Открытый урок «Работа над одноголосным диктантом с учетом психологических предпосылок слуховой деятельности учащихся
Оценка 4.7

Открытый урок «Работа над одноголосным диктантом с учетом психологических предпосылок слуховой деятельности учащихся

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
музыка +1
Взрослым
22.11.2018
Открытый урок «Работа над одноголосным диктантом с учетом психологических предпосылок слуховой деятельности учащихся
Цель: помочь учащимся активизировать аналитико – синтезирующую деятельность восприятия. Задачи: 1. Развивающие — развитие музыкального мышления учащихся через постижение интонационного и национального своеобразия музыки русского народа; — формирование и развитие у учащихся музыкально – логического мышления, памяти, внимания и чувства стиля. 2. Образовательные – помочь учащимся организовать собственный процесс слушания; — научить графически фиксировать музыку, т.е. переводить слуховые представления в зрительно – пространственный ряд. 3. Воспитательные – совершенствование духовной и нравственной культуры учащихся через активное приобщение к народному творчеству; — развитие эмоционально – личностной отзывчивости.
открытый урок диктант.doc
Открытый урок «Работа над одноголосным диктантом с учетом  психологических предпосылок слуховой деятельности учащихся Открытый урок Работа над одноголосным диктантом Автор: преподаватель по классу сольфеджио Пешкова Людмила  Алексеевна. МБУДО «Детская музыкальная школа» Табунского района Открытый урок «Работа над одноголосным диктантом с учетом  психологических предпосылок слуховой деятельности учащихся»   Цель: помочь учащимся активизировать аналитико – синтезирующую  деятельность восприятия. Задачи: 1. Развивающие — развитие музыкального мышления учащихся через  постижение интонационного и национального своеобразия музыки русского народа; — формирование и развитие у учащихся музыкально – логического  мышления, памяти, внимания и чувства стиля. 2. Образовательные – помочь учащимся организовать собственный процесс  слушания; — научить графически фиксировать музыку, т.е. переводить слуховые  представления в зрительно – пространственный ряд. 3. Воспитательные – совершенствование духовной и нравственной  культуры учащихся через активное приобщение к народному творчеству; — развитие эмоционально – личностной отзывчивости. Тип урока: урок применения полученных знаний на практике. Функции урока: ориентирующие, диагностические, контролирующие. Вид урока: смотр знаний. Методы: 1. Перцептивные (процессы восприятия): • аудиальный; • визуальный; • кинестетический. 2. Проблемно – поисковый 3. Сравнение 4. Логический: • аналитический; • синтетический; • индуктивный; • дедуктивный. Принципы: 1. Принцип единства воспитания, обучения и развития 2. Принцип научности 3. Принцип повторения 4. Принцип сотрудничества 5. Принцип триединства (знаем теорию, слышим все то, что знаем,  применяем на практике). Формы работы: коллективно­индивидуальная. Оборудование: фортепиано, музыкальный проигрыватель. Музыкальный материал: русская народная песня «Уж ты, поле мое». Методическое обеспечение: столбица ступеней, ручные знаки,  фортепианная клавиатура, кроссворд, сигнальные карточки. План урока 1. Организационный этап. 2. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний. 3. Этап всесторонней проверки знаний. 4. Этап информации о домашнем задании. Структура урока 1.Приветствие. Сообщается тема урока: Работа над одноголосным диктантом с учетом  психологических предпосылок слуховой деятельности учащихся. 2. П. — Иногда, услышав незнакомое произведение, грамотный музыкант  может смело утверждать: звучит музыка Моцарта или Чайковского, или  Бетховена. Почему же так происходит? У. — У каждого композитора свой стиль сочинения. П. — Что такое стиль? У. — Stilus (лат.) – «упражнение в писании, сочинение, склад речи, слог». П.­ Я уверена, что вы у меня достаточно грамотные музыканты и поэтому  предлагаю вам, послушав незнакомое произведение, определить его  жанровую принадлежность и стилевые признаки. (На фортепиано исполняется русская народная песня «Уж ты, поле мое»;  см. приложение). У. — Русская народная песня. П. — Как вам удалось ответить на этот вопрос? У. — Широко и свободно льется певучая мелодия песни. П. — Действительно, характерной особенностью русской народной песни  является певучесть. Прозвучала лирическая песня «Уж ты, поле мое».  Давайте назовем характерные интонационные приметы стиля русской  народной песни. У. — Обилие секундовых интонаций, трихордовые попевки в квартовом и  квинтовом диапазоне, терцовая переменность (переменно – параллельный  лад ), монодийный склад изложения. П. — Совершенно верно. Именно за стилевые признаки произведения, как  за психологический стержень, «цепляется» наша память. Игровой момент. П.­ Я предлагаю вам увлекательное задание – решение кроссворда по теме  «Музыкальная форма и принципы формообразования», ответив на вопросы  которого, вы сможете прочесть по вертикали название жанра русской  лирической песни «Уж ты, поле мое». (Отвечают на вопросы кроссворда, задание проверяется). П.­ Действительно, это русская протяжная песня. Такие песни называли  «долгими», «проголосными». А поется в ней о воине, погибшем вдали от  дома, в чистом поле. 2. П.