Открытый урок русского языка во 2-м классе по теме "Предлог". Закрепление изученного материала
закреплять представления о предлоге как грамматической категории; упражняться в правильном употреблении предлогов, в раздельном написании предлогов с другими словами.
развивать умение выделять предлоги в потоке речи и правильно писать их;
развивать орфографическую зоркость;
пополнять активный словарь;
содействовать воспитанию бережного отношения к окружающему миру.
Открытый урок русского языка во 2м классе по теме
"Предлог". Закрепление изученного материала
Цели:
развивать умение выделять предлоги в потоке речи и правильно писать их;
развивать орфографическую зоркость;
пополнять активный словарь;
содействовать воспитанию бережного отношения к окружающему миру.
1.Организационный
Доброе утро, ребята! Для того чтобы настроиться на наше занятие, давайте подарим
друг другу улыбки. Каждый из вас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства,
передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир
чуточку добрее. Да и в самом деле, главное доброе начало. А теперь начнем работу.
2. Минутка чистописания
Учитель прикрепляет к доске буквы на магнитах: ГЕРЛИОПД.
– На какие две группы можно разделить данные буквы? (Гласные и согласные.)
– Составьте из каждой группы цепочки и запишите их с новой строки.
(ЕИО; ГРЛПД.)
– Назовите лишнюю букву в первой цепочке. (Буква Е – два звука.)
– Назовите лишнюю букву во второй цепочке. (Буква П – глухая согласная.)
3. Сообщение темы урока
А теперь, чтобы назвать тему нашего урока, вам необходимо из всех букв собрать
слово.
Дети выходят к доске и, переставляя буквы местами, составляют слово: ПРЕДЛОГИ.
4. Актуализация знаний.
Запиши текст, вставляя пропущенные предлоги
… небе светит яркое солнышко. … крыш свисают сосульки. … дома лужицы. …
деревьях весело чирикают воробьи.
Рассмотрите картинку. Ответьте на вопрос.
Что делают дети?
Запишите получившееся предложение.
Дети играют в футбол.
Подчеркните предлог.
Составь из слов предложение, запиши, предлог подчеркни.
Лиса лесу в живёт
Лиса живет в лесу.
Проверьте. Какие орфограммы встретились в предложении? (безударная гласная в корне слова
Учитель В русском языке около двухсот предлогов и они занимают четвертое место
по частотности употребления. Чаще других употребляются предлоги: о, об, по, под,
от, около, за, на, над, с, к, из, в, без, и др. «Предлог» в переводе с греческого означает
«перед словом».
Что такое предлог? (слово)
Зависит ли смысл предложения? Смогли мы без них понять смысл?
Для чего нужны предлоги?
5. Словарная работа
1. Вставьте пропущенные слова
Машина подъехала к дому.
Машина стоит у дома.
Машина отъехала от дома.
– Скажите, ребята, какие значения имеют предлоги?
– Что означает предлог У?
– Предлог У означает “рядом”.
– Что означает предлог НАД?
– Предлог НАД означает “выше”.
– Что означает предлог ПОД?
– Предлог ПОД означает “снизу”.
– Что означает предлог НА?
– Предлог НА означает “на поверхности, сверху”.
– Что означает предлог ЗА?
– Предлог ЗА означает “позади”.
– Предлог ЗА означает “позади”.
2. Прочитайте. Вставьте пропущенный предлог в предложения.
Наступил май. Солнышко шлет на землю теплые лучи. Коля и Толя зашли в рощу.
Высокая ель бросила тень на куст. Звонко гудит над цветком пчелка. Душистый
ландыш растет в чаще.
Красиво весной в роще.
Самопроверка.
Вывод: предлоги – это слова, которые ничего не называют. К ним нельзя
поставить вопрос. Предлоги употребляются с другими словами. В
предложении они нужны для связи слов.
Предлоги пишутся раздельно с другими словами в предложении.
3. Практические упражнения.
А) А сейчас, вспомнив теоретические сведения, поиграем в игру "Четвертый лишний",
аргументируя свой выбор.1) Ехать в город, сидеть на берегу, обойти вокруг озера, прийти через час (прийти через
час, т.к. это временной предлог, а не пространственный)
2) Ввиду плохой погоды, не пришли изза болезни, работать в течение недели, дрожать
от холода (работать в течение болезни, т.к. это временной, а не причинный)
3) Стоять на площади, сказать о поездке, забыть про неприятности, урок по алгебре
(стоять на площади, т.к. это пространственный, а не дополнительные)
4) Насчет, ввиду, благодаря, за (лишний за, т.к. это непроизводный предлог, а
остальные производные)
5) В течение, в продолжение, вследствие, впоследствии (лишнее слово впоследствии,
т.к. это наречие, а не предлог)
Б) На уроках при изучении предлогов мы узнали, что некоторые предлоги
употребляются только в определенном падеже. Это какие предлоги?
4.Исправьте ошибки ( индивидуальные карточки)
По приезду в Петербург экскурсанты сразу же отправились в Эрмитаж.
Вопреки желания больного его положили в больницу. По окончанию школы я буду
поступать в институт. Благодаря совета друга, я легко справился с проблемой. Я
встретился с друзьями по прибытию поезда. Благодаря статьи в газете мы узнали о
возобновлении маршрута к "Северным островам"
Отважный смотритель, рискуя жизнью, бросился наперерез понесшегося вскачь коня.
5.Индивидуальные карточки
Вопреки ожидани.., согласно решени.., поговорить по прибыти.., отдыхать по
окончани.., благодаря решени…
Благодаря совет.., согласно желани.., вопреки решени.., встретиться по прибыти..,
сообщить по окончани.. .
Вопреки предсказани.., благодаря влияни.., наперекор желани.., увидеться по прибыти..,
встретиться по окончани..
6.Работа в паре
1 уровень: Найдите в тексте все предлоги
Из школы, к лесу, на машине,
У друга, с мамой, в магазине.
От дома, около буфета,
За поворотом, до рассвета
Грибы под деревом искал…
Кто все предлоги здесь узнал?
2 уровень
Выбрать предлог и вставить
Птицы (в,на) клетке
Листики (на,в) ветке
Кошка (на,под) столом
Садик (на,за) углом
Книжка (У,с) подругиПесенка (о,за) друге
Заяц (без, с) хвоста,
Устный счёт (до,за) ста.
3 уровень
Вставить предлоги.
Стал Вова собираться … школу. Но где же ручка? Заглянул … стол – нет её. И …столе
тоже нет. И …столом её нет. Так где же ручка?
А ручка спокойно лежала … пенале и думала :»Вот растеряха! Забыл, что ещё вчера
положил меня … пенал!»
6. Работа по книге
Упр. 115. стр. 53. Самостоятельно.
7. Закрепление. Тест.
1.Выбери верное утверждение.
А. Предлоги не служат для связи слов в предложении.
Б. Предлоги служат для связи слов в предложении.
2. Перед какой частью речи не бывает предлогов?
А. Перед именем существительным.
Б. Перед именем прилагательным.
В. Перед глаголом.
3.Как пишутся слова:
(с) веселой, (на) улице, (за) клюквой?
А. Раздельно.
Б. Слитно.
4.В каких предложениях есть предлоги?
А. У берлоги вырос холмик желтой глины.
Б. Летят на землю белые хлопья снега.
В. Потускнела зелень елок.
8. Итог. Рефлексия.
Понравился урок?
Что нового узнали?
Какую роль играет предлог?
Какие задания выполняли с удовольствием?
Были ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудность?
9. Домашняя работа
Упр. 117. стр. 53.