ПЛАСТИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ГНЕВА, ОТРЕАГИРОВАНИЕ ГНЕВА ЧЕРЕЗ Д В И Ж Е Н И Е
Упражнение1(можно выполнять как в группе, так и индивидуально)
1. Попросите детей встать в произвольную позу (или сесть). Затем попросите их подумать о той ситуации (человеке), которая вызывает у них наибольшее чувство гнева.
2. Попросите их сосредоточиться на своих ощущениях и отметить, в каких частях (части) тела они наиболее сильные.
3. Затем попросите их встать (если они сидели), и пусть дети начнут совершать движения таким образом, чтобы максимально выразить те чувства (негативные ощущения), которые они испытывают. Причем побудительный
импульс движения должен исходить из той части тела, где негативные чувства (ощущения) наиболее сильные. При этом не нужно контролировать свои движения, важно выразить свои чувства.
4. Обсудите с детьми:
• легко ли было выполнить упражнение;
• в чем они испытывали затруднение;
• что они чувствовали во время выполнения упражнения;
• изменилось ли их состояние после выполнения упражнения
Упражнение 2
РИСОВАНИЕ СОБСТВЕННОГО ГНЕВА
( л е п к а г н е в а и з п л а с т и л и н а , г л и н ы )
(выполняется индивидуально)
36 I Психологическая коррекция агрессивного поведения детей
1. Попросите ребенка подумать от той ситуации (человеке), которая вызывает максимальное чувство гнева, агрессии с их стороны.
2. Попросите ребенка отметить, в каких частях (части) тела он максимально ощущает свой гнев. Обсудите это с ребенком.
3. Когда ребенок будет рассказывать о своих ощущениях, спросите его: «На что похож твой гнев?», «Можешь ли ты его изобразить в виде рисунка или
слепить свой гнев из пластилина?». Как правило дети охотнее откликаются на рисунок. Часто чувство гнева ассоциируется у детей с огненной лавой, разбушевавшимся вулканом, черным ураганом, драконом, разъяренным тигром, пантерой или конкретным обидчиком, который вызывал столь сильные негативные чувства.
4. Важно обсудить с ребенком его рисунок, проявляя при этом искренний интерес, и отметить:
• что изображено на рисунке;
• что чувствовал ребенок, когда рисовал свой гнев;
• может ли он поговорить от лица своего рисунка (для выявления скрытых мотивов и переживаний);
• изменилось ли его состояние, когда он полностью прорисовал свой рисунок (см. рис. 1).
5. Далее спросите ребенка, что ему хочется сделать с этим рисунком.
Некоторые дети мнут рисунок, некоторые рвут и выбрасывают, кто-то бьет по нему, но большинство детей отмечают, что их «рисунок уже стал другим» (как правило, меняется цвет, размер рисунка, а иногда и само содержание в позитивную сторону (см. рис. 1а).
В этом случае стоит попросить ребенка изобразить измененный
вариант (см. рис. 1а) и также обсудить его с ребенком (например, огонь на рис. 1 превращается в цветок):
• что он чувствует, когда рисует новый вариант;
• попросить поговорить от лица нового рисунка;
• каким стало его состояние теперь.
6. Часто дети в ходе рисования (лепки) своего гнева (ярости, агрессии) начинают высказывать все, что они думают по поводу всей ситуации и своего обидчика. Не нужно мешать им, поскольку чем полнее они выскажутся, тем более это будет способствовать изменению образа в позитивную сторону, а следовательно, позитивному изменению их эмоционального состояния в целом (И. Фурманов, 1997).
«Этот цветок добрый. Он растет на волшебной поляне. Всех, кто
к нему прикасается, он делает добрыми. Этот цветок хочет,
чтобы его любили и поливали...» (неудовлетворенная потребность
в любви, принятии и заботе - прим. авт.).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.