­ Сейчас мы с вами будем очень подробно анализировать эту песню и  все, что услышим – фиксировать на доске и в своих тетрадях. Русская  народная песня относится к вокальным формам, как правило, имеет  куплетное строение. А вот внутреннее строение куплета представляет  собой форму ?.. У.­ Период. П.­ Определяем количество музыкальных построений: предложений, фраз. У.­ Два равнодлительных предложения, состоящих из двух фраз. П.­ Значит период, какой? У.­ Квадратный 8­ми тактовый. П.­ Как называется момент, отделяющий конец одного предложения от  начала другого? У.­ Цезура. (Все ответы фиксируются на доске) П.­ Сейчас нам с вами предстоит проанализировать тональный план  мелодии. Необходимо определить лад. (Звучит русская народная песня «Уж ты, поле мое»). У.­ Переменный лад. П.­ У каждой из вас имеются две сигнальные карты: красная и синяя. Цвет  карты несет в себе ладовую определенность. Вам необходимо определить,  когда происходит смена лада, продемонстрировав это с помощью карт. (Учащиеся отвечают на поставленный вопрос). П.­ А теперь устанавливаем тональность с помощью фортепиано. (Играется Т5/3 главной тональности Fdur; определяется тональность). (Определяют интервал, образующийся между тониками главной и побочной тональностей (м.3)). У.­ Fdur – d moll П.­ Значит лад переменно — ?.. У.­ Лад переменно – параллельный, период модулирующий. П.­ Давайте поговорим о метроритмической стороне мелодии. Нам необходимо сейчас войти в «метрический аккомпанемент» мелодии,  чтобы определить ее размер. Делаем это простым движением – ударом  руки по крышке стола. Более сильная доля отмечается более сильным  ударом. Сразу обращаем внимание на весомость доли. Она выражен восьмой длительностью или четвертной? Определяем это по физическому  ощущению руки. У.­ Размер ¾, начинается со слабой доли (третьей) такта. П.­ Ритм? У.­ Равномерный. П.­ Равномерный ритм при спокойном темпе делает мелодию плавной. Я  прошу выявить ритмические группы, встречающиеся в этой песне. (Идут поочередные ответы учащихся: четверть с точкой и две  шестнадцатые, восьмая и две шестнадцатые, две шестнадцатые и восьмая). П.­ Использование в песне таких ритмических групп связано прежде всего,  с распевом мелодии на одном слоге. Искусство пения распевов в народе  называли «водить голосом». Я прошу вас отхлопать ритмический рисунок  мелодии. (Учащиеся выполняют задание). П. — Так как песня исполняется на фортепиано и звучит без слов, я  обращаю ваше внимание на группировку длительностей: основные доли  такта должны быть отделены друг от друга (инструментальная  группировка). В процессе записи ритмического рисунка мелодии прежде всего фиксируем сильные доли такта, затем звуки, составляющие долю. После определения  начальных звуков каждой доли яснее выявляются ритмические группы, и дальнейшее их осознание производится логическим путем. П. — Определяем ладофункциональное значение отдельных звуков  мелодии, мелодических оборотов, фраз: • начальную ступень и виды каденций; • принципы формообразования; • диапазон каждого предложения. У — Начинается с IV ст. (Fdur) и заканчивается 1­е предложение полной  несовершенной каденцией (III ст.); 2­е предложение начинается с III ст. (d  moll) и заканчивается полной совершенной каденцией (I ст.). Используется основной принцип формообразования – повтор: 2­я фраза  повторяет 1­ю. Диапазон 1­го предложения — ч.4, 2­го – ч.5. (Все ответы учащихся фиксируются на доске). П. — Давайте поговорим о линии движения мелодии. У. — Волнообразная. Плавное поступенное движение чередуется в ней с  выразительными ходами на кварту и квинту. П. — Что делает мелодию певучей? У. — Обилие секундового движения, трихордовые попевки. П. — Есть в мелодии и… (исполняется опевание IV ст.). У. — Опевание. (Ответ фиксируется на доске). П.­ Сейчас вам предстоит выполнить ряд заданий: • покажите линию мелодического движения рукой в пространстве, глядя на столбицу; • пропойте внутренним слухом мелодию песни; • «проиграйте» на фортепианной клавиатуре; • пропойте ступенями; • запишите 1­е предложение. (Учащиеся выполняют задания). П.­ 2­е предложение я предлагаю вам проработать самостоятельно. (Осуществляется индивидуальная работа с каждым учащимся,  корректируется запись мелодии диктанта, пропевается сольфеджио всей  группой). П. — Как вы думаете, есть ли в народных песнях что­то особенное,  отличающие их от музыки, сочиненной композитором? У. — Эти песни пели по памяти, передавая устно от старших поколений  младшим. Получалось так, что автор её – не один человек, а весь народ  (отсюда и устное народное творчество). П. — Если песни передавались устно, то каждый исполнитель мог  исполнять ее по­своему. Получалось множество вариантов одной и той же  песни. Сюрприз урока. П. — Я предлагаю вашему вниманию один из вариантов песни «Уж ты, поле мое» в исполнении Д.Хворостовского и смешанного хора. (Педагогом раздается текст песни). 4. П. — В вокальной музыке группировка длительностей связана со  слоговым составом речи. Вам необходимо изменить группировку длительностей (вокальная группировка) и спеть «Уж ты, поле мое» со  словами. (Педагогом оценивается работа каждого учащегося на уроке).

