Открытый урок проведен на семинаре – совещании методистов, курирующих вопросы начального общего образования «Реализация основной образовательной программы начального образования в контексте требований ФГОС» (2016);
ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ М, м
Цели деятельности педагога: организовать работу по ознакомлению с буквой М, м, способом чтения прямого слога, понятиями «дружба», «открытый слог»; научить выполнять звукобуквенный анализ слов «Маша» и «Миша», плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами; создать условия для развития фонематического слуха, рефлексивно-аналитических способностей, умения осознавать правильность/ошибочность своих действий.
Планируемые результаты образования:
Предметные: знают букву М, м; умеют выполнять звукобуквенный анализ слов «Маша» и «Миша», плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – структурирование знаний; осознанность восприятия.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие; понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
Личностные: высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением.
Ход урока
I.Организационный момент (Учебник открыт на с. 62)
Учащиеся:
Мы пришли сюда учиться,
Не шалить и не лениться,
Будем слушать, отвечать,
Будем знания получать.
II. Актуализация знаний (рассуждение о понятии «дружба»).
Двое мальчиков на соседних партах начинают драться. Учитель их останавливает и выводит к доске.
Инсценировка стихотворения В. Орлова «Кто кого»
Учитель: Кто кого обидел первый?
1 ученик: Он меня!
2 ученик: Нет, он меня!
Учитель: Кто кого ударил первый?
1 ученик: Он меня!
2 ученик: Нет, он меня!
Учитель: Вы ведь раньше так дружили!
1 ученик: Я дружил.
2 ученик: И я дружил.
Учитель: Что же вы не поделили?
1 ученик: Я забыл.
2 ученик: И я забыл.
– Ребята, как вы понимаете слово «дружба»? (Ответы учеников.)
- В чем смысл стихотворения? Можно ли мальчиков назвать друзьями? Так ли значима была причина для ссоры?
– Давайте вспомним наше стихотворение о дружбе.
У меня носик, у тебя носик,
У меня глазки, у тебя глазки,
У меня ушки, у тебя ушки,
У меня щечки, у тебя щечки.
Я твой друг и ты мой друг,
Мы с тобой друзья!
Учитель: К дружбе мы с вами сегодня еще вернемся, она нам всегда нужна. И мы дружно начинаем работать.
III. Фонетическая разминка
Учитель: Ребята, а как жужжит жук?
- Какой звук издает пчела?
- Как рычит собака?
- Как воет волк?
- Что мы произносили? (ЗВУКИ)
- Какие бывают звуки? (гласные и согласные)
- Что вы знаете о гласных звуках? ( Гласные звуки произносятся долго с голосом , воздух не встречает преград.)
- Что вы знаете о согласных звуках?(Когда произносим согласные звуки, воздух встречает преграду: губы, зубы и язык.)
- Сколько гласных букв мы с вами изучили? 10
- Назовите гласные буквы. (Звуковички)
- На какие группы их можно разделить? (Йотированные и нет, обозначающие мягкость и твердость согласного, выполняют одну работу и 2 работы.)
- Сколько всего гласных звуков? (6) Назовите их. Давайте вспомним их:
Загадки о звуках:
- Шире всех открывает рот звук…А
- Губы трубочкой вытягивает звук …У
- На вытянутый кружок губы похожи у звука…О
- Самая широкая улыбка у звука…И
- Приоткрывает рот и поднимает язык звук…Ы
- Приоткрывает рот и оттягивает язык назад звук…Э
IV. Постановка темы и цели урока
Работа по учебнику с. 62
– Откройте учебник. Рассмотрите картинку на с. 62. Кто изображён? (Дети.)
- Угадайте как их зовут. (Маша и Миша)
-А вот такие Маша и Миша у нас на слайде.
- Почему именно эти 2 героя к нам пришли на урок?
– Маша и Миша поссорились. Маша говорит, что их имена начинаются с одного звука, а Миша – с разных. Можем ли мы что-нибудь предпринять, чтобы помирить Мишу с Машей? Что нужно сделать? (послушать звуки, изучить их, сделать звуковой анализ слов)
- Послушайте оба слова, произнесите 1-е звуки и скажите, с какими новыми звуками и буквой мы познакомимся? (Со звуками М, М*, и с буквой М)
- Чему мы будем учиться на уроке?(Читать слоги и слова с новой буквой)
– Сегодня на уроке мы узнаем, кто из детей прав и почему.
V. Работа над темой.
1. Звукобуквенный анализ слов «Маша» и «Миша» с помощью цветных фишек.
- Составьте схему слова «Маша» самостоятельно на партах. 1 ученик у доски помогает учителю.
– Сколько звуков в слове «Маша»? (4) ПАЛЬЧИКИ
- Сравните схему на доске и у себя.
