«Отражение научных открытий в художественной литературе» Выполнила: Глушицина Диана ученица 11 класса Руководитель: Салькова Лада Юрьевна, учитель русского языка и литература
Оценка 4.8

«Отражение научных открытий в художественной литературе» Выполнила: Глушицина Диана ученица 11 класса Руководитель: Салькова Лада Юрьевна, учитель русского языка и литература

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
docx
русская литература
28.12.2019
«Отражение научных открытий  в художественной литературе»                                                                                                   Выполнила:                                          Глушицина Диана                                    ученица 11 класса                                                Руководитель:                                Салькова Лада Юрьевна, учитель русского языка и литература
Оглавление. 1.Отражение научных открытий в художественной литературе 2.Романы “Аэлита” и “Гиперболоид инженера Гарина” Алексея Толстого положили начало русской научно-художественной фантастике. 3. Существовала ли реальная основа для фантастических сюжетов и героев произведений Беляева? 4.Заключение 5. Использованная литература Целью данной работы является исследование научной фантастики ХХ века на примере произведений А.Н.Толстого «Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина» и А.Р.Беляева («Голова профессора Доуэля» и «Человек-амфибия»). Данная цель предполагает постановку и решение следующих задач: • рассмотреть научную фантастику как жанр литературы; • проследить зарождение научной фантастики в России; • определить место научно-фантастических произведений в творчестве А.Н.Толстого и А.Р.Беляева; • проанализировать научно-фантастические произведения А.Н.Толстого «Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина», выявив их основные особенности; • изучить основные особенности научно-фантастических произведений А.Р.Беляева «Голова профессора Доуэля» и «Человек-амфибия». Объект исследования – научная фантастика как жанр литературы. Предмет исследования – научно-фантастические произведения А.Толстого и А. Беляева. Материалом исследования являются «Аэлита» и «Гиперболоид инженера Гарина» А.Толстого, «Голова профессора Доуэля» и «Человек-амфибия» А.Беляева. Научная новизна данной работы заключается в том, что проведен анализ истории развития научной фантастики и выявлены основные этапы развития художественной научно-фантастической литературы. Кроме того, в работе проанализированы научно-фантастические произведения А.Н.Толстого («Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина») и А.Р.Беляева («Голова профессора Доуэля» и «Человек-амфибия»), а также выявлено их значение в развитии научной фантастики в России. Теоретическая значимость предпринятого исследования определяется тем, что его результаты могут дополнить уже существующие работы о научной фантастике ХХ века и, в частности, о творчестве А.Толстого и А.Беляева. Практическое значение исследования состоит в том, что основные положения и выводы данной работы, собранный и проанализированный материал может быть использован на уроках литературы при изучении творчества А.Толстого и А.Беляева, на факультативных занятиях.
НАУЧНЫЕ ОТКРЫТИЯ (ГЛУШИЦИНА).docx

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение  Самарской  области средняя общеобразовательная школа № 8                                             городского округа  Октябрьск Самарской области

 

ТЕМА :

 

«Отражение научных открытий

в художественной литературе»

 

 

 

                                           

                                                  Выполнила:

                                         Глушицина Диана

                                   ученица 11 класса

                                               Руководитель:

                               Салькова Лада Юрьевна,

учитель русского языка и литература

 

 

 

 

 

                                       г.о. Октябрьск,   2019.

                                    Оглавление.

1.Отражение научных открытий в художественной литературе

2.Романы “Аэлита” и “Гиперболоид инженера Гарина” Алексея Толстого  положили начало русской научно-художественной фантастике.

3. Существовала ли реальная основа для фантастических сюжетов и героев произведений Беляева?

4.Заключение

5. Использованная литература

Целью данной работы является исследование  научной фантастики   ХХ века на примере произведений   А.Н.Толстого «Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина» и А.Р.Беляева («Голова профессора Доуэля» и «Человек-амфибия»).

Данная цель предполагает постановку и решение следующих задач:

·        рассмотреть научную фантастику как жанр литературы;

·        проследить зарождение научной фантастики в России;

·        определить место научно-фантастических произведений в творчестве А.Н.Толстого и А.Р.Беляева;

·        проанализировать научно-фантастические произведения А.Н.Толстого  «Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина», выявив их основные особенности;

·        изучить основные особенности научно-фантастических произведений А.Р.Беляева «Голова профессора Доуэля» и «Человек-амфибия».

Объект исследования – научная фантастика как жанр литературы.

Предмет исследования – научно-фантастические произведения А.Толстого и А. Беляева.

Материалом исследования являются «Аэлита» и «Гиперболоид инженера Гарина» А.Толстого, «Голова профессора Доуэля» и «Человек-амфибия» А.Беляева.

Научная новизна данной работы заключается в том, что проведен анализ истории развития научной фантастики и выявлены основные этапы развития художественной научно-фантастической литературы. Кроме того, в работе проанализированы научно-фантастические произведения А.Н.Толстого («Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина») и А.Р.Беляева («Голова профессора Доуэля» и «Человек-амфибия»), а также выявлено их значение в развитии  научной фантастики в России.

Теоретическая значимость предпринятого исследования определяется тем, что его результаты могут дополнить уже существующие работы о научной фантастике ХХ века и, в частности, о творчестве А.Толстого и А.Беляева.                                                                          Практическое значение исследования состоит в том, что основные положения и выводы данной работы, собранный и проанализированный материал может быть использован на уроках литературы при изучении творчества А.Толстого и А.Беляева, на факультативных занятиях.

        1.Отражение научных открытий в художественной литературе

Люди искусства - художники, литераторы, музыканты - неординарные личности, которые многие события видят через призму своего таланта. Порой это видение прорывает все законы физики и устремляется в будущее. Предсказание в искусстве - вещь нередкая, но феноменальная, часто пугающая.

