разработка урока-путешествия по теме "Систематизация знаний по теме "Союз". Урок позволяет систематизировать знания по теме "Союз", повторить разряды союзов, их правописание. Урок насыщен практическими заданиями, которые совершенствуют орфографические и пунктуационные навыки учащихся. Повторение материала выстроено в форме путешествия, что, безусловно, способствуюет наилучшему закреплению материала.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4 города Чаплыгина
Чаплыгинского муниципального района
Липецкой области Российской Федерации
Урок-путешествие по русскому
языку в 7 классе
«Систематизация знаний по теме
«Союз»
Учитель русского языка и литературы
Мещерякова Анна Викторовна
г.Чаплыгин, 2018Тип урока: повторительно-обобщающий
Задачи урока:
Обучающие:
повторить и обобщить теоретические сведения о союзе как служебной
части речи, его морфологических признаках (деление на группы по
значению и строению), роли в предложении.
совершенствовать умения и навыки:
обнаруживать союзы, отличать их от наречий и местоимений с частицами;
правильно писать
определять вид сложного предложения, различать ССП и предложения с
однородными членами, правильно ставить знаки препинания в них;
правильно и уместно пользоваться союзными конструкциями в речевой
практике.
Развивающие:
развивать навык устной и письменной связной речи, аналитическое
мышление, умение систематизировать и обобщать полученные знания в
рамках темы и раздела программы.
Воспитательные:
воспитывать ответственность за результат своего труда и труда своего
товарища, умение работать в коллективе, культуру речи и общения, умение
слушать.ХОД УРОКА
1. Орг.момент.
— Сегодня у нас необычный урок. На уроке присутствуют гости. Ваша
задача: показать все, что вы умеете и знает по теме «Союз».
2.Объявление темы урока, постановка цели.
I этап. На этом этапе проверяется знание теоретического материала и
проводится фронтальный опрос.
— Путешествовать любят все, и мы это делаем всегда с удовольствием. Но
сегодня мы отправимся в не совсем обычное путешествие — в страну
русского языка.
Перед вами висит карта нашего путешествия. Мы отправляемся в долину
Союзов.
(слайд 3)
И первая остановка — ► деревня Теоретическая.(1) (слайд 4)
3. Фронтальный опрос. (слайд 5)
ТЕСТ
1. В русском языке есть ………… и служебные части речи.
2.Служебные части речи это………
3. Союз – это……………………..
4. Союзы, состоящие из одного слова, называются…………
5. Союзы не являются………………………
6. Союзы связывают………………………………….
7. Союзы, связывающие однородные члены предложения и равноправные
по смыслу простые предложения в составе сложного,
называются……………….
8.Союзы, связывающие в сложном предложении неравноправные простые
предложения, из которых одно зависит от другого, называются….....
9.Сочинительные союзы по значению делятся на три группы:.........
10. Подчинительные союзы делятся на разряды………………
II этап: На этом этапе работы проверяется, как учащиеся
применяют теоретические знания на практике.► Следующая остановка — «Литературная» (2) (слайд 6)
4. Слово учителя.
— Не многие знают, что союз — древнее название части речи и по
происхождению является греческим. Несмотря на то, что это
количественно небольшая группа служебных слов, по частоте
употребления она занимает седьмое место (и главенствует в ней союз И).
Кстати, очень любил этот союз А.С.Пушкин. Свидетельство тому — строки
из его произведений: (слайд 7)С ним одним она была
Добродушна, весела,
С ним приветливо шутила
И, красуясь, говорила:
«Свет мой, зеркальце!
скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
И ей зеркальце в ответ:
«Ты, конечно, спору нет;
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее».
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться, подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.
(сказка о мертвой царевне
и о семи богатырях)
Прозрачный лес один
чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом
блестит. (Зимнее утро)— На использовании союзов основано стилистическое средство
художественной изобразительности, которое называется многосоюзием. В
четверостишии из стихотворения «Я помню чудное мгновенье…»
многосоюзие замедляет фразу, придает предложению плавность, усиливает
выразительность речи.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь. (слайд 8)
— А теперь, ребята, внимание! Перед вами строки из известного вам
произведения А.С.Пушкина. (слайд 9)
Пирует Петр. И горд, и ясен.
И славы полон взор его.
И царский пир его прекрасен.
— Из какого произведения эти строки? (Поэма А.С.Пушкина «Полтава»)
— Можно ли назвать этот небольшой отрывок текстом? (Да, п.ч.
предложения связаны по смыслу и грамматически)
— А с помощью какой части речи осуществляется грамматическая связь
предложений в тексте? ( С помощью союза И)
— Какой можно сделать вывод о роли союза в тексте?
(Союз является не только средством соединения однородных членов
предложения и частей сложного предложения, но и средством
художественной изобразительности, а также средством связи отдельных
предложений в тексте)
► Прежде, чем мы продолжим путь, давайте запишем домашнее задание.
