Учитель : Люльчак Наталья Ивановна
Дата: 7 декабря 2016г.
Предмет: познание мира
Класс: 4
Тема: Охрана воды.
Цель урока: обобщить знания: о воде; ее роли в природе и в
жизни человека; о необходимости бережного отношения к воде; о
причинах загрязнения водоемов.
Задачи урока:
Формировать знания детей о значении воды для всего живого на земле,
объяснить необходимость ее охраны.
Развивать умение выделять главное, существенное в учебном
материале, сравнивать, делать выводы, способствовать развитию
творческой активности.
Воспитывать бережное отношение к воде, водоёмам, желание
экономить воду.
Вид урока: урок обобщения и систематизации знаний
Метод обучения: проблемно-поисковый.
Организационные формы: работа в группах, самостоятельная и
практическая работа, творческая работа.
Ожидаемый результат: знание учащимися источников
загрязнения воды, которые они выявят при работе в группах из
различных источников информации (учебник, раздаточный
материал); смогут объяснить причины загрязнения воды; на
основе понимания материала разработают и составят постер.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, карта
Казахстана, карточки, оценочные листы, картинки, листы А3,
фломастеры, стикеры, тучки, капельки.
Ход урока:
1. Психологический настрой.
(Дети становятся в круг, взявшись за руки)
-Возьмите за руку соседа. Закройте глаза и почувствуйте тепло
рук, откройте глаза и улыбнитесь друг другу и пожелайте:
«Удачи!» (деление на группы «Капельки»)
2. Актуализация знаний.
1). Отгадайте загадку и определите, о чем пойдет речь на
уроке.
В морях и океанах обитаю,Часто по небу летаю.
Когда наскучит мне летать,На землю падаю опять. (О воде)
(поможет нам в путешествии капелька)
3. Проверка домашнего задания. Фронтальная работа -Каждый путешественник берет с собой багаж. Наш с вами багаж – это
знания, которые нам понадобятся в путешествии. Давайте проверим наш
багаж!
1 ученик - соединяет названия частей рек с их определением.
2 ученик - показывает крупные реки и озера Казахстана на карте
3 ученик - заполняет постер «Состояния воды»
4 ученик - заполняет постер «Свойства воды»
5-7 ученики отвечают на вопросы по карточкам
Вопросы для последней группы:
1) Какую часть поверхности Земли занимает вода? (3/4)
2) Каким цветом обозначается вода на карте и глобусе? (синим)
3) Какой знаменитый курорт построен на минеральном источнике в
Казахстане? (Сарыагаш)
4) В каких трех состояниях может находиться вода? (жидкое, твердое,
газообразное)
5) Место, где подземные воды выходят наружу (родник)
6) Процесс, благодаря которому на земле сохраняется одно и то же количество воды
(круговорот)
-Ваш багаж знаний в порядке. Все готово к путешествию.
4. Сообщение темы и цели урока.
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без ...(Воды)
Почему нельзя прожить без воды?
— Прочитайте тему урока.( На доске открываю надпись «Охрана
воды»)
-А целью нашего урока является обобщение знаний о воде, ее
роли в природе и в жизни человека, о необходимости бережного
отношения к воде, о причинах загрязнения водоемов.
5. Работа над темой урока
1) Операционный этап
— Взгляните на карту мира. Больше всего на ней голубого цвета —
это вода — океаны, моря, озёра, реки.
Вода занимает больше половины поверхности земного шара. Есть
и участки белого цвета. Это тоже вода — льды, снега, которые
никогда не тают на высоких горах, в Антарктиде.
-Как называется такое состояние воды? (твёрдое)
Много воды в виде мельчайших капелек в облаках, туманах, в
виде пара. -Как называется такое состояние воды? (газообразное)
2) Работа у доски
Напишите в клеточках, какие пресноводные водоёмы встречаются
в природе
Р….к, б….о, о…о, р..а
(родник, болото, озеро, река)
Напишите в клеточках, какие водоёмы с солёной водой
встречаются в природе
М..е, о…н, п….в, з…в.
(море, океан, пролив, залив)
В реках и озёрах вода пресная, а в морях и океанах солёная.
— Какую воду мы пьём? (Пресную.) Без воды не обойтись никому и
никогда и заменить её нечем.
3) Инсценировка
Ребята, внимательно послушайте сказку, она поможет вам для работы в группах.
(Я сказку начинаю дети продолжают. В это время на фоне журчит речка).
Среди полей и лесов, окружённая травами да кустарниками, текла речка чистая и
прозрачная. К реке спешили животные, чтобы напиться; дети чтобы искупаться; рыбаки
наловить рыбы.
