Отрядные мероприятия в летнем лагере (Методические рекомендации начинающему вожатому)

  • Документация
  • Лекции
  • Мероприятия
  • Памятки
  • docx
  • 25.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Поговаривают, что вожатый – это не профессия и не возможность заработать. Это стиль. Стиль жизни, мировосприятия. Все самые лучшие импровизации обычно получаются из отлично отрепетированных заготовок. Поэтому вожатым не помешает разработать всевозможные отрядные мероприятия задолго до начала сезона. Статья предназначена начинающим вожатым.
Иконка файла материала вожатый.docx
Отрядные мероприятия в летнем лагере  Поговаривают, что вожатый – это не профессия и не возможность заработать. Это стиль. Стиль жизни, мировосприятия. Все самые лучшие импровизации обычно получаются из   отлично   отрепетированных   заготовок.   Поэтому   вожатым   не   помешает   разработать всевозможные отрядные мероприятия задолго до начала сезона.  Лагерь: что нужно узнать о нем  Собираясь   поработать   в   лагере,   необходимо   максимально   разобраться   в   его специфике.   Если   с   территорией   и   строениями,   наличием   современного   инвентаря, качеством и системой питания можно ознакомиться с помощью Интернета (сайт лагеря, отзывы детей и родителей и т. п.), то понять программу, которая предлагается именно в этом   лагере,   сложнее.   Мероприятия   для   детей   летом   разнообразны:   от   элементарных командных   и   индивидуальных   игр   на   свежем   воздухе   до   различных   мастер­классов   и образовательных занятий.   Дети  Еще сложнее понять, насколько будет однороден детский коллектив. И речь идет не только   о   финансовых   возможностях   родителей   (а   значит,   и   более   дорогой   одежде   и аксессуарах детей), но и о сходстве воспитания и уровня развитости. Конечно, чем младше ребенок, тем больше он доверяет авторитету старшего (вожатого) и тем легче соглашается на предложенные развлечения. Если же речь идет о подростках, то сплоченность вокруг одной идеи или схожие интересы позволяют быстрее наладить контакт с отрядом.  Это важно еще  и  потому, что  разнообразные  отрядные  мероприятия  чаще  всего предполагают совместную деятельность.  И если дети знакомы между собой,  им нужно меньше времени на налаживание контактов со сверстниками.  В самом начале смены (чуть ли не в первый же день) необходимо организовать «Вечер знакомства». В какой форме это будет реализовано: элементарное представление себя,   бал­маскарад   или   игра   в   фанты   ­   решать   вожатым.   Главное,   чтобы   на   этом мероприятии   вожатые   сумели   понять,   кто   из   ребят   может   стать   лидером,   кого   нужно поддержать и т. д. И еще нужно постараться увидеть, чем именно можно заинтересовать свой отряд.  Чем занять детей в лагере  Принято считать, что в лагере дети проводят время на свежем воздухе в компании сверстников. Но если им не предлагать игры и конкурсы, занятия в кружках по интересам, спортивные   развлечения,  они  заскучают   и  станут   мечтать  о  возвращении  домой.   Либо, наоборот, начнут самостоятельно искать развлечения. А это не всегда безопасно.  Поэтому   вожатые   должны   разработать   отрядные   мероприятия,   которые   смогут заинтересовать большую часть ребят. Совершенно необязательно, чтобы все дети захотелипринимать   участие   в   общих   играх.   К   таким   мероприятиям   относятся   всевозможные конкурсы, мастер­классы, тренинги, направленные на развитие личности ребенка, и т. д.  Личность вожатого важна  Если вожатый сумеет заинтересовать детей, то считайте, что «дело в шляпе» ­ дети отлично   проведут   время,   позабыв   о   доме   с   компьютером.   План­сетка   отрядных мероприятий должна быть готова еще до начала смены, чтобы не тратить драгоценное время   на   планирование   или   выдумывание   уже   после   приезда   детей.   Конечно,   в запланированном   графике   возможны   изменения.   Ведь   внести   свои   условия   могут   и погодные условия, и желания детей. Идти на поводу у ребят и совершенно менять планы никто не будет, но подкорректировать их, исходя из общего настроения, вожатые обязаны.  Интеллектуал или физрук?  И еще один момент, который нужно прояснить для себя. Вожатый может все! И с мячом погонять, и песни разучить, и викторину организовать. Сценарий конкурсов в лагере должен   быть   всегда   разным:   от   ориентирования   на   местности   до   умения   готовить,   от коллективных игр до способов индивидуального проявления каждого ребенка.  Ведь дети еще только учатся понимать себя и искать интересные им стороны жизни. В   этом   и   прелесть   летнего   отдыха   –   можно   попробовать   все   и   найти   какое­то   новое увлечение.   Наоборот,   старайтесь   избегать   однообразных   развлечений.   Детям   точно наскучат постоянные игры в футбол или вечные интеллектуальные викторины.  Награды за победы  Как и любому человеку, ребенку нужно признание его трудов. Поэтому совершенно необходимо, чтобы после каждого конкурса объявлялись победители. Дух соревнований рождает азарт, а что еще нужно для решения поставленной задачи?  Отрядное мероприятие в лагере, сценарий которого известен еще до начала смены, позволяет   подобрать   самые   разнообразные   призы   и   награды.   Обо   всем   этом   следует позаботиться заранее и заготовить множество мелких сувениров. Обязательным элементом церемонии   награждения   должны   стать   грамоты   и   медали.   