Открытый урок русского языка во 2 классе по теме: «Корень слова. Однокоренные слова.»
Оценка 4.6

Открытый урок русского языка во 2 классе по теме: «Корень слова. Однокоренные слова.»

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
2 кл
16.11.2018
Открытый урок русского языка во 2 классе по теме: «Корень слова. Однокоренные слова.»
Цель для учителя Организовать работу по формированию умения соотносить лексическое значение однокоренных слов и их морфемный состав, выделяя общее. Цель для обучающихся Учиться подбирать и распознавать однокоренные слова Результат Знание особенностей однокоренных слов, умение подбирать родственные слова и выделять корень Задачи для обучающихся 1. Вспомнить понятия «корень слова», «однокоренные слова» 2. Учиться подбирать родственные слова. 3. Учиться выделять корень слова.
КОНСПЕКТ УРОКА.docx
Цель для обучающихся Результат Критерии оценки Учиться подбирать и распознавать  однокоренные слова  Знание особенностей  однокоренных слов, умение подбирать родственные  слова и выделять корень 1. Умение объяснять  лексическое значение  слова. 2. Умение подбирать  родственные слова. 3. Умение выделять  корень.   Балдина Татьяна Альбертовна Цель для учителя Организовать работу по формированию умения соотносить лексическое  значение однокоренных слов и их  морфемный состав, выделяя общее. Задачи для учителя Задачи для обучающихся 1. Вспомнить понятия «корень  слова», «однокоренные слова» 2. Учиться подбирать родственные слова. 3. Учиться выделять корень слова. 1. Создать условия для включения  учащихся в учебную деятельность. 2. Организовать исследовательскую  деятельность обучающихся с целью  наблюдения над однокоренными  словами 3. Формировать практические умения  у обучающихся выделять в слове  корень. 4. Развивать умение распознавать  однокоренные слова, учитывая 2 их  признака: сходство по смыслу и  наличие одинакового корня. 5. Организовать деятельность детей по принятию и удержанию цели. 6. Учить оценивать свою деятельность. 7. Развивать монологическую речь,  коммуникативные умения. 8. Воспитывать интерес    к изучению  родного языка. Открытый урок русского языка во 2 классе по теме: «Корень слова. Однокоренные слова.» Балдина Татьяна Альбертовна Оборудование:  мультимедийное  оборудование, презентация, карточки с заданиями, цветочки, цветные карандаши, учебник русского языка, рабочая тетрадь по русскому языку. ХОД УРОКА 1.1.Организационный момент. Эмоциональный настрой. Ещё земли печален вид, А воздух уж весною дышит, И мёртвый в поле стебль колышет,                                                         И елей ветви шевелит. Ещё природа не проснулась, Но сквозь редеющего сна Весну послышала она И ей невольно улыбнулась...                                                                        (Ф.И.Тютчев) ­ Ребята, давайте и мы улыбнемся друг другу, я рада  видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!   года? ­   А   весна   –   пора   оживления каждый из вас сможет вырастить ­ Скажите, а с  каким настроением ­ Свое  настроение я предлагаю № 1  у цветка, который лежит настроение отличное, 1 3 2 4 природы,   пора   цветения.   И   сегодня   на   уроке свой необычный цветок.  вы начинаете урок?  каждому из вас выразить, раскрасив лепесток   на   столе.   Красный   перед   вами     цвет   ­ желтый ­ хорошее, синий ­ грустное) Ивановича   Тютчева   упоминается     какое   время ­   В   стихотворении   Фёдора   5 Балдина Татьяна Альбертовна  ­ И я тоже покажу вам свое настроение. (Учитель помещает на доску лепесток соответствующего цвета.)  ­ Ребята, я вижу,  что не у всех настроение в начале урока отличное,  давайте проведем наш урок так, чтобы в конце урока у вас настроение было прекрасное.  1.2. Целеполагание и мотивация.  ­ Я предлагаю прочитать пословицы: Учиться всегда пригодится. Учёба и труд всё перетрут. Корень учения горек, а плод сладок. ­ Какую пословицу выберем девизом урока?  (Выслушиваются все мнения детей, одновременно идёт работа над смыслом пословиц: 1 пословица: знания никогда не бывают лишними, без знаний сложно приспособиться в жизни; 2 пословица: если быть терпеливым и трудиться, то всего можно добиться. 3 пословица: учиться тяжело, зато много пользы получишь). ­ Опираясь на выделенные слова, сформулируем тему урока.  ( Тема: Корень слова. Однокоренные слова). ­ Откроем учебники на стр. 51. ­ На какой вопрос мы должны ответить?  ­ Какая цель урока? Балдина Татьяна Альбертовна (Вспомнить, какие слова называются     однокоренными. Ответить на вопрос: «Что называется корнем слова?») ­ Сегодня у нас необычный урок, урок­исследование.  А  кто  такой исследователь?       ­ Как доказать, что вы правы?  ( Нужно посмотреть в  толковом словаре, в электронной энциклопедии). ­  Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова, который лежит у меня на столе. (Вызванный ученик открывает словарь там, где заложена закладка, находит нужное слово и читает его определение).  «Исследователь – тот, кто занимается научными исследованиями. Исследовать – подвергать научному изучению».   ­ Откройте тетради и запишите  дату исследования и место проведения работы. 2.Актуализация знаний. 2.1.Выводятся слова: Гусь, гусыня, гусята, гусеница. (Слова записаны на карточках, карточки прикреплены на магнитной доске). ­ Что вы можете рассказать об этих словах? (Слова   все   начинаются   на   букву   «г».   Слова   относятся   к   части   речи   имя   существительное,   они     одушевлённые, нарицательные).  ­ Какое слово «лишнее»?  (Выслушиваются разные варианты ответов:  гусь – количество букв и звуков не совпадает; гусята – существительное в форме множественного числа; гусеница – не является родственным словом.) (Каждый   раз   вызванный   к   доске   ученик   убирает   карточку   с   предложенным   вариантом,   после   выслушанного доказательства учитель возвращает карточку на место). ­ А теперь свяжем это задание с темой нашего урока. Какой вариант ответа вы выберете? (В соответствии с темой урока убираем слово «гусеница»). ­ Поработаем с этими словами на минутке чистописания. 