Двадцать четвёртое января.
Сжатое изложение.
Прослушайте текст и напишите
сжатое изложение.
Учтите, что Вы должны передать
главное содержание как каждой
микротемы,так и всего текста в
целом.
Объём изложения – не менее 70
слов.
Пишите изложение аккуратно,
разборчивым почерком.
Микротема – это тема
•Микротема
фрагмента текста, его
части.
Сумма микротем
•Сумма микротем
передает основное
содержание текста.
Сжатое изложение - это
Сжатое изложение
обработанный пересказ
прослушанного или
прочитанного текста, при
котором "максимально выражен
необходимый смысл при
минимальной затрате речевых
средств" (Валгина Н.С.)
Главная задача сжатого
Главная задача сжатого
изложения - кратко, в
изложения
обобщённой форме осветить
описанные в тексте факты,
явления или события,
вычленить наиболее важный
материал, самостоятельно
подобрать слова и
синтаксические конструкции.
Три способа сжатия
Три способа сжатия
текста:
текста:
1. Исключение
2. Обобщение
3. Упрощение
При ИСКЛЮЧЕНИИ необходимо:
•выделить главное (существенное)
и детали (подробности);
•убрать детали;
•пропустить предложения,
содержащие второстепенные
факты;
•пропустить предложения с
описаниями и рассуждениями;
•объединить существенное;
•составить новый текст.
При ОБОБЩЕНИИ
необходимо:
•вычленить единичные
факты;
•подобрать языковые
средства их обобщённой
передачи;
•составить новый текст.
При УПРОЩЕНИИ необходимо:
•заменить сложное предложение
простым;
•заменить предложение или его
часть указательным
местоимением;
•объединить два или три
предложения в одно;
•разбить сложное предложение на
сокращённые простые;
•перевести прямую речь в
косвенную.
Как можно сжать данные
предложения?
Издавна у славян существовал обычай:
люди, преломившие хлеб, становятся
друзьями на всю жизнь. Хлеб посол мира
и дружбы между народами, остается им и
ныне. Изменяется жизнь, возникают новые
ценности, а хлеббатюшка, хлебкормилец
остается самой большой ценностью.
Издавна хлебкормилец считается
самой большой ценностью.
Обобщение
С хлебом принято провожать в дальнюю
дорогу. С хлебом принято встречать
солдат, вернувшихся с войны. Хлебом
принято поминать тех, кто уже никогда не
вернется.
Как можно сжать данные
предложения?
усопших.
Упрощен
ие
С хлебом принято провожать в дорогу,
встречать вернувшихся с войны, поминать
Как можно сжать данные
предложения?
О всяком, кто честно зарабатывает себе на
хлеб, в народе уважительно говорят, что
он ест свой хлеб.
Кто честно зарабатывает,
уважительно говорят, что он ест свой
хлеб.
Исключение
•Прослушайте текст и
кратко запишите
основное его
содержание, выделив все
микротемы.
1. Определите ТЕМУ текста (о чём?).
1 этап:
о хлебе
о хлебе
2. Сформулируйте ОСНОВНУЮ
МЫСЛЬ (чему учит текст?)
о ценности хлеба
о ценности хлеба
3. Определите СТИЛЬ текста и ТИП
речи, особенности построения текста.
Публицистический, рассуждение
Публицистический, рассуждение
Рассуждение: тезис – аргументы - вывод
: тезис – аргументы - вывод
Рассуждение
4. Составьте ПЛАН текста, выделяя
микротемы каждой части.
2 этап:
1. Отметьте в каждой части
СУЩЕСТВЕННОЕ И
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ.
2. Определите способ сокращения текста.
3. Напишите СЖАТОЕ изложение каждой
части, свяжите их между собой, чтобы
получился текст.
самой
большой
ценностью.
Хлеб был и
остаётся
Определите 1 микротему текста
Издавна у славян существовал обычай:
люди, преломившие хлеб, становятся
друзьями на всю жизнь. Хлеб посол
мира и дружбы между народами, остается
им и ныне. Изменяется жизнь, возникают
новые ценности, а хлеббатюшка, хлеб
кормилец остается самой большой
ценностью. С хлебом принято провожать
в дальнюю дорогу. С хлебом принято
встречать солдат, вернувшихся с войны.
Хлебом принято поминать тех, кто уже
никогда не вернется. И каждый посвоему
помнит и ценит хлеб. Но есть для всех без
исключения одно общее: хлеб это
жизнь.
Как можно сжать 1
абзац?