Все любили эту реку!
Но вот однажды река загрустила, потому что стала она разноцветной:
серой, жёлтой, красной, чёрной…
Плачет малая речонка,
Одолел речонку страх.
Стала речка тонкой тонкой,
Обмелела на глазах.
Собрались вместе обитатели реки, а узнать друг друга не могут.
Улитка Соседка, почему ты такая красная?
Красная рыбка На берегу нашей речки построили завод и провели к воде две трубы.
Одна берёт на завод чистую воду, а другая сливает в неё грязную. Вот я и стала от сточных
вод красной.
Улитка А ты почему жёлтая, как лимон?
Жёлтая рыбка Жила я на мелководье: плескалась, играла с подружками. Но вот прошёл
сильный дождь. Ручей принёс мутный поток. Чего там только в нём не было: и удобрения, и
ядохимикаты и отходы.
Пожелтела наша заводь.
Улитка А ты, подружка, чего такая фиолетовая?
Фиолетовая рыбка Видела бы ты, какой на мне лежал груз? Банки, брёвна, даже колёса.
Можно ли это выдержать? От такой натуги я и краснела, и синела, и зеленела… Вот и стала
фиолетовой, еле еле выбралась из под мусора.
Улитка Ой, а это ещё кто?
Чёрная рыбка Не пугайтесь, подружки. Я такая же рыбка, как и вы, только почернела от нефти, которую возили по нашей речке. Нефть покрыла воду тонкой плёнкой, стало нечем
дышать, нечем питаться, а на берегу лежат утки и умирают. Их крылья слиплись от нефти.
Улитка Да, уж досталось вам.
4. Работа в группах
1 группа составляет кластер «Причины загрязнения водоемов»
2 группа кластер «Меры борьбы с загрязнением водоемов»
(защита проектов)
5. Физминутка
6. Просмотр видеоролика «Берегите воду!»
6. Закрепление и обобщение знаний.
Самостоятельная работа: « Анализ проблемных ситуаций».
Задания: (по карточкам).
ГРУППА 1: Покидая временную стоянку на берегу реки, что вы сделаете с остающимся
после себя мусором?
а) выбросите его в реку;
б) оставите на берегу;
в) поступите както иначе.
ГРУППА 1: После весеннего разлива рек в понижениях остается много рыбы, особенно
мальков, которые обречены на гибель. Ваши действия:
а) ничего не стану делать пусть природа сама разбирается;
б) наловлю, чтобы сварить уху;
в) выловлю мальков и мелкую рыбу и выпущу их в большую реку.
ГРУППА 2: Если вам представится возможность построить домик на речном берегу,
покрытом лесом, что вы сделаете?
а) вырубите мешающие строительству взрослые деревья;
б) выберите полянку, находящуюся на расстоянии около 300 м от воды и без широкого вида
на реку;
в) поступите както иначе.
ГРУППА 2: Катаясь на лодке, вы встречаете много цветущих водных растений, как вы
поступите?
а) просто полюбуетесь их красотой?
б) решите, что нужно собрать букет и сорвете их;
в) решите, что обязательно сюда вернетесь и сфотографируете их.
Варианты ответов выслушиваются и обсуждаются.
7. Итог.
— Какой проблеме был посвящен наш урок?
— Что произойдет, если вода исчезнет?
— А как вы, ученики, можете сохранять и беречь воду?
Синквейн «Вода» 8. Оценивание учащихся. (самооценка)
(подсчитывают оценки, выставляют общий балл)
9. Рефлексия (музыка шума моря)
Мы с вами хорошо потрудились. Понравился ли вам урок? Что
нового узнали на уроке? Какое задание выполняли с
удовольствием?
- У вас на партах капельки. Если вы довольны своей работой, то
под голубым облаком прикрепите капельку, а если нет, то
прикрепите её под фиолетовым.
10. Домашнее задание
Прочитать текст «Охрана воды», ответить на вопросы. На выбор:
А) Придумайте и нарисуйте свой экологический знак на тему
«Берегите воду!»
Б) Подумайте и напишите мини-сочинение о том, как в вашей
семье экономят воду.
Открытый урок по познанию мира в 4 классе "Охрана воды"
Открытый урок по познанию мира в 4 классе "Охрана воды"
Открытый урок по познанию мира в 4 классе "Охрана воды"
Открытый урок по познанию мира в 4 классе "Охрана воды"
Открытый урок по познанию мира в 4 классе "Охрана воды"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.