Открытый урок по русскому языку в 7 классе по теме «Причастие как часть речи»
Оценка 4.8

Открытый урок по русскому языку в 7 классе по теме «Причастие как часть речи»

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
7 кл
09.11.2018
Открытый урок по русскому языку в 7 классе по теме «Причастие как часть речи»
Цель урока: 1. Образовательная: а) показать отличительные и общие признаки причастия с другими частями речи; б) ознакомить учащихся с грамматическими признаками причастия; в) формировать умение различать причастия и прилагательные 2. Развивающая: а) отрабатывать навык употребления правила на практике; б) развивать внимание, память, речь, логическое мышление, коммуникативные навыки, умение сравнивать, классифицировать, делать выводы; 3. Воспитательная: а) вызвать интерес к урокам русского языка; б) воспитывать речевую культуру учащихся
otkr.-urok-po-russ.yaz.-v-7-kl.-5be5e4fd554d3.docx
Открытый урок по русскому языку в 7 классе по теме  «Причастие как часть речи» Султанова Резида Радиковна учитель русского языка и литературы 2018 год Цель урока:  1. Образовательная: а) показать отличительные и общие признаки причастия с  другими частями речи; б) ознакомить учащихся с грамматическими признаками  причастия; в) формировать умение различать причастия и прилагательные  Развивающая: а) отрабатывать навык употребления правила на практике; б)  развивать внимание, память, речь, логическое мышление, коммуникативные  навыки, умение сравнивать, классифицировать, делать выводы;  Воспитательная: а) вызвать интерес к урокам русского языка;                   б) воспитывать речевую культуру учащихся 2. 3. Тип урока:   Урок изучения и первичного закрепления новых знаний                                                       Ход урока 1. Организационный момент      2 . Разминка Построил небольшой шалаш, затеял ссору, увидел неширокую речонку, посеяла муку Не зависит от непогоды, волны плещутся, не упустишь ни минуты, встречаешь  рассвет. Деревянный балкон, подлинное искусство, юный герой, кожаный портфель,  соловьиные трели, стеклянный вестибюль. ­ выделить и объяснить орфограммы; ­ составить схемы словосочетаний; 3 Объяснение нового материала Составим словосочетания «сущ. + прил.». предложения. Возьмем теннисный мячик. ­Что известно о прилагательных и глаголах частях речи? Прочитайте отрывок из Н. В. Гоголя: Если мне случится иногда здесь услышать скрип дверей, тогда мне вдруг так и  запахнет деревнею, низенькой комнаткой, озаренной свечкой в старинном  подсвечнике, ужином, уже стоящем не столе, майской темной  ночью, глядящей из сада сквозь растворенное окно… и боже, какая длинная  навевается мне тогда вереница воспоминаний! Слова: озаренная, стоящий, глядящий, растворенное, как и имена прилагательные,  обозначают признаки предметов: Комнатка какая? – Комнатка, озаренная свечкой. Ужин какой? – Ужин, стоящий на столе. Ночь какая? – Ночь, глядящая из сада. Окно какое? – Растворенное окно. В то же время эти слова обозначают действия предметов и поэтому могут заменяться глаголами: Комнатка, озаренная свечкой. ­ Комнатка, которую озарила свечка Ужин, стоящий на столе. – Ужин, который стоит на столе. Ночь, глядящая из сада. – Ночь, которая глядит из сада. Растворенное окно. – Окно, которое растворили. Слова озаренная, стоящий, глядящий, растворенное обозначают признаки предмета по действиям, т.е. такие признаки, которые создаются действием. Такие слова в  грамматике называются причастиями. Причастие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета  по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола. Причастие  отвечает на вопрос какой? Возможны также вопросы что делающий? что  сделавший? Причастие, в отличие от прилагательного, образуется не от существительного, а от  глагола. Причастие, как и прилагательное, распространяет в предложении имя  существительное. Причастие, как и прилагательное, изменяется:  по родам (летящий, летящая, летящее)  по числам (летящий, летящие)   по падежам (летящий, летящего, летящему и т. д.) Если прилагательное обозначает постоянный признак предмета (по цвету, запаху,  форме, свойству и т.д.), то причастие ­ временной (настоящее и прошедшее время). Некоторые причастия могут иметь две формы – полную (какой? прочитанный) и  краткую (каков? прочитан). Полные причастия обычно выполняют  в предложении  роль определения, а краткие – сказуемого. Причастие можно заменить сочетанием «местоимение который + глагол»  (темнеющий   лес – лес, который темнеет), от которого образовано данное  причастие (в настоящем или прошедшем времени). Подобной замены с  прилагательным сделать нельзя, можно лишь в некоторых случаях подобрать  синоним (темный лес – мрачный).  ­ Синтаксическая минутка. (произвести синтаксический разбор предложений) Морозы не могут сковать бушующую водную стихию ( повествовательное,  невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное) Эта книга прочитана мной.  ­ Найдите причастие. Каким членом предложения является?  Составим вместе таблицу. «Сравнительная характеристика прилагательного и причастия» Вопросы        1. От какой части речи  образуются? 2. На какие вопросы  отвечают?      3. Что обозначают?  4. Как изменяются?  Прилагательное От имени  существительного Какой?  Каков?         Признак предмета по  цвету, форме, запаху,  свойству и т.д.  (постоянный) По родам, числам,  падежам (склоняются) 5. Какие формы могут иметь? Полная, краткая 6. Чем можем заменить? Синоним (иногда) 7. Какими членами  предложения могут быть?   8. Какую часть речи  распространяют в  предложении?          Определение,  сказуемое Существительное Причастие От глагола Какой?  Каков?                            