Открытый урок Толерантность как гарантия прав человека.doc
Класс: 9 «Б»
Предмет: Человек.Общество.Право.
Открытый урок по теме: Толерантность
Цель: Обсудить и выяснить понятие толерантности как социальнокультурного явления, ее связь с
осуществлением и обеспечением прав человека, особенности проявления толерантности в современных
обществах различного типа. Дать понятие необходимости и ценности толерантности в межличностных
отношениях и в обществе в целом, стремиться строить свое отношение к другим людям на принципах
толерантности.
План проведения
Просмотр фильма.
Упражнение Джефа.
1. Вступительное слово учителя.
2.
3. Упражнениеассоциация «Война».
4.
5. Тренинг «открытая трибуна».
6. Игра «На златом крыльце сидели»
7. Толерантность казахстанского общества.
8. Подведение итогов.
1. Вступительное слово учителя.
Толерантность. Сегодня мы очень часто слышим это слово. Кто то понимает значение этого слова,
ктото имеет смутное представление о нем, а кто то вообще ничего не знает об этом и первый раз
слышит его. Поэтому тема нашего классного часа посвящена этому понятию.
Несмотря на кажущую новизну этого слова, еще Гегель, известный немецкий философ, первым
пытался детально дать философское обоснование толерантности.
Толерантность – это не беспринципность, не циничное равнодушие ко всему окружающему; это
глубинное понимание необходимости иного, различий, особенностей как неотъемлемых частей одного
общественного организма. Каждый гражданин общества поддерживает свое достоинство через признание
достоинства другого человека (независимо какую должность занимает человек, т.е. будь это дворник или
министр), таким образом ТОЛЕРАНТНОСТЬ – это признание прав других людей на жизнь и
существование, терпимое отношение к ним, к их взглядам, даже если они не совпадают с вашими.
2. Просмотр фильма о войне. Звучит песня в исполнении Виктора Цоя «Война».
3. Упражнениеассоциация «Война». Вы сейчас просмотрели фильм о Войне, прослушали песню.
На доске висит плакат (черные бомбы, падающие на землю). Напишите на листочках какие
ассоциации вызывает у вас слово «Война»
Учащиеся пишут ассоциации и прикрепляют к доске вокруг плаката ВОЙНА.
4.
А сейчас я предлагаю вам упражнение Джефа. Джефа – это известный американский психолог.
Он предлагает свой тренинг, в котором на заданные вопросы вы должны определиться в
следующих позициях «Да», «Нет»,»Может быть».
Я прошу всех встать и послушать задание.
1. Существует ли граница между национальной гордостью и национализмом?
2. Я одобряю национальное смешение.
3. Человеческое достоинство противника – нужно ли его учитывать, когда идет война?
4. Если мое государство ведет войну с другим государством, то все его население (военное,
гражданское) я считаю своим врагом?
5. Допустимо ли применение любого оружия, если перед вами враг?
6. Я могу убить человека?
7. Я люблю человечество.
Каждый из учащихся по этим вопросам занимают одну из трех позиции. Некоторых из них учитель
просит прокомментировать свой ответ.
Слово учителя: Сейчас в этом тренинге вы выразили свою точку зрения. Ктото осмысленно, ктото импульсивно.
Возможно, ваша точка зрения поменяется уже сегодня, после нашего урока, возможно, она изменится
спустя годы, люди, прожив определенный период, обогатившись жизненным опытом, меняют свои
взгляды, а у когото эта позиция останется на всю жизнь. Но как бы то ни было, мы должны уважать
мнение другого человека, быть терпимым к нему, т.е. проявлять толерантность.
А теперь я предлагаю вам взглянуть на доску. Мы здесь разместили ваши ассоциации со словом
война. Итак, война – это …(читаются ассоциации учащихся). «Хочешь мира, блюди справедливость, будь
терпимым». Эта надпись венчает Дворец мира и согласия во всем мире.
5. А сейчас я предлагаю тренинг «Открытая трибуна».
Здесь я вам предлагаю выступить по следующим темам: «я против войны», «Я оправдываю войны».
Желающие выступают.
А теперь я прошу нашу аудиторию проголосовать. Кто против войны – положите белый кружочек,
кто оправдывает войны – черный кружочек. (Дать задание посчитать и ознакомить с итогами
голосования).
6. А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «На златом крыльце сидели».
В центре кабинета на стулья садятся герои игры. На груди у каждого табличка с надписью кого они
представляют.
1. Президент
2. Король
3. ВИЧ – инфицированный.
4. Террорист.
5. Беженец.
6. Мисс Красота
7. Турист.
8. Взяточник.
Я предлагаю вам подумать и выразить свою точку зрения: есть ли этим людям место в нашем
современном цивилизованном мире. Учащиеся высказывают свое мнение.
Высказывание некоторых учащихся:
Террорист – человек, идущий на террор, массовое убийство, заведомо зная об этом. Неважно, какими
мотивами он руководствуется – религиозным фанатизмом, местью, желанием заработать деньги. Ему нет
места.
Взяточник – это человек, разъедающий общество изнутри, как червь, он развращает людей, т.к.
«легкие деньги» портят людей. А люди, дающие взятки, считают, что за деньги можно купить все.
Сегодня в Казахстане ведется большая работа по борьбе с коррупцией. Взяточнику нет места.
Король. Сегодня в мире существует много государств, в которых сохранена монархия. И этот строй
мирно сосуществует с демократическим. Когда у англичан спросили, хотят ли они отказаться от
существующего строя, они ответили отрицательно.
И далее идут высказывания учащихся по остальным героям «Златого Крыльца».
7. Казахстанское общество очень толерантно. Это уходит глубоко корням в историю, т. К. казахи
вели кочевой образ жизни и были в разных местах, где жили другие народы. Сама наша земля настояна на
принципах толерантности, как условии самовыживания.
« Я бы хотел особо отметить толерантность и терпение казахстанцев, их радушие и
приветливость. Это отмечают все иностранцы. И я благодарен своим согражданам за это»
Н.А. Назарбаев. «Казахстан – 2030»
8.Итак, наш урок подошел к концу. Я буду очень рад, если вы не только поняли и осознали, что
значит толерантность, но и придерживались бы ее в повседневной жизни. И вашим лозунгом в жизни
стали бы следующие слова:
«Терпеть и верить –
Все на свете прекрасны:
Взрослые и дети
Коты, собаки и медведи,
И сослуживцы, и соседи.
Терпимость – наш взаимный шанс, «Каждое сказанное слово и каждый сделанный шаг должны становиться кирпичиком в
фундаменте взаимопонимания. Высвобождайте те огромные запасы добра, что были сокрыты за
непроницаемыми стенами ненависти».
Ведь ктото также терпит нас».
Мартин Лютер Кинг.
Открытый урок по теме: Толерантность
Открытый урок по теме: Толерантность
Открытый урок по теме: Толерантность
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.