Гражданство выполняет двоякую социально-юридическую функцию: являясь средством и способом защиты прав человека, он, вместе с тем, выступает институтом защиты интересов государства. Каждое государство, руководствуясь принципом суверенитета, для обеспечения исполнения своих функций требует от лица, находящегося на его территории, соблюдения установленных для человека правил поведения, исполнения возложенных государством обязанностей. Обладание гражданством распространяет на гражданина юрисдикцию данного государства, обеспечивает широкие возможности реализации им своих прав, законных интересов, обеспечивает защиту от неправомерных действий других лиц.
урок по теме Гражданство.docx
Частное профессиональное образовательное учреждение
Тюменского областного союза потребительских обществ
«Тюменский колледж экономики, управления и права»
(ЧПОУ ТОСПО «ТюмКЭУП»)
Методическая разработка учебного занятия
по дисциплине "Право"
по теме: "Гражданство РФ"
для студентов специальности
40.02.01 Право и организация социального обеспечения Тюмень 2019 Пояснительная записка
Занятие проводится в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом среднего профессионального образования по
специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения (утв. приказом
Министерства образования и науки РФ от 13 июля 2010 г. N 770); КТП по
дисциплине «Право» для 1 курса от 31.08.17 №1, утвержденной приказом директора
от 29.08.2014 № 33О и рабочей программой, согласованной на заседании цикловой
комиссии дисциплин управления и права.
Основная цель занятия: формирование у обучающихся правильного
представления о Гражданстве РФ. Расширение и углубление знаний по данной теме
осуществляется через изучение истории о гражданстве, принципов гражданства,
способов приобретения и прекращения гражданства, так же применение на практике
полученных знаний через решение практических задач. На занятии студенты учатся
осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития,
умения работать в коллективе и команде.
Для достижения основной цели занятия, используются следующие задачи:
использование современных информационных технологий;
практическое использование нормативноправовых актов;
толкование закона, с целью уяснения и разъяснения основного
смысла норм права;
Для решения поставленных задач обучающимся предлагаются практические
ситуации, которые помогут им в дальнейшей профессиональной деятельности.
Применяемая технология поможет сформировать специалиста способного
ориентироваться в профессиональной деятельности, мобильно реагировать на
изменения и эффективно справляться с возложенными обязанностями.
Тип занятия предусматривает следующие этапы:
Организационный этап (12 минут);
Проверка домашнего задания (15 минут) Обучающимся предлагаются карточки с заданиями, после выполнения задания
обучающиеся обмениваются карточками и проверяют друг друга самостоятельно,
преподавателем предоставляются эталонные ответы;
Подготовка к активному усвоению новых знаний (2 минуты)
Этап целеполагания (3 минуты)
Обучающиеся совместно с преподавателем определяют тему занятия, цель и
основные задачи занятия. Преподавателем задаются вопросы, обучающиеся
самостоятельно формируют цель, с помощью поиска оптимального ответа на вопрос;
Этап усвоения новых знаний (45 минут)
Преподавателем дается теоретический материал, связанный с прошлыми
изученными обучающимися темами, что помогает создавать живой диалог и беседу,
поддерживая постоянную связь и предельную концентрацию внимания у студентов;
Физ. минутка (23 минуты)
Обучающимся в презентации предлагается физ. минутка.
Этап применения полученных знаний (15 минут)
Обучающимся предлагается разбиться на группы по 4 человека и выполнить
задание коллективно, с использованием возможностей ФЗ "О Гражданстве", для
поиска ответа на поставленные преподавателем вопросы (задачи). Выполнение этого
задание подчеркивает межпредметную связь и поможет сформировать у
обучающихся необходимые компетенции.
Подведение итогов. Информация о домашнем задании. Рефлексия. (10 минут)
Обучающимся предлагается подвести итог занятия, сформировать значимость и
ценность полученных на занятии знаний, получить ответы на неясные моменты, задать
интересующие вопросы.
