Цель урока: изучение единицы длины миллиметр и его связи с сантиметром.
Задачи:
1) Познакомить с новой единицей измерения длины - миллиметром, установить соотношения между миллиметром и сантиметром.
2) Развивать умение работать с именованными числами, совершенствование практического навыка в измерении отрезков, логическое мышление, умение анализировать и доказывать свое мнение.
3)Формировать познавательный интерес к урокам математики:
· обобщать знания о единицах измерения длины;
· развивать умение работать с линейкой;
· развивать познавательную активность, внимание, мышление.
Планируемые результаты.
Предметные:
Знакомство с новой единицей измерения длины – миллиметром, приобретение начального опыта применения знаний в повседневных ситуациях, овладение способом измерения длины в миллиметрах.
Личностные:
Определение границ собственного знания и незнания о новой единице измерения длины - миллиметре.
Метапредметные:
Сравнивать миллиметр с известными единицами измерения длины, читать и записывать миллиметр, выполнять арифметические действия с этой единицей измерения длины, измерять отрезки с помощью миллиметра, чертить отрезки заданной длины с использованием миллиметра, проводить проверку правильности выполненных заданий.
УУД
Личностные УУД:
· формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к уроку, к школе, к получению знаний;
· мотивация к учению, к творческому труду, к работе на результат.
Регулятивные УУД:
· самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий;
· определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью;
· составлять план выполнения заданий на уроках, жизненных ситуациях под руководством учителя;
· осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач;
· осуществлять само- и взаимопроверку;
· оценивать правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе различных образцов и критериев;
· оценивать собственную успешность в выполнении заданий.
Коммуникативные УУД:
· соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
· читать вслух и про себя тексты учебников, понимать прочитанное, задавать вопросы, уточняя непонятное;
· участвовать в диалоге, слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения;
· критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого;
· участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель;
· осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в парах, группе.
Познавательные УУД:
· ориентироваться в учебниках, определять, прогнозировать, что будет освоено при изучении данной темы;
· извлекать информацию, представленную в разных формах, использовать преобразование словесной информации в условные модели и наоборот, самостоятельно использовать модели при решении учебных задач;
· предъявлять результаты своей работы;
· анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные действия;
· выявлять аналогии и использовать их при выполнении заданий, активно участвовать в обсуждении учебных заданий, предлагать разные способы выполнения заданий, обосновывать выбор наиболее эффективного способа действия.
Ход урока
1, Мотивация к учебной деятельности.
- Здравствуйте. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Скажите , а что сегодня за день. Когда на улице холодно , люди как ходят?
2. Актуализация и пробное действие.
- Ребята. Скажите,. пожалуйста, а вы умеете быстро отвечать на математические вопросы. Давайте проверим.
1. Промежуток времени в 100 лет. (Век) Слайд 1
2. Отрезок равный 100 см. (Метр)
3. Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье - это... (Неделя)
4. Отрезок в 10 см. (Дециметр)
5. 60 минут. (Час)
6. Расстояние равное 1000 метрам. (Километр)
7. Единица меньшая часа. (Минута)
8. Самая маленькая единица времени. (Секунда)
- Каким, одним словом можно назвать все эти слова? (Величина)
3. Выявление места и причин затруднения.
- А вы верите, что герои мультфильмов могут спорить, решать математические задачи, отвечать на математические вопросы?
- Предлагаю проверить и посмотреть как герои одного мультфильма решают математическую задачу (просмотр мультфильма 38 попугаев) Слайд 2
- Скажите, пожалуйста, что вызвало сложность у героев мультфильма?
- А почему?
- А как же мы с вами в обычной жизни могли бы измерить удава?
- Вы догадались, о чем мы с вам будем сегодня говорить на уроке?
- Правильно, сегодня мы будем говорить о мерах измерения длины.
- У вас на столах лежат отрезки. Измерьте и напишите на планшете длину
красного отрезка. (9 см)
- А теперь зеленого (8см 2 мм)
- Вы смогли выполнить задание? Что возникло затруднение? (Отрезок больше 8, но меньше 9 см) Длину этого отрезка можно измерить с помощью другой единицы измерения. Кто знает ее название? (Миллиметр)
- Как вы думаете, о какой величине мы будем говорить? (Миллиметр) Слайд 3
4. Построение проекта и решение проблемы.
- Какое слово спряталось в данном, хорошо вам известно? (метр). Приставка «милли» обозначает 1000. Значит в тысячу раз меньше, чем метр.
- Обратите внимание на правописание данной приставки. Что заметили?
- Миллиметр-эта самая маленькая единица измерения длины на линейке.
Рассмотрите измерительную линейку и скажите, на сколько равных частей разделён каждый сантиметр. (на 10 одинаковых частей).
- Какой можем сделать вывод? Сколько миллиметров в 1 сантиметре? (10)
Вывесить на доску 1 см=1мм
- Для удобства ученые приняли условное обозначение миллиметра. Используются 2 буквы «мм».
