Открытый урок Тема "Колыбельные"

  • Работа в классе
  • Разработки уроков
  • docx
  • 06.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Задачи: Образовательная усвоение жанра колыбельных песен, его основных признаков; Развивающие: развитие музыкального слуха; музыкальной памяти; чувства ритма; развитие вокально-хоровых навыков; ассоциативного мышления; развитие творческих способностей. Воспитательные: воспитание доброты и любви к маме, к природе; воспитание музыкального вкуса; высокой духовной культуры. Методы: Объяснительно- иллюстрационный; Частично поисковый; Анализа и сравнения; Обобщения; Музыкальной драматургии; Ретроспективы и перспективы. Форма организации учебной деятельности: фронтальная; групповая; индивидуальная. Оборудование: учебник - Критская, Сергеева, Шмагина; аудио и видеозаписи; наглядный материал; инструмент фортепиано. План урока Организационный момент. (Вход под музыку) Актуализация темы урока. Раскрытие темы урока на музыкальных произведениях: “Спят усталые игрушки” – А. Островский “Мама” – П.И.Чайковский “Колыбельная медведицы” из мультфильма “Умка” – Е. Крылатов “Сонная песенка” – Р. Паулс Обобщение темы. Подведение итогов. Рефлексия.Задачи: Образовательная усвоение жанра колыбельных песен, его основных признаков; Развивающие: развитие музыкального слуха; музыкальной памяти; чувства ритма; развитие вокально-хоровых навыков; ассоциативного мышления; развитие творческих способностей. Воспитательные: воспитание доброты и любви к маме, к природе; воспитание музыкального вкуса; высокой духовной культуры. Методы: Объяснительно- иллюстрационный; Частично поисковый; Анализа и сравнения; Обобщения; Музыкальной драматургии; Ретроспективы и перспективы. Форма организации учебной деятельности: фронтальная; групповая; индивидуальная. Оборудование: учебник - Критская, Сергеева, Шмагина; аудио и видеозаписи; наглядный материал; инструмент фортепиано. План урока Организационный момент. (Вход под музыку) Актуализация темы урока. Раскрытие темы урока на музыкальных произведениях: “Спят усталые игрушки” – А. Островский “Мама” – П.И.Чайковский “Колыбельная медведицы” из мультфильма “Умка” – Е. Крылатов “Сонная песенка” – Р. Паулс Обобщение темы. Подведение итогов. Рефлексия.
Иконка файла материала 1.docx
Открытый урок музыки во 2 классе «Колыбельные» Задачи: 1. Образовательная  o усвоение жанра колыбельных песен, его основных признаков; 2. Развивающие:  o развитие музыкального слуха; o музыкальной памяти; o чувства ритма; o развитие вокально­хоровых навыков; o ассоциативного мышления; o развитие творческих способностей. 3. Воспитательные:  o воспитание доброты и любви к маме, к природе; o воспитание музыкального вкуса; o высокой духовной культуры. Методы:  Объяснительно­ иллюстрационный;  Частично поисковый;  Анализа и сравнения;  Обобщения;  Музыкальной драматургии;  Ретроспективы и перспективы. Форма организации учебной деятельности:  фронтальная;  групповая; индивидуальная. Оборудование:     учебник ­ Критская, Сергеева, Шмагина; аудио и видеозаписи; наглядный материал; инструмент фортепиано. План урока 1. Организационный момент. (Вход под музыку) 2. Актуализация темы урока. 3. Раскрытие темы урока на музыкальных произведениях: o “Спят усталые игрушки” – А. Островский o “Мама” – П.И.Чайковский o “Колыбельная медведицы” из мультфильма “Умка” – Е. Крылатов o “Сонная песенка” – Р. Паулс 4. Обобщение темы. 5. Подведение итогов. 6. Рефлексия. Ход урока Вход под музыку “Спят усталые игрушки” – музыка Островского. Музыка1.mp3 Учитель: Ребята, какая музыка встретила вас? Ответ детей: Это песня из передачи “Спокойной ночи малыши”. Учитель: Да, эта музыка часто звучит по радио и телевидению. А как называется песня, которую мама поёт вам или вашим младшим братьям или сёстрам  перед сном? Возможный ответ детей: Колыбельная.