Существует множество примеров, когда автор художественного произведения предсказывал грядущие события. Это могли быть глобальные происшествия или рядовые эпизоды, часто литераторы предсказывали собственную судьбу. Потрясающее предсказание в искусстве сделал писатель-фантаст Жюль Верн. В романе "С Земли на Луну" он в 1865 году подробно описывает полет на Луну, который в реальности состоялся в 1968 году. И дело не в том, что автор нафантазировал освоение космоса, а в том, что он подробно описал корабль, точно указал его высоту и массу, экипаж из 3 астронавтов, место старта - Флорида и место посадки в Тихом океане, месяц полета - декабрь. В 1994 году была найдена рукопись Жюль Верна, ранее считавшаяся утерянной, - "Париж в 1968 году". Здесь подробно описывались не только такие современные изобретения, как факс и ксерокс, но и современный облик города с ажурной башней. Всего автор сделал 108 предсказаний, из которых точно уже сбылись.

Были и другие предсказания в искусстве. Примеры можно найти в произведениях Александра Беляева, братьев Стругацких, Герберта Уэллса, Алексея Толстого, Рея Брэдбери. Они предсказали множество современных изобретений, такие как мобильный телефон, трансплантация органов, телевизор, 3D-изображения, "умный дом", роботы.                                 Поистинне шокирующее предсказание в искусстве - "Повесть о приключениях Артура Пима" Эдгара По, в которой подробно рассказывается о кораблекрушении, в результате которого спаслось 4 человека. После многих дней скитаний в открытом море, измученные голодом и жаждой, трое убивают четвертого и съедают его. Через 50 лет после выхода в свет произведения события повторились с потрясающей точностью, совпали даже имена героев. Рациональное объяснение этому дать невозможно. Еще одно трагическое предсказание будущего в искусстве принадлежит американскому писателю М. Робертсону. В романе "Тщетность" он подробно описал катастрофу и гибель "Титаника", которая произошла через 14 лет после выхода книги в свет. Совпадения реальных фактов с фантазиями просто немыслимые. Поэт Михаил Лермонтов предсказал Октябрьскую революцию 1917 года и подробно в рифмованных строках описал собственную смерть.

Поэт в России больше чем поэт. И литература у нас выполняла всегда больше функций, чем это положено искусству. Если, по Канту, единственная функция искусства – эстетическая, то в России литература и учила, и воспитывала, и была частью политики, и религии, и проповедовала моральные максимы. Понятно, что она с ревнивым интересом следила за наукой – не прихватывает ли та часть ее делянки? Тем более что с каждым годом и веком в сферу интересов науки попадало все больше объектов, и ее предмет неуклонно расширялся.

В 1916 году в «Теории словесности» утверждается, что фантастического романа в России еще не было. А в 1934 г., К.Федин на Первом съезде писателей сожалел, будто этот роман у нас уже умер и закопан в могилу. В 1938 г. А.Беляев призывал: «Создадим советскую научную фантастику» (так называлась его статья). Но к этому времени один только Беляев создал целую библиотеку фантастических романов. «Куда нам, писателям технически отсталого народа, сочинять романы о машинах и полетах на другие планеты!» - иронизировал К.Чуковский над «Аэлитой» А.Толстого, не ведая, что именно эта книга положит начало новой разновидности советской литературы и как раз тогда, когда Россия еще оставалась отсталой страной. Научно-фантастический жанр в его современном виде начал выделяться из утопически-публицистической романистики в конце XIX–ХХ в. в пору подъема промышленности и науки. Самые разнообразные журналы охотно публиковали научно-фантастические романы и рассказы, отечественные и зарубежные.

2.Романы “Аэлита” и “Гиперболоид инженера Гарина” Алексея Толстого  положили начало русской научно-художественной фантастике.
Сюжеты произведений научно-фантастической литературы обычно строятся на столкновении человека с природой, раскрывают увлекательный мир научных и технических открытий. Вместе с тем во многих научно-фантастических романах, особенно конца XIX и начала XX века, отчетливо вырисовывается социальная тема.                                                                                 Русский научно-фантастический роман, раскрывая невиданные перспективы грядущих технических открытий, отличается новым освещением научной и общественной темы, новым решением проблемы характера основного героя. Если в традиционном буржуазном романе центральной фигурой выступает преимущественно сильная, одинокая личность, то в русской литературе на первое место выдвигается другой герой - человек нового общества, чувствующий себя неотделимым от своего народа. Черты такого героя уже намечаются в научно-фантастических романах Алексея Николаевича Толстого “Аэлита” и “Гиперболоид инженера Гарина” - это Гусев и Шельга. Пафос этих произведений - в стремлении героев к единению с народом, с родиной, к созданию новой жизни. Писатель показывает обреченность всех, кто противопоставляет себя народу. В образе индивидуалиста Гарина, возомнившего себя сверхчеловеком ,  Толстой развенчивает традиционных “одиноких героев”, снимает с них ореол романтики.                                     Роман “Гиперболоид инженера Гарина” отличается сложной, увлекательной интригой, остротой конфликтов, динамичностью действия. Писатель достиг подлинной занимательности своего произведения, во многом определяющей его успех у читателей. Большое значение придавал Толстой точности научной стороны своих произведений. При переизданиях писатель нередко уточнял некоторые места или вносил в них поправки в соответствии с новейшими данными науки.
Приключенческий сюжет, увлекательность социальной и научной фантастики в романе “Гиперболоид инженера Гарина” сочетаются с актуальностью темы. Главная идея произведения - изображение судьбы науки в капиталистическом обществе, развенчание распространенного в буржуазной литературе индивидуалистического героя, “сильной личности”, разоблачение стремления верхушки капиталистических монополий к неограниченной диктатуре над миром. Изображение капиталистического мира дано Толстым в ярких, полных сатирической силы образах, запоминающихся характеристиках, остроумие которых сочетается с разящей силой сатиры.
Одна из основных тематических линий романа - изображение деятельности американских и европейских монополий. Образ химического короля миллиардера Роллинга нарисован с бичующей сатирической силой. Сверхиндивидуализм и жажду миллиардеров к войнам, к ограблению и подчинению всей вселенной Толстой характеризует как следствие империализма. Сатирически остро отображается в романе холуйство перед долларом многих европейских правителей.
Социальная тема научно-фантастических произведений Толстого порождена реальными фактами исторической действительности. Еще в начале двадцатых годов писатель проницательно рассмотрел зарождающийся фашизм - наиболее реакционную, открыто террористическую форму диктатуры плутократии, направленную на подавление освободительного движения трудящихся.
Правдиво рисует писатель судьбу науки в классовом обществе. Научное изобретение Гарина попадает в руки монополий, использующих его в своих корыстных целях.
В центре романа образ Гарина, изобретателя смертоносного луча, сверхиндивидуалиста, одержимого манией господства над миром. Его рассуждения напоминают идеологию фашизма. Вместе с тем образу Гарина не хватает ясности. Он хвастается своим цинизмом, необузданным сластолюбием. Однако, добившись неограниченной власти, он не испытывает удовлетворения, его натура находится в раздвоенности, его разъедает скептицизм. Его власть призрачна, истинный герой романа - Шельга.
Роман “Аэлита” кажется наивным в свете нынешних открытий и освоения космоса. Это красивая сказка о любви, о ее недостижимости в этом жестоком мире.Одна из положительных сторон фантастических романов А. Н. Толстого - это то, что, несмотря на специфичность жанра, в них не теряется связь с реальной действительностью. Это касается не только научных гипотез, привлеченных писателем, но и общей философии произведений и изображения характеров.
Научно-фантастическому роману А.Н. Толстого присущи сложная увлекательная интрига, острота конфликтов, динамичность действия. Писатель достиг подлинной занимательности своих произведений, во многом определившей их успех у читателей.                                                                       Роман «Аэлита» основан на интересной приключенческой интриге, увлекательной технической проблеме межпланетных сообщений. На эту сторону, как на большое достоинство произведения, сразу по его выходе в свет обратил внимание А. М. Горький: «Аэлита »- фантастический роман. Тема его - путешествие на Марс русского инженера и солдата- красноармейца. Солдат- фигура, написанная очень жизненно,- пытается сделать на Марсе революцию, чего и достигает, а инженер, влюбленный в марсианку, узнает,  что марсиане- выходцы с Земли, жители древней Атлантиды. Хотя гр. А. Н. Толстой инженер по образованию, но он свел в романе технику к необходимому минимуму, и вся книга написана под влиянием увлечения догадками об Атлантиде. В ней не тех достоинств, которыми отличаются романы Купера, Ласвица, но как произведение художника она очень оригинальна и вполне отвечает ныне возникающей жажде читателя к темам не бытовым,к роману сенсационному, авантюрному. Написана «Аэлита» очень хорошо и, я уверен, будет иметь успех».         Роман «Аэлита» при всем своем приключенческом характере имеет серьезное общественное значение, представляя собой отклик писателя на волновавшие его вопросы современной политической жизни. Как известно, писатель, неправильно поняв смысл Великой Октябрьской социалистической революции, в 1918-1922 годах находился в эмиграции. 1922-1923 годы - время решительного перелома в политической биографии и в творчестве А. Н. Толстого. Именно в это время он окончательно порывает со своими ошибочными представлениями, осознает мудрость, величие и справе-дливость революции, навсегда связывает свое творчество с жизнью и борьбой советского народа, тогда только что начавшего строить свою новую жизнь. Духовные искания художника в начале этого переломного периода нашли своеобразное преломление в романе «Аэлита». Особенно обостряется и усиливается у писателя чувство горячей любви к родине и тоски по ней. Это чувство пронизывает весь роман «Аэлита».

