Открытый урок в 8 классе «Восточно-Европейская (Русская) равнина»
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
география
8 кл
04.11.2019
Цели и задачи:
1. Познакомить обучающихся с особенностями географического положения, рельефа, климата Русской равнины, внутренними водами;
2. Отрабатывать навыки самостоятельной работы с атласом, учебником, контурной картой;
3. Развивать умение анализировать карты и делать выводы;
4. Создать условия для формирования устойчивого интереса к изучаемому предмету.
восточно-европейская равнина 8 класс.docx
Тема: ВосточноЕвропейская (Русская) равнина 8 класс
Цели и задачи:
1. Познакомить обучающихся с особенностями географического положения, рельефа,
климата Русской равнины, внутренними водами;
2. Отрабатывать навыки самостоятельной работы с атласом, учебником, контурной
картой;
3. Развивать умение анализировать карты и делать выводы;
4. Создать условия для формирования устойчивого интереса к изучаемому предмету.
Планируемые результаты.
Предметные.
умение работать с географическими понятиями, классифицировать их и определять
по признаку, давать комментарии к тексту, отвечать на вопросы, находить верные
суждения и др, выделять главное, делать выводы; работать с разными видами карт.
Личностные.
воспитание патриотизма, уважения к Отечеству.
Метапредметные.
умение применять и преобразовывать знания для формирования своей устойчивой
жизненной позиции.
умение самостоятельного достижения целей.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: Физическая и тектоническая карта России; атласы, учебники,
контурные карты; типовой план изучения природного района; презентация.
Ход урока
Организационный момент.
Изучение нового материала. Послушайте стихотворение и определите, о каком ПТК говорится в стихотворении.
Но я люблю за что, не знаю сам –
Её степей холодное молчанье,
Её лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек её, подобные морям…
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи кочующий обоз,
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
На какой территории размещена столица нашей родины?
Молодцы, как выдумаете, о чем сегодня на уроке пойдёт речь?
Верно, мы начинаем изучать, исследовать физикогеографическую территорию
ВосточноЕвропейская равнина. Мы разделимся на разного направления группы
исследователей, перед каждой группой будет поставлена определённая задача или
проблема, которую необходимо будет решить за пять минут. Прошу всех серьёзно
отнестись к поставленной задаче:
1группа работает с проблемой «Объясни»
2группа – «Картографы» (географическое положение)
3группа – «Археологи» (тектоника)
4группа – «Географы» (рельеф)
5группа – «Климатологи» (климат)
6группа – «Гидрологи» (внутренние воды)
7группа – «Репортёры» (создание презентации)
Как вы думаете, почему эта равнина имеет такие названия: «ВосточноЕвропейская
равнина» и «Русская равнина»?
Определите географическое положение Русской равнины на физической и политико
административной карте.
По тектонической карте определите, на каком участке земной коры расположена
равнина? Ответьте на вопросы:
1. Что такое древняя платформа? Какое она имеет строение?
2. Найдите по карте атласа щиты на Русской платформе?
3.Влияет ли тектоническое строение на природу Русской равнины?
4) Каковы особенности строения равнины?
В чем причины разнообразия рельефа? Сопоставляя физическую и тектоническую
карты, сделайте вывод: как влияет тектоническое строение на рельеф равнины?
5) Проанализируйте климатическую карту и ответьте на вопросы:
под влиянием каких воздушных масс формируется климат равнины?
проследите, в каком направлении изменяются январские и июльские температуры?
Каковы значения температур?
какие факторы являются решающими в распределении январских и июльских
температур?
определите по климатической карте средние температуры января, июля, годовое
количество осадков и амплитуду температур в Петрозаводске, Москве, Воронеже,
Волгограде. Сделайте вывод: в каком направлении возрастает континентальность
климата?
6) Покажите реки, относящиеся к бассейну Северного Ледовитого океана, к бассейну
Атлантического океана, к бассейну внутреннего стока.
Почему реки текут в разные стороны: на север, на запад и на юг?
Климат оказывает влияние на реки. В чем оно выражается?
7) Создать презентацию из предложенного материала по плану:
название равнины
географическое положение
тектоника
рельеф
климат
внутренние воды
Задание: на выполнение 5 минут
1 группа – В чем причины разнообразия рельефа Русской равнины? 2 группа: найдите по карте формы рельефа: Северные Увалы, Тиманский кряж,
Валдайская возвышенность, Прикаспийская, ОкскоДонская, Мещерская низменности.
3 группа: моря, омывающие Русскую равнину: Белое, Баренцево, Карское, Балтийское,
Азовское, Черное, полуострова: Кольский, Канин, острова: Вайгач, Колгуев, Новая
Земля.
4 группа: реки: Мезень, Онега, Северная Двина, Нева, Волга, Ока, Кама, Вятка,
Печера, Дон, Урал, озера: Ильмень, Эльтон, Баскунчак, Селигер.
Работа с картой у доски, по одному представителю от группы.
5 группа – Докажите, что континентальность климата усиливается с северозапада на
юговосток.
6 группа – Почему на северозападе Русской равнины много крупных озер?
7 группа: Ваша задача, пользуясь всеми имеющимися у вас источниками информации
(учебник, карты атласа), составить наиболее полный рассказ по заданной теме.
Выступление по одному представителю от группы.
Подведение итогов урока.
Рефлексия
Пожалуйста, выскажитесь о том, что сегодня вы узнали, продолжив фразу:
Теперь я знаю…
Теперь я могу…
Я хочу узнать…
Я думаю, что работал… («хорошо», «отлично», «превосходно»)
Учитель: Итак, на этом уроке мы познакомились с Русской равниной. Это
крупнейшая физикогеографическая страна на территории России. Можно сказать, что
Русская равнина – душа, сердце России.
Здесь колыбель российского народа,
Которую сплела сама природа.
Среди лесов, озёр, полей, степей Вольготно развивалась жизнь людей.
Равнина, именуемая Русской,
С природой переменчивой и грустной,
С суровым северным дыханием
таёжным,
С теченьем рек, широким, осторожным.
С богатым, плодородным чернозёмом.
Равнина, ставшая для нас любимым домом.
Кожевникова С.
Домашнее задание:2728, сообщение или презентация по одному из памятников
природы (на выбор): Карелия, Волга, Валдай, ов Кижи, водопад Кивач» и др.
Открытый урок в 8 классе «Восточно-Европейская (Русская) равнина»
Открытый урок в 8 классе «Восточно-Европейская (Русская) равнина»
Открытый урок в 8 классе «Восточно-Европейская (Русская) равнина»
Открытый урок в 8 классе «Восточно-Европейская (Русская) равнина»
Открытый урок в 8 классе «Восточно-Европейская (Русская) равнина»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.