Данная методическая разработка может быть использована для проведения
комбинированных занятий и дальнейшего практического применения всеми
преподавателями правовых дисциплин. План занятия
Дисциплина: Право
Группа:
Тема: «Гражданство РФ»
Цель: Формирование у студентов правильного представления о гражданстве
РФ через основные понятия темы
Задачи:
Образовательная: Познакомить студентов с основными понятиями данной
темы, так же подвести учащихся к пониманию важности звания гражданина и
гражданского долга, историей развития гражданства в России, принципы
гражданства, а так же способы приобретения и прекращения гражданства. Развить
навыки письменной и устной речи монологической и диалогической, различные
приемы работы с учебной и дополнительной литературой, выделение главного в
форме простого и сложного плана.
Развивающая: Развивать умение устанавливать и прослеживать причинно
следственные связи, делать самостоятельные предположения, выводы, гипотезы,
искать доказательства, развивать у студентов активную мыслительную деятельность
через активные формы работы с текстом НПА.
Воспитательная: Сформировать у обучающихся нравственные и эстетические
представления о праве, систему взглядов на правовую действительность, способность
следовать нормам поведения, исполнять законы. Вызвать у учащихся чувство
уважения к своей стране; способствовать формированию чувства гордости за звание
гражданина РФ и понимания ответственности которое дает это звание.
Тип учебного занятия: комбинированное занятие
Вид: Практическое занятие
Межпредметные связи: обществознание, история
Средства обучения: учебная доска, презентация, ПК, карточки с заданиями,
Ф.З «О Гражданстве» № 62ФЗ от 31.05. 2002г.
Формируемые компетенции: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и
качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за
них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК 5. Использовать информационнокоммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных),
результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
ОК 10. Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда.
ОК 11. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы
общения, нормы и правила поведения.
Формируемые знания: Толкование НПА и основных понятий по пройденной
теме.
Формируемые умения: Решение практических ситуаций Задачи
Деятельность преподавателя
Деятельность студентов
Ожидаемый результат
Ход занятия
Этапы
занятия
/время
Взаимное приветствие
Готовность к занятию
Организацион
ный момент
(12м.)
Подготовить
студентов к
началу занятия
Проверка
домашнего
задания
(15 м.)
Оценить уровень
знаний и умений
по пройденной
теме
Взаимное приветствие, проверка
присутствующих на занятии. Создает
благоприятную психоэмоциональной
атмосферу занятия.
Студентам дается пояснение, о том
что в течении пары на каждом этапе
занятия они осуществляют
самоконтроль, а именно им
предлагается лист самоконтроля, в
котором они проставляют себе баллы
(Приложение 4)
Фронтальный опрос
1. Перечислить права гражданина РФ?
2. Перечислить обязанности
гражданина РФ?
Проведение письменного опроса.
(см. Приложение 1)
Предлагает выполнить самопроверку
по эталону.
Отвечают на вопросы преподавателя.
Решают предложенные задания
Студенты осуществляют самоконтроль по
эталону.
к
Оценка уровня знаний и
умений по пройденной
теме
ОК 1. Понимать сущность
и социальную значимость
своей будущей профессии,
проявлять
ней
устойчивый интерес.
ОК 8.
определять
профессионального
личностного
заниматься
самообразованием,
осознанно планировать
повышение квалификации.
Студенты справляются с
вопросами.
ОК 1. Понимать сущность
Самостоятельно
задачи
и
развития,
Подготовка к
активному
усвоению
Обострить
внимание
студентов.
Ответьте на вопрос:
Кто такой гражданин? Что такое
государство?
Отвечают на поставленные вопросы; дают
ответ на вопрос.
Актуализируют свои знания. новых знаний
(2м.)
Актуализация
имеющихся
знаний;
Формулирова
ние темы
занятия,
целепологани
е. (3м.)
Пробуждение
интереса
к
получению новой
информации;
постановка
студентом
собственных
целей обучения.
мотивировать к
изучению темы
Изучение
нового
материала
(45 м.)
