало в нем
восторг?
– Какое время года
поэт не любил и
почему?
– Хорошо!
– На какие 3 части
можно разделить это
стихотворение?
1.Описание дома.
Сл,13
2.Летняя природа.
Сл.14
3.Дождливая осень.
Сл.15
– Ребята какие
чувства возникли у
вас, читая это
произведение.
Т.е. в этом
стихотворении
увидели чувства.
– Ребята, значит
какой мы вывод
сделаем: что же
отражают лирические
стихи?
– Хорошо! Какие
картины возникли в
вашем воображении
после прочтения
стихотворения.
– Что вы услышали,
может увидели,
прочувствовали?
– Значит, читая
стихотворение, мы
можем в своем
воображении
представить, то что
читаем,
почувствовать аромат
сирени. Перед нами
Ответы:
За то как скучен я
бывал,
Когда сырой туман
осенний
Поля и дальние
деревни
Как дым свинцовый
одевал.
Когда деревья
обнажались,
И дождик лил по
целым дням.
Зачитывают
стихотворение по
частям.
Ответы детей:
Чувства грусти,
потому что мало
радости в строках
поэта.
Единственнаярадость
– общение с природой.
– Чувство сожаления,
от того что детство
поэта была
однообразное,
безрадостное.
Делаем вывод:
Лирические стихи
отражают не события,
а душевные
переживания поэта,
его настроение.
Ответы детей:
Деревянный дом,
кусты сирени вокруг
него.
– Портреты на стенах,
полумрак, лампады
перед иконами.
– Летнее утро, солнце
встает.
– Туманный лес, река.
– Серое небо, дождь
стучит, голые деревья.. встает вся картина,
хотя поэт и не
описывает все в
подробностях.
– Вы согласны со
мной?
– Хорошо! Ребята
давайте вернемся к
целям нашего урока.
Что мы сделали на
уроке и что предстоит
еще сделать?
– Хорошо! Молодцы
ребята. Продолжаем
работу.
– Какой раздел
литературы создан
специально для того,
чтобы тренировать
четкую дикцию.
– Прочитайте
скороговорку 3 раза:
медленно, быстро и
очень быстро.
Слайд 16
Лампадкалампада на
масле, перед иконами.
34 человека читают
выразительно.
Ответ детей:
Скороговорки.
Идет чёткое
проговаривание
скороговорок.
Записывают в словари.
Пользуясь памяткой
дети читают стихи
вполголоса.
Дети читают
выразительно.
Работа над чёткой
дикцией и
правильным
произношением.
Воспитание
самостоятельности.
Передача чувств
поэта и свои
переживания.
Работа
на выразительное
чтение.
Один стоит лицом к
классу.
Учитель читает:
На зарядку солнышко
поднимает нас.
Поднимаем руки мы,
по команде:
– Раз!
А над нами весело
шелестит листва.
Остальные выполняют
упражнения вместе с
ним.
Разминка. Отдых.
Смена
деятельности.
9. Художественное
исполнение и
художественный
анализ
1) Отработка
четкой дикции.
2) Словарная
работа.
3) Работа с
памяткой.
Подготовка к
выразительному
чтению.
4) Выразительное
чтение.
10.
Физкультминутка
Слайд 17 1) Анализ
лирического
произведения
2) Литературные
приёмы
Умение выбирать
главное.
Умение
высказывать свое
мнение.
Умение
распознавать
литературные
приемы.
Развивать знания
образных
определений.
Дети выбирают
правильные ответы, а
ненужные стирают и
обосновывают свой
выбор, доказывая его.
Ответы детей:
Эпитеты,
олицетворение,
скрытое сравнение.
Слайд 18
Ответы детей:
Однообразно и
печально сонная земля,
золотистые волны,
волнистая нива,
свинцовый дым,
спящие заливы,
туманная даль.
Ответ: Эпитет –
образное
художественное
определение свойств
предметов.
Ответы детей:
– Эпитеты делают речь
более точной,
выразительной,
красивой.
Ответы детей: Да! Мы
смогли понять, что
радовало его.
Опускаем руки мы, по
команде:
– Два!
Соберем в корзинки
мы ягоды, грибы.
Дружно наклоняемся,
по команде:
– Три!
На четыре и на пять
дружно будем мы
скакать. Ну а по
команде:
– Шесть! Всем сесть!
– Как вы считаете с
какой целью автор
написал это
стихотворение?
Ответы написаны на
доске:
Чтобы
сообщить о своем
детстве.
Чтобы
передать свои
чувства.
Чтобы
привлечь
внимание
читающего к
своему
произведению.
Чтобы вызвать
взаимные
переживания.
– Ребята, а какие
литературные приемы
вы знаете?
Работа с эпитетами.
– При помощи каких
слов, автор передает
свои чувства в своих
детских 11. Рефлексия
12. Итог урока.
