Урок-семинар по органической химии в старшей школе, направленный на закрепление знаний о химических веществах, как биокатализаторах. В ходе урока несколько учащихся выступают с подготовленными сообщениям, учитель может дополнять материал интересными моментами. Каждый ученик заполняет таблицу, которая сдается после урока, по результатом которой учитель оценивает эффективность выступлений и степень понимания темы.
Открытый урок по теме "Ферменты как
биокатализаторы и их значение".
Тип урока: интегрированный обобщающий с
мультимедийным сопровождением.
Методы обучения: частичнопоисковый, проблемнодискуссионный,
использование информационнокоммуникационных технологий.
Цель урока: Дать понятие о ферментах, как об особой группе веществ,
являющихся биокатализаторами и выявить их роль в жизнедеятельности
организмов.
Задачи:
образовательные: сформировать знания учащихся о ферментах их
особенностях, строении, механизме действия; познакомить учащихся с
классификацией ферментов, их ролью в клетке, практическим значением
ферментов, реализовать межпредметные связи;
развивающие: развивать познавательный интерес, самостоятельную
активность учащихся в ходе выполнения исследовательских работ, развивать
логическое мышление, умение делать выводы; развивать интерес к предмету,
любознательность;
воспитательные: воспитывать ответственность, аккуратность,
экологическую грамотность, прививать культуру общения в ходе совместной
деятельности.
Ход урока:
I. Орг. момент (мотивация)
Итак, мы с вами на прошлом уроке познакомились со строением и работой
ферментов, вспомнили, что такое катализ и катализаторы, на данном уроке
мы обобщим наши знания и обогатим их той информацией, которую вы
подготовили дома.
Проблема. Как вам уже известно, ферменты – это биокатализаторы, которые
работают как в клетке, так и за ее пределами и в этом они сходны с
неорганическими катализаторами. В чем их уникальность и механизм работы!?
Почему без ферментов невозможна жизнь?
Что же такое фермент? Что вы знаете об открытии ферментов?
Как работают ферменты в организме и в чем уникальность их свойств?
Значение ферментов для живых организмов и их применение в различных
областях деятельности человека.
В ходе нашего урока и по мере выступления одноклассников прошу
заполнять таблицу:
Определение
фермента
Представители:
(названия
ферментов)
Из чего
состоит
фермент?
Значение для
организмов.
Где
применяются
человеком?
II. Основная часть (выступление учащихся).
Выступление ученицы – определение и открытие ферментов.
Ферменты это специфические белки, входящие в состав всех клеток и
тканей живых организмов играющие роль биологических катализаторов.
Первые данные о ферментах были получены при изучении процессов
брожения и пищеварения. Большой вклад в исследование брожения внес
Л.Пастер, однако он полагал, что соответствующие реакции могут
осуществлять только живые клетки. В начале XX в. Э.Бухнер показал, что
сбраживание сахарозы с образованием диоксида углерода и этилового спирта
может катализироваться бесклеточным дрожжевым экстрактом. Это важное
открытие послужило стимулом к выделению и изучению клеточных
ферментов. И в XIX веке большинство ученых уже считали процесс брожения
совокупностью реакций, вызванных ферментами биологическими
катализаторами. Было предложено называть ферменты энзимами (от греч.
“энзим” “в дрожжах”. Сегодня термины фермент и энзим синонимы. Еще в
XVIII – XIX вв. некоторые ученые предполагали, что основой фермента
является белок, но эта мысль не была услышана научным обществом. Лишь в30х годах ХХ в., когда американским биохимиком Нортропом были
получены кристаллические ферменты пепсин и трипсин, их белковая природа
была окончательно признана, и в 50х годах подтверждена
рентгеноструктурным анализом. С тех пор обнаружено и выделено более 700
ферментов, но в живых организмах их существует гораздо больше. На
сегодняшний день известно более двух тысяч ферментов.
Выступление ученика1 – строение, свойства и механизм работы
ферментов.
Ферменты – это белковые молекулы, синтезируемые живыми клетками. В
каждой клетке имеются сотни различных ферментов. С их помощью
осуществляются многочисленные химические реакции, которые проходят с
большой скоростью при температурах, подходящих для данного организма, то
есть в пределах от 5 до 40 градусов.
По строению ферменты делят на 2 группы:
А) ферменты-протеины (однокомпонентные, т.е. состоят
только из белка).
Б) ферменты-протеиды (двухкомпонентные, состоящие из
белка и небелковой части).
Что же является небелковой частью? Это могут быть ионы металлов
(кофактор) или органическое вещество связанное с белковой частью.
Поэтому все ферменты – белки. Но не все белки – ферменты.
Ферменты обладают чрезвычайно высокой каталитической активностью, они
ускоряют реакции в десятки и сотни миллионов раз. Но интересно вот что!
Чаще всего ферменты катализируют превращение веществ, размеры молекул
которых по сравнению с размерами молекул ферментов очень малы.