– Сколько звуков в слове «Маша»? (4)
- Произносим слово, слушаем 1-й звук. Какой звук 1-й? (Согл., тверд.)
Аналогично проводится работа с другими звуками.2,3,4
- Схему слова «Миша» давайте составим вместе.
– Сколько звуков в слове «Миша»? (4)
- Произносим слово, слушаем 1-й звук. Какой звук 1-й? (Согл., мягк.)
– Какую фишку взяли для обозначения звука?
Аналогично проводится работа с другими звуками. 2,3,4
Сколько всего звуков в слове?
Сколько гласных звуков?
Сколько согласных звуков?
2. Сравнение слов и схем.
Дети называют каждый свой звук в слове.
- Чем похожи слова? Чем отличаются?
-Назовите первые звуки в словах.
- Какие это звуки?
- Чем они похожи? (Согласные)
- Почему они согласные? (Преграда – губы) РОМАШКА
-Чем различаются? (один мягкий, другой твердый) РОМАШКА
3. Знакомство с понятием ЗВОНКИЙ СОГЛАСНЫЙ ЗВУК
- Давайте послушаем новые звуки М, М*, приложив ладошки к ушкам. Слышим звук, голос участвует?
А теперь приложите ладонь к горлышку. - Произнесите снова новые звуки М, М*
- Что заметили? Горлышко дрожит.
- Ребята у наших новых звуков есть очень большой секрет. Согласные звуки, при произнесении которых участвует голос и горлышко дрожит, называют звонкими. Какие же наши новые звуки? (Звонкие) РОМАШКА
ФИЗМИНУТКА
--- Хлопните в ладоши, если вы услышите наши звуки в словах , а если наших звуков нет – присядьте.
лиса, лампа, игрок, лицо, умывальник, соловей, муравей, автобус, трамвай, ножницы, машина, змей, имя, чай, медведь.
4. Знакомство с буквой Мм.
- А что же у этих звуков общее? (Буква)
– Какой буквой обозначаются звуки [м], [м’]? (Буквой м.)СЛАЙД
– На что похожа буква м?
- Какой может быть буква М? (Заглавная и строчная, прописная и печатная)
- Какую букву мы выберем, если захотим написать имена Миша и Маша? (заглавную) Почему? БУКВА ПОЯВЛЯЕТСЯ под схемами слов
М
М
– Как вы думаете, Маша и Миша помирились? Да, ведь они настоящие друзья. Их имена начинаются с одной буквы М, но с разных звуков, которые она обозначает.
- Буква то одна, а почему звуки разные?
(Буква И после согласного звука – обозначает мягкость согласного, буква А – твердость согласного)
Буквы А И появляются на экране.
Ма
Ми
На доске появляется Звуковичок. К РОМАШКЕ
- Почему в такой одежде ? Картинка
- Сколько звуков обозначает буква М? (2) Какие? РОМАШКА-
= Давайте скажем, все. Что мы узнали о нашей букве.
Характеристика: Буква М обозначает два звонких согласных звука твердый М и мягкий М*
VI. Закрепление полученных знаний
-А теперь поработаем в группах
1. Работа в группах
1 и 3 группы
ИГРА «Распредели правильно слова»
В левую сторону собираем слова с твердым звуком М,
В правую сторону – с мягким звуком М*.
2 группа-ряд
ИГРА «Расставь правильно предметы»
Нужно расставить предметы-картинки на полки- кармашки правильно:
На верхнюю – предметы, названия которых начинаются на букву М;
На вторую – предметы, в названиях которых буква М находится в середине слова;
На нижнюю – предметы, в названиях которых буква М находится в конце слова.
Проверка работы 1 и 3 групп по слайду фронтально
Учитель, работая на доске, называет предметы, дети показывают фишкой-квадратом с какого звука начинается слово, учитель передвигает предмет.
- Ребята проверим работу 1 и 3 групп вместе. Приготовьте фишки согласных звуков. Я назову предмет, а вы показываете фишкой, куда я его должна подвинуть: к синему квадрату или к зеленому.
1 (3) группа у вас так? Похлопайте себе.
Проверка работы 2 группы по слайду фронтально ФИЗМИНУТКА
- Работу 2 группы проверим, встав из-за парт. Я называю и показываю предмет. Если в названии этого предмета наш звук находится в начале – вы поднимаете руки вверх. Если наш звук находится в середине слова – вы разводите руки в стороны. Если наш звук находится в конце слова – вы руки опускаете вниз.
- 2 группа вы справились? Похлопаем им.
2. Дифференцированная работа на партах.
– А теперь проверим, узнаете ли вы нашу новую букву.
Узнавание буквы в слогах, словах
1 ряд - найдите букву М и подчеркните ее.
О ю м Ы Р М а ч М у В м н
2 ряд – подчеркните слоги с буквой М
Ма, ти за, му, пи, ме, ко
3 ряд – подчеркните слова, в которых есть буква М.