Оценивание.
воспоминаниях?
– Что такое эпитет?
Слайд 19
Вывод: Для чего
автор их использует?
– Значит эпитеты
помогли понять нам
чувства поэта?
– Как вы поняли, для
чего поэт написал
стихотворение?
– Что любил поэт
больше всего из
своего детства?
– Какие строки вам об
этом рассказали?
– Ребята, а если бы
вам пришлось
рисовать картину,
какие бы вы краски
выбрали?
– А почему?
– С каким
стихотворением
познакомились на
уроке?
– Чему учились на
уроке?
– Вы переживали
сегодня вместе с
автором?
– Что заставляло вас
переживать?
– Ребята оцените себя
в работе и
прокомментируйте
свою оценку.
Слайд
Развитие умение
обобщать, делать
выводы.
Умение подводить
итог уроку.
Умение подводить
итог уроку.
Развитие умение
сопереживать,
сочувствовать.
Развитие
самооценки,
самокритично сти.
Ответы детей: Чтобы
передать свои чувства,
свои детские
переживания.
Ответы детей:
Природу, чтение книг.
Ответы детей: Что он
– поэт в детстве был
очень одинок.
Дети зачитывают
отрывки,
свидетельствующие об
этом.
Ответы детей: Ну
разве можно
одиночество
нарисовать яркими
цветами?!
Ответы детей: Со
стихотворением И.С.
Никитина
«Воспоминание о
детстве».
Ответы детей: Учились
читать выразительно,
анализировать
прочитанное.
Ответы детей:
Да, конечно
переживали.
Ответы детей: Что он
был одинок, что
детство его было
безрадостное, серое. – Ребята, я благодарю
вас за
сотрудничество!
Ставлю следующие
оценки: называю
оценки и
комментирую их.
1) Читать
произведение
выразительно.
2) По выбору:
составить словесную
картину,
проиллюстрировать
13. Домашнее
задание.
Дети записывают
задание в дневник.
Биография и творчество И.С. Никитина
Рассказ учителя
(Слайд 6)Иван Саввич Никитин родился 21 сентября 1824 года в Воронеже.
Отец его был торговцем владел свечным заводом и лавкой.
(Слайд 7)Дом и памятник И.С.Никитину
(Слайд 8)Желая выучить единственного своего сына на лекаря, он отдает
мальчика в училище, а потом в семинарию. Будущий поэт мечтал стать
высокообразованным человеком, окончить университет. Нелегко было Никитину,
но он не переставал учиться самостоятельно: все свободное время отдавал чтению,
увлекся сочинением стихов. (Слайд 9) Он создавал стихи о жизни простого народа, о землепашцах,
рыбаках, ямщиках, об их нужде и горе.
В 1856 году вышла первая книжка стихов И.С. Никитина. Имя его получило
широкую известность. Главные темы в поэзии Никитина — родная природа,
беспросветная жизнь крестьян и крестьянский труд, страдания городской бедноты.
(Слайд 10)Иван Саввич от природы был физически сильным человеком ему
ничего не стоило переломить подкову или согнуть медный пятак. Но работа на
постоялом дворе подорвала его здоровье. Десять лет подряд он почти постоянно
болел. Острая простуда в мае 1861 года на несколько месяцев приковала его к
постели. 16 октября 1861 года Иван Саввич скончался.
Похоронен Никитин в Воронеже рядом со своим великим земляком поэтом А.
В. Кольцовым. В 1911 году, в пятидесятилетие со дня смерти, ему был поставлен
памятник в Воронеже. (Слайд 11)Но лучшим памятником талантливому поэту
служит любовь народов нашей многонациональной Родины.
(Слайд 12)Поэзию Никитина высоко оценили. Некоторые стихотворения,
положенные на музыку, стали поистине народными песнями.
Урок литературного чтения в 4-м классе "«Воспоминание о детстве». И.С. Никитин"
Урок литературного чтения в 4-м классе "«Воспоминание о детстве». И.С. Никитин"
Урок литературного чтения в 4-м классе "«Воспоминание о детстве». И.С. Никитин"
Урок литературного чтения в 4-м классе "«Воспоминание о детстве». И.С. Никитин"
Урок литературного чтения в 4-м классе "«Воспоминание о детстве». И.С. Никитин"
Урок литературного чтения в 4-м классе "«Воспоминание о детстве». И.С. Никитин"
Урок литературного чтения в 4-м классе "«Воспоминание о детстве». И.С. Никитин"
Урок литературного чтения в 4-м классе "«Воспоминание о детстве». И.С. Никитин"
Урок литературного чтения в 4-м классе "«Воспоминание о детстве». И.С. Никитин"
Урок литературного чтения в 4-м классе "«Воспоминание о детстве». И.С. Никитин"
Урок литературного чтения в 4-м классе "«Воспоминание о детстве». И.С. Никитин"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.