Турнир знатоков русского языка "Язык мой друг мой"
Внеклассное мероприятие по русскому языку с учащимися 8х классов
в рамках Недели русского языка
Цель мероприятия: в игровой форме привить учащимся интерес к изучению русского языка.
Задачи мероприятия: формировать ключевые образовательные компетенции:
учебнопознавательные (формировать подлинные познавательные интересы; поддерживать
желание учиться и получать удовольствие от преодоления познавательных трудностей);
ценностносмысловые (развивать творческое воображение детей, вырабатывать свободную и
выразительную речь; прививать любовь к родному языку; воспитывать стремление расширять
свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь);
коммуникативные (воспитывать чувство товарищества, умения работать в коллективе).
Наглядность: презентация, иллюстрации, рисунки.
Правила турнира:
соревнуются 2 команды, которые за правильные ответы получают баллы, жюри оценивает
работу команд.
Вступительное слово учителя.
Добрый день, дорогие ребята! Мы сегодня собрались здесь для того, чтобы провести турнир
знатоков русского языка.
Что такое турнир? (Турнир – это состязание, соревнование).
Сегодня будут состязаться две команды «Аз» и «Буки», названные так по начальным буквам
русской азбуки.
Язык, на котором мы с вами говорим, очень красив и богат. Великий русский писатель Иван
Сергеевич Тургенев писал: “Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это
достояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим
могущественным оружием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса… Берегите
чистоту языка, как святыню!”
Чтобы увидеть, насколько красив и богат наш язык, надо его хорошо знать. Итак, начинаем.
Для турнира необходимы внимательность, смекалка, находчивость и большое
количество ваших улыбок. Если вы готовы, то в добрый путь! Желаю успехов!
Должны вы знанья показать,
С любым заданьем справиться,
В беде друг друга выручать,
Только быстро отвечать.
Сильнейший в бою победит.
Грамматика вас наградит.
Оценивать ваши знания будет жюри в составе ______________________________
Первый тур проведем в виде шуточной разминки, где вы должны проявить свою смекалку и
находчивость.
1 тур. «Разминкашутка»
1. Чем кончается лето и начинается осень? (Буквой «О».)
2. В городе увидишь, а в селе никогда. В море, озере, даже в болоте увидишь, а в реке
никогда. (Буква «О».)
3. Что находится в начале книги? (Буква «К».)
4. Что мы слышим в конце урока? (Букву «К».) 5. Сколько орехов находится в пустом стакане? (Ни одного.)
6. Что у зайца впереди, а у цапли позади? (Буква «Ц».)
7. Чем кончается всё? (Буквой «Ё».)
8. Что находится в середине капусты? (Буква «У».)
9. Если бросить в Черное море красный камень, каким он станет? (Мокрым.)
10. Во время грозы мы наблюдаем молнию и гром. А что вы слышите между ними? (букву и)
11. Чем кончаются день и ночь? (мягким знаком)
12. Что стоит посередине земли? (буква М)
13. Можно ли превратить страницу в населённый пункт? (страница – станица)
14. Какой предмет утверждает, что он – детская болезнь? (я – корь)
2 тур. «Орфоэпический».
В каждом слове есть только одно ударение. Не сломай, не искази слово ударением. Ударение
помогает правильно говорить, писать и исправлять ошибки.
Предлагаю вам познакомиться с ситуациями, в которые попали ребята и объяснить, что они
перепутали и не поняли.
Странные подарки
Первого сентября Артем проснулся рано. Но мамы уже не было, она ушла на работу. На столе
лежала записка: «Артем! Возьми гвоздики и подари их твоему любимому учителю по
техническому труду, а ирис – твоему классному руководителю Ольге Константиновне».
Артем взял большие гвозди, конфеты ириски и пошел в школу. Гвозди он торжественно вручил
учителю труда, а ириски – классному руководителю. Они недоуменно переглянулись. «В чем
дело, Артем?» – спросили они.
Что перепутал Артем?
Непонятное слово
Учительница написала Ане в дневник: «Не забудь принести на урок атлас». Аня нашла дома
атласный материал и принесла его в школу. На уроке учительница Галина Александровна
сказала: «А теперь откройте ваши атласы и найдите в них Африку и Америку». Аня очень
удивилась: «Какая Африка? Какая Америка? У меня материал однотонный». Она оглянулась,
посмотрела на других ребят – и все поняла...
