разработка урока-путешествия по теме "Систематизация знаний по теме "Союз". Урок позволяет систематизировать знания по теме "Союз", повторить разряды союзов, их правописание. Урок насыщен практическими заданиями, которые совершенствуют орфографические и пунктуационные навыки учащихся. Повторение материала выстроено в форме путешествия, что, безусловно, способствуюет наилучшему закреплению материала.
урок.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4 города Чаплыгина
Чаплыгинского муниципального района
Липецкой области Российской Федерации
Урок-путешествие по русскому
языку в 7 классе
«Систематизация знаний по теме
«Союз»
Учитель русского языка и литературы
Мещерякова Анна Викторовна
г.Чаплыгин, 2018 Тип урока: повторительно-обобщающий
Задачи урока:
Обучающие:
повторить и обобщить теоретические сведения о союзе как служебной
части речи, его морфологических признаках (деление на группы по
значению и строению), роли в предложении.
совершенствовать умения и навыки:
обнаруживать союзы, отличать их от наречий и местоимений с частицами;
правильно писать
определять вид сложного предложения, различать ССП и предложения с
однородными членами, правильно ставить знаки препинания в них;
правильно и уместно пользоваться союзными конструкциями в речевой
практике.
Развивающие:
развивать навык устной и письменной связной речи, аналитическое
мышление, умение систематизировать и обобщать полученные знания в
рамках темы и раздела программы.
Воспитательные:
воспитывать ответственность за результат своего труда и труда своего
товарища, умение работать в коллективе, культуру речи и общения, умение
слушать. ХОД УРОКА
1. Орг.момент.
— Сегодня у нас необычный урок. На уроке присутствуют гости. Ваша
задача: показать все, что вы умеете и знает по теме «Союз».
2.Объявление темы урока, постановка цели.
I этап. На этом этапе проверяется знание теоретического материала и
проводится фронтальный опрос.
— Путешествовать любят все, и мы это делаем всегда с удовольствием. Но
сегодня мы отправимся в не совсем обычное путешествие — в страну
русского языка.
Перед вами висит карта нашего путешествия. Мы отправляемся в долину
Союзов.
(слайд 3)
И первая остановка — ► деревня Теоретическая.(1) (слайд 4)
3. Фронтальный опрос. (слайд 5)
ТЕСТ
1. В русском языке есть ………… и служебные части речи.
2.Служебные части речи это………
3. Союз – это……………………..
4. Союзы, состоящие из одного слова, называются…………
5. Союзы не являются………………………
6. Союзы связывают………………………………….
7. Союзы, связывающие однородные члены предложения и равноправные
по смыслу простые предложения в составе сложного,
называются……………….
8.Союзы, связывающие в сложном предложении неравноправные простые
предложения, из которых одно зависит от другого, называются….....
9.Сочинительные союзы по значению делятся на три группы:.........
10. Подчинительные союзы делятся на разряды………………
II этап: На этом этапе работы проверяется, как учащиеся
применяют теоретические знания на практике. ► Следующая остановка — «Литературная» (2) (слайд 6)
4. Слово учителя.
— Не многие знают, что союз — древнее название части речи и по
происхождению является греческим. Несмотря на то, что это
количественно небольшая группа служебных слов, по частоте
употребления она занимает седьмое место (и главенствует в ней союз И).
Кстати, очень любил этот союз А.С.Пушкин. Свидетельство тому — строки
из его произведений: (слайд 7) С ним одним она была
Добродушна, весела,
С ним приветливо шутила
И, красуясь, говорила:
«Свет мой, зеркальце!
скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
И ей зеркальце в ответ:
«Ты, конечно, спору нет;
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее».
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться, подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.
(сказка о мертвой царевне
и о семи богатырях)
Прозрачный лес один
чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом
блестит. (Зимнее утро) — На использовании союзов основано стилистическое средство
художественной изобразительности, которое называется многосоюзием. В
четверостишии из стихотворения «Я помню чудное мгновенье…»
многосоюзие замедляет фразу, придает предложению плавность, усиливает
выразительность речи.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь. (слайд 8)
— А теперь, ребята, внимание! Перед вами строки из известного вам
произведения А.С.Пушкина. (слайд 9)
Пирует Петр. И горд, и ясен.
И славы полон взор его.
И царский пир его прекрасен.
— Из какого произведения эти строки? (Поэма А.С.Пушкина «Полтава»)
— Можно ли назвать этот небольшой отрывок текстом? (Да, п.ч.
предложения связаны по смыслу и грамматически)
— А с помощью какой части речи осуществляется грамматическая связь
предложений в тексте? ( С помощью союза И)
— Какой можно сделать вывод о роли союза в тексте?
(Союз является не только средством соединения однородных членов
предложения и частей сложного предложения, но и средством
художественной изобразительности, а также средством связи отдельных
предложений в тексте)
► Прежде, чем мы продолжим путь, давайте запишем домашнее задание.
Дома вам предстоит вспомнить сегодняшний разговор, сочетания с
союзами, а также предложения, с которыми вы сегодня работали и написать
сочинение, которое можно начать словами: «Глядя на картину А.К.Саврасова
«Грачи прилетели» …»
(слайд 10)
(слайды 11 и 12 картинки Паровозика из Ромашкова + песенка Паровозика)
►
─ Почему «Весенняя»? Здесь нам предстоит познакомиться с замечательной
картиной А.К.Саврасова «Грачи прилетели». А на картине, как вы сами
видите, изображена ранняя весна. (слайд 14)
Работа с текстом.