Главный герой романа «Аэлита» Гусев - энергичный русский человек, поднимающий восстание угнетенных на Марсе. Им открывается галерея созданных А. Н. Толстым в последующие годы образов бесстрашных, преданных свободе революционных бойцов. Гусев дорог автору, как человек родной страны, к которой он так стремился. Мечта о родине проходит через весь роман. Именно это чувство определяет политическое содержание произведения, его реалистические черты.                                                                               Колоритная фигура Гусева привлекла к себе внимание критиков и читателей. В частности, К.Чуковский оценил роман «Аэлита» как превосходную вещь, потому что она «служит пьедесталом» для Гусева. «Не замечаешь,- писал он,- ни фабулы, ни остальных персонажей, видишь только  эту монументальную, огромную фигуру, заслоняющую весь горизонт. Гусев- образ широчайших обобщений, доведенный до размера национального типа. Если иностранец захочет понять, какие люди сделали у нас революцию, ему раньше всего нужно будет дать эту книгу. Миллионы русских рядовых деятелей революции воплотились в этом одном человеке. И благодаря этому одному человеку будет жить весь роман…»                                                                                                   Фантастика А.Н. Толстого в своеобразной форме обращается к реальным жизненным противоречиям, основывается на них в соответствии с законами жанра. Такая, если можно сказать, «приземленность» не сковывает творческое воображение автора, не стесняет полета его фантазии. Правда, А.Н.Толстой иногда неправильно преувеличивает силу технической мысли. В частности, в «Гиперболоиде инженера Гарина» судьбу континентов на многие годы, определяет тот, в чьих руках находятся смертоносные лучи.     Несмотря на специфичность жанра, в научно-фантастических романах А.Н. Толстого не теряется связь с реальной земной действительностью, в своеобразной форме отображаются действительные жизненные процессы. Это касается не только научных гипотез, привлеченных писателем, но и общей философии произведений, воплощения общественных проблем и характеров.     Научно-фантастические произведения А.Н. Толстого отличаются присущим ему высоким художественным мастерством. Искусство А.Н. Толстого находит совершенное выражение прежде всего в пластичности лепки образов, умении давать их чуть ли не с осязательной выразительностью и ясностью. Рельефность образов сливается у него с богатством красок. Будь то изображение портретов, пейзажей или обстановки, всюду писатель рисует явления в их жизненной полнокровности, с тщательностью и взыскательностью большого, зрелого художника. Произведения А.Н. Толстого правдиво отображают борьбу людей за подлинный прогресс в области общественной жизни, науки и техники. Эта борьба воплощается в острых и напряженных конфликтах, в ожесточенных классовых битвах. Но все творчество А. Н. Толстого полно оптимизма.                                                           Таким предстает талант А.Н. Толстого и в его научно-фантастических произведениях, проникнутых пафосом утверждения человеческого разума, предвидением невиданных новых открытий в области науки и техники. По мысли А. Н. Толстого, богатырский размах творчества в нашей стране, невиданные масштабы осуществляемых планов создают особо благоприятные условия для развития советского научно-фантастического романа. Эту мысль писатель высказывал в статье «О научно-фантастическом романе»: «База для творчества поистине огромна. Отсюда вывод, что есть все предпосылки, сама жизнь их дает, для развития научно-фантастического романа».                                              А.Н. Толстой не мыслил освещение проблем науки и техники, полет фантазии в произведениях советских писателей вне патриотических задач их деятельности. Смелая мечта А.Н. Толстого окрыляется его глубокой верой в творческие силы и гений народа, в великое будущее  родины.