Что поняла Аня?
3 тур. «Лексический».
Богат словарный запас русского языка. В русском языке насчитывается около 500 тыс. слов.
Каждое слово имеет свое толкование.
Что обозначают данные слова? Укажите лексические значения слов.
Каждая команда по очереди дает ответ.
1. Автораллиспорт. Соревнование (главным образом международное) на специально
подготовленных серийных автомобилях и (или) мотоциклах в искусстве вождения (на
скорость, точность соблюдения заданного графика движения и т.д.)
2. Мумия (от араб. мум воск)
1. Труп, предохраняемый от разложения мумификацией или бальзамированием;
2. (пренеб.) безжизненный, вялый, застывший в своих понятиях человека.
1. Мулине (франц.) – цветные крученые нитки (шелковые, штапельные) для вышивания.
2. Регби (от названия английского города Регби) спортивная командная игра с мячом овальной
формы, цель которой, передавая мяч руками, приземлить его в зачетной площадке (“поле”)
соперника за лицевой линией или забить в ворота.
1. Видеоклип (от англ. – обрезка, стрижка) – короткий рекламный или муз. фильм,
преимущественно для показа по телевидению.
2. Сенсация (лат. – чувство) – сильное ошеломляющее впечатление от какоголибо сообщения,
события, а также само такое событие 4 тур. «Алфавитный».
Что такое алфавит?
Всем ребятам он известен.
Буква в нем всегда стоит на особом месте.
Учим, учим назубок
Алфавит мы дружно,
Чтобы он найти помог
В словарях все то, что нужно
В алфавитном порядке напишите названия окружающих вас предметов, вещей, находящихся в
помещении.
5 тур. «Фразеологический».
Русский язык очень богат фразеологизмами. Чтобы окружающие всегда слушали вас с
интересом, стремитесь употреблять в своей речи устойчивые сочетания слов.
Замените фразеологизмами выделенные слова:
1. Всю четверть ученик трудился усердно. (не покладая рук)
2. Денег в кошельке очень мало. (кот наплакал)
3. От мальчишек я бежал быстро. (сломя голову)
4. Соседнее село от нас совсем близко. (рукой подать)
5. Это правило нужно запомнить навсегда. (зарубить на носу)
6. Друзья работали рядом. (бок о бок)
7. Что вы здесь бездельничаете? (бить баклуши)
8. Припасы у путешественников кончились, и пришлось поголодать. (положить зубы на полку)
9. Таня чувствует себя на катке хорошо. (как рыба в воде)
10. На уроке Сергей был крайне невнимателен. (витал в облаках)
6 тур. «Этимологический».
Как можно постичь глубины языка, если не иметь представления о происхождении того или
иного слова? Знания в области этимологии невольно и постоянно вызывают интерес у
носителей языка, повышают общую культуру речи, позволяют им глубже проникнуть в тайны
нашего языка.
Сейчас мы посмотрим, есть ли у вас так называемое «языковое чутье» филолога, для того,
чтобы суметь определить происхождение (этимологию) слова. Ваша задача попытаться
определить происхождение предложенных слов.
1 команда: кольцо, окно, горчица, подушка, перчатки, белок, береза, варенье, вертолет,
веснушки, аквариум.
2 команда: колбаса, голенище, черепаха, черновик, каникулы, бездна, аккордеон, акварель,
библиотека, ветчина, проволока.
7 тур. «Народная мудрость».
Учитель: Наш язык очень богат! Он как воздух, вода, небо, солнце, то, без чего мы не можем
жить, но к чему привыкли и тем самым, очевидно, обесценили. Многие из нас говорят
стандартно, тускло, невыразительно, забывая, что есть живая, красивая речь!
Пословицы – одно из свидетельств живописности, выразительности нашей устной речи. Знание
пословиц и поговорок обогащает нашу речь, делает ее очень выразительной, заостряет ум и
память. Они учат честности и доброте, смелости, мудрости, внимательности. Они же могут
высмеивать жадность, трусость, глупость. Поговоркой можно подшутить над человеком или
высмеять его недостатки.
Сейчас вы услышите ситуации, к которым надо подобрать пословицы.
1. Пожаловался однажды сын отцу, что хорошо было бы построить возле дома спортивную
площадку, да ребята не знают, как это сделать. А вы обращались к комунибудь по этому вопросу? – спросил отец.
Нет, не обращались.
