Открытый урок по русскому языку на тему: "Непроизносимые согласные."
Оценка 5

Открытый урок по русскому языку на тему: "Непроизносимые согласные."

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
2 кл
30.10.2019
Открытый урок по русскому языку на тему:  "Непроизносимые согласные."
Цель урока: формирование представлений о непроизносимых согласных в корне слова и способах проверки данной орфограммы. Тип урока: открытие нового знания. Задачи урока: • Обучающая: учить детей переносить известные способы проверки согласных на новые случаи, в частности, на проверку непроизносимых согласных в корне слова. • Развивающая: развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения. • Воспитывающая: воспитывать интерес к предмету, уважение к родному языку.
2 класс русс.яз Непроизносимые согласные.docx
Тема : Непроизносимые согласные. Цель урока: формирование представлений о непроизносимых   согласных в корне слова и способах проверки данной орфограммы. Тип урока:  открытие нового знания.  Задачи урока:  Обучающая: учить  детей переносить известные способы проверки  согласных на новые случаи, в частности, на проверку  непроизносимых согласных в корне слова.  Развивающая: развивать интеллектуальные и коммуникативные  общеучебные умения.  Воспитывающая: воспитывать интерес к предмету, уважение к  родному языку.    Технология деятельностного подхода.    Метод: проблемно­ диалогический.  Оборудование : учебник: Л.Ф. Климанова, Т.В.Бабушкина   «Русский язык. 2 класс», компьютер, мультимедийный проектор,   сигнальные карточки  (у каждого ребенка). Ход урока I. Организационный момент. Здравствуйте. Надеюсь, что работа на этом уроке доставит удовольствие и вам, и  мне. Согласитесь, узнавать что­то новое, интересное – это всегда шаг вперед в  своем развитии. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, пожелайте удачи. Звенит, заливается школьный звонок Вас ждет интересный, полезный урок. Чудесным пусть будет у вас настроение, Легко и прелестно дается учение! II. Актуализация знаний. 1. Словарная работа. Отгадайте загадки, отгадки запишите к себе в тетрадь. Один человек у доски записывает словарные слова. Остальные работают в тетради. 1) Он круглый и красный Как глаз светофора. Среди овощей  Нет вкусней….(помидор)  2) Что за скрип, что за хруст? Это что еще за куст? Как же быть без хруста Если я….(капуста)    3) В темном тереме девица, Наверху ее косица. Дернешь за косу плутовку И увидишь ты ….(морковку)     4) Длинный, зеленый, Вкусен свежий и соленый.  (огурец)  5) В темноте живу все лето,    Как солдат, в мундир одета.    Меня единственную в мире     Не просто варят, а в мундире.   (картофель)  6) Круглое, румяное, С дерева достану я. На тарелку положу «Кушай, мамочка»­ скажу.  (яблоко) ­ Выполняется взаимопроверка. Оцените друг друга и на полях карандашом  поставьте оценку.                                                                        Проверка на слайде. 2. Сейчас поработаем устно. Вы уже знаете несколько правил  правописания корня в словах. Используя эти знания, вставьте в слова  пропущенные буквы, подберите проверочное слово, а ответ покажите на  сигнальных карточках. Хле…, г…лова, сла…кий, к…сить. III. Постановка учебной проблемы.  1.Проблемная ситуация со столкновением мнений учащихся. ­ Мы продолжим записывать слова под диктовку, но мне нужны 2 помощника для работы   на   обратной   стороне   доски.   Все   остальные   работают   в   тетради. Записываем отгадки с новой строчки.                 Ну­ка, кто из вас ответит                Не огонь, а больно жжет               Летом светит очень ярко                Осенью­ наоборот.  (Солнце)                 Когда я сосульку ел,                Было очень вкусно.                А когда я заболел               Стало очень …..(грустно)               Мишка был большой проказник               У него сегодня ….(праздник)     ­ Помощники готовы?  Проверяем написанное на доске. Смотрим, сравниваем. (Видят несоответствия в написании.   ?!    Если нет, ­ Есть в классе дети, которые написали иначе, по ­ другому? ­   Посмотрите в свои тетрадки и тетрадку соседа. Сравните записи. – Почему написали по­ разному, ведь я диктовала для всех одинаково.  