Например, фермент каталаза имеет молекулярную массу 250 тыс., а Н2О2,
распад которого катализирует каталаза всего 34, Такое соотношение между
размерами фермента и субстрата (S) наводит на мысль, что каталитическая
активность фермента определяется не всей его молекулой, а только
небольшим его участком активным центром фермента (небольшая часть
молекулы фермента (3–5 аминокислотных остатков). Как мы знаем, реакция
между веществами происходит при условии тесного сближения их молекул.
Взаимодействие субстрата (S) c ферментом впервые изучил немецкий ученый
Эмиль Фишер. Он высказал гипотезу (1880 г.), согласно которой субстратподходит активному центру фермента как «ключ к замку» или как «рука к
перчатке».
Свойства ферментов:
1.Термолабильность ферменты активны в определенном диапазоне
температур.
При возрастании температуры активность фермента сначала растет, а
затем, выше определенной температуры, начинает снижаться.
При t= 70° и выше большинство ферментов полностью утрачивают свою
активность изза денатурации белка.
Каждый фермент характеризуется температурным оптимумом. Для
ферментов животного происхождения topt = 4050°, для ферментов
растительного происхождения 5060°, для человека ~ 37°.
При понижении t° ферменты теряют свою активность, но при создании
нормальных условий они вновь начинают функционировать.
2. Влияние РН на активность ферментов – каждый фермент работает при
определенном рн среды.
Различные ферменты имеют различное значение РН:
А) амилаза слюны: РН = 7 (нейтральная среда);
Б) пепсин желудочного сока действует в кислой среде (РН=1,52,5),
В)трипсин кишечного сока имеет РН = 89 (щелочная среда).
3. Специфичность действия фермента.
В отличие от неорганических катализаторов действие ферментов строго
специфично. Например, фермент лактаза расщепляет только молочный сахар
– лактозу – с образованием глюкозы и галактозы.
Учитель: Для жизни живых организмов ферменты имеют решающее значение,
в чем же оно заключается. Если ферменты прекращают свою работу организм
гибнет.
Об этом расскажет ученик2. Мне же хочется привести один пример:
В каждой растительной и животной клетке имеется фермент каталаза,
который расщепляет пероксид водорода. Пероксид водорода это ядовитое
вещество, которое образуется в организме в результате ОВреакций. Так вот
чтобы не произошло самоотравления клетки и организма в целом, каталаза
расщепляет это вещество до воды и кислорода:каталаза
2Н2О2 > 2Н2О + О2↑
Помимо этого ферменты широко используются человеком в различных
областях, таких как пищевая промышленность, медицина, химическая
промышленность и т.д. Каждый день, садясь за стол, мы используем
продукты, приготовленные с участием ферментов: чай, сыр, колбасы,
копчености, пиво; употребляем фрукты и овощи с их собственным набором
растительных ферментов, которые помогаю нам усвоить растительную пищу.
Существует наука, которая занимается изучением ферментов – энзимология.
Выступление ученика3.
Ферменты применяются в пищевой промышленности (чайная отрасль,
производство пива, колбас, сыроварение и молочная промышленность,
кожевенная). В сельском хозяйстве для производства кормов, обработке
круп. В медицине и фармацевтике, причем в медицине ферменты имеют и
диагностическое значение – определение отдельных ферментов в клетке
помогает распознаванию природы заболевания (например, вирусный гепатит –
по активности фермента в плазме крови) их используют для замещения
недостающего фермента в организме. Ферменты входят в состав порошков и
зубных паст. В фотоделе, для изготовления фотоматериалов.
III. Итог урока, рефлексия и учет знаний
Итак, подводим итог: ферменты – жизненно необходимые органические
вещества, без которых невозможна жизнедеятельность всех без исключения
живых систем (пищеварения, дыхания, роста, выделения и т.д.). Все
ферменты являются белками. Это уникальные химические вещества, каждый
из которых катализирует только одну реакцию. Широко применяются в
различных отраслях промышленности и народном хозяйстве. Их роль в этом
трудно переоценить, она огромна.
В заключение предлагаю тест:
Выбери правильный ответ на поставленный вопрос
1. Ферменты – это катализаторы:
а) углеводной природы;
б) белковой природы;
в) неорганической природы;
г) липидной природы.2. Ферменты проявляют наибольшую активность при температуре:
а) 18˚С;
б) 26˚С;
в) 36˚С;
г) 56˚С.
3. В этой отрасли промышленности ферменты не используют:
а) пищевая;
б) косметическая;
в) фармакология;
г) металлургическая.
4. Участок молекулы фермента, отвечающий за присоединение вещества:
а) каталитический центр;
б) субстратный центр;
в) аллостерический центр;
г) активный центр.
5. Что происходит с ферментом при его взаимодействии с субстратом?
а) фермент мутирует;
б) фермент не изменяется;
в) фермент превращается в новое вещество.
6. а) информацию о ферментах усвоил полностью
б) требуется еще раз ознакомиться с данной темой
в) информация о ферментах пригодится мне в жизни
г) не вижу особого смысла в получении этой информации
Благодарю учащихся за работу на уроке. Даю Д/з.
По итогам сообщений и результату теста выставляю оценки за урок.