«Отрасли экономики. Классификация профессий. Формула профессии»
Оценка 4.9

«Отрасли экономики. Классификация профессий. Формула профессии»

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
труд
9 кл
23.01.2018
«Отрасли экономики. Классификация профессий. Формула профессии»
• Помочь учащимся выявить свои склонности к различным видам человеческой деятельности; • Составление схемы «Классификации профессий» в процессе беседы; • Составление «формулы» своей будущей профессии (или профессии-мечты) Задачи урока: • Научить ориентироваться в сложном мире профессий, выделяя и условно различая пять предметных областей профессиональной деятельности (Человек-Человек; Человек-техника; Человек – Знаковая система; Человек – Природа; Человек -Художественный образ); • Научить составлять формулу профессии - мечты Тип занятия: урок-беседа Методы обучения: • Словесный инструктаж; • объяснительно-иллюстрационный (беседа, инструктаж, демонстрация); • методы учёта и контроля: (контроль со стороны учителя и самоконтроль) выполнение практических работ Объект труда: Схема «Классификация профессий» Межпредметная связь: технология, психология, валеологияРазработка урока
Профессия 9.docx
9 класс Тема занятия:  «Отрасли экономики. Классификация профессий. Формула профессии» Цели урока:   Помочь учащимся выявить свои склонности к различным видам человеческой деятельности;  Составление схемы «Классификации профессий» в процессе беседы;  Составление «формулы» своей будущей профессии (или профессии­мечты) Задачи урока:  Научить ориентироваться в сложном мире профессий, выделяя и условно различая пять предметных областей профессиональной деятельности (Человек­Человек; Человек­ техника;   Человек   –   Знаковая   система;   Человек   –   Природа;   Человек   ­Художественный образ);  Научить составлять формулу профессии ­ мечты Тип занятия: урок­беседа Методы обучения:  Словесный инструктаж;   объяснительно­иллюстрационный (беседа, инструктаж, демонстрация);  методы   учёта   и   контроля:   (контроль   со   стороны   учителя   и   самоконтроль) выполнение практических работ Объект труда: Схема «Классификация профессий» Межпредметная связь: технология, психология, валеология Материально­техническое оснащение:  Литература для учителя: 1 В.Д. Симоненко. Технология. Учебник для 9­го классов  2. Е.Е. Григорьева «Я выбираю профессию» 3. Е.А. Климов. «Схема «Классификация профессий».  4. Е.А. Климов.  «Как выбирать профессию» Литература для ученика: 1. В.Д. Симоненко. Технология. Учебник для 9­го классов  2. Е.Е. Григорьева «Я выбираю профессию» 3. Е.А. Климов. «Схема «Классификация профессий».  4. Е.А. Климов.  «Как выбирать профессию» Ход урока I.  Организационный момент а) проверка наличия учащихся (сведения об отсутствующих подаёт дежурный); б) проверка готовности к уроку, подготовка рабочего места II.  Изложение нового материала В первобытном обществе не было проблемы в: добывать еду, шить одежду, строить жилище, защищаться от опасностей. С развитием человеческого общества происходило постепенное разделение труда: с начала на скотоводство и земледелие; затем появились ремёсла и торговля. С развитием материальной   и   духовной   жизни   усложнялась   деятельность   людей.   Сейчас   количество профессий и специальностей превышает 40 тысяч. Необходимо различать понятия «Профессия» и «Специальность». Профессия – это род трудовой деятельности, требующий специальных знаний и опыта, и обеспечивающий условия существования человека. Специальность – это более узкая область приложения физических и духовных сил человека в рамках той или иной профессии. Профессия объединяет группу родственных специальностей. Например, профессия учителя включает специальности: учитель истории, математики и т.д. Ориентироваться   в   многообразном   мире   профессий   позволяет   систематизация, классификация профессий и специальностей Широко известна классификация профессий по отраслям экономики. Профессии располагают по принадлежности к какой­либо экономической отрасли: промышленность, транспорт, торговля, культура, здравоохранение, образование, культура, искусство и др. Но   для   человека,   выбирающего   профессию   она   мало   пригодна,   поскольку   она   не учитывает в полной мерек требования профессии к личности. Потому профессии можно классифицировать и по другим признакам. Действительно, когда человек работает, его внимание направлено не на отрасль, а на объект труда (1). С предметом надо что­то сделать – это цель труда (2). В любом труде есть орудия (3). И, наконец, человеку важно, в каких условиях протекает его работа (4). – четыре   признака,   по   которым   строится   классификация   профессий,   удобная   для обдумывающего выбор. Эту классификацию предложил академик Е.