Тамаре купили майку с цветком.
- Сколько букв подчеркнули дети 1 ряда? (4) Проверка по слайду
- Поднимите руку те ребята, кто сделал правильно.
- Сколько слогов подчеркнули дети 2 ряда? (3)
- В каких по счету слогах есть буква М?
- Сколько слов подчеркнули дети 3 ряда? (3)
- В каких по счету слогах есть буква М?
- Кто сможет их нам прочитать?
ФИЗМИНУТКА для глаз «КОСМОС»
- Для того чтобы приступить к следующему заданию, подготовим глазки. Мы с вами отправимся в космос.
- Есть ли в слове космос наш звук и буква. Где она располагается? ( в середине)
4. Чтение слогов. ПО СЛАЙДУ( четко хором)
- Мы подготовили глазки к чтению слогов.
Прибежал весёлый А, почитали дети – ма.
Прибежал задорный О, прочитали дети – мо.
Прибежал зазнайка Я, прочитали дети – мя.
Прибежал пузатый Ы, прочитали дети – мы.
Прибежал игривый И, прочитали дети – ми.
Прибежал упрямый У, прочитали дети – му.
Прибежал забияка Ё, прочитали дети – мё.
Прибежал тихоня Ю, прочитали дети – мю.
Прибежал обжора Э, прочитали дети – мэ.
Прибежал звонкий Е, почитали дети – ме.
- А теперь прочитаем слоги в учебнике. с. 62
- Назовите слоги с твердыми согласными, с мягкими согласными.
- Перед какими гласными буква М обозначает твердый звук? Мягкий звук?
- Какие гласные обозначают мягкость, твердость согласного?
- Есть ли среди слогов слова?(Мы.)
5. Работа в парах. Составление слов
- А теперь поработаем в парах.
- У нас рассыпались слова с нашей новой буквой . Давайте их соберем и прочитаем
ма-га-зин маг-нит май-ка мар-ме-лад ма-ши-на мед-ведь му-ра-вей ми-ну-та ме-сяц мель-ни-ца мо-ло-ток Мос-ква Ма-ри-на
Проверка – чтение слов каждой партой.
- Есть слова, значение которых вам непонятно?
- Почему некоторые слова написаны с большой буквы? Назовите их.
Почему так? (Имя, название города пишутся с большой буквы)
6. Работа по учебнику. Чтение и анализ стихотворения
- А теперь , давайте вернемся к нашему Букварю и послушаем стихотворение.
Г. Виеру Читает учитель, выделяя слова МУ и МЯУ
- Какое слово знает бык? Найдите его.
- Какое слово назвал кот?
- Сколько букв в слове МУ, МЯУ?
- Верно ли, что коты знают больше букв¸ чем быки?
- Что общего у этих слов? Чем отличаются?
VII. Итог урока
Беру в руки МИКРОФОН
- Подходит ли этот предмет к теме нашего урока? Почему?
С какого звука начинается его название? Какой этот звук?
Можно взять у вас интервью?
– Что нового узнали на уроке?
- С какой буквой познакомились?
- Сколько звуков она обозначает?
– Какие звуки обозначает буква м?
- Какие это звуки гласные или согласные?
– Всегда ли буква м обозначает мягкие согласные звуки? Какой ещё звук обозначает буква м? (Твёрдый согласный.)
– Какой фишкой обозначим твёрдый согласный звук? (Синей.)
– Перед какими гласными буква м обозначает твёрдый согласный звук (мягкий согласный)?
– Какой фишкой обозначим мягкий согласный звук? (Зелёной.)
- Что мы учились читать с новой буквой?
- Какой вид работы вам больше понравился?
- О чем из урока ты расскажешь дома родителям?
- Смогли ли мы помирить ребят?
- Так как же ответить Маше и Мише, с одинаковых или разных звуков начинаются их имена? А с буквы одинаковой или нет?
- Маша и Миша подружились и в знак благодарности дарят всем вам и нашим гостям свое фото на память.
- Что вы можете рассказать по этому фото о нашей новой букве и звуках, которые она обозначает?
IV. Рефлексия деятельности
- Было ли сегодня на уроке интересно?
Настроение
- Похлопайте в ладоши, чьё настроение соответствует 1 картинке? (солнышко)
- Похлопайте в ладоши, чьё настроение соответствует 2 картинке? (солнышко и тучка)
- Похлопайте в ладоши, чьё настроение соответствует 3 картинке? (тучка с дождем)СМАЙЛИКИ
- Вы отлично поработали. Спасибо за урок!
- Надеемся, что знакомство с другими согласными будет таким же радостным.
DSCN4714.JPG
Открытый_урок_ОГ_Буква_М Распубликанский семинар
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.