Их   можно   подготовить самостоятельно,   а   можно   приобрести   в   специализированных   магазинах.   Все   зависит   от бюджета, которым вы располагаете.  Что может послужить призом?   Всевозможные   канцелярские   принадлежности,   ведь   дети   осенью   пойдут   в школу,   и   выигранная   в   лагере   ручка   будет   напоминать   о   замечательно проведенном времени.   Сувениры в виде брелоков и т.п. – детям важно показывать друг другу свои сокровища. Вспомните, сколько брелочков, булавочек и каких­то фенечек навешано на школьные рюкзаки.   Шоколадки и конфетки – какой же ребенок не любит сладкого? Льготы и поощрения в виде «нарушения» режима – дополнительные минуты купания в море (если лагерь морской), возможность провести тихий час не в постели, а в холле отряда, занимаясь каким­то любимым делом, и т.д.  С последним главное – не переборщить. Нарушать дисциплину дети обожают, но, чтобы   не   вызвать   недовольства   в   коллективе   и   не   способствовать   тотальному непослушанию, это должно быть вознаграждение за объективную победу.  И, конечно, нельзя забывать о том, что похвалить и поблагодарить следует всех участников – для этого и предназначены картонные медали и грамоты.  Какие бывают мероприятия  Собственно, как и все в мире, конкурсы для лагеря можно разбить на несколько категорий. Как мы уже говорили, важно, чтобы ребенок всесторонне развивался, поэтому необходимо за время смены охватить вниманием все перечисленные направления:  Общественно­политические.   Элементарная   географическая   викторина вполне может оказаться в этой категории.   Трудовые.   От   уборки   территории   (коллективный   труд)   до   всевозможных мастер­классов.   Познавательные. Дискуссии, конференции на интересные темы.   Экологические.   Изучение   эко­системы   местности,   в   которой   расположен лагерь.   Спортивные. Командные и индивидуальные соревнования.   Художественные. Рисование, актерское мастерство и т.п.   Досуговые.   Элементарные   игры   для   большого   коллектива,   которые   могут скрасить время ожидания своей очереди в столовую, например.   Нравственные.   Ненавязчивые   занятия   по   этике   и   эстетике,   тренинги личностного роста и т.п.  Собственно, пугаться не стоит. Ведь и человек в науке называется Homo sapiens, но ничего угрожающего в этом нет. Достаточно внести небольшую корректировку при игре в города – называем только города из стран, входящих в Евросоюз, например, ­ и у вас готово общественно­политическое отрядное мероприятие.  Примеры отрядных мероприятий  Какие отрядные мероприятия выбрать, с чего начать и как заинтересовать детей? Пожалуй,   для   молодого   (неопытного)   вожатого   это   самые   серьезные   вопросы.   Вот несколько любимых детьми и весьма познавательных отрядных дел.  В   самом   начале   смены,   как   только   ребята   приехали   в   лагерь,   им   необходимо разузнать, что и где расположено. Безусловно, просто рассказать и показать на карте – легчайший выход из положения. Но можно разбить отряд на несколько групп и всем дать одинаковые   задания   (посчитать   количество   окон   в   столовой,   например,   или   найти кратчайший   путь   к   дискотеке).   Когда   дети   самостоятельно   изучат   территорию,   онибыстрее   адаптируются   к   новым   условиям   и   наверняка   отлично   запомнят,   что   и   где расположено.  Еще один сценарий конкурсов в лагере может затрагивать несколько отрядов. Для мотивации наведения порядка в комнатах и в отряде можно устроить шоу ненужных вещей. Все, что не может быть использовано по прямому назначению, должно быть пущено на создание тематических скульптур. За день до проведения конкурса вожатый объявляет: «Завтра у нас выставка скульптур. Мы соревнуемся с первым отрядом за право провести на дискотеке дополнительные полчаса.»  Вечер импровизации поможет детям научиться ориентироваться по ситуации и не бояться неизвестности. Это отрядное мероприятие, сценарий которого пишется в процессе его   проведения.   Возможны   такие   варианты:   вожатый   предлагает   первую   и   последнюю фразу,   а   участники   придумывают   рассказ,   который   бы   объединил   эти   фразы.   Каждый участник придумывает только одно предложение и ждет дальше своей очереди.  Например, вожатый говорит, что рассказ начинается со слов «Приехала внучка на каникулы   к   бабушке...»,   а   закончиться   все   должно   словами   «и   полетела   синяя   птица вдаль». Еще примеры:  1. Вырос лес рядом с городом..., а волки так и не пришли.  2. Ушли родители как­то в гости..., букет цветов засох и сохранился.  Если дети подвижные и энергичные, то для импровизации подойдет такой сценарий: вожатый раздает участникам карточки, на которых написаны роли пьесы (люди, деревья, животные   и   т.д.).   Дальше   ведущий   рассказывает   историю,   а   те  участники,   которых   он называет,   иллюстрируют   ее   своими   действиями.   В   этом   варианте   одновременно задействовано большее количество детей.  Ведущий: «Стоял лес (все, у кого деревья и т. п., должны собраться и изобразить лес),   небольшая   тропинка   кружилась   между   деревьями   и   уводила   в   чащу   («тропинка» иллюстрирует   эти   слова).   И   заканчивалась   она   на   полянке,   которая   спряталась   за кустами...»  Если у ведущего не хватает фантазии, можно таким образом иллюстрировать песни и поговорки.

Посмотрите также