2.Выход из проблемы путем побуждающего диалога. ­ Сколько мнений в нашем классе? (два) ­ Какие? (Нужно писать согласную и не нужно писать) ­ А почему получились разные мнения? Как вы думаете? ( Мы этого еще не знаем) ­   Кто   не   написал   согласную.   Почему   не   написал?   (   Не   слышим   ее   при произношении) ­ А кто написал согласную? Почему написал? (Я могу ее произнести, значит, ее надо писать).  IV. Постановка цели урока.  ­ Так чего мы еще не знаем? (Нужно писать или нет согласную в слове, если ее не слышно) ­ Сегодня на уроке мы попробуем исследовать эту проблему. ­  Какова  цель  нашего  урока? Чему  будем  учиться?   (Учимся  грамотно  писать слова).   ПРИКРЕПИТЬ V.Открытие   нового   знания.   Наблюдение   над   словами   с   непроизносимым согласным в корне. 1. Поиск решения учебной проблемы методом подводящего диалога. капуста капустница капустный ­ Прочитайте слова «про себя», вслух. ­ Что заметили? (это однокоренные слова). Докажите. (Имеют одинаковый корень и смысл).  ­ Запишите эти слова в тетрадь в столбик. Выделите корень. ­   Давайте   рядом   напишем   транскрипцию   слов.   (по   щелчку   появляется транскрипция этих слов)  ­Посчитайте количество букв и звуков.  ( по щелчку появляется кол­ во букв и звуков в каждом слове) ­ Почему в словах капустница и капустный количество букв и звуков различное? ( Не слышится, не произносится  звук т) ­ Так нужно ли писать согласную в слове, если ее не слышно? Что мы помним о написании корней? ( Корни пишутся одинаково) ­ Как бы вы назвали такие согласные? Придумайте им названия. (Неслышимые, незвучные, молчаливые, скрытые…) ­ Молодцы! Интересные названия придумали. 2. Постановка темы урока. Работа с учебником. Соотнесение своей точки зрения с научной.  ­   Откройте   учебники   на   стр.   125   и   сравните   свои   предложения   с   тем,   что предлагают нам авторы учебника. ­ Так как по­научному  называются такие согласные звуки? (Непроизносимые) ­   Над какой темой мы сегодня работаем? (Непроизносимые согласные в корне слова)         ПРИКРЕПИТЬ ­ Зная тему урока, давайте дополним цель урока  Учимся грамотно писать слова с непроизносимыми согласными в корне   слова   Работа в паре. ­ упр. 190 (Нахождение непроизносимых согласных в словах из упр. 190 учебника) ­ Распределите обязанности в паре: один читает слова, другой повторяет их. ­ Сравните слова первой группы со словами второй группы. Найдите общую часть.  ­   Запишите   слова   парами,   в   столбик,   подчеркните   в   словах   непроизносимую согласную. ­ Давайте прочитаем получившиеся пары. ­ Как  называются такие пары? (однокоренные слова) ­ Кто догадался в каком столбике проверочные слова? Почему? (отчетливо  слышатся все звуки) ­ А кто был внимательным, скажите, а когда в слове появляются непроизносимые согласные? (Когда есть сочетание трех согласных и один из них не произносится)  ­   Сочетание  3  и   более  согласных   нетипично   для   русского   языка,   поэтому   при появлении таких сочетаний букв человек просто одну из букв не передает при произнесении   никаким   звуком.   Возникает   противоречие   между   звучанием   и написанием   слова.   Произношение   с   написанием   не   совпадает.   обозначающие   звук, непроизносимыми согласными   который   не   произносится   в   слове,   Буквы,   называются ­ Вот эти опасные сочетания  Слайд СТН     ЗДН     РДЦ      ЛНЦ      ВСТВ   ­ Запишите их себе в тетрадь и запомните их.  ­ Попробуйте сделайте  вывод: как же  проверить написание непроизносимой  согласной. ­ А как вы думаете, Всегда ли  в словах пишется непроизносимая согласная?(…).  Приведите пример. (не всегда, например: опасный – опасен, ужасный – ужасен) ­ А где можно проверить правильность наших выводов? (в учебнике) ­ Откройте учебник на с. 126 и прочитайте сообщение профессора Самоварова.   ­ Теперь зная правило вернемся к нашим словам . – У кого из моих помощников есть ошибки? А как  можно проверить?(Подобрать проверочные слова)       ­А любое однокоренное слово подойдет?  (Нет)  – А какое? (То, в котором непроизносимая согласная произносится). ­ Давайте проверять. Иногда согласные Играют с нами в прятки. Они не произносятся, Но пишутся в тетрадке. Чтобы знать, как писать, Надо слово изменять, И за звуком непонятным Быстро гласную искать. 