- Какова цель нашего урока? (Узнать, что такое миллиметр, научиться применять знания на практике)
- Зачем нам эта единица длины? (Для более точных измерений, для измерения мелких деталей)
5. Реализация сформированной модели.
1.Работа с учебником.
- Откройте содержание и найдите страницу, на которой начинается наша тема? (С. 102)
- Откройте учебник на стр.102, Какие задания для этого мы будем выполнять?
(Мы должны научиться выражать данные длины в мм, измерять длины отрезков в мм, выполнять сложение длин, решать задачи)
- И за одно, научим того самого попугая из мультфильма правильно измерять длину отрезка.
- Он будет за нами внимательно наблюдать , а если ему понравится на нашем уроки, то нас ждет сюрприз.
- Готовы ?
-Давайте откроем тетради запишем число , классная работа.
а) Работа у доски задание № 344 .
Прочитайте задание, вырази данные длины в миллиметрах
5 см = 50 мм 7 см = 70 мм
8 см = 80 мм 10 см = 100 мм
3 см = 30 мм
б) Работа с планшетной доской № 345
- Прочитайте задание, сравните это задание с предыдущим. Что вы заметили? (Это обратные задания)
60 мм = 6 см 90 мм = 9 см
20 мм = 2 см 100 мм = 10 см
40 мм = 4 см
6. Первичное закрепление .
а) Работа у доски № 348
37 мм = 3 см 7 мм
246 мм = 24 см 6 мм
58 мм = 5 см 8 мм
1563 мм = 156 см 3 мм
105 мм = 10 см 5 мм
100 мм = 10 см
- Чему научились, выполняя это задание? (Выражать сантиметры в миллиметрах, выражать миллиметры в сантиметрах)
Физминутка
Попугай
Жил на свете попугай.
Крылья шире расправляй.
(руки в стороны, влево, вправо)
Он любил летать всех выше,
Выше пальм, жирафов выше.
(потянуться на носках, руки вверх)
В гости к детям прилетал,
Вместе с ними отдыхал,
(делать приседания)
Прыгал, кланялся, шалил,
(наклоны головы или туловища вперед)
С учениками говорил.
7. Самостоятельная работа в парах с взаимоконтролем № 349 .
- Прочитайте задание. Что нужно сделать, чтобы выполнить сложение? (Выразить в миллиметрах слагаемые).
Первый примера решает ученик у доске , а остальные номера самостоятельно.
6 см 7 мм + 2 см 4 мм = 67 мм + 24 мм = 91 мм = 9 см 1 мм
5 см 9 мм + 5 см 6 мм = 59 мм + 56 мм = 115 мм = 11 см 5 мм
5 см 1 мм + 4 см 9 мм = 51 мм + 49 мм = 100 мм = 10 см
- Чему научились выполнив это задание? (Складывать величины)
8. Включение в систему знаний и повторений.
а) Работа в группах.
- Может ли периметр квадрата быть равен периметру прямоугольника? (Да/нет) --- Появилось противоречие. Этот вопрос мы с вами должны исследовать. Давайте попробуем это сделать.
- Для проведения исследования мы с вами делимся на группы по 4 человека. Возьмите задания и выполните их
1) Вычисли периметр прямоугольника, стороны которого равны 2 см 4 мм и 4 см 2 мм. (Не забудь выразить длины сторон в миллиметрах)
Р = (24 мм + 42 мм) · 2 = 66 мм · 2 = 132 мм
2) Вычисли периметр квадрата, стороны которого равны по 3 см 3 мм. (Не забудь выразить длины сторон в миллиметрах)
Р = 33 мм · 4 = 132 мм
- Сравните периметр фигур.
- Что можем сказать?
- Какой вывод можем сделать по вопросу исследования?
Вывод: да, периметр квадрата может равняться периметру прямоугольника.
б) Работа в парах.
- А теперь поработайте в парах. Возьмите КАРТОЧКУ (лежат у детей на столах)
- Прочитайте и выполните задание. Начертите отрезки: 50 мм, 75 мм. Запишите длины каждого отрезка в сантиметрах.
- Чему учились? (Чертить отрезки, используя новую меру длины миллиметр)
9. Рефлексия учебной деятельности на занятии.
- Вспомните, какая была цель урока? Достигли мы ее?
- Что понравилось на уроке? По очереди поместите на лестнице «Успеха» магниты.
- Молодцы , вы очень хорошо сегодня потрудились , поэтому попугай приготовил для вас сюрприз. (детям раздаются раскраски)
10. Домашнее задание
Уч. № 347. Сочинить сказку о важности миллиметра.
Литература
1. УМК “Перспективная начальная школа”. Математика. А.Л. Чекин.
Конспект открытого
урока по математике
в 3 «В» классе.
Тема: «Сантиметр и миллиметр».
Подготовила
учитель начальных классов
Юшко А.В.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.