Надо ходить, добиваться, настаивать, а не сидеть сложа руки. сказал отец и вспомнил
пословицу. Какую? (Под лежачий камень вода не течет.)
2. Подружки выбирали кофточки в магазине. Вера решила купить ярко – синюю, а Наташа
выбрала скромную, бледно – сиреневую. «Не нравится мне этот цвет», поморщилась Вера.
Что ответила на это Наташа? (На вкус и цвет товарища нет.)
3. Удил Коля рыбу двумя удочками. Клюнуло на одной, он подсек, тащит, вдруг видит – на
другой клюет. Бросил он первую удочку и к другой. На другой сорвалось, а пока подбежал к
первой, рыба с крючка ушла. Какую пословицу вспомнил огорченный мальчик? (За двумя
зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.)
4. Весь вечер ломали ребята голову над схемой самодельного автомобиля: все как будто в
порядке, а автомобиль не работает. Наконец один из них встал и говорит: «Давайтека по
домам, спать». И произнес одну пословицу. Какую? (Утро вечера мудренее.)
5. Игорь проиграл Борису партию в шахматы и, вместо того чтобы признать себя
побежденным, стал горячиться, доказывая, что он по ошибке сделал неправильный ход, что он
мог бы легко выиграть. Какой пословицей ответил ему Борис? (После драки кулаками не
машут).
6. Света села готовить уроки, но увидела в окно подруг и попросила у мамы разрешения
погулять, а уроки пообещала сделать потом. Какую пословицу напомнила мама Свете?
(Сделал дело – гуляй смело. Делу время, потехе час.)
Поговорка – цветочек, пословица – ягодка. Замените поговорку одним словом
1. На попятный двор. (Отказаться.)
2. Заткнуть за пояс. (Победить.)
3. При царе Горохе. (Давнымдавно.)
4. Хоть шаром покати. (Ничего нет.)
5. Легок на помине. (Появился быстро.)
6. У черта на куличках. (Далеко.)
7. Яблоку негде упасть. (Тесно.)
8. Палец в рот не клади. (Отчаянный.)
9. Как снег на голову. (Внезапно.)
10. Ни к селу ни к городу. (Невпопад.)
8 тур. «Редакторский».
Сейчас вам предстоит выступить в роли редакторов и исправить ошибки в предложениях,
отредактировать стиль.
1. Сегодня холодно, поэтому я одела шубу. (надела шубу)
2. К праздничному столу купили пять кило банан. (пять килограммов бананов)
3. Врачиха выписала мне лекарство. (врач)
4. Я познакомился с ужасно красивой девушкой. (ужасно – лишнее)
5. В Индии живут индейки, а в Корее – корейки. (индианки, кореянки)
6. На концерте мы видели знаменитых артистов, ихние наряды потрясные. (их, потрясающие)
7. Отсюдова было хорошо видно море. (отсюда)
8. Я предъявил оплоченный чек. (оплаченный)
9. Мальчик добился пересиления чувства страха. (пересилил, преодолел чувство страха)
10. В школу я не пошла, так как была заболевши. (заболела) 11. Бабушка восьми лет отвезла внука на Кавказ. (внука восьми лет)
12. Учащиеся, не сдавшие экзамен, будут повешены в вестибюле. (повешены списки учащихся)
9 тур.«Творческий».
Сегодня вы справились с различными заданиями, показали свои знания. Теперь вам предстоит
принять участие в творческом туре и написать синквейн на тему «Русский язык».
10. Составление синквейна «Русский язык».
11. Подведение итогов турнира.
Вот и подошла к концу наша встреча, но встреча с русским языком не закончится никогда.
Язык наш – друг наш. Помните об этом. Язык может быть оружием для защиты, но может и
больно ранить. Я желаю всем новых побед в постижении русского языка, чтобы каждый ученик
мог сказать о себе словами поэта Данилова:
– Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей вселенною знаком –
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком.
Открытый урок по русскому языку на тему: "Чудодейственная сила глагола" (7 класс)
Открытый урок по русскому языку на тему: "Чудодейственная сила глагола" (7 класс)
Открытый урок по русскому языку на тему: "Чудодейственная сила глагола" (7 класс)
Открытый урок по русскому языку на тему: "Чудодейственная сила глагола" (7 класс)
Открытый урок по русскому языку на тему: "Чудодейственная сила глагола" (7 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.