А. Климов. Основными признаками её являются: предмет, цель, орудия и условия труда. Профессии, связанные с чисто познавательным трудом и ВТО же время органически включённые   в   самые   недра   материального   производства,   являются   гностическими (познавательными). Профессии этого класса можно встретить в пределах любого из пяти перечисленных ниже типов профессий. Например: «Человек­Природа»:   физиолог,   агроном,   зоотехник,   ветврач,   эколог,   ихтиолог, приёмщик   сельскохозяйственной   продукции,   лаборант   химико­бактериологической лаборатории, сортировщик овощей и плодов, сортировщик яиц, приёмщик молока и т.д. «Человек­Техника»:   инженер­механик,   инженер­строитель, контролёр­приёмщик станочных и слесарных работ, контролёр сварочных работ, контролёр минералов и пород, осмотрщик вагонов, обходчик железнодорожных путей и т.д.   инженер­электрик, «Человек­Человек»:   учитель,   врач,   вахтёр,   сторож,   ревизор   на   транспорте, санитарный врач, следователь, журналист, инспектор рыбоохраны и т.д. «Человек   ­Знаковая   система»:   чертёжник,   сортировщик   почтовых   отправлений   и произведений печати, корректор и т.д. «Человек – Художественный образ»: писатель, актёр, художник, музыкант, антиквар и т.д. Не все профессии относятся к чисто гностическим. Отдельные профессии связаны с созданием   материальных   ценностей,   произведений   искусста:   строители,   станочники, водители, операторы, скульпторы, художники – оформители и т.д. К изыскательским относятся профессии, связанные с поиском наилучшего варианта решения сложной практической задачи (закройщик, конструктор, модельер, программист, писатель, учёный, художник и т.д.) Отделы профессий выделяются на основании использования различных орудий труда. Это профессии:  Ручного труда (хирург, резчик по камню, столяр и т.д.);  Машинно ­ ручного труда (токарь, шофер,  машинист электровоза и т.д.);  С использованием автоматизированных и автоматических систем, аппаратов (печатник, сталевар, оператор прокатных линий и т.д.);  С преобладанием функциональных орудий труда (певец, учитель, актёр и т.д.) Специалисты разных профессий работают не в одинаковых условиях. Так, шахтёр работает под землёй, лётчик – в небе, хлебороб­ на земле и т.д. чем разнообразнее мир профессий,   тем   разнообразнее   и   условия   труда.   Классифицируя   профессии   по   этому признаку, можно выделить следующие группы:   Труд   в   условиях   обычного   (бытового)   микроклимата   (секретарь   – машинистка, бухгалтер, экономист, сборщик аппаратуры и т.д.);  Труд   с   пребыванием   на   открытом   воздухе,   с   резкими   перепадами температуры и влажности (агроном,  лесник, геолог, пастух, чабан, виноградарь и т.д.);  Труд в необычных условиях (актёр, водолаз, электромонтажник, каскадёр, космонавт, артист цирка и т.д.);  Труд   с   повышенной   моральной   ответственностью   за   здоровье,   жизнь, психическое,   умственное,   нравственное   развитие   людей,   за   большие   материальные ценности (учитель, преподаватель, директор, актёр, врач, писатель, юрист и т.д.). Классификацию профессий можно изобразить схематически, то есть представить в виде четырёх ярусов в нисходящем порядке соответственно: По предметам труда – типы   (П  ­ Человек­Природа,  Т  ­ Человек­Техника,  Ч  ­ Человек­Человек, З ­ Человек ­Знаковая система,  Х ­ Человек – Художественный образ); По   целям   труда   –   классы   (Г  –   гностический,   П   –   преобразующий,  И  ­ изыскательский); По орудиям труда – отделы (Р – ручные, М – машинно­ручные, А – автоматические, Ф – функциональные); По условиям труда – группы (Б­ бытового микроклимата, О – на открытом воздухе, Н – необычные условия, М – моральная ответственность). III.  Выполнение  практической работы на тему: «Схема «Классификация профессий. Формула профессии»» IV.   Целевой   обход   учителя,   с   целью   проверки   правильности   выполнения практической работы 1. учитель. 2. агроном. 3. бухгалтер. 4. драматург V. VI. Анализ   выполнения   практических   работ   и   их   оценка.    Рассказать   о лучших работах учеников. Указать на типичные ошибки. Рефлексия урока Понравился ли, Вам ребята, процесс выполнения практической работы? Домашнее задание:   Учебник   «Технология»­9   класс   (В.Д.   Симоненко):   §2,   стр.14­16.   Ответить   на   вопросы: стр.18 VII.

«Отрасли экономики. Классификация профессий. Формула профессии»

«Отрасли экономики. Классификация профессий. Формула профессии»

«Отрасли экономики. Классификация профессий. Формула профессии»

«Отрасли экономики. Классификация профессий. Формула профессии»

«Отрасли экономики. Классификация профессий. Формула профессии»

«Отрасли экономики. Классификация профессий. Формула профессии»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2018