Издавна у славян существовал обычай: люди,
преломившие хлеб, становятся друзьями на всю
жизнь. Хлеб посол мира и дружбы между
народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь,
возникают новые ценности, а хлеббатюшка, хлеб
кормилец остается самой большой ценностью. С
хлебом принято провожать в дальнюю дорогу. С
хлебом принято встречать солдат, вернувшихся с
войны. Хлебом принято поминать тех, кто уже
никогда не вернется. И каждый посвоему помнит и
ценит хлеб. Но есть для всех без исключения одно
общее: хлеб это жизнь.
Вариант сжатия 1
абзаца
Издавна хлеб считается самой
большой ценностью. С хлебом принято
провожать в дорогу, встречать солдат с
войны, поминать усопших. Каждый по
своему помнит и ценит хлеб. Но для всех
хлеб – это жизнь.
• Отношение
к хлебу
связано с
нравствен
Определите 2 микротему
текста
Существует неразрывная
связь между отношением к
хлебу и нравственным
состоянием общества. О всяком,
кто честно зарабатывает себе на
хлеб, в народе уважительно
говорят, что он ест свой хлеб. И,
наоборот, пренебрежительно
отзываются о нахлебниках,
живущих за чужой счет.
ным
состоянием
общества.
Как можно сжать 2 абзац?
Существует неразрывная связь между
отношением к хлебу и нравственным
состоянием общества. О всяком, кто
честно зарабатывает себе на хлеб, в
народе уважительно говорят, что он ест
свой хлеб. И, наоборот,
пренебрежительно отзываются о
нахлебниках, живущих за чужой счет.
Вариант сжатия 2
абзаца
Существует неразрывная связь между
отношением к хлебу и нравственным
состоянием общества. В народе уважают
тех, кто честно зарабатывает свой хлеб, а о
нахлебниках отзываются
пренебрежительно.
Определите 3 микротему
текста
Хлеб, доставшийся даром, не
заработанный трудом, человека
портит, потому что лишает его
нравственной основы. Чем тяжелее
труд по добыванию каждого
хлебного колоса, каждого кусочка
этого чудесного дара, тем
уважительнее, благоговейнее
относится человек к хлебу и тем чище
душа его, тем совестливее и добрее
сам человек.
Чем
труднее
достаётся
хлеб, тем
человек
чище,
совестливее,
добрее.
Как можно сжать 3 абзац?
Хлеб, доставшийся даром, не
заработанный трудом, человека портит,
потому что лишает его нравственной
основы. Чем тяжелее труд по
добыванию каждого хлебного колоса,
каждого кусочка этого чудесного дара,
тем уважительнее, благоговейнее
относится человек к хлебу и тем чище
душа его, тем совестливее и добрее сам
человек.
Вариант сжатия 3
абзаца
Хлеб, не заработанный трудом,
человека портит. Чем тяжелее труд по
добыванию каждого хлебного колоса,
тем уважительнее человек относится к
хлебу, тем чище его душа и добрее он
сам.
Орфографическая работа
•Задание: вставить и объяснить
пропущенные буквы в словах.
Издавн…, пр…ломившие, це…ость,
хлеб…батюшка, хлеб…кормилец,
( )
неразрывная, нравстве…ым, пр…
и
небрежительно, чес…но, пом…нать.
нн
нн
е
а
е
т
Расставьте и объясните знаки препинания
• Издавна у славян существовал обычай: люди
,
преломившие хлеб становятся друзьями на
всю жизнь.
,
что он ест свой хлеб.
• Кто честно зарабатывает уважительно говорят
• Хлеб не заработанный трудом лишает человека
• Чем тяжелее труд по добыванию каждого
нравственной основы.
,
,
,
,
,
кусочка этого чудесного дара тем
уважительнее относится человек к хлебу тем
совестливее и добрее сам человек.
,
• Но для всех хлеб это жизнь.
-
•Прослушайте текст и напишите
сжатое изложение.
3 этап: проверка написанного
1. Несколько раз (минимум три) проверить
2. Первая проверка должна показать,
готовый текст.
насколько верно и полно передано
содержание текста. Все ли учтено? Нет
ли лишних деталей? Не пропали ли
нужные мелочи? Оформлен ли логичный
и плавный переход от части к части?
Упомянутые выше личные местоимения
и косвенная речь, строй предложений,
наличие абзацев. "Смысловая цельность,
речевая связность и последовательность
изложения" - это один из критериев
оценки изложения как этапа ГИА.
орфографические и пунктуационные
ошибки.
3. Вторая проверка касается языка.
4. Третья проверка отлавливает
Запомни!!!
Сжатое изложение
должно быть коротким
по форме, но НЕ
бедным по
содержанию.
Домашнее задание:
•Используя памятки,
написать сжатое
изложение.