Открытый урок "Повторение и обобщение изученного о глаголе"
Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
22.02.2019
Разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме "Повторение и обобщение изученного о глаголе". Конспект урока будет полезен учителям русского языка. Разработка содержит игровые моменты, работу с карточками сов. в. и несов. в. ,объяснение пословиц,а также игру "Лишнее слово."
Открытый урок в 6 классе.docx
Открытый урок в 6 классе «Повторение и обобщение изученного
о глаголе».
Цели :
1.проверить знания, умения и навыки учащихся по теме “Глагол”;
2.развитие речи учащихся, логического мышления,
коммуникативных возможностей учащихся.
Задачи:
1.воспитание интереса к изучению русского языка, через
использование занимательного материала;
2.формирование навыков самостоятельной работы, самопроверки и
самооценки учебного труда;
3.воспитывать дисциплинированность учащихся (не выкрикивать, до
конца внимательно выслушивать ответы товарищей), умение работать
в группе.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки (сов. и
несов .в ),перфокарты, паспорт глагола, цветные мелки.
Ход урока :
1.Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята! Садитесь. Ребята, проверьте, все ли у вас готово
к уроку? Давайте настроимся на работу. Повернитесь друг к другу и
улыбнитесь. Настроение хорошее? Тогда приступим.
(II. Эмоциональный настрой.)
У: Прозвенел звонок, мы начинаем урок. Рада встрече с вами! Пусть
наша совместная работа на уроке будет успешной и порадует всех нас.
III. Постановка темы и задачи урока.
Учитель: Сегодня, ребята, мы с вами повторим и обобщим сведения о
части речи.
2.Инсценировка (взяв книгу)…Это грамматика. Что же вы в ней знаете?
Митрофан: Много .Существительна да прилагательна…
Правдин: Дверь, например, какое имя: существительное или
прилагательное?
Митрофан: Дверь, котора дверь?
Правдин: Котора дверь! Вот эта.
Митрофан: Эта? Прилагательна.
Правдин: Почему же?
Митрофан: Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана
неделю дверь стоит еще не повешена : так та покамест
существительна.
Стародум: Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что
оно прилагается к глупому человеку?
Митрофан: И ведомо.
1.Почему этот разговор вызвал смех? (потому что М.-невежда.)
2.Какой вывод можно сделать из этой сцены? (необходимо учиться
,чтобы не быть похожим на Митрофана из комедии Д. Фонвизина
«Недоросль».
II. Сообщение темы и целей урока.
У – Ребята тема нашего сегодняшнего урока - одна из частей речи.
Попробуйте угадать, о какой части речи мы сегодня будем говорить:
Интересная часть речи В русском языке живет.
Кто что делает расскажет:
Чертит, пишет иль поет,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам (глагол).
Итак, абсолютно верно. Мы будем повторять и обобщать все, что мы
уже знаем о глаголе.
У – А ч то вы можете рассказать об этой части речи?
О –
У – Я вижу, что вы многое знаете о глаголе. – Итак, ребята, глагол –
необыкновенная часть речи. По частоте употребления занимает второе
место после имён существительных. А вот насколько хорошо вы знаете
эту часть речи? Чтобы вы смогли проверить свои знания, я приготовила
вам задания. Проверим себя? В итоге урока мы заполним таблицу –
паспорт глагола, которая поможет вам в учебе.
(Инфинитив , правописание -тся, -ться, в глаголах)
3.Основная часть.
У - Сколько мудрых советов для всей нашей жизни мы можем найти в
пословицах! А вот еще один совет, который нам дал герой Вениамина
Каверина в романе “Два капитана” и который стал крылатым
выражением, девизом для многих поколений: “Бороться и искать, найти
и не сдаваться”. А что такое девиз? Попробуйте определить его
лексическое значение. Как это можно сделать?
О – Посмотреть в словаре. (девиз - руководящая идея поведения,
деятельности).
