открытый урок по русскому языку по теме "Союз"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 11.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

разработка урока-путешествия по теме "Систематизация знаний по теме "Союз". Урок позволяет систематизировать знания по теме "Союз", повторить разряды союзов, их правописание. Урок насыщен практическими заданиями, которые совершенствуют орфографические и пунктуационные навыки учащихся. Повторение материала выстроено в форме путешествия, что, безусловно, способствуюет наилучшему закреплению материала.
Иконка файла материала урок.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 города Чаплыгина Чаплыгинского муниципального района Липецкой области Российской Федерации Урок-путешествие по русскому языку в 7 классе «Систематизация знаний по теме «Союз» Учитель русского языка и литературы Мещерякова Анна Викторовна г.Чаплыгин, 2018Тип урока: повторительно-обобщающий Задачи урока: Обучающие: повторить и обобщить теоретические сведения о союзе как служебной части речи, его морфологических признаках (деление на группы по значению и строению), роли в предложении. совершенствовать умения и навыки: обнаруживать союзы, отличать их от наречий и местоимений с частицами; правильно писать определять вид сложного предложения, различать ССП и предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания в них; правильно и уместно пользоваться союзными конструкциями в речевой практике. Развивающие: развивать навык устной и письменной связной речи, аналитическое мышление, умение систематизировать и обобщать полученные знания в рамках темы и раздела программы. Воспитательные: воспитывать ответственность за результат своего труда и труда своего товарища, умение работать в коллективе, культуру речи и общения, умение слушать.ХОД УРОКА 1. Орг.момент. — Сегодня у нас необычный урок. На уроке присутствуют гости. Ваша задача: показать все, что вы умеете и знает по теме «Союз». 2.Объявление темы урока, постановка цели. I этап. На этом этапе проверяется знание теоретического материала и проводится фронтальный опрос. — Путешествовать любят все, и мы это делаем всегда с удовольствием. Но сегодня мы отправимся в не совсем обычное путешествие — в страну русского языка. Перед вами висит карта нашего путешествия. Мы отправляемся в долину Союзов. (слайд 3) И первая остановка — ► деревня Теоретическая.(1) (слайд 4) 3. Фронтальный опрос. (слайд 5) ТЕСТ 1. В русском языке есть ………… и служебные части речи. 2.Служебные части речи это……… 3. Союз – это…………………….. 4. Союзы, состоящие из одного слова, называются………… 5. Союзы не являются……………………… 6. Союзы связывают…………………………………. 7. Союзы, связывающие однородные члены предложения и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного, называются………………. 8.Союзы, связывающие в сложном предложении неравноправные простые предложения, из которых одно зависит от другого, называются…..... 9.Сочинительные союзы по значению делятся на три группы:......... 10. Подчинительные союзы делятся на разряды……………… II этап: На этом этапе работы проверяется, как учащиеся применяют теоретические знания на практике.► Следующая остановка — «Литературная» (2) (слайд 6) 4. Слово учителя. — Не многие знают, что союз — древнее название части речи и по происхождению является греческим. Несмотря на то, что это количественно небольшая группа служебных слов, по частоте употребления она занимает седьмое место (и главенствует в ней союз И). Кстати, очень любил этот союз А.С.Пушкин. Свидетельство тому — строки из его произведений: (слайд 7)С ним одним она была Добродушна, весела, С ним приветливо шутила И, красуясь, говорила: «Свет мой, зеркальце! скажи Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?» И ей зеркальце в ответ: «Ты, конечно, спору нет; Ты, царица, всех милее, Всех румяней и белее». И царица хохотать, И плечами пожимать, И подмигивать глазами, И прищелкивать перстами, И вертеться, подбочась, Гордо в зеркальце глядясь. (сказка о мертвой царевне и о семи богатырях) Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. (Зимнее утро)— На использовании союзов основано стилистическое средство художественной изобразительности, которое называется многосоюзием. В четверостишии из стихотворения «Я помню чудное мгновенье…» многосоюзие замедляет фразу, придает предложению плавность, усиливает выразительность речи. И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь. (слайд 8) — А теперь, ребята, внимание! Перед вами строки из известного вам произведения А.С.Пушкина. (слайд 9) Пирует Петр. И горд, и ясен. И славы полон взор его. И царский пир его прекрасен. — Из какого произведения эти строки? (Поэма А.С.Пушкина «Полтава») — Можно ли назвать этот небольшой отрывок текстом? (Да, п.