Открытый урок по МХК на тему "Стили западноевропейской архитектуры"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 25.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Открытый урок по МХК на тему "Стили западноевропейской архитектуры"разработан для учащихся 8 класса.Цель урока: систематизировать знания учащихся о стилях архитектуры Задачи: - Закрепит знания об архитектуре - Развивать интерес к архитектуре как основе всех искусств - Формировать умение работать в группах, находит нужную информацию Архитектура романского стиля отличалась оборонительным, крепостным характером – имела массивные стены, узкие окна, высокие башни. Такая особенность была вызвана частыми войнами, суровыми условиями жизни и желанием отгородится от внешнего мира. Постройки этого периода отличались суровой простотой, ясностью объемов, внушительностью, тяжеловесностью, монолитностью, замкнутостью, отсутствием украшений.
Иконка файла материала открытый урок по МХК 8 класс.doc
Открытый урок  МХК 8 класс Тема урока: Стили западноевропейской архитектуры Цель урока: систематизировать знания  учащихся о стилях архитектуры Задачи:  ­ Закрепит знания об архитектуре ­ Развивать интерес к архитектуре как основе всех искусств ­ Формировать умение работать в группах, находит нужную информацию Ход урока 1. Организационный момент 2. 1 этап – индукция. Цель: создание эмоционального настроя Зрительный ряд – архитектурные сооружения. Как вид искусства вы видите? Что вы знаете об архитектуре?  Блиц­опрос: 1. Картина или орнамент, составленный из кусочков стекла? Витраж 2. Верхняя часть колонны?  Капитель 3. Женская скульптура, заменяющая колонну? Кариатид 4. Внутренне пространство здания? Интерьер 5. Криволинейное перекрытие проема в стене или оконном проеме? Арка  6. Искусство проектировать, стоить здания и другие сооружения?  Архитектура 7. Перечислите основные типы колонн, которые входят в греческий ордер. (Ионические, дорические, коринфские колонны). 2 этап – самоконструкция. Цель: индивидуальное создание гипотезы,  решения. Расшифруйте и объясняете эту абривиатуру  ­ ППК (польза, прочность,  красота).Польза и красота – темы, которые не перестают на протяжении веков  привлекать внимания теоретиков искусства.  Признавая взаимосвязь этих  двух качеств, они высказывают противоположные точки зрения. «Красота возникает на основе пользы» ­ утверждают одни «Красота возникает на основе бесполезного» ­ возражают другие. А как вы  считаете, что важнее польза или красот? Зрительный ряд: демонстрация изображений русская изба и современные  небоскребы. Давайте посмотрим разные произведения архитектуры и постараемся  прочитать мысли и чувства людей, их создавших. Скажите, одинаковое ли представление о красоте у них было? Одни ценили надежную защиту, крепость, другие превосходство, демонстрируя  могущество, прогресс. Можно ли спросить, где она, настоящая красота: в избе или небоскребе? И там, и там есть своя красота, только она разная и ее нужно уметь  увидеть. 3 этап – социоконструкция. Цель: работа учащихся в группах по  заданию учителя. Давайте вспомним сказку «Три поросенка». Каждый герой построил  себе дом, из чего они были сделаны? (солома, лед, дерево).   Каждый при строительстве выбрал свой стиль?  Стиль – палочка для письма, означает подчерк, совокупность характерных  черт, приемов, способов, особенностей творчества. Как вы думаете, какая тема нашего урока? Тема урока: «Стили в западноевропейской архитектуре» Сегодня на уроке мы познакомимся и попробуем разобраться в характерных  особенностях стилей западноевропейской архитектуры.   Давайте разделимся на две группы. Название двух стилей зашифрованы в заданиях, постарайтесь их найти.Г А Й Н К С Е Ч Ь Н Д Й, И Е Ш И Е Р С С Х Ч И Т В И У Б А В Г О И Р О М П Й Л А И А К И А И Ь Д И Н С К И Р Т Й, В   клетках   квадрата   написаны   слова­символы.   Прочитать   их   можно   по ломаной линии, которая не должна пересекаться  и не должна  заходить  на какой­либо квадрат дважды.  Романский стиль                                                   Готический стиль Что вы знаете об этих стилях? Давайте сформулируем цель новой темы 4 этап – социализация.  Цель: сформировать знания учащихся  о западноевропейских стилях  архитектуры. Работа в группах. Одна группа получает изображение романского замка и характеристики  романского и готического стилей, нужно определить к какому стилю  принадлежит данное архитектурное сооружение. Вторая группа – готический собор и характеристики двух стиле.  5 этап ­ афиширование. Цель: представление результатов работы в группе. 6 этап ­ рефлексия.Характеристика романского стиля. В суровую, тревожную, но созидательную эпоху  XI­XII  веков утверждается первый   общеевропейский   стиль   –   романский,   который   присущ   в   первую очередь   ведущему   искусству   этой   эпохи   –   архитектуре.   Архитектура романского   стиля   отличалась   оборонительным,   крепостным   характером   – имела массивные стены, узкие окна, высокие башни. Такая особенность была вызвана   частыми   войнами,   суровыми   условиями   жизни   и   желанием отгородится от внешнего мира. Постройки этого периода отличались суровой простотой,   тяжеловесностью, монолитностью,   Созданные преимущественно для сельского ландшафта они прекрасно гармонировали с природным окружением.   