У- А как вы понимаете этот девиз?
О- (Подытожить, обобщить ответы уч-ся)
У - Давайте запишем этот девиз. Посмотрите на глаголы в этом девизе.
В какой форме они стоят ?
О – В неопределенной форме
У – Как по другому называют неопределенную форму глагола?
О – Инфинитив.
У – Чем отличается инфинитив или неопределенная форма глагола от
других глаголов?
О –
У - Послушайте историю, случившуюся с инфинитивом:
Как - то раз сказал инфинитив другим глаголам:
- Эх, вы, разве так надо спрягаться? Я бы вам показал, да жаль нет у
меня времени!
- Время мы тебе найдем, - сказали другие глаголы. – Тебе какое,
настоящее или прошедшее?
- Лучше будущее, - говорит инфинитив, чтобы немного оттянуть время.
– Да не забудьте про вспомогательный глагол!
Дали ему и будущее время и Вспомогательный глагол.
Да только смотрят: спрягается только Вспомогательный глагол –
только окончания мелькают, а инфинитив и буквой не пошевелит.
Зачем ему шевелить, зачем самому спрягаться? Он – Инфинитив, у него
нет времени. У – Ребята, какой можем сделать вывод, чем инфинитив отличается от
других глаголов?
О – У инфинитива нет лица, числа, времени.
У – Вернемся к девизу. Скажите, каким правилом вы пользовались,
когда записывали инфинитивы бороться и сдаваться в этом девизе?
О – Если глагол отвечает на вопросы что делает? что сделает? (В
вопросе нет Ь), то пишется –тся, если глагол отвечает на вопросы что
делать?, что сделать? (в вопросе есть Ь), на до писать –ться.
У – Давайте запишем полученные выводы в паспорт, а в качестве
примеров запишите инфинитивы из стихотворения:
На доброе слово
Не надо скупиться.
Сказать это слово –
Что дать напиться.
Со словом обидным
Нельзя торопиться, чтоб завтра
Себя самого не стыдиться.
Какое самое сложное орфографическое правило темы «Глагол» мы не
вспомнили? (Правило написания безударных личных окончаний
глагола)
– Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании безударных
личных окончаний глагола?
-Верно, нужно вспомнить личный опорный сигнал «Спряжение
глаголов». Я предлагаю это сделать вместе. На доске записаны только
цифры 1 и 2, необходимо дописать его.
-А что такое спряжение глаголов? (это изменение глаголов по лицам и
числам)
-Итак ,какие глаголы относятся ко 2 спряжению?
Глаголы 1-го и 2-го спряжения
Ко 2-му спряжению относятся:
1.
2.
2. Глаголы-исключения:
4 глагола на -ать: слышать, дышать, гнать, держать;
7 глаголов на -еть: смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, вертеть,
обидеть, терпеть.
Все остальные глаголы относятся к 1-му спряжению:
Писать, бороться, толкнуть, плясать…
Запомнить глаголы на -ять: сеять, веять, реять, таять, чуять, лаять,
каяться, маяться, надеяться, лелеять, затеять, чаять, блеять, хаять.
Они относятся к 1-му спряжению.
На интерактивной доске появляется алгоритм рассуждения.
Учащиеся читают про себя, затем проговаривают вслух.
Алгоритм рассуждения:
Чтобы не ошибиться в написании безударных личных окончаний
глагола, необходимо:
– поставить глагол в начальную (неопределенную) форму;
– выяснить, оканчивается ли он на –ить и является ли глаголом-
исключением;
– определить спряжение глагола;
Все глаголы на -ить:
клеить, любить, строить…Искл.: брить, стелить. 1.
1.
2.
2.Клеит
– вспомнить личные окончания глагола в этой форме.
Например: бре...шь – брить, исключение, 1-го спряжения, окончание
-ешь: бреешь; стро…шь – строить, глагол на -ить, 2-го спряжения,
окончание -ишь – строишь.
