Отрытый урок с самоанализом 9класс химия по теме"Химическое загрязнение окружающей среды",
Оценка 4.6

Отрытый урок с самоанализом 9класс химия по теме"Химическое загрязнение окружающей среды",

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
химия
9 кл
01.02.2017
Отрытый урок с самоанализом 9класс химия по теме"Химическое загрязнение окружающей среды",
Урок химии в 9- классе по теме: "Химическое загрязнение окружающей среды", Цель: формирование химической картины природы, научных представлений о характере взаимодействия человека с постоянно развивающей техносферой, источниках вредных веществ, их негативном влиянии на организм человека. Задачи: Образовательные: обучение основам экологических знаний и понимания их взаимосвязи с химией; продолжить формировать знания о различных источниках загрязнения окружающей среды; -расширить знания учащихся о составе загрязняющих веществ; -актуализировать знания учащихся о биологическом влиянии вредных веществ. Развивающие :-развитие познавательных интересов учащихся в области экологии и мотивации к решению экологических проблем региона на основе химических знаний -развивать умственную и познавательную активность учащихся на основе создания проблемных ситуаций, умения осуществлять анализ и синтез учебного материала; -развивать творческие способности учащихся; -развитие экологического мышления; -развитие познавательного интереса к изучению эколого-химического материала ; -развитие экологической культуры и компетентности учащихся в вопросах улучшения состояния окружающей среды. воспитательные: -способствовать процессу самообразования; -продолжить формирование умения работать в коллективе; -воспитание нравственных принципов природопользования, чувства сопричастности с тем что происходит и может произойти с окружающей миром. Универсальные учебные действия: регулятивные ученик определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя; учиться работать в группе; составляет план ответа познавательные ученик выявляет последствия загрязнения окружающей среды ;-предлагает меры по борьбе с ее загрязнением, делает выводы о результате совместной работы класса и учителя; оставляет алгоритм под руководством учителя; коммуникативные ученик слушает и понимает речь других;договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов. Личностные научиться создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческом продукте. Овладевать средствами и способами воплощения собственных замыслов; Тип урока: урок актуализации ранее полученных знаний с применением современных компьютерных технологий. Вид урока: урок открытия нового знания, при использовании проектной технологии. Методы и методические приемы: объяснительно-иллюстративные (беседа, дискуссия, сообщения учащихся, демонстрация слайдов); проблемное изложение (создание проблемных ситуаций); использование диалоговой технологии; методы контроля (фронтальный и индивидуальный опрос, самостоятельная работа); метод стимулирования и мотивации (сочетание двух учебных дисциплин на одном уроке, поисковая деятельность учащихся, создание ситуации взаимопомощи, похвала, стихи). Оборудование:- компьютер ;-интерактивная доска; -мультимедийный проектор; магнитная доска; -рефлексивные карточки; дидактический материал. Принципы обучения: научность, системность, логичность, наглядность. Форма организации занятий: индивидуальная работа, работа в малых группах по 3-4 человека. Технология обучения: личностно- ориентированная, проблемно- исследовательская, проектная. проблемно-диалогической технологии, ИКТ, технология здоровьесбережения ( физминутка, дозировка заданий, своевременная смена видов деятельности учащихся)
открытый урок с самоанализом.docx
Урок химии в 9­ классе по теме:  "Химическое загрязнение окружающей среды",  Цель: формирование химической картины природы, научных представлений о характере  взаимодействия человека с постоянно развивающей техносферой, источниках вредных  веществ, их негативном влиянии на организм человека. Задачи:   Образовательные: обучение основам экологических знаний и понимания их     взаимосвязи с        химией; продолжить формировать знания о различных источниках загрязнения окружающей среды; ­расширить знания учащихся        о составе загрязняющих веществ; ­актуализировать знания учащихся о биологическом влиянии вредных веществ. Развивающие :­развитие познавательных интересов учащихся в области экологии и  мотивации к решению экологических проблем региона на основе     химических     знаний  ­развивать умственную и познавательную активность  учащихся  на основе создания  проблемных ситуаций, умения осуществлять анализ и синтез учебного материала; ­развивать       творческие способности учащихся;   ­развитие экологического   мышления;  ­развитие познавательного интереса к      изучению        эколого­химического материала ;   -развитие экологической культуры и компетентности учащихся в вопросах улучшения  состояния окружающей среды.  