Урок русск яз в 9 классе СПП с придаточ изъяснит.doc
Урок русского языка в 9 классе
Тема урока: СПП предложения с придаточными изъяснительными
(продолжение темы).
ХОД УРОКА
1. Лексикоорфографическая работа.
1).Подберите синонимы к словам: фарфор, мозаика, результат, эффект.
Фарфор керамика
Мозаика – узор
Результат – итог
Эффект – впечатление, результат
2). Используя материалы упр. 122 дайте толкование, происхождение слов.
Оптимист – /лат.оптимус/ наилучший
Пессимист /лат. пессимус– наихудший
Вы узнали лексическое значение слов, запомните правописание. У этих слов
противоположное лексическое значение – как называются такие слова? (Антонимы.)
Ребята, как вы думаете, кем быть лучше – оптимистом или пессимистом? (Ответы.)
Отвечая на вопросы, вы использовали СПП с придаточными изъяснительными. Случайно
ли это? (Нет, ведь придаточные изъяснительные относятся к словам главного предложения,
имеющие значение речи, мысли, чувства.)
Итак, сегодня 2 урок по теме "СПП с придаточными изъяснительными”. Еще раз обратим
внимание на правописание слова изъяснительное. Этот термин восходит к слову "ясно”
хорошо видимый, слышимый или воспринимаемый, понимаемый. Посмотрим, как усвоен
теоретический материал.
Фронтальный опрос:
На какие группы делятся все СПП?
Вспомните второстепенные члены предложения. На какие вопросы отвечает определение?
На какие вопросы отвечает дополнение?
На какие вопросы отвечает обстоятельство?
– Какому члену простого предложения соответствует придаточное изъяснительное?
– На какие вопросы отвечает придаточное изъяснительное?
– Расскажите о способах прикрепления придаточных изъяснительных к поясняемому
слову.
Какое место в СП может занимать придаточное изъяснительное?
Графический диктант
Задание. Не записывая предложений, начертить их схемы, определить вид придаточных в
СПП.
1. И стебелёк травы достоин того великого мира, в котором он растёт. [того…],
(в котором).
2. Кто сам на себя много берёт, тот и от других вправе ждать многого. (Кто…),
[тот].
3. Художник видит то, чего не видят остальные. […то…], (чего…).
4. За всё, что человек берёт, он платит собой. […всё, (что…),…].
5. Им не было никакого дела, смотрят ли на них люди. [ ], (ли…).
Придаточные изъяснительные используются для передачи косвенной речи. С помощью
союзов что, как, будто выражают косвенные сообщения, с помощью союза чтобы – косвенные побуждения, с помощью союзных слов и частицы ли – косвенные вопросы (после
косвенного вопроса вопросительный знак не ставится).
А теперь давайте перестроим предложения с прямой речью в предложения с косвенной
речью и отметим особенности придаточных предложений. Упр. 112
(Учащиеся в рабочие тетради записывают перестроенные предложения, делают вывод: с
точки зрения синтаксической прямая речь представляет собой самостоятельное
предложение (или ряд предложений), связанное с авторскими словами только по смыслу и
интонационно, а косвенная речь образует придаточное предложение в составе
сложноподчинённого предложения с помощью союза или союзного слова, а также частицы
ли).
Деловая игра «Корректор»
Задание: найдите ошибки в построении предложений и назовите исправленный вариант.
1. Судья сказал участнику матча, что вы нарушили правила. (Тот нарушил.)
2. Мне дали понять о том, что я жду напрасно. (Лишнее «о том».)
3. У костра отец спросил, что где находится лесная избушка. (Лишнее слово «что».)
Проверка.
Ребята, очень часто в разных видах придаточных предложений будет встречаться слово
что, и вы знаете, как сложно отличить союз что от союзного слова что.
Что – союз или союзное слово?
Матушка стала замечать, что Никита ходит скучный, и говорила об этом с
Аркадием Ивановичем.
Он охотно соглашался со всем, что говорил капитан.
Закончите эти предложения, добавив придаточную часть. Упр. 110 (по вариантам:
1 вар. – 14 предложения, 2 вар. – 58 предложения).
Комплексный анализ текста. Упр. 114
Определите стиль и тип речи.
Найдите предложение с придаточным изъяснительным, зачитайте его, докажите,
Замените слово «вступил» синонимом.
задав вопрос.
Выпишите это предложение, графически объясните постановку знаков препинания,
составьте схему.
Предложения с какими ещё видами придаточных есть в этом тексте?
Найдите в тексте слово, правописание приставки в котором зависит от звонкости
глухости последующего согласного (беспорядком).
Найдите слова, в которых правописание приставки зависит от значения (приладил,
прислонённый), определите значение.
Лингвистическое конструирование. Упр. 115 (по рядам: 1 ряд – 12 предложения, 2 ряд
– 34 предложения, 3 ряд – 56 предложения).
Преобразуйте простые предложения в сложные, заменяя выделенные слова придаточными
изъяснительными или придаточными определительными; запишите сложноподчиненные
предложения, расставляя знаки препинания; выделите грамматические основы. О б р а з е ц: 1) Участвующие в спектакле ушли на репетицию. Те, кто участвует в
спектакле, ушли на репетицию.2) Мы читали о путешествиях Пржевальского. Мы
читали о том, как путешествовал Пржевальский.
1)Приезжающие в Киев любуются прекрасными памятниками (древне)русской
литературы и иску..тва.
2)Он рассказывал о поездке по Днепру.
3)Прибывшие на к..нференцию были размещены в городской гостинице.
4)Мы внимательно следили за игрой нашей сборной.
5)Он попросил помощи у друзей.
6)Все были рады наступлению долгожда(н/нн)ой весны.
Срезовая работа
. Расставьте знаки препинания, составьте схемы предложений.
1. Ей снится буд(то)(бы) она идет по снеговой поляне.
2. Я всегда удивлялся как успевал этот уже старый человек делать сразу
несколько дел.
3. Я попрежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом. (С. Есенин)
4. Стыдно мне что я в Бога не верил
Горько мне что не верю теперь. (С. Есенин)
5. Никогда не стыдись спрашивать
о том, чего не знаешь. (И.В.Гете)
ПРОВЕРКА
Подведение итогов урока
Беседа с учащимися.
1. Что такое сложное предложение?
2. Какие существуют виды сложных предложений?
3. Какие виды придаточных предложений вы знаете?
4. На какие вопросы отвечают придаточные определительные?
5. На какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные?
6. При помощи чего придаточные изъяснительные прикрепляются к поясняему
слову?
7. Какое место по отношению к главному занимают придаточные
изъяснительные?
8. На что надо обращать внимание при написании союзов?
Домашнее задание
Выучить и повторить теоретический материал, упр. 117.
Открытый урок. Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. 9 класс.
Открытый урок. Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. 9 класс.
Открытый урок. Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. 9 класс.
Открытый урок. Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. 9 класс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.