5. Проверочная работа с использованием перфокарт.
-Ребята, у вас на столах лежат перфокарты. Как с ними работать-вы
уже знаете. Я читаю вам глаголы, а записываете только гласную
окончания. Приступаем?
У учащихся на столах лежат заготовленные трафареты для работы, в
которые записывают только гласную окончания.
Е – и в окончаниях глаголов.
1.
2. 2.
Цель: проверка умения учащихся определять орфограмму в глаголах 3-
го лица единственно числа.
Е – и в окончаниях глаголов.
1.Стонет 1..Стелет 1.Лает
2.Зависит 2. Строит
3.Пилит 3.Колет 3.Рубит
4.Крошится
5.Смотрит 5.Кусается
6.Жалит
7.Реет
8.Пенится
-А теперь немного отдохнем. Сейчас минутка отдыха.
Следим глазками за предметами на экране.
(Далее огненный шар.)
III. Задания
1. Грамматический признак
У – Посмотрите на предложения, узнаете ли вы глагол? Запишите
предложения, найдите в них слово, которое является глаголом:
Снежное покрывало покрывало поле.
Со стекла стекла вода.
У – Объясните, по какому признаку выбирали глаголы?
О – Глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать? и обозначает
действие предмета.
5.Увидит
6.Дышит 6.Растает
7.Проедет
7.Загорает
8. Сеет 8. Блистает
4. Ненавидит 4.Полюбит
У - Запишите на какие вопрос отвечает глагол, что он обозначает как
часть речи. Приведите примеры.
О -
2. Роль в предложении
У – Вернемся к предложениям и сделаем синтаксический разбор.
(два ученика делают синтаксический разбор предложений у доски)
У – Ребята, скажите, а каким членом предложения чаще всего бывает
глагол?
О – Сказуемым
У – Верно, во всех предложениях ,в которых мы делали синтаксический
разбор, глагол являлся сказуемым. Запишите это в паспорте глагола, а
так же запишите свой собственный пример предложения, в котором
глагол играл бы роль сказуемого (Несколько учащихся зачитывают примеры записанных предложений)
3. “НЕ с глаголами”
У - Чтобы определить следующую особенность в написании этой части
речи, послушайте сказку о глаголе:
Гордую и упрямую частицу Не полюбил благородный Глагол. Трудной и
печальной была эта любовь. Он говорил: “Люблю!”, а она ему: “Не
люблю!”. Он признавался “Верю!”, а она ему : “Не верю!”.
Частица НЕ никогда не подходила к глаголу близко и писалась всегда
отдельно. Однако глагол был постоянен в своих чувствах. И вот
однажды НЕ и говорит ему: “Я отвечу тебе взаимностью, если
покажешь, что жить без меня не можешь”.
Вздохнул печально глагол и отправился скитаться по словарям и
учебникам. Когда же он вернулся к своей гордой любимой, она
вскочила с криком: “Негодую”, “Ненавижу”. И вдруг замерла от
неожиданности: на этот раз глагол остался рядом! Так глагол доказал,
что в некоторых случаях без частицы Не жить не может.
У – Скажите какое грамматическое правило положено в основу этой
сказки?
О – Глаголы с НЕ пишутся раздельно, кроме тех случаев, когда без НЕ
не употребляются. Вспомните и
назовите глаголы, которые без НЕ не употребляются.
У – Молодцы!
У – Внесем эти сведения в паспорт. А сейчас работаем по цепочке под
диктовку. Начинаем!
(не)бывает, (не)домогать, (не)признается, (не)годовать,
(не)долюбливать, (не)дописать, (не)достал, (не)взлюбил, (не)хочу.
4. Мягкий знак после шипящих на конце глаголов
У – Глаголы с частицей НЕ мы очень часто встречаем в метких, кратких
изречениях, заключающие в себе народную мудрость. Как по другому
мы называем такие изречения?