4. Меня, как, наверное, и многих почитателей А.Беляева, волнует вопрос: существовала ли реальная основа для фантастических сюжетов и героев произведений Беляева? Посмею ответить утвердительно: конечно же, да!                                                                                                                                 Романы и повести   писателя-фантаста Александра Беляева известны всем. Но вряд ли многие обращали внимание на то, что фантаст редко что выдумывал. Обычно Александр Романович  лишь творчески осмысливал факты, которые стали ему известны из научных публикаций или даже из ежедневной прессы.  Судите сами .                                                                    Основой «Звезды КЭЦ», как видно уже из самого названия, послужили идеи К.Э.Циолковского (К.Э.Ц. – аббревиатура начальных букв имени, отчества и фамилии). «Замок ведьм» Александр Романович создал, ознакомившись с результатами исследований ленинградского профессора Г. И. Бабата, который в начале 40-х гг. XX в. приступил к изучению шаровой молнии...                                                                                                                       Беляева называли русским Жюль Верном, но сравнение с Ломоносовым , мне кажется, точней. С великим ученым Беляева роднит универсальность познаний - писатель владел научным материалом из самых разных областей знания, легко ориентируясь в физике, химии, математике, астрономии, радиотехнике, биологии, океанологии и океанографии.     Он разрабатывает в своих рассказах приём парадоксально-экспериментальной ситуации: “Что было бы, если …?”. Что случится, если скорость света вдруг изменится (“Светопреставление”), или исчезнет притяжение земли (“Над бездной”), или будут побеждены вездесущие коварные микробы (“Нетленный мир”),  или человек сумеет расправиться с потребностью во сне (“Человек, который не спит”)?  Вот вопросы, которыми захвачены его герои.                                        Иначе говоря, романы Беляева отталкиваются от свойств материи и человеческого естества. Писатель движется по вектору, прочерченному самой природой и наукой о её свойствах.  Именно в существующем, изучаемом реальной наукой мире, он черпает сюжеты для своих произведений.                                                                                                            Беляева остро интересовали проблемы человеческой психики: функцио-нирования мозга, его связи с телом, с состоянием души, духа. Может ли мозг мыслить вне тела? Возможна ли пересадка мозга? Какие последствия может повлечь за собой анабиоз и его широкое применение? Существуют ли границы у возможности внушения? А у генной инженерии? Попытке решить эти проблемы посвящены романы : "Голова профессора Доуэля", "Властелин мира", "Человек, потерявший лицо", рассказ "Человек, который не спит", "Хойти-Тойти". Своеобразным продолжением этих размышлений стали романы-гипотезы, помещающие человека в разные среды существования: океан ("Человек-амфибия"), воздух ("Ариэль").   За всеми этими произведениями - страстное стремление писателя - инвалида по состоянию здоровья - бросить вызов физической ограниченности безгра-ничного человеческого духа, гимн ничем не ограниченной свободе и надежда на то, что подобная свобода делает человека лучше, нравственнее, благо-роднее.                                                                                                                         Беляев мечтал все достижения науки подчинить интересам человека. Герой рассказа “Человек, который не спит”(1926) победил усталость, не нуждается в  сне и обладает огромной работоспособностью; рассказ “Ни жизнь, ни смерть”(1926) посвящен проблеме анабиоза, над которой и сейчас работают ученые многих стран; роман “Борьба в эфире” (1928) раскрывает блестящее будущее радио; роман “Чудесное око” (1935) рассказывает, как с помощью телевидения постигаются тайны подводного мира.   Поражает широкий круг поднятых писателем научных проблем. Интересовало его и все то, что было связано с покорением человеком природы:  будь то искусственное дождевание (“ВЦБИД”, 1930)  или города-спутники (“Зеленая симфония”, 1930), проблемы микроорганизмов в воздухе (“Нетленный мир”, 1930) или использование энергии ветра (“Воздушный змей”, 1931), добывание воды в пустыне (“Солнечные лошади”, 1931) или проблемы торфоразработок (“Чертово болото”, 1931). Беляев писал об использовании  силы и скорости ветра, развитии  планеризма, о двигателях, работающих на внутриатомной энергии, об использовании энергии космических лучей, о применении химии в сельском хозяйстве. Создал Беляев и ряд чудесных очерков о великих русских ученых – Ломоносове, Менделееве, Павлове, Циолковском, чьи идеи послужили ему в создании сюжетов его произведений.  На фоне робкой еще фантазии ранней советской литературы, делавшей первые шаги в области научной фантастики и приключений, произведения Беляева кажутся поистине удивительными. И в основе всего созданного писателем лежит светлая, гуманистическая идея человеческого счастья. Беляев верил в могущество человека, вооруженного наукой. Лучшие произведения Беляева написаны с подлинным мастерством. “Научную фантастику нельзя превращать в скучную научно-популярную книжку, в научно-литературный недоносок”,- писал он. Приключенческие вещи писателя, такие, например,  как рассказ “Остров Погибших Кораблей” (1926-1927), впоследствии переработанный в повесть, содержат большой и интересный познавательный материал, увлекательно рассказывают о неизведанных и таинственных просторах далеких морей.                               