Дома вам предстоит вспомнить сегодняшний разговор, сочетания с
союзами, а также предложения, с которыми вы сегодня работали и написать
сочинение, которое можно начать словами: «Глядя на картину А.К.Саврасова
«Грачи прилетели» …»
(слайд 10)
(слайды 11 и 12 картинки Паровозика из Ромашкова + песенка Паровозика)
►
─ Почему «Весенняя»? Здесь нам предстоит познакомиться с замечательной
картиной А.К.Саврасова «Грачи прилетели». А на картине, как вы сами
видите, изображена ранняя весна. (слайд 14)
Работа с текстом.
Следующая станция «Весенняя». (3) (слайд 13)
Карточка
Задание:
препинания, объясните правописание пропущенных орфограмм.
Восстановите в данном тексте союзы, расставьте знаки(слайд 20)
А.К.Саврасов — один из основоположников русской пейзажной живописи.
Своей картиной «Грачи пр…летели» художник передает состояние природы,
которое она испытывает ран…ей весной. Чуть пр…грело солнышко … в
воздухе запахло в…сной. Поля виднеющиеся вдали уже освободились от
снега. Талая вода пропитала потемневшие сугробы … наполнила пруд.
Высокое весен…ее небо еще не стало чистым … голубизна уже проглядывает
сквозь облака.
Грачи прилетевшие с юга деловито вьют себе гнезда на березках … уже
покривились от времени. Птицы счас…ливы вновь оказаться в родных местах.
Кажется … их радос…ный гомон крики шум от взмахов крыльев разносятся
по всей округе.
► Веселая минутка.
─ Вы на середине пути. Настало время привала. Но ваш отдых будет
творческим.
► Следующая станция « Сортировочная» (4)
Выборочно-распределительный диктант—цифровой.
(цель: закрепить умение определять разряды союзов) (слайд 21)
Задание: Выпишите в 1 колонку номера предложений с сочинительными
союзами, а во 2 колонку — с подчинительными.
1. Грачи радостно и громко провозглашают о приходе весны. 2. Хотя еще нет
яркого солнца, сквозь свинцово-белые облака уже голубеет край неба. 3.
Кажется, что весну ждали не только грачи, но и церквушка, виднеющаяся за
деревьями, забор, освещенный весенним солнцем. 4. Робкие лучи солнца
проложили по снегу голубые тени, он стал рыхлым, пористым, будто вата. 5.
Солнца нет, однако в воздухе пахнет весной.
КЛЮЧ (слайд 22)
Сочинительные союзы
Подчинительные союзы и
союзные слова
1 И
3 НЕ ТОЛЬКО…, НО И
5 ОДНАКО
2 ХОТЯ
3 ЧТО
4 БУДТО
— Составьте схему последнего предложения.
III этап: На этом этапе работы проверяется умение учащихся
использовать союзы в собственной речи.
► Следующая остановка « Творческая» (5)
а) Работа по развитию речи.
— Действительно, мы очень часто употребляем союзы в речи, потому что они
помогают нам соединить однородные члены и части сложного предложения.
Это делает нашу речь выразительнее, богаче, но иногда мы допускаем
ошибки. (слайд 24)Задание: Вам предстоит исправить грамматические ошибки, заменив
деепричастные обороты синонимичными конструкциями (сложными
предложениями или предложениями с однородными членами), а заодно
вспомнить деепричастный оборот.
1. Рассматривая картину, чувствуется отношение художника к родному
краю.
2. А.К.Саврасов, заметив удивительное в окружающем мире, и рассказал об
этом людям.
3. Художник, тщательно прописав каждую веточку не только на дереве, но и на
снегу, на земле, и с любовью изобразил на ближнем плане грача с веточкой в
клюве.
КЛЮЧ (слайд 25)
1. Когда мы рассматриваем картину, то чувствуем отношение художника к
родному краю.
2. А.К.Саврасов заметил удивительное в окружающем мире и рассказал об
этом людям.
3. Художник тщательно прописал каждую веточку не только на дереве, но и
на снегу, на земле, и с любовью изобразил на ближнем плане грача с
веточкой в клюве.
► б) Работа с разноуровневыми карточками.
— Мы продолжаем работу над обобщением темы, и я хочу вам предложить
продемонстрировать уровень своих знаний по разделу «Слитное написание
союзов также, тоже, зато»
КАРТОЧКА № 1 (зеленая)
Раскройте скобки.
Как (будто) тянутся к солнцу; что(бы) построить дом; пасмурный, за(то) по-
весеннему радостный; церквушка то(же) согрета солнцем; спряталась за(то)
дерево; здесь то(же) вода.
(слайд 26)
КАРТОЧКА № 2 (красная)
Представьте, что вам нужно описать весенний день. Составьте предложения
с данными сочетаниями, чтобы их можно было использовать в вашем тексте.
Раскройте скобки.
Как(будто) тянутся к солнцу; что(бы) построить дом; пасмурный, за(то) по-
весеннему радостный; церквушка то(же) согрета солнцем; спряталась за(то)
дерево; здесь то(же) вода; забор то(же) обласкан теплым солнцем.
Для справок: искривленный, весенний, неяркий, солнечный.► Итоги урока.
► Выставление оценок