Открытый урок в 3 классе "Мажор и минор"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 16.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель урока дальнейшее постижение понятий мажора и минора как важного средства выражения различных настроений; Задачи урока: учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства. развивать звуковысотный, ладовый и ритмический слух детей. воспитывать потребность в общении с музыкой. Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений. Оборудование урока: «Колокольчик»-музыкальное приветствие Ю. Чичков «Здравствуй, Родина моя!» Савельева «Все отлично» Л. Бетховен “Сурок” (слушание); Д. Кабалевский “Клоуны” (слушание); В. Васнецов “Алёнушка”; Л. Лапцуй “Берёзка”, “Смерть берёзки”. Ход урока I. Орг. момент. Музыкальное приветствие: - Здравствуйте, ребята! Музыкальное приветствие поётся два раза: сначала в мажоре, а затем в миноре. - А какое приветствие вам больше понравилось, первое или второе? Почему? - В чем заключается разница между этими приветствиями? II.Основная часть Тема прошлого нашего урока была “Весело - грустно”. Эти настроения в музыке выражают понятия: “лад”, “мажор”, “минор” (таблицы вывешиваются на доску). Повторяем понятия: лад, мажор, минор. Дружбу звуков, говорят, называют словом лад. Светлый мир просторный открыл нам лад мажорный (поём гамму до мажор). Мир в полумрак погружённый лад нарисует минорный (поём гамму ля минор). Проверка д/з. Вам надо было дома раскрасить костюмы персонажей, передать в цвете радостное настроение. На этом уроке мы продолжаем работать над темой “Весело - грустно”. Но если на прошлом уроке мы слушали произведения, сочинённые композиторами, то сегодня мы сами будем сочинять, творить, придумывать, фантазировать, читать стихотворения, всматриваться в картину. И всё это для того, чтобы понять, что мажор и минор являются важным средством выражения различных настроений. Это и является целью нашего урока.
Иконка файла материала 2.doc
Тема «Мажор и минор»  3 класс  дальнейшее постижение понятий мажора и минора как важного средства выражения различных настроений;  учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами Цель урока Задачи урока: искусства. детей.  развивать звуковысотный, ладовый и ритмический слух  воспитывать потребность в общении с музыкой. Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений. Оборудование урока:  «Колокольчик»-музыкальное приветствие  Ю. Чичков «Здравствуй, Родина моя!»  Савельева «Все отлично»  Л. Бетховен “Сурок” (слушание);  Д. Кабалевский “Клоуны” (слушание);  В. Васнецов “Алёнушка”;  Л. Лапцуй “Берёзка”, “Смерть берёзки”. Ход урока I. Орг. момент. Музыкальное приветствие: - Здравствуйте, ребята! Музыкальное приветствие поётся два раза: сначала в мажоре, а затем в миноре. - А какое приветствие вам больше понравилось, первое или второе? Почему? - В чем заключается разница между этими приветствиями? II.Основная часть Тема прошлого нашего урока была “Весело - грустно”. Эти настроения в музыке выражают понятия: “лад”, “мажор”, “минор” (таблицы вывешиваются на доску). Повторяем понятия: лад, мажор, минор. Дружбу звуков, говорят, называют словом лад. Светлый мир просторный открыл нам лад мажорный (поём гамму до мажор). Мир в полумрак погружённый лад нарисует минорный (поём гамму ля минор). Проверка д/з. Вам надо было дома раскрасить костюмы персонажей, передать в цвете радостное настроение. На этом уроке мы продолжаем работать над темой “Весело - грустно”. Но если на прошлом уроке мы слушали произведения, сочинённые композиторами, то сегодня мы сами будем сочинять,творить, придумывать, фантазировать, читать стихотворения, всматриваться в картину. И всё это для того, чтобы понять, что мажор и минор являются важным средством выражения различных настроений. Это и является целью нашего урока. Но сначала давайте вспомним, с какими композиторами мы совершали музыкальную прогулку, и какие слушали произведения на прошлом уроке? На доске запись этих произведений (в таблицах): Л. Бетховен “Сурок” “Клоун Д. Кабалевский ы” - Какие чувства, настроения выражены в этих произведениях? Определите лад. - Почему произведение Д. Кабалевского называется “Клоуны”, а не “Клоун”? Слушаем произведение. Когда в музыке будет изображён весёлый клоун, мы будем улыбаться, а когда грустный – хмуриться. Ах, какие наши клоуны безобразники! Всё перепутали. Давайте поможем им разобраться, что относится к мажору, а что – к минору (на доске таблицы: мажор, минор, весело, радостно, задорно, ярко, звонко, светло, восторженно, празднично, грустно, печально, жалобно, уныло, горестно, тоскливо, плачевно, темно). К доске вызывается два учащихся. Один подбирает характеристики для мажора, а второй – для минора. В это время со всем классом находим оригинальные эмоциональные характеристики для мажора (“боевая жизнь”, “восход солнца”) и минора (“закат солнца”, “звёзды ведут хоровод”). Затем даём характеристику работы учащихся у доски. III. Если мы понятия “мажор” и “минор” перенесём в нашу повседневную жизнь, то к чему мы должны стремиться: к мажору или минору? Почему? 