 В 1931 году Беляев поселился под Ленинградом. Вскоре писателя увлекла проблема покорения космоса. Он изучает труды К.Э.Циолковского, и новые, невиданные доселе горизонты открываются перед воображением писателя: полет на Луну, искусственные спутники, межпланетные путешествия, открытие ранее не известных миров во Вселенной. Беляев  начинает переписку с Циолковским, посвящает ему свой роман “Воздушный корабль” (1934-1935). Роман “Прыжок в ничто” (1933), повести “Звезда КЭЦ” (1936), “Небесный гость” (1937) и ряд рассказов рисуют грандиозные картины покорения космоса. В предисловии ко 2-му изданию романа “Прыжок в ничто” Циолковский писал в 1935 году: “Из всех рассказов на тему о межпланетных сообщениях, оригинальных и переводных, роман А.Р.Беляева кажется мне наиболее содержательным и научным.                                                                                                                       Узнав о работах С. С. Брюхоненко, еще до Великой Отечественной войны занимавшегося трансплантацией органов, Беляев написал «Голову профессора Доуэля» и «Человека-амфибию».  Где же скрываются истоки замысла  романа «Голова профессора Доуэля»? Возможно, в том числе, и в прочитанных автором чужих произведениях. Например, содержание рассказа немецкого фантаста Карла Груннерта “Голова мистера Стайла” сводится к следующему: в популярной газете появляются острые публицистические статьи, стилем своим заставляющие вспомнить талантливого журналиста, погибшего незадолго до этого в железнодорожной катастрофе. При проверке выясняется, что доктору Мэджишену удалось вернуть и сохранить жизнь отделённой от туловища голове журналиста. Позднее Мэджишен конструирует и приспособления, с помощью которых “погибший” печатает свои статьи. Не исключено, что этот рассказ мог быть прочитан Беляевым и сохранён в памяти. Прибавим к этому и популярный в дореволюционные времена цирковой аттракцион «живая голова», и те же самые детские экстремальные фотоснимки Беляева.   Можно вспомнить и рассказ малоизвестной русской писательницы В. Желиховской “Человек с приклеенной головой”, в котором умелец-хирург доктор Себаллос тоже оживлял погибшего.            Впрочем, литературный мотив “живой головы” в русской литературе можно было выводить ещё из “Руслана и Людмилы”, ведь именно с отделённой от туловища  гигантской головой витязя сталкивает Пушкин своего героя. Но  ясно, что натолкнули Беляева на мысль о первом его фантастическом рассказе, переросшем впоследствии в широко известный роман, конечно же, не только, и не столько литературные ассоциации, сколько, прежде всего, обстоятельства собственной жизни.                                                                                                                        «“Голова профессора Доуэля”, - писал он в одной из своих статей, - произведение в значительной степени автобиографическое.- Болезнь уложила меня однажды на три с половиной года в гипсовую кровать. Этот период болезни сопровождался параличом нижней половины тела. И хотя руками я владел, всё же моя жизнь сводилась в эти годы к жизни “головы без тела”, которого я совершенно не чувствовал. Вот когда я передумал и перечувствовал всё, что может испытывать “голова без тела»».            

  В этом же 1936 году заново пишется второй вариант “Головы профессора Доуэля”, и в мае журнал “Вокруг света” начинает печатать роман с рисунками одного из любимых художников Беляева Фитингофа, умевшего при прочтении текста писателя чувствовать эпоху и характеры персонажей.  Второй вариант - зрелая книга. Беляев уже ознакомился к этому времени с опытами Эвальда, Гаскеля, Волера, Брюхоненко в области трансплантации органов… Валентин Стеблин, ученый и близкий знакомый Беляева, спорил с ним не один вечер, обсуждая проблемы оживления органов тела и возможность их автономного существования.  Новый “Доуэль” на десятилетия останется символом ученого в буржуазном обществе – талантливой, но беспомощной головы. Замечу, чтобы быть объективным, что в последнее десятилетие эти взгляды претерпели значительные изменения…  В “Доуэле” - трагедия инженера Дизеля, обокраденного и убитого конкурентами, и, как считают исследователи, видоизмененная будущая трагедия Эйнштейна, решившегося на искания в области ядерной энергии, имея в виду лишь борьбу с фашизмом, и беспомощного и потрясенного, когда Пентагон, олицетворяющий, так сказать, многоголового, Керна, сбросил атомные бомбы на мирные города Японии Хиросиму и Нагасаки…

 Давайте ещё раз вспомним потрясающий сюжет «Головы профессора Доуэля». Профессор Доуэль и его ученик Керн оживляют отделенные от тел головы сначала собак, а потом и людей. Ученый изобретает раствор, с помощью которого голова может вести полноценную жизнь без туловища... Что же стало предтечей написания этого романа в далеком 1925 году?   Оказалось, что в Российской национальной библиотеке до сих пор хранятся номера журнала «Нива», который держал в руках известный фантаст, содержащие реальные факты, ставшие, наверное, основой замечательного сюжета. Вот, что было в этих номерах «Нивы»: «25 февраля 1803 года в Бреславе казнен убийца Троэр. Молодой врач Венд выпросил голову казненного для проведения опытов. Получив голову из рук палача, он приложил цинковую пластинку гальванического аппарата к одному из перерезанных мускулов шеи. Последовало сильное сокращение мускульных волокон. Затем врач стал раздражать перерезанный спинной мозг – на лице казненного появилось выражение страдания.   Тогда  Венд сделал жест,  как бы желая ткнуть пальцами в глаза казненного,  и они быстро закрылись. Затем он повернул отрубленную голову к солнцу, и глаза снова тотчас закрылись. После этого было сделано испытание слуха. Доктор дважды громко крикнул: «Троэр!» При каждом зове голова раскрывала глаза и смотрела в ту сторону, откуда шел звук, причем она несколько раз открывала рот, будто желая что-то сказать. Наконец, ей клали в рот палец и голова стискивала зубы так сильно, что палец чувствовал боль. И только через 2 минуты и 40 секунд глаза закрылись и жизнь окончательно угасла», писалось в №6 «Нивы» за 1891 год. В начале XIX века газета «Фигаро» описала гипнотический эксперимент, который провел доктор Д. и бельгийский медиум Вирц во время казни одного разбойника. В день казни за 10 минут до прихода преступника Вирц, доктор и двое свидетелей поместились внизу эшафота. Доктор Д. усыпил медиума, внушил ему отождествиться с преступником, следить за всеми его мыслями и чувствами в ту минуту, когда топор коснется его шеи. Наконец, он приказал медиуму проникнуть в мозг казненного, как только голова отделится от туловища,    и анализировать последние мысли умершего. Вирц тотчас уснул.  Когда преступника положили под топор гильотины, медиум стал умолять, чтобы его разбудили. Но топор уже упал. «Что вы чувствуете?»,- спросил доктор  Вирц Медиум , корчился в конвульсиях и отвечал: «Удар молнии! Ах, ужасно! Она думает, она видит...» «Кто думает?» «Голова... Она страшно страдает... Она чувствует, думает, она не понимает, что случилось... Она ищет свое туловище... Она ждет смерти, но смерть не приходит!».          