Открытый урок «Работа над одноголосным диктантом с учетом психологических предпосылок слуховой деятельности учащихся

Открытый урок «Работа над одноголосным диктантом с учетом психологических предпосылок слуховой деятельности учащихся

Открытый урок «Работа над одноголосным диктантом с учетом психологических предпосылок слуховой деятельности учащихся

Открытый урок «Работа над одноголосным диктантом с учетом психологических предпосылок слуховой деятельности учащихся

Открытый урок «Работа над одноголосным диктантом с учетом психологических предпосылок слуховой деятельности учащихся

Открытый урок «Работа над одноголосным диктантом с учетом психологических предпосылок слуховой деятельности учащихся

Открытый урок «Работа над одноголосным диктантом с учетом психологических предпосылок слуховой деятельности учащихся

Открытый урок «Работа над одноголосным диктантом с учетом психологических предпосылок слуховой деятельности учащихся

Открытый урок «Работа над одноголосным диктантом с учетом психологических предпосылок слуховой деятельности учащихся

Открытый урок «Работа над одноголосным диктантом с учетом психологических предпосылок слуховой деятельности учащихся

Открытый урок «Работа над одноголосным диктантом с учетом психологических предпосылок слуховой деятельности учащихся

Открытый урок «Работа над одноголосным диктантом с учетом психологических предпосылок слуховой деятельности учащихся

Открытый урок «Работа над одноголосным диктантом с учетом психологических предпосылок слуховой деятельности учащихся

Открытый урок «Работа над одноголосным диктантом с учетом психологических предпосылок слуховой деятельности учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.11.2018