Сформировать
знания об
основных
понятиях данной
темы, истории
развития
гражданства,
принципах и
способах
приобретения и
прекращения
гражданства.
Сформировать
навыки работы с
нормативно
правовыми
задач
предложений
занятия,
Вы дали определение что такое
государство, кто такой гражданин.
Как вы думаете, есть ли между ними
какаято политикоправовая связь?
У государства есть права и
обязанности перед гражданином у
гражданина есть права и обязанности
перед государством! Как можно эту
связь назвать пользуясь политико
правовой терминологией?
(ответ: "Гражданство")
Предлагает сформулировать задачи
занятия исходя из названия темы.
Корректировка
студентами
посредством толкования НПА (ст.3)
предлагает
Преподаватель
заслушиванием
параллельно
материала,
который подготовили
студенты ответить на вопросы
письменно в тетради
Что такое гражданство?
Что такое подданство?
При какой власти в России было
ликвидировано понятие сословий и
подданства?
Фронтальный опрос, что записали из
доклада обучающихся.
Предлагает поработать с НПА и по
ходу работы дает комментарии
Найдите ст. 3 в ФЗ № 62 "О
гражданстве РФ" и выпишите что
с
Формулируют темы, целей и задач
занятия
Студенты осуществляют самоконтроль по
эталону.
Студенты выступают с темой доклада:
"История развития законодательства о
гражданстве в России".
Остальные студенты ведут запись
полученных знаний в тетрадь, отвечают на
вопросы поставленные преподавателем.
Гражданство это устойчивая правовая
связь лица с Российской Федерацией,
выражающаяся в совокупности их
взаимных прав и обязанностей.
Подданство это политикоправовая
односторонняя связь
физического
лица и монарха.
Ликвидация сословий и подданства
произошла при советской власти в 1917г.
Отвечают на вопросы преподавателя
к
и социальную значимость
своей будущей профессии,
проявлять
ней
устойчивый интерес.
Мотивация к изучению
темы, интерес к выбранной
специальности
ОК 1. Понимать сущность
и социальную значимость
своей будущей профессии,
проявлять
ней
устойчивый интерес.
к
Владение понятиями и
общими характеристиками
Российского
законодательства, умение
применять правила
толкования норм.
ОК 4. Осуществлять поиск
и
использование
информации, необходимой
для
эффективного
выполнения
профессиональных задач,
профессионального
и
личностного развития.
Организовывать
ОК 2.
собственную деятельность, актами, умения
анализировать,
толковать и
применять закон
такое:
1. Двойное гражданство?
2. Кто такой иностранный гражданин?
3. Лицо без гражданства?
4. Вид на жительство?
Найдите ст. 10 в ФЗ № 62 "О
гражданстве РФ" и выпишите:
5.
Как называется документ
удостоверяющий, наличие того или
иного гражданства у гражданина, с
указанием статьи?
Найдите ст. 4, 11, в ФЗ № 62 "О
гражданстве РФ" и выпишите:
6. В какой статье указаны принципы на
которых базируется гражданство РФ ?
7. В какой статье указаны основания
приобретения гражданства РФ?
8.
гражданства (см. Приложение 2)
Основания
прекращения
выбирать типовые методы
и способы выполнения
профессиональных задач,
оценивать
их
эффективность и качество.
ОК 5.
Использовать
информационно
коммуникационные
технологии
профессиональной
деятельности.
в
доказательства
используя ФЗ № 62 "О гражданстве РФ"
1. Двойное гражданство наличие у
гражданина РФ гражданства (подданства)
иностранного государства (ст.3)
2. Иностранный гражданин лицо, не
являющееся гражданином РФ и имеющее
гражданство иностранного государства
(ст.3).
3. Лицо без гражданства лицо, не
являющееся гражданином РФ и не
имеющее
наличия
гражданства иностранного государства
(ст. 3).
документ,
4. Вид на жительство
удостоверяющий личность лица без
гражданства, выданный в подтверждение
разрешения на постоянное проживание на
территории РФ лицу без гражданства или
иностранному
и
подтверждающий их право на свободный
выезд из РФ и возвращение в РФ (ст.3).