­ Сегодня мы и поговорим о разных колыбельных. И композиторов, и народ, и  композиторов – классиков всех волнует этот жанр песен. Сегодня у нас будет необычный  урок, мы совершим с вами путешествие в вечернюю сказку.  ­ А поможет нам туда попасть волшебный цветик – семицветик.­ С его помощью мы познакомимся и узнаем все характерные черты колыбельных песен,  исполняя и слушая различные музыкальные произведения. Мы будем постепенно заполнять значение каждого лепестка нашего цветика – семицветика, узнавая что­то новое. У каждого из вас лежит на парте свой волшебный цветок. И если вам наш урок понравиться и все  лепестки вами будут разгаданы, то в конце нашего урока заполните нашу корзинку своими  цветами. Это и будет для меня самый лучший подарок от вас. ­ Итак, отправляемся в путешествие в вечернюю сказку. Всё в мире хочется познать, Всё хочется увидеть в мире: В стране мелодий погулять И поиграть на струнной лире. Цветок нас ждёт… Нам музыка всего дороже Фантазий сказочная нить Не заблудиться нам поможет. Учитель: Послушайте знакомую вам пьесу и определите, что это за произведение и кто  его написал. Слушайте (звучит пьеса “Мама” – П.И. Чайковского) Музыка2.mp3Возможный ответ детей: Прозвучала пьеса “Мама” – П.И. Чайковского из  “Детского альбома” Учитель: Молодцы! ­ А какой инструмент исполнил пьесу? Ответ детей: Фортепиано. Учитель: Кто для нас самый близкий и родной человек на свете? Возможный ответ детей: Мама. Учитель: Мы очень много знаем и песен, и стихов о маме. Кто сможет нам рассказать? Ответы детей: (дети рассказывают стихи о маме)Учитель: Молодцы! ­ А с каким чувством ребята рассказали нам о маме? Возможные ответы детей: С любовью, нежностью. Учитель: Да, добрые мамины глаза, приветливая улыбка, ласковая мамина песня перед  сном. ­ Как называется такая песня? Возможный ответ детей: Колыбельная. Учитель: Молодцы! ­ Ребята, есть у вас любимая игрушка? (ответы детей) Учитель: А свои игрушки укладываете спать? Ответы детей: Учитель: Давайте попробуем изобразить, как мама укладывает малыша. (вызвать девочку с игрушкой) Учитель: А мы ребята поможем движением руки, подчеркнём выразительность  интонации. Дети: (исполняют вокализом на “Ля” “Спят усталые игрушки”) Учитель: На что похоже движение наших рук? Какая интонация звучала в пьесе? Возможные ответы детей: Убаюкивающая, покачивающая. Учитель: Молодцы! Как прекрасно началось наше путешествие. Вот мы и разгадали  сердцевину нашего волшебного цветка. Ведь все его лепестки выросли из этого главного  свойства музыки – интонация.­ Любая мама, мама – волчица, мама – медведица, для своего малыша укладывая его спать,  поёт спокойную убаюкивающую песню. ­ А какую вы знаете колыбельную мамы – медведицы? Ответ детей: “Умка”. Учитель: Давайте её исполним. ­ С какой интонацией будем исполнять? Возможные ответы детей: Убаюкивающей… Учитель: Когда наступает вечер, стихает вьюга, и на берегу становиться тихо и спокойно, тогда белая медведица начинает петь песенку для своего маленького непослушного  медвежонка. ­ Давайте ребята встанем и исполняя изобразим интонацию движением тела. Дети: (исполняют один куплет песни “Колыбельная медведицы” из мультфильма  “Умка” – музыка Е.Крылатого) Музыка3.mp3Учитель: Молодцы! ­ Продолжая путешествие в вечернюю сказку мы разгадаем лепесток и определим какой  был у песенки ритм? ­ Приготовьте ваши ладошки и давайте вместе прохлопаем его Дети: (хлопают) Учитель: Какие были хлопки? Возможные ответы детей: Ровные. Учитель: Давайте посмотрим, правильно ли мы определили? (запись мелодии нотами на доске) Учитель: Давайте споём мелодию нотками и прохлопаем ритм. ­ Какими длительностями записана мелодия? Возможный ответ детей: Четвертными. Учитель: Так значит ритм, какой? Возможный ответ детей: Ровный. Учитель: А куда движется мелодия в конце каждой фразы ребята? Давайте покажем  движение мелодии рукой.