3.Составление алгоритма. ­ А сейчас давайте составим алгоритм, который поможет нам при написании слов с непроизносимыми согласными. (На доске и на парте шаги алгоритма в неправильном порядке)  ( В ходе фронтальной работы составляется алгоритм проверки) 1.Произнести  слово. 2. Определить место непроизносимого согласного звука в слове. 3.Подобрать такое родственное слово, чтобы непроизносимый согласный стал  слышаться отчетливо. 4.Обозначить на письме звук буквой. 5.Написать слово 6.Подчеркнуть согласную букву, обозначающую непроизносимый звук.  VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: зафиксировать способ проверки слов с непроизносимыми  согласными. ­ А сейчас потренируемся в написании слов с непроизносимыми согласными. 1.Упр.191 (с комментированием, с опорой на алгоритм.) (Еще одна ловушка – не ко всем словам можно подобрать проверочные, как же быть, что это за слова – словарные, написание этих слов надо запомнить.) 2.Работа в группах. ­   Каждой   группе   даю   слова,   из   этих   слов   нужно   выбрать   только   те,   которые соответствуют орфограмме слова с непроизносимым согласным в корне. Работы каждой группы вывешиваются на доску и анализируются, а остальные дети ладошками определяют правильность или ошибку результата. VII.Самостоятельная работа. Цель: выявить сформированность способа проверки непроизносимого  согласного;  тренировать способность к самоконтролю и самооценке. ­ Я буду вам читать слова, а вы будете записывать только те, в которых есть  непроизносимая согласная. Честный, вкусный, местный, грустный, опасный, прекрасный, радостный,  звездный, ненастный, поздний. Самопроверка и самооценка.  ­ Сверьте  с записью на доске. Если у вас все правильно поставьте «!», если 1­ 2  ошибки –«+», более 2  ошибок – «­». Встаньте те, у кого ­ «!» и «+». Молодцы! ­ Тем, кто ошибся, что можно посоветовать (дома поработать с этими словами) Домашнее задание выучить правило с.126., р.т. с.____    упр._____ 8. Рефлексия. – Вспомните, какое у нас было затруднение. Удалось ли нам справиться  с этим? – Поднимите руки, у кого были ошибки в последнем задании. Почему,  как ты считаешь?                                     – Поднимите руки, кто считает, что очень хорошо поработал на уроке, и  у кого не было ошибок в заданиях. На доску вывешивается плакат со словами: грустно, радостно. – Выберите слова, которые соответствуют вашему настроению и под  ними,  прикрепите на доску один из смайликов по очереди по рядам. – А теперь в тетради с новой строчки посередине запишите выбранное  вами слово. Объясните свой выбор. (Ответы учащихся). И в конце нашего урока я хочу Вам пожелать: Будьте ребята красивыми! Будьте прелестными, милыми! Между собою честными! Будьте всегда счастливыми!   ­ Ребята, а есть ли в этом пожелании слова на наше правило?  Молодцы! Спасибо за работу на уроке!

Открытый урок по русскому языку на тему: "Непроизносимые согласные."

Открытый урок по русскому языку на тему:  "Непроизносимые согласные."

Открытый урок по русскому языку на тему: "Непроизносимые согласные."

Открытый урок по русскому языку на тему:  "Непроизносимые согласные."

Открытый урок по русскому языку на тему: "Непроизносимые согласные."

Открытый урок по русскому языку на тему:  "Непроизносимые согласные."

Открытый урок по русскому языку на тему: "Непроизносимые согласные."

Открытый урок по русскому языку на тему:  "Непроизносимые согласные."

Открытый урок по русскому языку на тему: "Непроизносимые согласные."

Открытый урок по русскому языку на тему:  "Непроизносимые согласные."

Открытый урок по русскому языку на тему: "Непроизносимые согласные."

Открытый урок по русскому языку на тему:  "Непроизносимые согласные."

Открытый урок по русскому языку на тему: "Непроизносимые согласные."

Открытый урок по русскому языку на тему:  "Непроизносимые согласные."

Открытый урок по русскому языку на тему: "Непроизносимые согласные."

Открытый урок по русскому языку на тему:  "Непроизносимые согласные."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.10.2019