ч. предложения связаны по смыслу и грамматически) — А с помощью какой части речи осуществляется грамматическая связь предложений в тексте? ( С помощью союза И) — Какой можно сделать вывод о роли союза в тексте? (Союз является не только средством соединения однородных членов предложения и частей сложного предложения, но и средством художественной изобразительности, а также средством связи отдельных предложений в тексте) ► Прежде, чем мы продолжим путь, давайте запишем домашнее задание. Дома вам предстоит вспомнить сегодняшний разговор, сочетания с союзами, а также предложения, с которыми вы сегодня работали и написать сочинение, которое можно начать словами: «Глядя на картину А.К.Саврасова «Грачи прилетели» …» (слайд 10) (слайды 11 и 12 картинки Паровозика из Ромашкова + песенка Паровозика) ► ─ Почему «Весенняя»? Здесь нам предстоит познакомиться с замечательной картиной А.К.Саврасова «Грачи прилетели». А на картине, как вы сами видите, изображена ранняя весна. (слайд 14) Работа с текстом. Следующая станция «Весенняя». (3) (слайд 13) Карточка Задание: препинания, объясните правописание пропущенных орфограмм. Восстановите в данном тексте союзы, расставьте знаки(слайд 20) А.К.Саврасов — один из основоположников русской пейзажной живописи. Своей картиной «Грачи пр…летели» художник передает состояние природы, которое она испытывает ран…ей весной. Чуть пр…грело солнышко … в воздухе запахло в…сной. Поля виднеющиеся вдали уже освободились от снега. Талая вода пропитала потемневшие сугробы … наполнила пруд. Высокое весен…ее небо еще не стало чистым … голубизна уже проглядывает сквозь облака. Грачи прилетевшие с юга деловито вьют себе гнезда на березках … уже покривились от времени. Птицы счас…ливы вновь оказаться в родных местах. Кажется … их радос…ный гомон крики шум от взмахов крыльев разносятся по всей округе. ► Веселая минутка. ─ Вы на середине пути. Настало время привала. Но ваш отдых будет творческим. ► Следующая станция « Сортировочная» (4) Выборочно-распределительный диктант—цифровой. (цель: закрепить умение определять разряды союзов) (слайд 21) Задание: Выпишите в 1 колонку номера предложений с сочинительными союзами, а во 2 колонку — с подчинительными. 1. Грачи радостно и громко провозглашают о приходе весны. 2. Хотя еще нет яркого солнца, сквозь свинцово-белые облака уже голубеет край неба. 3. Кажется, что весну ждали не только грачи, но и церквушка, виднеющаяся за деревьями, забор, освещенный весенним солнцем. 4. Робкие лучи солнца проложили по снегу голубые тени, он стал рыхлым, пористым, будто вата. 5. Солнца нет, однако в воздухе пахнет весной. КЛЮЧ (слайд 22) Сочинительные союзы Подчинительные союзы и союзные слова 1 И 3 НЕ ТОЛЬКО…, НО И 5 ОДНАКО 2 ХОТЯ 3 ЧТО 4 БУДТО — Составьте схему последнего предложения. III этап: На этом этапе работы проверяется умение учащихся использовать союзы в собственной речи. ► Следующая остановка « Творческая» (5) а) Работа по развитию речи. — Действительно, мы очень часто употребляем союзы в речи, потому что они помогают нам соединить однородные члены и части сложного предложения. Это делает нашу речь выразительнее, богаче, но иногда мы допускаем ошибки. (слайд 24)Задание: Вам предстоит исправить грамматические ошибки, заменив деепричастные обороты синонимичными конструкциями (сложными предложениями или предложениями с однородными членами), а заодно вспомнить деепричастный оборот. 1. Рассматривая картину, чувствуется отношение художника к родному краю. 2. А.К.Саврасов, заметив удивительное в окружающем мире, и рассказал об этом людям. 3. Художник, тщательно прописав каждую веточку не только на дереве, но и на снегу, на земле, и с любовью изобразил на ближнем плане грача с веточкой в клюве. КЛЮЧ (слайд 25) 1. Когда мы рассматриваем картину, то чувствуем отношение художника к родному краю. 2. А.К.Саврасов заметил удивительное в окружающем мире и рассказал об этом людям. 3. Художник тщательно прописал каждую веточку не только на дереве, но и на снегу, на земле, и с любовью изобразил на ближнем плане грача с веточкой в клюве. ► б) Работа с разноуровневыми карточками. — Мы продолжаем работу над обобщением темы, и я хочу вам предложить продемонстрировать уровень своих знаний по разделу «Слитное написание союзов также, тоже, зато» КАРТОЧКА № 1 (зеленая) Раскройте скобки. Как (будто) тянутся к солнцу; что(бы) построить дом; пасмурный, за(то) по- весеннему радостный; церквушка то(же) согрета солнцем; спряталась за(то) дерево; здесь то(же) вода. (слайд 26) КАРТОЧКА № 2 (красная) Представьте, что вам нужно описать весенний день. Составьте предложения с данными сочетаниями, чтобы их можно было использовать в вашем тексте. Раскройте скобки. Как(будто) тянутся к солнцу; что(бы) построить дом; пасмурный, за(то) по- весеннему радостный; церквушка то(же) согрета солнцем; спряталась за(то) дерево; здесь то(же) вода; забор то(же) обласкан теплым солнцем. Для справок: искривленный, весенний, неяркий, солнечный.► Итоги урока. ► Выставление оценок