   Свидетели этой сцены смотрели на голову казненного. Артерии еще пульсировали в том месте, где их перерезал топор. Кровь заливала лицо. Вирц продолжал кричать, передавая ощущения казнённого: «Я улетаю в неизмеримое пространство... О, если бы я мог соединиться с моим телом! Люди, сжальтесь надо мной, отдайте мне мое тело! Я еще думаю, чувствую, я все помню... Когда же это кончится?» При этих словах присутствующим показалось, что глаза казненного раскрылись и взглянули на них с выражением невыносимой муки. Вирц продолжал: «Нет, нет! Страдание не может продолжаться вечно... Все земное уходит... Вдали я вижу звезду... Ах, как хорошо, должно быть, там, наверху! Как крепко я теперь усну... О, какое блаженство!..» Это были последние слова гипнотика. Теперь он крепко спал и не отвечал на вопросы. Доктор подошел к голове настоящего казненного, пощупал лоб. Голова была холодной, она умерла... Кто оспорит, что эти публикации в «Ниве» не подтолкнули знаменитого фантаста к сюжету «Головы профессора Доуэля»?         

   А вот и другие опубликованные и, возможно, известные А.Беляеву факты.  В 1902 году известный русский физиолог Кулябко попытался осуществить оживление головы рыбы. Через кровеносные сосуды в отрезанную голову подводилась специальная жидкость-кровезаменитель. Результат был потрясающим: голова двигала глазами и плавниками, открывала и закрывала рот – все это красноречиво свидетельствовало, что она живет!            В 1928 году физиологи С.С. Брюхоненко и С.И. Чечулин продемонстрировали живую голову уже теплокровного животного - собаки. Подключенная к аппарату искусственного кровообращения, она была достаточно активна. Когда на язык собачьей головы клали тампон, смоченный кислотой, были видны признаки отрицательной реакции. Они выражались гримасами, чавканьем, попыткой выбросить раздражитель. Если в рот помещался кусок колбасы, голова облизывалась. При направлении струи воздуха в глаз отмечалась реакция моргания.      

  Жил когда-то во Франции такой писатель – Жан де Ла Ир. В одном из его романов, который назывался “Иктанер и Моизета”, талантливый учёный Оксус приживляет человеку акульи жабры. И тот вольготно, как рыба, чувствует себя в водной стихии. Роман этот, по-видимому, попался в руки   молодому Александру Беляеву. Но он ещё и не помышлял тогда о литературном поприще, а потому роман де Ла Ира просто отложился в памяти до поры, до времени… А может быть ,сюжет этого романа рождён из работ другого учёного? В двадцатые годы, когда создавался роман, имя академика Леона Орбели (ровесника писателя! ) было у всех на слуху. Вполне возможно, именно его работы в области физиологии подводной жизнедеятельности человека навели Беляева на идею фантастического романа.      «Цель научной фантастики, - говорил Беляев, - служить гуманизму в большом, всеобъемлющем смысле этого слова». Активный гуманизм был путеводной звездой Беляева-фантаста. Любопытно сопоставить сюжет «Человека-амфибии» с фабулой, пересказанной В. Брюсовым в неопубликованной статье «Пределы фантазии».       «Года два назад (статья написана в 1912 – 1913 гг.) печатался фантастический роман, героем которого был юноша, которому искусственно одно легкое заменяла жабра апасу. Он мог жить под водой. Целая организация была образована, чтобы с его помощью поработить мир. Помощники «человека-акулы» в разных частях земного шара сидели под водой в водолазных костюмах, соединенных телеграфом. «Подводник», объявив войну всему миру, взрывал минами Ф. остров и навел панку на весь мир. Благодаря помощи японцев человек-акула был захвачен в плен; врачи удалили у него из тела жабры акулы, он стал обыкновенным человеком и грозная организация распалась».