5. Документ удостоверяющий, наличие
того или иного гражданства у гражданина,
является паспорт (ст. 10).
6. Принципы: 1. Принцип единого
гражданства.
Принцип равного
гражданства. 3. Гражданин РФ не может
быть лишен гражданства или права
изменить его, выслан за пределы страны
или выдан другому государству. 4.РФ
гарантирует своим гражданам защиту и
покровительство и за ее пределами. 5.
Допускается двойное гражданство. 6.
Сохранение гражданства РФ лицами,
проживающими за пределами РФ.7.
Сохранение гражданства РФ при
гражданину
2. заключении или расторжении брака,
изменении гражданства другим супругом.
(ст.4)
7. Способы приобретения гражданства:
(ст.11) А. по рождению; Б. путем приема
в гражданство В.
в результате
восстановления в гражданстве Г. путем
выбора гражданства при изменении
государственной
принадлежности
(оптация).
8. Прекращение гражданства РФ: 1. выход
из гражданства 2. отмена решения о
приеме в гражданство 3. оптация (выбор
гражданства при смене государственной
принадлежности
4.
следование гражданству родителей,
опекунов, усыновителей, попечителей
детьми.
территории)
Физ. минутка
(23м.)
Подготовить к
следующему
этапу занятия
Проводит физ. минутку
Студенты осуществляют самоконтроль по
эталону.
Участвуют в физ. минутке
Закрепление
изученного
материала (15
мин.)
Развить навыки
решения
практических
ситуаций с
помощью НПА
Предлагается решение практических
заданий (Приложение 3) (10 мин на
решение ситуации, по 5 мин на
фронтальную проверку)
Студенты делятся на группы по 4
человека и решают практические
ситуаций с помощью НПА (2 ситуации
для 1 группы) (Приложение 3)
Студенты осуществляют самоконтроль по
эталону.
Готовность к следующему
этапу занятия
ОК 10. Соблюдать основы
здорового образа жизни,
требования охраны труда
Применение НПА при
решении практических
ситуаций,
аргументированные
ответы, интерес к
выбранной специальности
ОК 3. Принимать решения
в
и
нестандартных ситуациях
них
и нести
стандартных
за ответственность.
ОК 6.
Работать в
коллективе и команде,
эффективно общаться с
коллегами, руководством,
потребителями.
ОК 7. Брать на себя
ответственность за работу
членов
команды
(подчиненных), результат
выполнения заданий.
ОК 11. Соблюдать деловой
этикет,
культуру и
психологические основы
общения, нормы и правила
поведения.
Определение допущенных
ошибок
Мотивация к дальнейшему
изучению дисциплины
Осознание сопричастности
и гордости за свою страну.
ОК 1. Понимать сущность
и социальную значимость
своей будущей профессии,
проявлять
ней
устойчивый интерес.
к
Подведение
итогов (5
мин)
Мотивировать к
дальнейшему
изучению
дисциплины
задает
Обобщение и выводы по пройденному
материалу,
вопросы
студентам:
что понравилось на занятии?
что нового узнали?
что было непонятно?
Предлагает посчитать набранные за
занятие баллы и сдать оценочные
листы преподавателю
Рефлексия
(5 мин)
Вспомнить и
осознать сущность
понятий
гражданин,
патриотизм,
любовь к родине
Историю тысячелетиями создавали
наши предки, они формировали
государственность, по крупицам
собирали земли, оттачивали русский
язык, преумножали культуру,
выковывали русский характер. То,
что досталось нам от прошлых
поколений, добыто трудом и кровью
миллионов людей. Чувство
Отвечают на вопросы по пройденному
материалу, выдвигают свою позицию
Ведут подсчет баллов в листе
самоконтроля
На импровизированном паспорте каждый
студент
оставляет письменно свою
пометку с Ф.И.О. где родились (город), и
за что он гордятся и любит свою страну собственного достоинства и
уверенность в себе невозможны без
уважения к своему Отечеству. И наша
с вами задача сделать жизнь еще
лучше. (А в это время играет гимн
России) Студентам предлагается
нарисованный на плакате паспорт
гражданина РФ.