Признак предмета по действию  (временной: настоящее и  прошедшее время) По родам, числам, падежам  (склоняются) Полная, краткая Сочетание  «местоимение который +  глагол» Определение, сказуемое Существительное IV. Закрепление. Воспроизведение правила учащимися (по таблице), материал учебника. Причастие было так названо потому, что оно по своим грамматическим свойствам  "сопричастно" (как имени прилагательному, так и глаголу).  V. Формирование умений и навыков. 1. Задание № 1(выполняется в тетрадях)  Запишите в первый столбик прилагательные, во второй –  причастия; подберите к  ним подходящие по смыслу имена существительные. Выделите суффиксы  прилагательных и причастий.   Темный, темнеющий;  синий, синеющий;  горящее, горячее;  желтая, желтеющая;  колющий, колючий;  шумный, шумящий;  ползущее, ползучее;  горячее, горящее;  текущая, текучая;  спеющая, спелая;  дремучий, дремлющий. 2. Задание № 2 «Тест» Задание теста представлено на интерактивной доске;  1 вариант 1) Найти словосочетание «прил. + сущ.» А) висящая лампа                                 Г) зеленеющая рожь Б) висячая лампа                                  Д) летучая мышь В) летящая птица                                 Е) зеленый дуб 2) Найти словосочетание «прич. + сущ.» А) нарастающий шум                           Г) растаявший снег Б) пожелтевшие листья                        Д) низкие облака В) высохшая трава                                Е) желтая рожь 2 вариант 1) Найти словосочетание «прил. + сущ.» А) читающий мальчик                          Г) скошенная трава Б) читальный зал                                  Д) каменный дом В) созревающие зерна                          Е) поющие птицы 2) Найти словосочетание «прич. + сущ.» А) пахучее молоко                                Г) смотревший вперед Б) пахнувшее белье                              Д) мелкий брод В) спеющая ягода                                 Е) орудийные залпы VI. Обобщение. Цель этапа: обобщение по теме урока.     Учитель задает вопросы по теме, учитывая все правила, которые были применены в ходе выполнения упражнений. VII. Подведение итогов урока. Цель этапа: дать оценку деятельности учащихся.  VIII. Домашнее задание. Параграф учебника, материал таблицы ­ составить рассказ о причастии. Урок русского языка в 7 классе по теме "Причастие как часть речи". Урок  ориентирован не только на усвоение новых теоретических знаний, но и на  воспроизведение уже имеющихся, на закрепление навыков синтаксического разбора  предложений, развитие орфографической зоркости. Анализ урока Урок занимает определенное место в системе изучения русского языка в 7 классе. Он  тесно связан с предыдущими темами, а именно изучением частей речи: имени  существительного и глагола. Учащиеся повторили и закрепили полученные знания по  данным темам. При составлении данного урока учитывались возрастные и психологические  особенности данного класса: потребность в образном объяснении материала,  потребность в самостоятельной познавательной деятельности, основанной на  приобретении новых знаний. В начале урока были ясно и конкретно сформулированы цели и задачи урока.  Обучающая цель: систематизация и обобщение изученного материала, умение применять полученные знания при изучении нового материала; развивать монологическую речь  учащихся, давать оценку выступлениям одноклассников и самооценку. Учащиеся  учились аргументировать свои выводы, делать оценку применения правил, высказывать  и обосновывать свою точку зрения. Воспитательная цель урока была направлена на привитие интереса к изучению русского  языка. Главными на уроке были задачи: проверка прочности орфографических и  пунктуационных навыков, установление осознанного понимания причастия как части  речи. С этой цель использовалась поисковая и самостоятельная работа. Исходя из  особенностей классного коллектива, основной задачей изучения нового материала стало  развитие коммуникативной компетенции учащихся. Формирование компетентностей прослеживалось на всех этапах урока: актуализации  опорных знаний, изучение нового материала, закреплении и рефлексии. В содержании  урока внесена работа по развитию коммуникативной компетенции. Формирование  языковой компетенции наблюдалось на этапе актуализации опорных знаний – учащиеся  проговаривали правила. Обогащение словарного запаса осуществлялось при проведении  словарной работы. Развитие коммуникативной компетентности прослеживается чтение, говорение,  слушание. Работая устно, учащиеся старались соблюдать нормы русского литературного языка. Структура урока соответствует схеме поставленных задач урока, комплексного  применения знаний, умений и навыков: мотивация, актуализация знаний, работа над  проблемными вопросами, составление схемы­помощницы, самостоятельная работа,  коррекция знаний, анализ работы на уроке. Этапы урока логично связаны и построены по схеме. В ходе урока использовались как  познавательные, так и практические формы работы. Наблюдалось преобладание  самостоятельной и поисковой работы, что способствовало развитию творческих  способностей каждого ученика. Было организовано чередование и смена деятельности в  ходе урока. Отрабатывая умения и навыки, использовалась коллективная, групповая,  самостоятельная, индивидуальная работы, что сказалось на познавательной активности  и самостоятельности учащихся. Работа в парах способствовали формированию  коммуникативной и социальной компетенции, а также созданию «ситуации успеха» для  каждого ученика. Урок отличается высокий темп, который был выбран в соответствии с  работоспособностью класса. Высокий уровень познавательной активности связан с  использованием компьютерной технологии, что также позволило увеличить темп урока.  