Открытый урок. Работа над сжатым изложением. 9 класс.
Оценка 4.9

Открытый урок. Работа над сжатым изложением. 9 класс.

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русский язык
9 кл
22.12.2018
Открытый урок. Работа над сжатым изложением. 9 класс.
Публикация является частью публикации:
Конспект урока.doc
Тема урока: Работа над сжатым изложением текста. (9 класс) Тип урока: урок закрепления знаний, выработки умений и навыков. Вид урока: урок по развитию речи. Цель: обучение работе над сжатым изложением текста. Задачи:  1. Продолжить подготовку учащихся к выполнению 1 задания  ГИА по русскому языку ­  сжатому изложению; 2. Обобщить знания учащихся о способах сжатия текста. 3. Формировать общеучебные навыки работы с текстом. 4. Развивать правильную монологическую и диалогическую устную речь учащихся. Методы и приемы обучения: практические, проблемные, частично­поисковые,  репродуктивные,  объяснительно­иллюстративные, самостоятельная работа учащихся,  упражнения с языковым материалом, устный опрос. Оборудование: проектор, презентация, карточки ­ памятки. Ход урока I. Организационный момент. ­ Добрый день, ребята! Сегодня  у нас с вами очередной урок по подготовке к ГИА. И это  урок по развитию речи, так как первая часть экзамена, как вы знаете, это написание  сжатого изложения на основе прослушанного текста. II. Актуализация полученных ранее знаний. Постановка цели и задач урока. Запишите в тетрадях сегодняшнюю дату и тему урока:  Сжатое изложение. СЛАЙД 1 ­ Подумайте, исходя из темы, какими могут быть задачи нашего урока? (Будем учиться писать сжатое изложение, вспомним, что такое сжатое изложение, рассуждение, какие есть способы сжатия текста,  продолжим работу по развитию  связной, красивой речи). ­ Цель нашего урока, учиться воспринимать и правильно интерпретировать содержание  исходного текста, вычленять микротемы и воспроизводить содержание каждой микротемы  исходного текста в собственном письменном произведении.  II. Введение в тему. Прежде чем рассуждать по этому поводу, давайте посмотрим, как сформулировано  задание 1 в КИМах (Контрольных Измерительных Материалах): СЛАЙД 2 Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком. ­ Итак, какое изложение вам надо написать по прослушанному тексту? ­ Правильно, сжатое! III. Изучение нового. ­ Чем отличается подробное изложение от сжатого изложения? (Задача подробного изложения – максимально полно воспроизвести исходный текст, сохранив композиционные и языковые особенности. Задача сжатого изложения – кратко, в обобщённой форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения.) ­ Что такое микротема?   СЛАЙД 3 (Микротема – это тема фрагмента текста, его части.   Сумма микротем передает основное содержание текста). ­ Для того чтобы лучше понять, что такое сжатое изложение, давайте вспомним, как  приготовить свежевыжатый сок. Берём самый большой и спелый апельсин.  СЛАЙД 4 ­ Чтобы получить из него свежий натуральный сок, избавляемся от толстой корки, которая  на сок совсем не годится, мякоти, косточек и получаем свежевыжатый вкусный сок!  СЛАЙДЫ 5­6 ­ Вы спросите: "Какое отношение имеет сок к изложению?" Сейчас поймёте сами, какое!  Изложение у нас сжатое! Сок получили свежевыжатый! Видите сходство? ­ Итак, чтобы СЖАТЬ изложение (т.е. получить СОК), нужно ОБРАБОТАТЬ  прослушанный текст, а именно: убрать всё лишнее, подробности, детали (т.е. корку,  косточки, мякоть) и оставить только САМОЕ ГЛАВНОЕ, ВАЖНОЕ, СУТЬ (т.е. СОК, ведь именно из него и состоит апельсин!) ­ Этот наглядный пример с соком и объясняет вам, что такое сжатое изложение. Давайте прочитаем научное определение: СЛАЙД 7 Сжатое изложение ­ это обработанный пересказ прослушанного или прочитанного текста,  при котором "максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате  речевых средств" (Валгина Н.