Домашнее
задание.(1
мин)
Закрепление
изученного
материала
Каким вы видите гражданина
будущего? Как его воспитать?
(Составить проект)
Записывают домашнее задание в тетрадь
ОК 1. Понимать сущность
и социальную значимость
своей будущей профессии,
проявлять
ней
устойчивый интерес.
к Перечень вопросов для домашнего задания для всех обучающихся (должны были
выполнить письменно в тетрадях):
1. Перечислить права гражданина РФ ?
Приложение 1
2. Перечислить обязанности гражданина РФ?
Эталон ответов:
Обязанности гражданина:
1. Гражданин обязан соблюдать законы государства.
2. Гражданин должен платить налоги, сборы.( Эти деньги поступают в
бюджет государства, а затем распределяются на благо самих же граждан).
3. Гражданин должен защищать Отечество.
4. Гражданин должен сохранять природу.
5. Гражданин должен заботиться о детях и нетрудоспособных родителях.
6. Гражданин должен беречь памятники культуры.
Права гражданина:
1.Гражданские права: право на жизнь, право на защиту чести и достоинства, право на
свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность личной жизни,
право на неприкосновенность жилища, право на свободу передвижения и выбор места
жительства, свобода совести и вероисповедания, свобода мысли, слова.
2. Политические права: право на участие в управлении делами государства, право на
объединение, свобода союзов партий, право на собрания, митинги, демонстрации,
шествия, пикетирования, право избирать и быть избранным, равное право доступа к
любым должностям, право обращения в государственные органы, право на информацию.
3. Экономические права: право на частную собственность, свобода предпринимательской
деятельности, свобода труда, право на труд в нормальных условиях.
4. Социальные права: право на отдых, право на социальное обеспечение, право на жилище,
право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на благоприятную окружающую
среду, право на образование.
5. Культурные права: свобода творчества и преподавания, право на участие в культурной жизни, на пользование культурными учреждениями, доступ к культурным ценностям.
После проведения устного опроса студентов по перечню вопросов. Студентам
предлагается ответить письменно в тетрадях на следующие шуточные задачи:
1ый вариант
1.Лягушкапутешественница, отправившись в путешествие, воспользовалась своим
правом …(ответ: свободно передвигаться)
2.Буратино схватив крысу Шушару за хвост, нарушил её право на … (ответ: личную
неприкосновенность)
3.Буратино отправился в школу, чтобы воспользоваться своим правом на (ответ:
образование )
4. Балда из сказки А.С.Пушкина, нанявшись на работу к попу, воспользовался своим
правом на … (ответ: труд)
5. Какое право Колобка нарушила Лиса, съев его? (ответ: право на жизнь)
2ой вариант
1. О каком праве идёт речь: «Добрый доктор Айболит, Он под деревом сидит, Приходи к
нему лечиться и корова, и волчица, и жучок, и паучок, и медведица, всех излечит, исцелит
добрый доктор Айболит» (ответ: право на охрану здоровья и медицинскую помощь)
2. Девочка Маша, которая без разрешения зашла в дом трёх медведей, сломала стульчик,
съела кашу и легла спать в чужую кроватку, не думала, что медведи имеют право на …
(ответ: неприкосновенность жилища и частной жизни)
3. Продав свою азбуку другому мальчику, Буратино воспользовался своим правом …
(ответ: распоряжаться имуществом)
4. Заперев Буратино в тёмном чулане, Мальвина совсем забыла, что Буратино имеет
право на … (ответ: свободу)
5. Дядюшка Тыква из сказки про Чиполлино, построил себе домик, воспользовавшись
правом на… (ответ: жилище) Оценка результатов: (01 «5», 2 «4», 3 «3», 45«2»)
Приложение 2
Теоретический материал занятия
1. Терминология
2. Принципы гражданства;
3. Способы приобретения и прекращения гражданства.