отсутствием   украшений.   замкнутостью,   ясностью   объемов,   внушительностью,   (от лат. romanus — римский) развивался в западноевропейском  Романский стиль   искусстве X—XII веков. Этот художественный стиль один из важнейших этапов развития средневекового  европейского искусства. • Романскому стилю присущи стремление к завершённой целостности, строгости и  простоте, отсутствие украшений и орнамента. Её характерный элемент – арочная  форма дверных и оконных проёмов. В очертаниях преобладают вертикальные и  горизонтальные линии. Сложная структура внешне выглядит чёткой и ясной.  Каменные храмы созданы простыми объёмами и формами. Таким образом для романских построек характерно: сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки —  здание всегда тщательно вписывалось в окружающую природу   массивные гладкие стены с узкими проёмами окон и ступенчато­углубленными  порталами  наличие каменного свода • • •• •  толстые стены, прорезанные маленькими окнами, преобладание горизонтальных  членений над вертикальными  циркульные и полуциркульные арки. ­   Главными   и   наиболее   значимыми   сооружениями   романского   стиля   были монастырь­крепость,   храм   –   крепость,   замок­крепость.   Основным   типом культового здания был собор. Романский храм, вытянутый в плане  в виде латинского креста, олицетворял собой модель мира и отражал католическую идею «крестного пути» страдания и искупления грехов.  ­ В романской архитектуре получили распространение башни: узкие, высокие с шатровыми вершинами сторожили храм с восточной и западной стороны.                                                                               ­   Важным   элементом   романской   архитектуры   была   колонна,   ее     капитель украшена скульптурным орнаментом. ­ Но ведущим началом романского зодчества была стена. ­ Если есть гладкие стены, то их можно украсить. Каким образом? (росписью) ­   Стены   романских   храмов   были   украшены   фресками     и   мозаиками.   К сожалению, живопись романского периода практически не сохранилась.  ­   В   романский   период   впервые   появилась   монументальная   скульптура. Скульптурные изображения  – рельефы – располагались,   как  правило,   на порталах (архитектурно оформленных входах).  ­ Если храм представлялся крепостью бога, то замок – крепостью рыцаря.  Романские каменные замки с мощными оборонительными стенами были  неприступными крепостями. Возводились замки у реки на холме, окруженном  рвом с водой, через ров перекидывался подъемный мост.Характеристика готического стиля Трудно найти подходящие слова и сравнения, чтобы описать впечатление от готического собора. Кто знает об этих соборах понаслышке, считает главным признаком   готики   высотность.  Действительно,  соборы   высоки   и  тянутся   к небу   бесчисленными   стрелами   башен   и   башенок,   заостренных   арок. Готические   соборы   не   только   высоки,   но   и   очень   протяженны.   Например, Шартрский   собор   имеет   длину   130   метров.   Чтобы   его   обойти,   нужно преодолеть путь в полкилометра. В отличие от романской церкви с ее четкими, легко обозримыми формами, готический   собор   необозрим,   часто   асимметричен,   неоднороден   в   своих частях: каждый из его фасадов со своим порталом индивидуален.  ­ Готические соборы значительно отличались от церквей романского периода: романская   церковь   тяжеловесна   и   приземиста,   готический   собор   легок   и устремлен   ввысь.   Это   связано   с   тем,   что   в   готической   архитектуре   стали использовать новую конструкцию сводов. Если в романской церкви массивные своды покоятся на толстых стенах, то в готическом соборе свод опирается на арки, а те  в свою очередь – на столбы. Такая конструкция  дала возможность уменьшить толщину стен, увеличить внутреннее пространство здания. Стены стали служить опорой свода, что позволило проделать в них множество окон и арок.­ В готическом соборе   исчезла ровная поверхность стены, поэтому стенная роспись   уступила   место   витражу   –   изображению,   составленному   из скрепленных между собой цветных стекол, которое помещали в проем окна. Громадные окна – то узкие и высокие, то круглые (так называемые готические розы) с цветными стеклами и сложнейшими переплетением рам. ­ Внутри и снаружи собор украшало множество статуй и рельефов. • Готика оо Г тика   — период в развитии средневекового искусства с XII по XV век, пришедший   на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Готика зародилась в XII веке на севере Франции.  Для готики характерны : • • • • арки с заострённым верхом узкие и высокие башни и колонны богато украшенный фасад с резными деталями и многоцветные витражные  стрельчатые окна  все элементы стиля подчёркивают вертикаль.   В готической архитектуре выделяют  3 этапа развития:  ранний,  зрелый (высокая готика) , поздний. • Готические здания отличаются обилием ажурных, как кружева, украшений,  скульптур, орнаментов, поэтому и снаружи, и внутри они производят впечатления  лёгкости и воздушности. Окна, порталы, своды имеют характерную стрельчатую  форму

Посмотрите также