С.) СЛАЙД 8 Главная задача сжатого изложения ­ кратко, в обобщённой форме осветить описанные в  тексте факты, явления или события, вычленить наиболее важный материал,  самостоятельно подобрать слова и синтаксические конструкции. ­ Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но не бедным по содержанию. ­ Что необходимо знать и уметь, чтобы написать сжатое изложение? (Для того чтобы написать сжатое изложение, необходимо знать, какими  способами можно сжать текст). ­ Вернёмся к разговору про апельсиновый сок.  ­  Какими способами можно выжать сок? (Рукой, соковыжималкой механической или  электрической). ­ В любом случае, независимо от способа, мы получим один и тот же результат ­  свежевыжатый сок. ­ Получить сжатый текст мы тоже можем различными способами. О них сейчас и  СЛАЙД 9 поговорим. (Учащимся предлагается с помощью раздаточного материала  в виде карточек  повторить приемы сжатия текста). ­ Известны три способа сжатия текста. Какие? СЛАЙД 10  исключение,  обобщение,  упрощение. ­ Что необходимо сделать при исключении? ­ Что необходимо сделать при обобщении? СЛАЙД 12 СЛАЙД 11 ­ Что необходимо сделать при упрощении? СЛАЙД 13 ­ А теперь давайте рассмотрим эти способы более подробно. ­ Как можно сжать данные предложения? Какие способы сжатия применим? СЛАЙДЫ 14 – 16     1. Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся  друзьями на всю жизнь. Хлеб ­ посол мира и дружбы между народами, остается им и  ныне. Изменяется жизнь, возникают новые ценности, а хлеб­батюшка, хлеб­кормилец  остается самой большой ценностью.(обобщение) 2. С хлебом принято провожать в дальнюю дорогу. С хлебом принято встречать  солдат, вернувшихся с войны. Хлебом принято поминать тех, кто уже никогда не  вернется.(упрощение) 3. О всяком, кто честно зарабатывает себе на хлеб, в народе уважительно говорят,  что он ест свой хлеб.(исключение)   IV. Закрепление. ­ А теперь применим полученные знания на практике.  Практическая работа на уроке. (    минут) Первичное знакомство с текстом. (Слушание аудиозаписи текста). Задание: прослушайте текст и постарайтесь кратко записать  на черновиках основное его  содержание, выделив микротемы. СЛАЙД 17     Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся  друзьями на всю жизнь. Хлеб ­ посол мира и дружбы между народами, остается им и  ныне. Изменяется жизнь, возникают новые ценности, а хлеб­батюшка, хлеб­кормилец  остается самой большой ценностью. С хлебом принято провожать в дальнюю дорогу.  С хлебом принято встречать солдат, вернувшихся с войны. Хлебом принято поминать  тех, кто уже никогда не вернется. И каждый по­своему помнит и ценит хлеб. Но есть  для всех без исключения одно общее: хлеб ­ это жизнь.       Существует неразрывная связь между отношением к хлебу и нравственным состоянием общества. О всяком, кто честно зарабатывает себе на хлеб, в народе  уважительно говорят, что он ест свой хлеб. И, наоборот, пренебрежительно  отзываются о нахлебниках, живущих за чужой счет.        Хлеб, доставшийся даром, не заработанный трудом, человека портит, потому что лишает его нравственной основы. Чем тяжелее труд по добыванию каждого хлебного  колоса, каждого кусочка этого чудесного дара, тем уважительнее, благоговейнее  относится человек к хлебу и тем чище душа его, тем совестливее и добрее сам  человек.                                                                           (По Н.В.Беседину)   161 слово СЛАЙД 18 «Этапы работы над сжатым изложением в формате ГИА» СЛАЙД 19 (1 этап) ­ Определим тему, основную  мысль, тип и стиль речи исходного текста. (Тема  прослушанного текста –  о хлебе.  Основная мысль текста ­ мысль о  ценности хлеба. Тип текста – рассуждение, стиль – публицистический). ­ Вспомним признаки типа текста­рассуждения. ( Тезис – аргументы – вывод.) СЛАЙД 20 (2 этап) ­ Определите 1 микротему текста.  (Хлеб был и остаётся самой большой ценностью). ­ Что значат выражения «…люди, преломившие хлеб». «Хлеб – посол мира и дружбы…»        ( «…люди, преломившие хлеб», т.е. разделившие с кем­либо трапезу. Они  должны  были стать друзьями на всю жизнь. «Хлеб – посол мира и дружбы…» ­ т.е. хлеб  является символом мира между народами). ­  Почему автор использует такие слова по отношению к хлебу: «хлеб­батюшка», «хлеб –  кормилец»? ( Беседин бережно относится к хлебу, поэтому употребляет слово с  уменьшительно­ласкательным суффиксом «батюшка»,  «кормилец» ­ хлеб кормит  людей.) ­ Как можно сжать 1 абзац? СЛАЙДЫ 22 ­ 23 (Издавна хлеб считается самой большой ценностью. С хлебом принято провожать в  дорогу, встречать солдат с войны, поминать усопших. Каждый по­своему помнит и  ценит хлеб. Но для всех  хлеб – это жизнь). СЛАЙД 24 ­ Определите 2 микротему текста. (Хлеб связан с нравственным состоянием общества). ­ Что обозначает выражение «ест свой хлеб»? (Так говорят о человеке, который живёт  честным трудом.) ­ Кого называют нахлебниками? (Людей, живущих за чужой счёт.) ­ Как можно сжать 2 абзац? СЛАЙДЫ 25 ­ 26 (Существует неразрывная связь между отношением к хлебу и нравственным  состоянием общества. В народе уважают тех, кто честно зарабатывает свой хлеб, а  о нахлебниках отзываются пренебрежительно). СЛАЙД  27 ­  Определите 3 микротему исходного текста. (Чем труднее достаётся хлеб, тем человек чище, совестливее, добрее). ­ Как можно сжать 3 абзац? СЛАЙДЫ 28 ­ 29 (Хлеб, не заработанный трудом, человека портит. Чем тяжелее труд по добыванию  каждого хлебного колоса, тем уважительнее человек относится к хлебу, тем чище его душа и добрее он сам). Орфографическая и пунктуационная  работа с текстом. ­  Теперь давайте поработаем над орфограммами текста.  СЛАЙД 30 Задание: вставить и объяснить пропущенные буквы в словах. (Издавна, преломившие, ценность, хлеб­батюшка, хлеб­кормилец, (не)разрывная,  нравственным, совестливее). Задание: расставьте и объясните знаки препинания СЛАЙД 31 Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся  друзьями на всю жизнь. (БСП. Между частями ставим двоеточие, так как 2 часть  поясняет содержание 1. Во 2 части предложения – причастный оборот стоит после определяемого слова). Кто честно зарабатывает, уважительно говорят, что он ест свой хлеб. (СПП с  двумя придаточными). Хлеб, не заработанный трудом, лишает человека нравственной основы.  (Предложение с обособленным определением). Чем тяжелее труд по добыванию каждого кусочка этого чудесного дара, тем  уважительнее  относится человек к хлебу, тем совестливее и добрее сам человек. (СПП с придаточным сравнительным). Самостоятельная работа учащихся.  (Вторичное прослушивание текста). СЛАЙД 32 (Учащиеся работают с черновиком  по созданию собственного текста на основе прослушанного, используя приёмы сжатия). СЛАЙДЫ 33 ­ 34 (ПАМЯТКИ: проверка написанного) V.  Домашнее задание   Написать сжатое изложение. СЛАЙД 35 Комментарии    Чтобы наилучшим образом сохранить в памяти смысл и строй текста, полезно  постараться ответить на такие вопросы. В чем основная мысль текста? На какие части его  можно разделить? Как эти части связаны между собой? Какими художественными  средствами пользуется автор, чтобы раскрыть свой замысел? Повторюсь: не нужно стремиться передать текст дословно. Изложение в рамках ГИА  должно быть сжатым (в задании указан минимум ­ 70 слов),     При написании текста важно не допускать традиционных для учащихся ошибок:  повторения одних и тех же слов, неправильного употребления личных местоимений. Важно следить за правильной передачей прямой речи, не писать от первого лица. После  окончания работы нужно несколько раз проверить готовый текст. Несколько раз ­  это как минимум три. Первая проверка должна показать, насколько верно и полно передано содержание текста. Все ли учтено? Нет ли лишних деталей? Не пропали ли нужные мелочи? Оформлен ли логичный и