На столах у учащихся лежат Ф.З “О гражданстве РФ” № 62ФЗ от 31 мая 2002 г.
Студенты записывают определение
1. Гражданство устойчивая правовая связь человека с государством,
выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.(ст. 3)
Вопросы гражданства в нашей стране регулируются Конституцией РФ, международными
договорами, Федеральным законом “О гражданстве РФ”.
Двойное гражданство наличие у гражданина РФ гражданства (подданства)
иностранного государства (ст.3).
иностранным гражданством,
Граждане Российской Федерации, обладающие
не вправе
занимать ряд государственных
должностей. Человек может находиться в статусе двойного гражданства в том случае,
если между странами, гражданином которых он является, подписан Договор о двойном
гражданстве. То есть, оба государства взаимно признают оба гражданства как
равноценные. В настоящее время Россия заключила такие договоры только с
Таджикистаном и Туркменистаном. Например: Белоруссия не является страной двойного гражданства с Россией, хотя наши
страны образуют единое союзное государство, с общей миграционной территорией, что
выражается в частности в отсутствии необходимости оформления разрешения на
временное проживание и упрощенный порядок приобретения российского гражданства.
Израиль, Украина и большинство стран СНГ имеют тесные исторические связи с нашей
страной, но официально никаких договоров и послаблений не предусмотрено.
Германия, США и другие западноевропейские и североамериканские государства – это
ни в коем случае не страны двойного гражданства с Россией, тем не менее, Испания,
Италия, Германия не преследуют своих граждан, имеющих российский паспорт, хоть
процедура сохранения двойного гражданства в каждой из них своя собственная. С США
еще проще: законодательством этой страны не запрещено множественное гражданство
вообще.
Как получается, что граждан стран, не имеющих договоров о двойном гражданстве с
Россией, сохраняют прошлое гражданство? Дело в том, что процедура получения
гражданства России предусматривает высказывание намерения об отказе от прошлого
гражданства, но форма такого высказывания не совпадает с процедурой отказа от него в
другой стране!
Иностранный гражданин лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее
гражданство иностранного государства (статья 3).
Лицо без гражданства лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее
доказательства наличия гражданства иностранного государства (статья 3).
Вид на жительство документ, удостоверяющий личность лица без гражданства,
выданный в подтверждение разрешения на постоянное проживание на территории РФ
лицу без гражданства или иностранному гражданину и подтверждающий их право на
свободный выезд из РФ и возвращение в РФ (статья 3).
Слово преподавателя: Как называется документ удостоверяющий, наличие того или
иного гражданства у гражданина, с указанием статьи ? (паспорт ст. 10)
Паспорт это разрешение на проход через городские ворота в средние века; в современное время это государственный документ, удостоверяющий личность
и гражданство владельца при пересечении границ государств и пребывании за границей.
Паспорт означает принадлежность к гражданству государства, но не обязательно
указывает на проживание на его территории. В некоторых странах удостоверение
карты (например,
личности
Бельгия, Словакия, Литва, Франция, Китай, Грузия, Казахстан), а паспорт выдаётся по
форме пластиковой
выполнено
в
желанию.
Также он содержит идентификационную информацию: фотографию владельца,
его имя, дату рождения, пол, место рождения и гражданство (название страны, выдавшей
паспорт). Паспорт предназначен для использования по всему миру, и поэтому паспорта
всех стран до некоторой степени унифицированы, а надписи на национальных языках, как
правило, дублируются на английском и/или французском языке. В XXI веке многие
страны мира переходят на паспорта, содержащие биометрическую информацию.
2. Принципы гражданства
Обучающиеся продолжают работать с Ф.З "О Гражданстве" им предлагается найти
соответствующую статью, в которой указаны принципы на которых базируется Гражданство
РФ ? (статья 4).
• Принцип единого гражданства. (Он означает, что граждане РФ, постоянно
проживающие на территории республики в ее составе, являются одновременно
гражданами этой республики).