2.2. Минутка чистописания ­ Я вас прошу  подумать, для чего проводится этот этап урока? (Тренирует руку для красивого, правильного письма) ­ Будем писать сочетания букв, которое образует общую часть родственных слов. Балдина Татьяна Альбертовна ­ Какое сочетание? (Дети называют: гус.) Учитель у доски показывает написание данного соединения. Дети пишут в тетради: Гус, гус, Гус, гусь, гусыня, гусята.  ­ Написать до середины строки, прописать родственные слова. ­ Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с этим заданием.  Давайте раскрасим  лепесток № 2: красный цвет – правильно и аккуратно написаны все буквы и соединения; желтый – работа выполнена не очень хорошо; синий – неаккуратное выполнение работы. 3. Исследование. 3.1. Постановка проблемы. ­ А как называется общая часть записанных вами слов? ­ Что такое корень? ­ Как доказать своё высказывание?  (Воспользоваться правилом из учебника).                                                        ­ Прочитайте про себя, вслух. ­ Правильно вы сформулировали правило?  (Да) ­ Молодцы, ребята! ­ Выделим общую часть дугой.  (У одного слова выделяю корень я маркером на карточках, в остальных словах – ученики, выходя к доске, все дети – в тетрадях). ­ Ребята, а где вы слышали такое слово «корень»?  (Выслушиваются мнения детей)  подземная часть растения;  часть волоса, зуба, ногтя;  часть слова;  начало, источник чего­либо.  ­ Действительно, корень – это: Балдина Татьяна Альбертовна  ­ Вспомните, В какой пословице встретилось слово корень? (Корень учения горек, а плод сладок). ­ Корень учения – это основа знаний. Что же мы видим: что у всех значений данного слова есть общее: корень – это важная,  главная часть чего­либо. ­ Ребята, а какое значение корня будет интересовать нас на уроках русского языка? (Корень – часть слова) 3.2. Открытие нового. ­ Вспомним цель урока. На какой вопрос мы уже ответили? (Что такое корень) ­ Для того чтобы ответить на другой вопрос, проведем небольшое исследование. ­ Прочитайте слова, которые мы будем исследовать: (Слова записаны на карточках у каждого ученика. Прочитав слова каждой строчки, ученик слева ставит знак «+», если они являются однокоренными и знак « ­ «, если группа слов не является однокоренными словами). ­ Можно ли эти слова назвать однокоренными?  (Эти слова нельзя назвать однокоренными, они не близки по смыслу). нос  носки  носильщик картошка каравай карта карета квадрат квартал акварель мороз  вьюга   стужа ученик   школьник   гимназист  ­ А эти слова будут однокоренными? (Нет, это синонимы. У слов разные корни).                                                                                           3.3. Вывод. ­ Какой вывод вы сделали, выполнив это задание? ­ Какие слова мы будем называть однокоренными? однокоренные слова близкие по смыслу общая часть корень Балдина Татьяна Альбертовна ­ Очень хорошо. Оцените свою работу на этапе исследования.   Давайте закрасим третий лепесток нашего цветка: красный цвет – вами не допущено ни одной ошибки во время исследовательской работы; желтый – в исследовании допущена 1 ошибка; синий – количество ошибок 2 и более). 4. Физминутка (Музыкальная пауза) 5. Этап усвоения новых знаний. 5.1. ­ Послушайте сказку В. Волиной «Чужак».  (Тексты лежат перед детьми) ­ Постарайтесь ответить на вопрос, поставленный автором Ученица читает сказку. Сказка    Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицею беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела она ему прочь идти, в свою семью. Пошёл чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать? ­ Кто приметил «чужака»?   (Это слово «водитель») - Почему гости не сразу приметили чужака?  (В этом слове есть общая часть со словом вода). ­ Составьте список гостей ­ родственников Воды. (Работа в тетради и у доски: дети выписывают слова в столбик, выделяют корень. Одновременно ведётся словарная работа)) «Подводник» ­ Кто это? Балдина Татьяна Альбертовна  1.  Это моряк, служащий в подводном флоте.  2.  Это специалист по подводным работам. «Водолаз»   ­ Кто это?    1.   Это   специалист,   занимающийся   подводными   работами     в               водонепроницаемом     костюме   со   специальным снаряжением.  2.  Это сильная, хорошо плавающая собака, спасающая утопающих. «Водомерка» ­ Кто это?    Это насекомое, передвигающееся по воде. ­ Ну а теперь найдём «родственников»  к слову «водитель». (Работа в тетради и у доски: дети выписывают слова во второй  столбик, выделяют корень: водитель, водит,  водительское). ­ Кто считает, что он готов приступить к самостоятельной работе? 5.2. Самостоятельная работа. 1) Работа в парах. Выполнение  упражнения № 23 из Рабочей тетради. ­ Выполните, работая в парах, первую часть задания, а именно:  «Найдите и зачеркните в каждой строке лишнее слово». Балдина Татьяна Альбертовна ­ Проверка. Назовите слова, которые вы вычеркнули. Приведите доказательства. ­ Что помогло вам справиться с заданием? (Работали вместе, сообща) ­ Недаром народ придумал такую пословицу: «Одна голова – хорошо, а две лучше». ­ Теперь закрасим лепесточек № 4. У кого нет ошибок – закрасьте лепесточек красным цветом, одна ошибка – жёлтым, более двух ошибок – синим цветом. 2) Индивидуальная работа.  Выполнение упражнения № 109 (с. 54) ­ Обменяйтесь, пожалуйста, тетрадями и выполните взаимопроверку. Правильные ответы показаны на экране. ­ Докажите, что выписанные вами слова  являются однокоренными. ­   Давайте   закрасим     пятый   лепесток   весеннего   цветочка:   красный   –   работа   выполнена   правильно,   жёлтый   – допущены ошибки, синий – работа не выполнена). 6. Домашнее задание. ­ На дом возьмёте упражнение № 107 (с. 52) Балдина Татьяна Альбертовна 7. Рефлексивно­оценочный этап.                                                                         ­ Мы достигли цели урока? (Да. Мы смогли ответить на поставленные вопросы). ­ Ещё раз сформулируйте правила. ­ Ну что, ребята, нам осталось раскрасить серединку вашего цветка. Раскрасьте его таким цветом, которое вам подсказывает ваше настроение.  ­ Оправдались ли ваши предположения, каким будет наш урок?  ­ Ну а теперь, я предлагаю каждому из вас прикрепить свой цветочек на доску. И пускай ваши яркие красочные цветы создадут атмосферу праздника, поднимут настроение в этот серый пасмурный день. Спасибо за урок!