Следующая станция «Весенняя». (3) (слайд 13)
Карточка
Задание:
препинания, объясните правописание пропущенных орфограмм.
Восстановите в данном тексте союзы, расставьте знаки (слайд 20)
А.К.Саврасов — один из основоположников русской пейзажной живописи.
Своей картиной «Грачи пр…летели» художник передает состояние природы,
которое она испытывает ран…ей весной. Чуть пр…грело солнышко … в
воздухе запахло в…сной. Поля виднеющиеся вдали уже освободились от
снега. Талая вода пропитала потемневшие сугробы … наполнила пруд.
Высокое весен…ее небо еще не стало чистым … голубизна уже проглядывает
сквозь облака.
Грачи прилетевшие с юга деловито вьют себе гнезда на березках … уже
покривились от времени. Птицы счас…ливы вновь оказаться в родных местах.
Кажется … их радос…ный гомон крики шум от взмахов крыльев разносятся
по всей округе.
► Веселая минутка.
─ Вы на середине пути. Настало время привала. Но ваш отдых будет
творческим.
► Следующая станция « Сортировочная» (4)
Выборочно-распределительный диктант—цифровой.
(цель: закрепить умение определять разряды союзов) (слайд 21)
Задание: Выпишите в 1 колонку номера предложений с сочинительными
союзами, а во 2 колонку — с подчинительными.
1. Грачи радостно и громко провозглашают о приходе весны. 2. Хотя еще нет
яркого солнца, сквозь свинцово-белые облака уже голубеет край неба. 3.
Кажется, что весну ждали не только грачи, но и церквушка, виднеющаяся за
деревьями, забор, освещенный весенним солнцем. 4. Робкие лучи солнца
проложили по снегу голубые тени, он стал рыхлым, пористым, будто вата. 5.
Солнца нет, однако в воздухе пахнет весной.
КЛЮЧ (слайд 22)
Сочинительные союзы
Подчинительные союзы и
союзные слова
1 И
3 НЕ ТОЛЬКО…, НО И
5 ОДНАКО
2 ХОТЯ
3 ЧТО
4 БУДТО
— Составьте схему последнего предложения.
III этап: На этом этапе работы проверяется умение учащихся
использовать союзы в собственной речи.
► Следующая остановка « Творческая» (5)
а) Работа по развитию речи.
— Действительно, мы очень часто употребляем союзы в речи, потому что они
помогают нам соединить однородные члены и части сложного предложения.
Это делает нашу речь выразительнее, богаче, но иногда мы допускаем
ошибки. (слайд 24) Задание: Вам предстоит исправить грамматические ошибки, заменив
деепричастные обороты синонимичными конструкциями (сложными
предложениями или предложениями с однородными членами), а заодно
вспомнить деепричастный оборот.
1. Рассматривая картину, чувствуется отношение художника к родному
краю.
2. А.К.Саврасов, заметив удивительное в окружающем мире, и рассказал об
этом людям.
3. Художник, тщательно прописав каждую веточку не только на дереве, но и на
снегу, на земле, и с любовью изобразил на ближнем плане грача с веточкой в
клюве.
КЛЮЧ (слайд 25)
1. Когда мы рассматриваем картину, то чувствуем отношение художника к
родному краю.
2. А.К.Саврасов заметил удивительное в окружающем мире и рассказал об
этом людям.
3. Художник тщательно прописал каждую веточку не только на дереве, но и
на снегу, на земле, и с любовью изобразил на ближнем плане грача с
веточкой в клюве.
► б) Работа с разноуровневыми карточками.
— Мы продолжаем работу над обобщением темы, и я хочу вам предложить
продемонстрировать уровень своих знаний по разделу «Слитное написание
союзов также, тоже, зато»
КАРТОЧКА № 1 (зеленая)
Раскройте скобки.
Как (будто) тянутся к солнцу; что(бы) построить дом; пасмурный, за(то) по-
весеннему радостный; церквушка то(же) согрета солнцем; спряталась за(то)
дерево; здесь то(же) вода.
(слайд 26)
КАРТОЧКА № 2 (красная)
Представьте, что вам нужно описать весенний день. Составьте предложения
с данными сочетаниями, чтобы их можно было использовать в вашем тексте.
Раскройте скобки.
Как(будто) тянутся к солнцу; что(бы) построить дом; пасмурный, за(то) по-
весеннему радостный; церквушка то(же) согрета солнцем; спряталась за(то)
дерево; здесь то(же) вода; забор то(же) обласкан теплым солнцем.
Для справок: искривленный, весенний, неяркий, солнечный. ► Итоги урока.
► Выставление оценок
Открытый урок по русскому языку по теме "Союз"
Открытый урок по русскому языку по теме "Союз"
Открытый урок по русскому языку по теме "Союз"
Открытый урок по русскому языку по теме "Союз"
Открытый урок по русскому языку по теме "Союз"
Открытый урок по русскому языку по теме "Союз"
Открытый урок по русскому языку по теме "Союз"
Открытый урок по русскому языку по теме "Союз"
Открытый урок по русскому языку по теме "Союз"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.