• Принцип равного гражданства. ( Гражданство является равным независимо от
оснований его приобретения).
• Гражданин РФ не может быть лишен гражданства или права изменить его, выслан за
пределы страны или выдан другому государству.
• Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство и
за ее пределами.
• Допускается двойное гражданство. Наличие у гражданина РФ гражданства
иностранного государства (двойное гражданство) не умаляет его прав и свобод и не
освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства. • Сохранение гражданства РФ лицами, проживающими за пределами Российской
Федерации.
• Сохранение гражданства РФ при заключении или расторжении брака, изменении
гражданства другим супругом.
3. Способы приобретения и прекращения гражданства
Обучающиеся самостоятельно должны найти статью в которой указаны основания
приобретения гражданства РФ? (статья 11).
Гражданство РФ может быть приобретено:
А. по рождению;
Б. путем приема в гражданство
В. в результате восстановления в гражданстве;
Г. путем выбора гражданства при изменении государственной принадлежности
(оптация – выбор гражданства, обычно предоставляемый населению территории,
переходящей от одного государства к другому примером тому является Крым и
Севастополь)
А. Распространенное основание приобретения гражданства – по рождению. Ребенок,
родители которого на момент его рождения состоят в гражданстве РФ, есть ее
гражданин, независимо от места рождения. При различном гражданстве родителей, один
из которых состоит в гражданстве РФ, вопрос о гражданстве ребенка, независимо от
места рождения, определяется письменным соглашением родителей.
Б. В результате приема в гражданство (натурализации): решение по этому вопросу
принимает Президент РФ. О приобретении гражданства могут ходатайствовать
достигшие 18летнего возраста дееспособное лицо, независимо от происхождения,
социального положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования,
языка, отношения к религии, политических и иных убеждений.
Закон устанавливает два возможных варианта условий приема в гражданство:
постоянное проживание на территории РФ в течение 5 лет;
непрерывно непосредственно перед обращением – 3 года. Для беженцев действует
сокращенный срок.
В.В результате восстановления российского гражданства тем, кто в 7080е гг. был его лишен (например, А.И. Солженицыну, М.Л. Растроповичу и др.).
4. Прекращение гражданства РФ:
1. выход из гражданства;
2. отмена решения о приеме в гражданство (приобретение и прекращение
гражданства РФ иностранными лицами и лицами без гражданства);
3. оптация (выбор гражданства при смене государственной принадлежности
территории);
4. следование гражданству родителей, опекунов, усыновителей, попечителей детьми.
Отмена решения о приеме в гражданство может возникнуть только в следующих
случаях: (статья 16 Ф.З. "О Гражданстве РФ" )
а) выступают за насильственное изменение основ конституционного строя РФ или
иными действиями создают угрозу безопасности РФ;
б) выдворялись за пределы Российской Федерации в соответствии с федеральным
законом;
в) использовали подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения; г)
состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных
органах иностранного государства;
д) имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных
преступлений на территории РФ или за ее пределами;
е) преследуются в уголовном порядке компетентными органами РФ;
ж) осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия,
преследуемые в соответствии с федеральным законом (до истечения срока наказания). Приложение 3
Решение задач. 1ый вариант
Задача 1. Полгода тому назад органы внутренних дел г. Москвы сообщили Бабушкину,
что его ходатайство о принятии гражданства РФ отклонено. В течение какого времени он
может ходатайствовать вновь по этому вопросу?
Ответ: В силу ст. 36 (п.1) Бабушкин вправе вновь обратиться с заявлением по вопросам
гражданства РФ не ранее чем по истечении одного года после принятия предыдущего
решения.
Задача 2. Гражданин Российской Федерации Костин во время пребывания на стажировке
в Германии нанес тяжелое увечье немецкому гражданину. Следственные органы
Германии, установив виновника преступления, потребовали от России выдачи Костина в
Германию для осуждения и отбытия наказания. Должна ли Россия удовлетворить
требования властей этого государства, если между Россией и Германией договор о
правовой помощи не заключен? Избежит ли Костин уголовной ответственности?