Открытый урок русского языка во 2 классе по теме: «Корень слова. Однокоренные слова.»

Открытый урок русского языка во 2 классе по теме: «Корень слова. Однокоренные слова.»

Открытый урок русского языка во 2 классе по теме: «Корень слова. Однокоренные слова.»

Открытый урок русского языка во 2 классе по теме: «Корень слова. Однокоренные слова.»

Открытый урок русского языка во 2 классе по теме: «Корень слова. Однокоренные слова.»

Открытый урок русского языка во 2 классе по теме: «Корень слова. Однокоренные слова.»

Открытый урок русского языка во 2 классе по теме: «Корень слова. Однокоренные слова.»

Открытый урок русского языка во 2 классе по теме: «Корень слова. Однокоренные слова.»

Открытый урок русского языка во 2 классе по теме: «Корень слова. Однокоренные слова.»

Открытый урок русского языка во 2 классе по теме: «Корень слова. Однокоренные слова.»

Открытый урок русского языка во 2 классе по теме: «Корень слова. Однокоренные слова.»

Открытый урок русского языка во 2 классе по теме: «Корень слова. Однокоренные слова.»

Открытый урок русского языка во 2 классе по теме: «Корень слова. Однокоренные слова.»

Открытый урок русского языка во 2 классе по теме: «Корень слова. Однокоренные слова.»

Открытый урок русского языка во 2 классе по теме: «Корень слова. Однокоренные слова.»

Открытый урок русского языка во 2 классе по теме: «Корень слова. Однокоренные слова.»

Открытый урок русского языка во 2 классе по теме: «Корень слова. Однокоренные слова.»

Открытый урок русского языка во 2 классе по теме: «Корень слова. Однокоренные слова.»

Открытый урок русского языка во 2 классе по теме: «Корень слова. Однокоренные слова.»

Открытый урок русского языка во 2 классе по теме: «Корень слова. Однокоренные слова.»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.11.2018