Домашнее задание носит выборочный творческий характер. Проведено  комментированное оценивание результатов учебной деятельности учащихся. Условием успешного усвоения учебного материала стало создание творческой  доброжелательной обстановки на уроке; построение отношений между учителем и  учащимися на принципах сотрудничества, взаимоуважения и понимания. Роль учителя  сводилась к организации учебной деятельности учащихся. Выступление на общешкольном родительском собрании «Как помочь ребенку успешно подготовиться к ОГЭ» Классный руководитель 9 класса: Султанова Резида Радиковна 2017 год                                                Уважаемые родители!         Наши дети находятся на финишной прямой, которая приведет их к  окончанию школы и к выходу в большую жизнь. Последние годы обучения в школе  ­ один из самых сложных периодов для учащихся и их родителей.       Как говорят психологи: «Современный старшеклассник продукт современной  жизни, он и сложен, интересен и противоречив».       В старшем школьном возрасте заканчивается физическое созревание индивида.  Начинается период ранней юности. Новым и главным видом психической  деятельности становится рефлексия, самосознание. Вот почему старшеклассников  привлекает узнать что­то новое о себе, о своих возможностях. Сейчас их  самосознание все устремлено в будущее. Этот возраст полон романтизма и в тоже  время опасений, как сложится жизнь в будущем. Юность – пора становления  мировоззрения.        Учение приобретает большую ценность, чем раньше, и все больше времени  посвящается самообразованию. Приобретение знаний связывается с планами на  будущее. Молодые люди ищут себя через различные роли, перспективы соотносятся  с собственными возможностями.        В эмоциональной сфере сохраняется повышенная ранимость, чувствительность.  Очень болезненно воспринимается собственная внешность, и собственные  способности, хотя способы выражения эмоций стали шире и лучше контролируются. Старший школьник способен уже к глубоким «взрослым» переживаниям, серьезным  и устойчивым чувствам. При переходе к юности улучшается коммуникативность,  появляется самостоятельность, самоконтроль. Для них по­прежнему еще важно общение со сверстниками. Но если у подростков  оно носило поверхностный характер, то теперь общение стало более интенсивным и  глубинным. Юноши и девушки порой одержимы стремлением найти свое второе «Я».  Поиски друга, объекта любви добавляют немало волнений и переживаний в этом  возрасте. Меняются взаимоотношения с взрослыми. Если желание видеть в своих родителях  друзей, советников не удовлетворяется, еще больше возрастает стремление найти  друга или подругу. В выпускных классах дети сосредотачивается на профессиональном  самоопределении и это стимулирует развитие новых интересов к учебным  дисциплинам. Для них к напряженным занятиям в школе добавляется интенсивная  подготовка к экзаменам.       Экзамены для выпускников 9 класса является сильным психоэмоциональным  стрессовым фактором, так как от того насколько результативно сдан экзамен, будет  зависеть дальнейшее успешное поступление школьника в колледж.       Уважаемые родители, на этой неделе среди учащихся 9 класса я провела опрос.  На 1 вопрос: Какие ассоциации у вас возникают при слове 9 класс? Старшеклассники ответили – ЭКЗАМЕНЫ (ОГЭ). На второй вопрос: Что сейчас вас волнует больше всего? Учащиеся дали ответ ­ Предстоящие экзамены. Третий вопрос звучал так: Чего я жду сейчас от своих родителей? Ребята ответили – моральной поддержки. Распространённые ответы ­ Вера в меня, понимания, терпения и доверия. А еще были и такие ответы: Живите долго и счастливо и не лезьте в мою учебу! Не надо мне постоянно напоминать, что надо взяться за учебу! Люблю тебя, мам! Любите меня больше! Мои родители, молодцы! Меня и так все устраивает! Освободите от домашних забот! Папа, мама, извините меня за мое поведение, пожалуйста! Если на меня постоянно не давить, то желание само появится! Этот опрос нам всем доказал, что сейчас наши дети живут в основном только  мыслями о предстоящих экзаменах. В этот период старшеклассники, несмотря на  видимость взрослости, как никогда нуждаются в помощи и поддержке со стороны  родителей.    Рекомендации психологов родителям. Не тревожьтесь о количестве баллов накануне, которые  ребенок получит на  экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что  количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.  Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов – это может  отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается  волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со  своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально  "сорваться".  Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.   Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем  более вероятности допущения ошибок.       Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя  заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с  переутомлением. Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок,  объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.   По мере возможности обеспечьте дома  удобное место для занятий,  проследите, чтобы никто из домашних не мешал. Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного  напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный  комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д.  стимулируют работу головного мозга.  Не критикуйте ребенка после экзамена. Помните: главное – снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить  ему подходящие условия для занятий!