Ответ: Нет Россия не обязана удовлетворять требования властей Германии, так как он
является гражданином Российской Федерации, тем более что между этими двумя
странами не заключен договор о правовой помощи. Так же Костин не избежит уголовной
ответственности, так как будет отвечать перед законом только по УК РФ. Решение задач. 2ой вариант
Задача 1. 23 марта 2001 г. в Киеве родился Михаил Петров. Его отец является
гражданином РФ, а мать – лицом без гражданства. Гражданином какого государства
будет являться Михаил?
Ответ: Михаил Петров в соответствии с пунктом а) ст. 11 будет гражданином РФ, так
как его отец гражданин РФ.
Задача 2. Сергей Николаев является российским гражданином. Получив повестку в
армию, он решил отказаться от гражданства, мотивируя это тем, что желает уехать
учиться в другую страну. Он подал заявление о выходе из гражданства, но ему было в
этом отказано. Возмущенный тем, что принцип добровольности нарушен, молодой
человек пришел к адвокату за советом. Объясните ситуацию Сергею с точки зрения
закона.
Ответ: Одной из обязанностью граждан РФ является служба в армии и в соответствие с
пунктом а) ст. 20 Сергей имеет не выполненное перед Российской Федерацией
обязательство. Решение задач. 3ий вариант
Задача 1. Во дворе одного из детских учреждений города Москвы был обнаружен кем
то подброшенный маленький мальчик. Кто является его родителями и где они,
установить так и не удалось. Гражданином какого государства будет являться мальчик?
Ответ: Гражданином Российской Федерации в соответствии со ст. 12 п. 2. Ребенок,
который находится на территории РФ в случае, если родители не объявятся в течении
шести месяцев ср дня его обнаружения.
Задача 2. В семье Крейтор родился долгожданный сын. Мама новорожденного Мити
имеет гражданство России, а его отец – гражданином Германии. Родственники, которые
пришли встречать мать с сыном в московский роддом. Заспорили: гражданином какого
государства будет Митя? Как бы вы ответили на этот вопрос? Почему?
Ответ: Митя будет гражданином РФ в соответствии со ст. 12 п.в. Один из его родителей
имеет гражданство РФ, а другой родитель является иностранным гражданином, при
условии, что ребенок родился на территории РФ. Приложение 4
Колво
баллов
Лист самоконтроля
Ф.И. обучающегося:
№ Наименование
Работа в процессе изучения нового материала
Решение практических ситуаций
1. Проверка д/з
2. Формулировка темы и задач занятия
3.
4.
5. Итог
Оценка результатов Д/З: (01 «5», 2 «4», 3 «3», 45«2»)
Пункты 2, 3, 4 оцениваются по 5ти бальной шкале т.е студент оценивает свою работу на
данных этапах урока от 15 баллов. Баллы суммируются, интерпретация результатов
следующая:
сумма баллов: 1520 оценка "5",
1410 оценка "4",
95 оценка "3"
40 оценка "2"
Открытый урок тема: "Гражданство"
Открытый урок тема: "Гражданство"
Открытый урок тема: "Гражданство"
Открытый урок тема: "Гражданство"
Открытый урок тема: "Гражданство"
Открытый урок тема: "Гражданство"
Открытый урок тема: "Гражданство"
Открытый урок тема: "Гражданство"
Открытый урок тема: "Гражданство"
Открытый урок тема: "Гражданство"
Открытый урок тема: "Гражданство"
Открытый урок тема: "Гражданство"
Открытый урок тема: "Гражданство"
Открытый урок тема: "Гражданство"
Открытый урок тема: "Гражданство"
Открытый урок тема: "Гражданство"
Открытый урок тема: "Гражданство"
Открытый урок тема: "Гражданство"
Открытый урок тема: "Гражданство"
Открытый урок тема: "Гражданство"
Открытый урок тема: "Гражданство"
Открытый урок тема: "Гражданство"
Открытый урок тема: "Гражданство"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.