Интересно, что в пересказе сохранился лишь авантюрный скелет. В романе Беляева центр тяжести – в человеческой судьбе Ихтиандра и человеческой цели экспериментов профессора Сальватора. Гениальный врач «искалечил» индейского мальчика не из сомнительных интересов чистой науки, как «поняли» в свое время Беляева некоторые критики. На вопрос прокурора, каким образом пришла ему мысль создать человека-рыбу, какие цели он преследовал, он ответил: «Мысль все та же – человек не совершенен. Получив в процессе эволюционного развития большие преимущества по сравнению с своими животными предками, человек вместе с тем понял многое из того, что имел на низших стадиях животного развития…  Первая рыба среди людей  и первый человек среди рыб, Ихтиандр не мог не чувствовать одиночества. Но если бы следом за ним и другие люди проникли в океан, жизнь стала бы совершенно иной. Тогда, люди легко победили бы могучую стихию – воду. Вы знаете, что это за стихия, какая это мощь?».             Мы, задумываясь о дальнем  будущем, когда перед человеком неизбежно станет задача усовершенствования своей собственной природы, не можем не сочувствовать Сальватору, как бы ни были они утопичны в мире классовой ненависти. Не следует, правда, смешивать автора с его героем. Хотя, впрочем, и Сальватор, мечтая осчастливить человечество, знает цену миру, в котором живет. «Я не спешил попасть на скамью подсудимых, - объясняет он, почему не торопился опубликовать свои опыты. – Я опасался, что мое изобретение в условиях нашего общественного строя принесет больше вреда, чем пользы. Вокруг Ихтиандра уже завязалась борьба, а завтра генералы и адмиралы заставят человека-амфибию топить военные корабли. Нет, я не мог Ихтиандра и ,,ихтиандров” сделать общим достоянием в стране, где борьба и алчность обращают высочайшие открытия в зло, увеличивая сумму человеческого страдания» .                                            Нужно было читать «Человека-амфибию» в самом деле с закрытыми глазами, чтобы сказать обо всем этом: «Я думаю, что доктора действительно следовало судить за искалечение ребенка, из которого он с неясной научной целью, да еще с сохранением своих открытий в полной тайне от современников, сделал амфибию».В этом романе привлекает не только социально-критическая заостренность, не только драма Сальватора и Ихтиандра. Сальватор близок нам и своей революционной мыслью ученого: «- Вы, кажется, приписываете себе качества могучего божества? – заметил прокурор».  Да,  Сальватор «присвоил» науке божественную власть над природой. Но он не «сверхчеловек» и не сентиментальный филантроп. Вероятно, переделку самого себя человек поручит не только ножу хирурга. Для нас важно само покушение Сальватора, второго отца Ихтиандра, на «божественную» природу сына. Заслуга Беляева в том, что он выдвинул идею вмешательства в «святая святых» и зажег ее поэтическим вдохновением. Животное приспосабливается к среде. Разум начинается тогда, когда приспосабливает среду. Но высшее развитие разума – усовершенствование самого себя. Социальная революция и духовное усовершенствование откроют дверь биологической революции человека. Так сегодня читается «Человек-амфибия».                           4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Научная фантастика – жанр в литературе и кино, где события происходят в мире, отличающемся от современной или исторической реальности по крайней мере в одном значимом отношении. Отличие может быть технологическим, физическим, историческим, социологическим, но не магическим. Первые научно-фантастические произведения принадлежат перу А.Н.Толстого. Элементы фантастики встречаются  уже в ранних произведениях  Алексея Толстого, в таких, как: «Свет уединенный», «День битвы», «Чудаки», «Харитоновское золото», «Детство Никиты», «Граф Калиостро». Но главными достижениями Толстого в области фантастики являются «Аэлита» и «Гиперболоид инженера Гарина», в которых наиболее ярко проявляются основные черты научной фантастики 20-х гг. XX века в России. Фантастические романы Толстого поучительны изяществом, с каким научный материал вписан в приключенческую фабулу и политический памфлет.                                                                                                                  Беляев-фантаст прослеживает чисто человеческие аспекты эксперимента и помогает преодолевать психологические, моральные, этические барьеры которые естественны при вмешательстве в «священную» природу человека. Фантаст-гуманист может предрешить существенную во многих случаях для ученого альтернативу: вмешиваться или не вмешиваться. Именно эти аспекты вновь привлекли внимание ученых к «Голове профессора Доуэля» в 60-х годах 20века , в дискуссии вокруг проблемы пересадки мозга. Таким образом, мы видим, что уже в произведениях  Беляева нашли отражение многие особенности научной фантастики не только самого писателя, но и этого периода в целом. Беляев стремился как к научной достоверности в романе, так и к приключенческой условности.   Во всех фантастических произведениях автора присутствует мотивы, мечты, мечты о будущем.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография

1.      Балабуха А., Бритиков А. Три жизни Александра Беляева // А. Беляев. Собр. соч. в 5-ти томах. «Детская литература», 1983.

2.      Баранов В. Творческие искания А. Н. Толстого и литература 20-х гг. // «Вопросы литературы», 1984, №3, с. 64-87.

3.      Баранов В. Вступительная статья // А.Н. Толстой. Собр. соч. в 10-ти томах. Т.1.М., 1982, с.5-37.

4.      Беляев А. Собрание сочинений в 8-ми томах, т.4, изд. «Молодая гвардия», М., 1963, с. 349.

5.      Беляев А. Создадим советскую научную фантастику // «Детская литература», 1938, № 15-16, с. 4-5.

6.      Брандис Е. Жюль Верн. Жизнь и творчество. Л., 1963, с. 47.

7.      Брандис Е. Советский научно-фантастический роман. Л., 1959.

8.      Бритиков А.Ф. Русский советский научно-фантастический роман. Ленинград, 1970.

9.      Бритиков А.Ф. История русского советского романа. М.-Л.,1965.

10.  Бритиков А.Ф. Вступительная статья // Беляев А.Р, Фантастика. Л., 1976, с.3-19.

11.  Бритиков А.Ф. Отечественная научно-фантастическая литература. Некоторые проблемы истории и теории.// Творческий центр «Борей-Арт», С-П, 2000.

12.  Бритиков А.Ф. Ленин и Уэллс./ Рус.лит. Историко-литературный журнал, №2//Л.: Наука, 1970

13.  Бритиков А.Ф. Пафос космизации в научной фантастике./ Сборник .Современный советский роман. Философские аспекты.//Л.:Наука, 1979

14.  Библиотека фантастики в 25 томах. Т. 1. Казанцев А. Приглашение к мечте (предисл.). Медведев Ю. На границе грядущего с беспредельным.(послесл.)// М.: Правда, 1986-1999.

15.  Библиотека фантастики в 25 томах. Т. 1.  К.Циолковский. На Луне. // М.: Правда, 1986-1999.

16.  Библиотека фантастики в 25 томах. Т. 2.  Жуков Д. фантастическая дерзость (предисл.). Толстой А. Аэлита. Гиперболоид инженера Гарина. // М.: Правда, 1986-1999.

17.   Библиотека фантастики в 25 томах. Т. 6.  К.Циолковский. Вне земли. Итен В. Открытие Риэля. // М.: Правда, 1986-1999.

18.   Воробьев. Научная фантастика в трудах К.Циолковского. Циолковскиц К. путь к звездам.//М.: 1960.

19.  Брюсов В. Земная ось. Рассказы и драматические сцены (1901-1907). Изд. «Скорпион», М., 1907, с.65.

20.  Горловский А. Время фантастики // Юность, 1967, №1.

21.  Горький М. Собрание сочинений в 30 томах, т. 29, Гослитиздат, М., 1955, с. 411.