плавный переход от части к части? Иными словами, проверяется текст как таковой. Вторая проверка касается  языка. Упомянутые выше личные местоимения и косвенная речь, строй  предложений, наличие абзацев. "Смысловая цельность, речевая связность и  последовательность изложения" ­ это один из критериев оценки изложения как  этапа ГИА. Третья проверка отлавливает орфографические и пунктуационные  ошибки. Кстати сказать, такая трехступенчатая проверка хороша в любой  работе: изложение ли, сочинение ­ любой авторский текст должен проверяться  таким образом, это поможет создавать наилучшие работы и избегать всевозможных ошибок. Литература. 1. Левченко О.С., Тишина Т.Н. "Готовимся к ГИА по русскому языку. 9 класс" Омск 2009 2. Русский язык. Сборник текстов. 9 класс. Составитель Татьяна Пахнова. Дрофа. 2007 г. Приложения: 1. Алгоритм сжатого изложения. 1. Выделение микротем (составление плана). 2. Выделение ключевых слов и понятий. 3. Установление смысловых связей между ключевыми словами и понятиями. 4. Собственно сжатие текста (применение приёмов сжатия). 2. Как писать сжатое изложение  (Памятка). 1.Сосредоточьтесь   перед   первым   прослушиванием   текста.   Приготовьте   черновик, проверьте, как пишет ручка.  2.Настройтесь на то, что записывать текст необходимо с большими пробелами. Не жалейте бумаги: в пропущенные пробелы вы при втором прослушивании текста вставите то, что не успели записать в первый раз.  3. Записывайте все, что успели, сокращайте слова. Если что­то не успели записать, не расстраивайтесь: при втором чтении дополните. 4.Эффективно используйте те минуты, которые вам дают для осмысления текста между двумя чтениями. Постарайтесь дописать сокращенные слова. Но главное: пробежав по всем записям глазами, постарайтесь осознать, о чем этот текст. 5. При втором чтении текста вписывайте в оставленные пробелы то, что не записали в первый раз.  6. После прочтения текста постарайтесь соединить все, что вы записали, прочитайте то, что у вас получилось. Если мысль при чтении « не прыгает», все читается легко, значит, вы хорошо записали текст.  7.Приступайте к сокращению текста.   8. Сократив текст, перечитайте его. Если все читается на одном дыхании, если вы нигде не запнулись,   значит,   создали   хорошее   изложение.   Проверьте,   где   вы   написали   с   красной строки. Наличие абзацев – важный элемент работы.  9.   Подчеркните   все   слова,   написание   которых   вызывает   у   вас  сомнение.   Возьмите орфографический словарь и проверьте правильность написания этих слов.  10. После этого можете переписывать работу в чистовик. 3. Как проверить написанное (памятка) 1. Несколько раз (минимум три) проверить готовый текст.  2. Первая проверка должна показать, насколько верно и полно передано содержание  текста. Все ли учтено? Нет ли лишних деталей? Не пропали ли нужные мелочи? Оформлен  ли логичный и плавный переход от части к части?  3. Вторая проверка касается языка. Упомянутые выше личные местоимения и косвенная  речь, строй предложений, наличие абзацев. "Смысловая цельность, речевая связность и  последовательность изложения" ­ это один из критериев оценки изложения как этапа ГИА.  4. Третья проверка отлавливает орфографические и пунктуационные ошибки.  ПАМЯТКА Способы сжатия текста  исключение,  обобщение,  упрощение. При исключении необходимо: выделить главное (существенное) и детали (подробности); убрать детали;    пропустить предложения, содержащие второстепенные факты;  пропустить предложения с описаниями и рассуждениями;   объединить существенное; составить новый текст. Варианты исключения: 1. Исключаем 1 или несколько синонимов в ряду однородных членов, сохраняем тот из  синонимов, который обладает наибольшей ёмкостью в данном контексте. Пример: (до сжатия) У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась  радостная, светлая, приветливая улыбка. (после сжатия) У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась  приветливая улыбка. 