Урок в 8 классе по теме «Реакции обмена»
Технологическая карта урока.
Предмет: химия.
Класс: 8.
УМК: О.С. Габриелян «Химия. 8 класс».
Тема урока: «Реакции обмена».
Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.
Форма урока: урок  – эксперимент.
 Используемые технологии: ТКМ, ИКТ
Средства обучения: презентация, проектор, компьютер, магниты, карточки с 
изображением реакции обмена через художественные образы. На ученических столах:
в пробирках растворы веществ:   NaOH, HCl,  Na2CO3,  KCl,  BaCl2 CaCO3, раствор 
фенолфталеина, инструкция к лабораторной работе, лист рефлексии.
Методы:   словесные –   беседа;
                   наглядные  – использование   презентации, художественных образов
(рисунки);
                                 практические – лабораторные опыты
Приемы: составление кластера, прием « допосле», синквейн. 
 Формы работы: фронтальная, групповая.
Цель урока: сформировать понятие реакции обмена через практическую работу
             Образовательные результаты:  
Личностные: умение учиться, соблюдать правила ТБ! при работе с хим. 
реактивами, целеустремленность, быть активной личностью, проявляющей  
инициативу, умение управлять своей познавательной деятельностью. 
Метапредметные: умение логически мыслить, сравнивать,  делать выводы,
обобщать, определять цели и задачи деятельности, выбирать средства 
реализации цели и применять их на практике, участвовать в продуктивном 
учебном диалоге, умение  работать в группе и оказывать в сотрудничестве 
необходимую взаимопомощь.Предметные: умение давать определение понятиям  «реакции обмена», 
выявление условий их протекания до конца,  проводить, наблюдать и описывать 
химический эксперимент, описывать и различать изученные классы сложных 
веществ, химические реакции.
           
Этапы урока
(в соответствии
со структурой
учебной
деятельности)
Организационный 
момент.
1.Стадия вызова
Деятельность учителя
Планируемая деятельность
учащихся
Я рада приветствовать вас  на 
сегодняшнем уроке. И сегодняшний
урок мне хотелось бы начать с 
загадки « Она идет , она прошла 
никто не скажет что пришла?»
химическая реакция.
Давайте немного подумаем и в 
тетради запишем  какие ассоциации
у вас возникают когда вы слышите 
это словосочетание.(составление 
кластера)2 мин. 
Пишу на доске химическая реакция
и вместе с детьми составляем 
кластер.
Вещества, сложные простые, 
химическое уравнение ,вещества 
взаимодействуют между собой, 
разрушение, разложение соединение
обмен и т.д.
Смотрите сколько много мы уже 
знаем о химических реакциях. На 
чем же мы с вами сегодня 
остановимся подробнее? А для того
чтобы вы догадались я сделаю 
сейчас следующее Возьму 
карандаш у …, а ей отдам свою 
ручку. Что мы сделали?
Попрошу вас запомнить это.
 Итак какова же цель нашего урока?
Отвечают на вопрос: 
химическая реакции
Записывают все  что знают 
в тетрадь
Говорят все ассоциации
Выдвигают предположения
о теме урока.
Вы обменялись 
предметами. Произвели 
обмен.
Изучить реакции обмена2 стадия 
осмысление
 
Как же мы это будем делать?
Что является наиболее ценным 
когда изучаешь вещества и 
химические реакции? Правильно 
эксперимент!
Предлагают разные 
варианты: спросить у 
учителя, почитать в 
учебнике, поискать в 
интернете, провести 
эксперименты
Предлагается проведение опытов 
по инструктивным карточкам с 
формулирование выводов: реакция 
обмена это? осуществима или нет 
проведенная реакция ?какие 
вещества в ней участвовали?
При прогнозировании продуктов 
реакций, напоминаю о том , что я 
сделала в начале урока тоже самое 
делают вещества реагенты.
 