Открытый урок по русскому языку в 7 классе по теме «Причастие как часть речи»

Открытый урок по русскому языку в 7 классе по теме «Причастие как часть речи»

Открытый урок по русскому языку в 7 классе по теме «Причастие как часть речи»

Открытый урок по русскому языку в 7 классе по теме «Причастие как часть речи»

Открытый урок по русскому языку в 7 классе по теме «Причастие как часть речи»

Открытый урок по русскому языку в 7 классе по теме «Причастие как часть речи»

Открытый урок по русскому языку в 7 классе по теме «Причастие как часть речи»

Открытый урок по русскому языку в 7 классе по теме «Причастие как часть речи»

Открытый урок по русскому языку в 7 классе по теме «Причастие как часть речи»

Открытый урок по русскому языку в 7 классе по теме «Причастие как часть речи»

Открытый урок по русскому языку в 7 классе по теме «Причастие как часть речи»

Открытый урок по русскому языку в 7 классе по теме «Причастие как часть речи»

Открытый урок по русскому языку в 7 классе по теме «Причастие как часть речи»

Открытый урок по русскому языку в 7 классе по теме «Причастие как часть речи»

Открытый урок по русскому языку в 7 классе по теме «Причастие как часть речи»

Открытый урок по русскому языку в 7 классе по теме «Причастие как часть речи»

Открытый урок по русскому языку в 7 классе по теме «Причастие как часть речи»

Открытый урок по русскому языку в 7 классе по теме «Причастие как часть речи»

Открытый урок по русскому языку в 7 классе по теме «Причастие как часть речи»

Открытый урок по русскому языку в 7 классе по теме «Причастие как часть речи»

Открытый урок по русскому языку в 7 классе по теме «Причастие как часть речи»

Открытый урок по русскому языку в 7 классе по теме «Причастие как часть речи»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.11.2018