1 Дыхательная гимнастика 2.Речевая разминка «Трик-трак» 3. Распевка «Мы спокойные ребята», «Мы ребята непоседы» А сейчас я предлагаю вам спеть песню «Все отлично» - Чему нас учит эта песня? - Какой лад соответствует каждой из песен? Почему? IV. Различные эмоциональные настроения, состояния человека могут быть выражены не только в музыкальных сочинениях, но и в словесных, живописных; произведения искусства в целомпомогают нам стать лучше и добрее, увидеть, как больно бывает от зла и как оно некрасиво. Я вам прочитаю сейчас два стихотворения ненецкого поэта Леонида Лапцуя “Берёзка” и “Смерть берёзки”. А мы с вами знаем, что берёзка является символом России. Берёзка Теплом трепещущим, ветками влажными, Тянется к солнцу берёза отважная. Видишь, как цепко за мыс ухватилась? Видишь, как ясно в воде отразилась?... Солнце её, сиротливую, нежит, Ветер ей косы зелёные чешет. Дай ей, земля, животворного сока! Станет она и прямой, и высокой! Сердце не бьётся в берёзе, и всё же На человека берёза похожа! Смерть берёзки Лежит берёзка на земле сырой С распоротой обугленной корой. Её сразила молния вчера Ударом браконьерским топора. А прежде руки утренней зари Ей в уши продевали янтари, И ветер к ней, бывало, прилетал И ленты солнца в волосы вплетал. Ах, ни одна из всех берёз Таких красивых не носила кос! Берёзы ненавидели сестру, Сучками ей царапали кору… Теперь они трусят седой листвой Над рухнувшей сестрицей неживой, И слёзы тяжеленные, как ртуть, Роняют ей на высохшую грудь. - Меняется ли в каждом из стихотворений настроение? - Какое чувство у вас возникло при чтении стихотворений? - Какие строчки из стихотворений вам больше всего запомнились, понравились? - А эти стихотворения чему-то научили вас? На доске вывешиваются два листа цветной бумаги (зелёный и чёрный). Всматриваемся в эти цвета. Какой из цветов соответствует какому настроению и какому стихотворению? Какому ладу? Я прошу встать тех, кому больше понравилось первое стихотворение. Мелодическая импровизация на слово “Берёзка” к этому стихотворению (по желанию). А теперь попрошу встать тех, кому понравилось второестихотворение. Мелодическая импровизация на слово “Берёзка” к этому стихотворению (по желанию). V. А сейчас я предлагаю вам вглядеться в картину В.Васнецова “Алёнушка”, “прислушаться” к ней. - Что мы слышим? (Вокруг тишина). - Как изображены на картине девочка, её фигура, глаза? (Она сидит, опустив голову, у неё босые ноги, растрёпанные волосы). - Что хотел автор выразить в картине? (Вспомнить сказку “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”.) - Слушает ли Алёнушка тишину? - Каков смысл этой тишины, настроения девочки? (Она прислушивается, что отзовётся её братец Иванушка, это печальная тишина). - Почему художник изобразил на картине вечер? (Для того, чтобы подчеркнуть усталость Алёнушки, её тревогу: скоро наступит ночь, а она ещё не нашла брата). - Что вы, ребята, чувствуете, когда смотрите на картину? Вам тоже становится грустно или это вас не волнует? - Какое из прослушанных в начале урока музыкальных произведений похоже по настроению с картиной? Какой лад этого произведения? - А хотели бы вы помочь Алёнушке? Действиями мы, конечно же, не можем ей помочь, но зато добрыми словами можем. Подумайте, что бы вы могли сказать Алёнушке, а может даже и спеть. Разыгрывание ситуации Алёнушка и друг (кто-то из учащихся и учитель). У вас на парте лежит конверт с набором вырезанных из цветной бумаги лепестков. Сложите из этих лепестков цветик-семицветик. Загадайте желание для Алёнушки, выберите один из лепестков, соответствующий настроению вашего желания, и дуйте на него, чтобы исполнилось желание. IV. Итог урока. - О чём же мы узнали сегодня на уроке? Мы с вами узнали, что мажор и минор могут передавать определённые настроения. А ведь музыка – это, прежде всего, искусство передачи настроений. Если в музыке есть настроение, значит, в ней есть мысли, и эти мысли находятся в порядке, в согласии, т.е. ? (в ладу). - А как вы думаете, наши встречи с мажором и минором на этом завершаются? Конечно же, нет, потому что на каждом уроке мы слушаем музыкальные произведения, и каждое произведение имеет своё настроение, а значит и лад. В конце урока я предлагаю вам спеть песню “Здравствуй, Родина моя”. - В каком ладу и настроении мы завершили урок?VII. Сегодня на уроке работали хорошо: Самый хороший исполнитель(называем по имени), самый хороший слушатель ( называем по имени) Музыкальное прощание. «Снова звонок - окончен урок»