Предлагаю обсудить полученные 
результаты.  
Выполняют лабораторную 
работу по инструктивным 
карточкам , описывают 
опыты, делают выводы 
учатся записывать реакции
обмена. Выводы 
записывают в таблицу
до
После
Ребята  кто же  сможет  ответить 
что такое реакции обмена?
Работа с таблицей. Анализ 
полученных результатов
Делают выводы что 
реакция обмена это 
реакции между сложными 
веществами в результате 
которых они меняются 
своими частями. Реакции 
обмена идут до конца если 
образуется : газ, осадок 
или вода.Работают в группах, 
выступают от группы с 
полученным результатом
3 стадия 
рефлексия
Давайте вернемся к нашему 
кластеру и дополним его новой 
информацией.
А в заключении попробуем 
составить синквейн
1. тема одним словом 
(существительное)
2.описание темы (два 
прилагательных)
3.действия в рамках темы ( три 
глагола)
4.фраза из 4слов отражающая ваше 
отношение к теме
5. синоним который повторяет суть 
темы.Инструкция к лабораторной работе
При выполнении лабораторной работы будьте осторожны в работе с реактивами соблюдайте правила техники 
безопасности : взяли вещество  закрыли сосуд, нечаянно разлили  сообщить учителю, быть осторожными с  
растворами кислот и щелочей.    
1 группа.
 К раствору хлорида калия ( KCI) прилейте половину раствора сульфата натрия(Na2SO4). Что  наблюдаете? Сделайте 
вывод о возможности проведения данного взаимодействия. 
К раствору хлорида бария (BaCI2)прилейте оставшийся раствор сульфата натрия(Na2SO4).Встряхните пробирку. Что 
наблюдаете? Опишите полученный осадок. Сделайте вывод о возможности проведения реакции.
 При анализе опытов попробуйте ответить на вопросы и оформите все в таблицу
( что было до эксперимента, что получилось после реакции)
 Какие вещества реагировали между собой? (простые, сложные)
 В каждом ли опыте были явные признаки реакции? (какие изменения вы наблюдали)
 Каковы признаки данных реакций? (не было ничего, выделился газ, выпал осадок )
 В чем заключается суть взаимодействия выданных веществ между собой ( вещества остаются неизменными или 
меняются своими частями)
До
После
1реакция
2 реакцияИнструкция к лабораторной работе
При выполнении лабораторной работы будьте осторожны в работе с реактивами соблюдайте правила техники 
безопасности: взяли вещество  закрыли сосуд, нечаянно разлили  сообщить учителю, быть осторожными с  
растворами кислот и щелочей.    
2 группа. 
К раствору хлорида калия ( KCI ) добавьте половину раствора карбоната натрия (Na2CO3). Что  наблюдаете? Сделайте 
вывод о возможности проведения данного взаимодействия. 
К оставшемуся раствору карбоната натрия (Na2CO3) прилейте раствор соляной кислоты(HCI).Действуйте осторожно, не 
пролейте растворы! Что наблюдаете? Опишите признак данного взаимодействия.
При анализе опытов попробуйте ответить на вопросы и оформите все в таблицу
( что было до эксперимента, что получилось после реакции):
 Какие вещества реагировали между собой? (простые, сложные)
 В каждом ли опыте были явные признаки реакции? (какие изменения вы наблюдали)
 Каковы признаки данных реакций? (не было ничего, выделился газ, выпал осадок )
 В чем заключается суть взаимодействия выданных веществ между собой ( вещества остаются неизменными или 
меняются своими частями)
1 реакция
2 реакция
До
ПослеИнструкция к лабораторной работе
При выполнении лабораторной работы будьте осторожны в работе с реактивами соблюдайте правила техники 
безопасности: взяли вещество  закрыли сосуд, нечаянно разлили  сообщить учителю, быть осторожными с  
растворами кислот и щелочей.    
3 группа. 
К половине  твердого карбоната кальция (Ca CO3) добавьте раствор хлорида калия ( KCI ). Встряхните пробирку. Что  
наблюдаете? Сделайте вывод о возможности проведения данного взаимодействия. 
К оставшемуся карбонату кальция(Ca CO3) прилейте раствор соляной кислоты(HCI).Действуйте осторожно, не пролейте 
растворы! Что наблюдаете? Опишите признак данного взаимодействия.
При анализе опытов попробуйте ответить на вопросы и оформите все в таблицу
( что было до эксперимента, что получилось после реакции):
 Какие вещества реагировали между собой? (простые, сложные)
 В каждом ли опыте были явные признаки реакции? (какие изменения вы наблюдали)
 Каковы признаки данных реакций? (не было ничего, выделился газ, выпал осадок )
 В чем заключается суть взаимодействия выданных веществ между собой ( вещества остаются неизменными или 
меняются своими частями)
1 реакция
2 реакция
До
После
Инструкция к лабораторной работеПри выполнении лабораторной работы будьте осторожны в работе с реактивами соблюдайте правила техники 
безопасности: взяли вещество  закрыли сосуд, нечаянно разлили  сообщить учителю, быть осторожными с  
растворами кислот и щелочей.    
4 группа. 
К раствору гидроксида натрия  (NaOH) прилейте индикатор – фенолфталеин. 
Почему индикатор изменил свой цвет? К полученному малиновому раствору прилейте раствор соляной кислоты (HCl). 
Что произошло? Потрогайте пробирку там, где протекает реакция. Что ощущаете? Для чего нужен был индикатор? 
 Сделайте вывод о возможности проведения данного взаимодействия.  Что наблюдаете? Опишите признак данного 
взаимодействия. 
При анализе опытов попробуйте ответить на вопросы и оформите все в таблицу
( что было до эксперимента, что получилось после реакции):
 Какие вещества реагировали между собой? (простые, сложные)
 В каждом ли опыте были явные признаки реакции? (какие изменения вы наблюдали)
 Каковы признаки данных реакций? (не было ничего, выделился газ, выпал осадок )
 В чем заключается суть взаимодействия выданных веществ между собой ( вещества остаются неизменными или 
меняются своими частями)
1 реакция
2 реакция
До
После