Дети: (показ) ­ Низходящая. Учитель: А мелодия плавная или скачкообразная? Возможный ответ детей: Плавная. Учитель: Молодцы! ­ А чтоб разгадать следующий наш лепесток нам надо определить какой темп у  колыбельной. ­ Кто пойдёт и выберет нужную карточку темпа? Дети: (выбор карточки темпа) СтремительныйУмеренный Медленный ­ Темп умеренный. Учитель: Молодцы! Учитель: Сколько мы разгадали лепестков! Но нам нужно двигаться дальше. ­ Путешествие в вечернюю сказку продолжается. ­ Пусть прозвучат стихотворения о колыбельных песнях.Дети: (читают стихотворения по выбранной карточке) Спи, младенец мой прекрасный, Баюшки­баю. Тихо смотрит месяц ясный В колыбель твою. (М. Лермонтов)    А баю, баю, баю, Не ложися на краю. Придёт серенький волчок, Он ухватит за бочок. Учитель: Давайте попробуем сочинить мелодию этой колыбельной. Дети: (исполняют свои сочинённые мелодии) Учитель: Какие по характеру они получились? Возможные ответы детей: Добрые, светлые, ласковые. Учитель: Значит, они прозвучали? – в мажоре. ­ А сейчас, ребята, мы определим динамику. Чтобы малыш заснул, как нужно исполнить  песенку? Поднимите карточку. Дети: (поднимают выбранную ими карточку)Учитель: Молодцы! ­ А в каком регистре мы исполняем? (показ карточек) высокий среднийВозможный ответ детей: В среднем. низкий Учитель: Прекрасные колыбельные получились. ­ А сейчас послушайте мелодию. (игра на фортепиано ­ звучит “Сонная песенка”). Учитель: Что может получиться из этой мелодии? Возможный ответ детей: Песня. Учитель: Почему? Какая была интонация? Возможный ответ детей: Убаюкивающая. Учитель: А как можно ещё назвать такую песню? Возможный ответ детей: Колыбельная. Учитель: Эта песня называется “Сонная песенка” и написал её композитор Раймонд  Паулс(исполняется со словами) Учитель: Понравилась она вам? Ответ детей: Да. Учитель: А каким тембром голоса я её исполнила? Возможный ответ детей: Мягким. Учитель: Посмотрите на наш цветик – семицветик, мы разгадали с вами значение  последнего лепестка. Средства музыкальной выразительностиЗная всё о колыбельных песнях ­ мы сейчас эту песенку разучим. (слова песни на доске) День растает, ночь настанет, И придет к нам в дом. Еле слышными шагами Дрёма – добрый гном.  Разбор слов;  Прохлопать ритм;  На слог;  Движение мелодии по руке;  Разучивание песенки по 2­3 фразы;  Работа над дыханием и окончанием фраз. Учитель: Ребята, какой инструмент подойдёт для аккомпанемента нашей песенки? (выбор инструмента) ­ Почему ребята вы выбрали этот инструмент – треугольник? Возможный ответ детей: У треугольника звонкий, прозрачный, хрустальный,  сверкающий звук.Учитель: Наступает ночь, на небе одна за другой вспыхивают звездочки, а кто попробует  зажечь звёздочки в нашем волшебном вступлении. ­ Давайте сейчас ребята с огромным чувством любви к маме, к природе, зная все черты  колыбельных песен, споём эту красивую песню. (исполняют хором, игра на треугольнике в ансамбле с учителем) Учитель: Молодцы! ­ Сегодня мы выучили только один куплет, а на следующем уроке мы доучим песню до  конца и вы сможете маме спеть перед сном колыбельную. ­ Путешествие в вечернюю сказку заканчивается. ­ А каких песнях мы сегодня говорили? Слушали их, исполняли, разучивали? Ответ детей: Колыбельные. Учитель: А какие черты объединяют все колыбельные песни? Ответы детей: (показ по лепесткам, ответы хором) Учитель: Молодцы! ­ Слушаем музыку и, исполняя ее, вспоминайте волшебный цветик – семицветик. Его  лепестки помогут тебе понять настроение, чувство музыкальных произведений. ­ Сегодня  на уроке хорошо работали: (оценка работы на уроке) Учитель: Все лепестки разгаданы, если вам всё понятно и урок понравился не забудьте  наполнить нашу корзинку волшебными цветами. ­ После волшебной ночи наступает радостное утро. Вот с таким настроением мы и уйдём с нашего урока, подпевая песню Тамары Муриной  “Песенка ­ чудесенка”. Музыка4.mp3 (Выход из класса под песню.)