2. Удаляем из текста поясняющие конструкции, например, ряд однородных членов при  обобщающем слове или ряд простых предложений в составе бессоюзного сложного,  поясняющих содержание первой части. Пример: (до сжатия) Он знал разные языки: немецкий, французский, итальянский и молдавский, и  никто не мог распознать в нём русского. (после сжатия) Он знал разные языки: и никто не мог распознать в нём русского. При обобщении необходимо: вычленить единичные факты;   подобрать языковые средства их обобщённой передачи;  составить новый текст. Пример: (до сжатия) Жители посёлка проводят свой досуг по­разному. Кто­то перечитывает любимые с детства жюль­верновские романы; кто­то проводит много времени на реке или в лесу. Основное занятие подростков ­ спортивные игры и соревнования. Самым  запоминающимся событием был прошлогодний велокросс. (после сжатия) Жители посёлка проводят свой досуг по­разному, в зависимости от вкусов и  привычек. При упрощении необходимо: заменить сложное предложение простым; заменить предложение или его часть указательным местоимением; объединить два или три предложения в одно; разбить сложное предложение на сокращённые простые;      перевести прямую речь в косвенную. Примеры: 1).Замена придаточного определительного предложения синонимичным определением. (до сжатия) Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает  своим клиентам туры по всем континентам и странам. (после сжатия) Небольшое помещение на втором этаже занимает туристическая фирма. 2). Замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом. (до сжатия) Когда читаешь дневник Никитина, то чувствуешь его беспредельную любовь к  родине. (после сжатия) Читая дневник Никитина, чувствуешь его беспредельную любовь к родине. 3). Сокращение количества структурных частей сложного предложения. (до сжатия) Приятно смотреть на зимородка, который, плавно опустившись на ветку ольхи,  склонившуюся к самому зеркалу реки, принялся подкарауливать добычу. (после сжатия) Приятно смотреть на зимородка, который плавно опустился на ветку ольхи и  принялся подкарауливать добычу. Вариант сжатия текста        Издавна хлеб считается самой большой ценностью. С хлебом принято провожать  в дорогу, встречать солдат с войны, поминать усопших. Каждый по­своему помнит и  ценит хлеб. Но для всех  хлеб – это жизнь.       Существует неразрывная связь между отношением к хлебу и нравственным  состоянием общества. В народе уважают тех, кто честно зарабатывает свой хлеб, а  о нахлебниках отзываются пренебрежительно.        Хлеб, не заработанный трудом, человека портит. Чем тяжелее труд по  добыванию каждого хлебного колоса, тем уважительнее человек относится к хлебу,  тем чище его душа и добрее он сам.

Открытый урок. Работа над сжатым изложением. 9 класс.

Открытый урок. Работа над сжатым изложением. 9 класс.

Открытый урок. Работа над сжатым изложением. 9 класс.

Открытый урок. Работа над сжатым изложением. 9 класс.

Открытый урок. Работа над сжатым изложением. 9 класс.

Открытый урок. Работа над сжатым изложением. 9 класс.

Открытый урок. Работа над сжатым изложением. 9 класс.

Открытый урок. Работа над сжатым изложением. 9 класс.

Открытый урок. Работа над сжатым изложением. 9 класс.

Открытый урок. Работа над сжатым изложением. 9 класс.

Открытый урок. Работа над сжатым изложением. 9 класс.

Открытый урок. Работа над сжатым изложением. 9 класс.

Открытый урок. Работа над сжатым изложением. 9 класс.

Открытый урок. Работа над сжатым изложением. 9 класс.

Открытый урок. Работа над сжатым изложением. 9 класс.

Открытый урок. Работа над сжатым изложением. 9 класс.

Открытый урок. Работа над сжатым изложением. 9 класс.

Открытый урок. Работа над сжатым изложением. 9 класс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.12.2018