О – Пословицы.
Игровой момент: учитель зачитывает предложения, а ребята объясняют
- слитно или раздельно они напишут. (слитно-руки сомкнуты, раздельно
– раздвинуть две руки.
У – Давайте вспомним пословицы, в которых глагол употреблялся бы с
частицей НЕ:
Кашу маслом не испортишь.
Не смажешь колеса – быстро не поедешь.
Не помучишься – не научишься.
У - Объясните смысл пословиц.
О - Глаголы с частицей НЕ пишутся раздельно, кроме тех случаев, когда
без НЕ не употребляются.
5. Ь после шипящих в конце глаголов
У – Посмотрите внимательно на пословицы, какое еще правило помогло
правильно записать глаголы?
О - После шипящих на конце глагола пишется мягкий знак, который
сохраняется перед –те и –ся.
У – Запишите глаголы, соблюдая данное правило береч., стереч., калач., отмоеш.ся, стрич,. несёш.ся,
реж.те..,намаж…,пишеш…
У – Все ли слова записали? Если нет, то почему?
О – “Лишнее” слово – калач, так как это – существительное.
У – Заполните нужную графу в паспорте и запишите несколько
примеров на данное правило.
-Ребята, расскажите о глаголах совершенного и несовершенного вида.
На какие вопросы отвечают глаголы сов. и несов в.?
У вас на столах лежат карточки сов. и несов. в. Давайте немного
поиграем. Я называю глагол, а вы поднимаете нужную карточку.
Никнут шёлковые травы, пахнет смолистой сосной.(морф.разб.
одного глаг.)
Приготовьте черновички.
Игра «Составь слово».
От глагола размешать взять приставку, от глагола побежать – корень,
от глагола летать – суффикс, от глагола краснеть – окончание, от
глагола поскользнуться– второй суффикс. Какое получилось слово?
(Разбежаться.)
IV. Подведение итогов
У – Итак, давайте подведем итог, что мы знаем о глаголе?
О -
У – Ну что же, ребята, вы хорошо поработали и доказали, что вы близко
знакомы с глаголом. Однако у этой части речи еще много сюрпризов
для вас, еще много граф в паспорте глагола остались незаполненными,
поэтому на следующем уроке мы продолжим работать с этой частью
речи. Учитель выставляет отметки за предыдущие виды работ,
объявляет их.
V. Домашнее задание
У -Составить сочинение – рассуждение о глаголе.
А закончить урок я хочу словами поэта:
Спросят меня: что похоже на море?
Русский язык, - не замедлю с ответом.
Он, словно море, согреет землю,
Свежесть подарит засушливым летом,
Воды его, разливаясь без края,
Блещут немеркнущим солнечным светом,
К людям хорошим в дальние страны,
Катятся волны с горячим приветом.
Русский язык ! Словно горы и воздух,
Словно огни городов и селений.
Русский язык! В нем как в море бездонном,
Черпаю силы для смелых решений.
Он вдохновляет на труд беззаветный
Ради грядущих прекрасных свершений
Приметы глагола
Примеры
ГЛАГОЛ
1.
2.
3.
4.
На какие вопросы отвечает
Что обозначает глагол как часть речи
Каким членом предложения обычно бывает
Глаголы с НЕ пишутся 5.
6.
7.
8. Спряжение глагола
Ь после шипящих на конце глаголов
Неопределенная форма
Вид глагола
Открытый урок "Повторение и обобщение изученного о глаголе"
Открытый урок "Повторение и обобщение изученного о глаголе"
Открытый урок "Повторение и обобщение изученного о глаголе"
Открытый урок "Повторение и обобщение изученного о глаголе"
Открытый урок "Повторение и обобщение изученного о глаголе"
Открытый урок "Повторение и обобщение изученного о глаголе"
Открытый урок "Повторение и обобщение изученного о глаголе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.