.изд

1. https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=31953
2. 
http://fb.ru/article/166187/predskazanie-v-iskusstve---shokiruyuschie-faktyi

«Отражение научных открытий в художественной литературе» Выполнила: Глушицина Диана ученица 11 класса Руководитель: Салькова Лада Юрьевна, учитель русского языка и литература

«Отражение научных открытий  в художественной литературе»                                                                                                   Выполнила:                                          Глушицина Диана                                    ученица 11 класса                                                Руководитель:                                Салькова Лада Юрьевна, учитель русского языка и литература

«Отражение научных открытий в художественной литературе» Выполнила: Глушицина Диана ученица 11 класса Руководитель: Салькова Лада Юрьевна, учитель русского языка и литература

«Отражение научных открытий  в художественной литературе»                                                                                                   Выполнила:                                          Глушицина Диана                                    ученица 11 класса                                                Руководитель:                                Салькова Лада Юрьевна, учитель русского языка и литература

«Отражение научных открытий в художественной литературе» Выполнила: Глушицина Диана ученица 11 класса Руководитель: Салькова Лада Юрьевна, учитель русского языка и литература

«Отражение научных открытий  в художественной литературе»                                                                                                   Выполнила:                                          Глушицина Диана                                    ученица 11 класса                                                Руководитель:                                Салькова Лада Юрьевна, учитель русского языка и литература

«Отражение научных открытий в художественной литературе» Выполнила: Глушицина Диана ученица 11 класса Руководитель: Салькова Лада Юрьевна, учитель русского языка и литература

«Отражение научных открытий  в художественной литературе»                                                                                                   Выполнила:                                          Глушицина Диана                                    ученица 11 класса                                                Руководитель:                                Салькова Лада Юрьевна, учитель русского языка и литература

«Отражение научных открытий в художественной литературе» Выполнила: Глушицина Диана ученица 11 класса Руководитель: Салькова Лада Юрьевна, учитель русского языка и литература

«Отражение научных открытий  в художественной литературе»                                                                                                   Выполнила:                                          Глушицина Диана                                    ученица 11 класса                                                Руководитель:                                Салькова Лада Юрьевна, учитель русского языка и литература

«Отражение научных открытий в художественной литературе» Выполнила: Глушицина Диана ученица 11 класса Руководитель: Салькова Лада Юрьевна, учитель русского языка и литература

«Отражение научных открытий  в художественной литературе»                                                                                                   Выполнила:                                          Глушицина Диана                                    ученица 11 класса                                                Руководитель:                                Салькова Лада Юрьевна, учитель русского языка и литература

«Отражение научных открытий в художественной литературе» Выполнила: Глушицина Диана ученица 11 класса Руководитель: Салькова Лада Юрьевна, учитель русского языка и литература

«Отражение научных открытий  в художественной литературе»                                                                                                   Выполнила:                                          Глушицина Диана                                    ученица 11 класса                                                Руководитель:                                Салькова Лада Юрьевна, учитель русского языка и литература

«Отражение научных открытий в художественной литературе» Выполнила: Глушицина Диана ученица 11 класса Руководитель: Салькова Лада Юрьевна, учитель русского языка и литература

«Отражение научных открытий  в художественной литературе»                                                                                                   Выполнила:                                          Глушицина Диана                                    ученица 11 класса                                                Руководитель:                                Салькова Лада Юрьевна, учитель русского языка и литература

«Отражение научных открытий в художественной литературе» Выполнила: Глушицина Диана ученица 11 класса Руководитель: Салькова Лада Юрьевна, учитель русского языка и литература

«Отражение научных открытий  в художественной литературе»                                                                                                   Выполнила:                                          Глушицина Диана                                    ученица 11 класса                                                Руководитель:                                Салькова Лада Юрьевна, учитель русского языка и литература

«Отражение научных открытий в художественной литературе» Выполнила: Глушицина Диана ученица 11 класса Руководитель: Салькова Лада Юрьевна, учитель русского языка и литература

«Отражение научных открытий  в художественной литературе»                                                                                                   Выполнила:                                          Глушицина Диана                                    ученица 11 класса                                                Руководитель:                                Салькова Лада Юрьевна, учитель русского языка и литература

«Отражение научных открытий в художественной литературе» Выполнила: Глушицина Диана ученица 11 класса Руководитель: Салькова Лада Юрьевна, учитель русского языка и литература

«Отражение научных открытий  в художественной литературе»                                                                                                   Выполнила:                                          Глушицина Диана                                    ученица 11 класса                                                Руководитель:                                Салькова Лада Юрьевна, учитель русского языка и литература

«Отражение научных открытий в художественной литературе» Выполнила: Глушицина Диана ученица 11 класса Руководитель: Салькова Лада Юрьевна, учитель русского языка и литература

«Отражение научных открытий  в художественной литературе»                                                                                                   Выполнила:                                          Глушицина Диана                                    ученица 11 класса                                                Руководитель:                                Салькова Лада Юрьевна, учитель русского языка и литература

«Отражение научных открытий в художественной литературе» Выполнила: Глушицина Диана ученица 11 класса Руководитель: Салькова Лада Юрьевна, учитель русского языка и литература

«Отражение научных открытий  в художественной литературе»                                                                                                   Выполнила:                                          Глушицина Диана                                    ученица 11 класса                                                Руководитель:                                Салькова Лада Юрьевна, учитель русского языка и литература

«Отражение научных открытий в художественной литературе» Выполнила: Глушицина Диана ученица 11 класса Руководитель: Салькова Лада Юрьевна, учитель русского языка и литература

«Отражение научных открытий  в художественной литературе»                                                                                                   Выполнила:                                          Глушицина Диана                                    ученица 11 класса                                                Руководитель:                                Салькова Лада Юрьевна, учитель русского языка и литература

«Отражение научных открытий в художественной литературе» Выполнила: Глушицина Диана ученица 11 класса Руководитель: Салькова Лада Юрьевна, учитель русского языка и литература

«Отражение научных открытий  в художественной литературе»                                                                                                   Выполнила:                                          Глушицина Диана                                    ученица 11 класса                                                Руководитель:                                Салькова Лада Юрьевна, учитель русского языка и литература

«Отражение научных открытий в художественной литературе» Выполнила: Глушицина Диана ученица 11 класса Руководитель: Салькова Лада Юрьевна, учитель русского языка и литература

«Отражение научных открытий  в художественной литературе»                                                                                                   Выполнила:                                          Глушицина Диана                                    ученица 11 класса                                                Руководитель:                                Салькова Лада Юрьевна, учитель русского языка и литература

«Отражение научных открытий в художественной литературе» Выполнила: Глушицина Диана ученица 11 класса Руководитель: Салькова Лада Юрьевна, учитель русского языка и литература

«Отражение научных открытий  в художественной литературе»                                                                                                   Выполнила:                                          Глушицина Диана                                    ученица 11 класса                                                Руководитель:                                Салькова Лада Юрьевна, учитель русского языка и литература
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.12.2019