воспитательные:    ­способствовать процессу    самообразования;                                           ­продолжить формирование умения работать в коллективе; -воспитание нравственных принципов природопользования, чувства сопричастности с тем   что происходит и может произойти с окружающей миром.  Универсальные учебные действия: регулятивные     ученик    определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;       учиться работать  в    группе;    составляет план ответа познавательные    ученик выявляет последствия загрязнения окружающей среды  ;­предлагает меры по борьбе с ее загрязнением,       делает выводы о результате совместной  работы класса и учителя;       оставляет алгоритм под руководством учителя; коммуникативные   ученик      слушает и понимает речь других;договаривается и  приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в  ситуации столкновения интересов. 1 Личностные  научиться создавать собственные творческие замыслы и доводить их до  воплощения в творческом продукте. Овладевать средствами и способами воплощения  собственных замыслов; Тип урока: урок актуализации ранее полученных знаний с применением современных  компьютерных технологий. Вид урока:  урок открытия нового знания, при использовании проектной технологии. Методы и методические приемы: объяснительно­иллюстративные (беседа, дискуссия,  сообщения учащихся, демонстрация слайдов); проблемное изложение (создание  проблемных ситуаций); использование диалоговой технологии; методы контроля  (фронтальный и индивидуальный опрос, самостоятельная работа); метод стимулирования и мотивации (сочетание двух учебных дисциплин на одном уроке, поисковая деятельность  учащихся, создание ситуации взаимопомощи, похвала, стихи). Оборудование:­ компьютер ;­интерактивная доска;  ­мультимедийный проектор;  магнитная доска;       ­рефлексивные карточки;                       дидактический материал. Принципы обучения: научность, системность, логичность, наглядность. Форма организации занятий: индивидуальная работа, работа в малых группах по 3­4  человека. Технология обучения: личностно­ ориентированная, проблемно­ исследовательская,  проектная. проблемно­диалогической технологии, ИКТ, технология здоровьесбережения  (  физминутка, дозировка заданий, своевременная смена видов деятельности учащихся) Планируемый результат обучения:  предметные учащиеся должны определять наиболее опасные загрязняющие вещества;­ основные источники загрязнения региона, ­негативное влияние вредных веществ на  различные органы человека; ­экологические проблемы, возникающие  в результате  попадания этих веществ в окружающую среду. Уметь: ­выявлять последствия загрязнения окружающей среды;­предлагать меры по  борьбе с ее загрязнением; ­метопредметные: самостоятельно проводить поисковую и продуктивную деятельность с  различными источниками информации, продолжить формирование умения работать в  коллективе  Личностные  научиться создавать собственные творческие замыслы и доводить их до  воплощения в творческом продукте. Овладевать средствами и способами воплощения  собственных замыслов 2 Литература для учителя и учащихся. 1 Габриелян О.С. «Химия. Учебник 9 класс», ­М. : Дрофа, 2013 2  Новиков Г.А. Основы общей экологии и охраны природы._Л.:ЛГУ, 2009 3  Новиков ю.В. Экология, окружающая среда и человек._ М. : ФАИР­ пресс, 2003 4 Миркин Б.М., НаумоваЛ.Г. Экология России.­М.: Устойчивый мир, 2010 5 Ревелль П.,.Ревелль Ч.Среда обитания. _М. :Мир, 2012,_ Т.3 6 Шустов С.Б., ШустоваЛ.В. Химические основы экологии. _М.:Просвещение, 2009 7 Сайт фестиваля «Открытый урок » . 8Люсьен Мотье. Сбережём Землю. М. Прогресс, 1985г – 172с Интернет ресурсы:     1 ресурсы  по экологическому образованию  http://www.aseko.org/ 2 Учебный сайт по теме охраны окружающей среды (г. Санкт­Петербург).  http://www.ecosafe.nw.ru/       http://shcol778.narod.ru/ "Копилка" опыта педагогов в сфере экологического образования и воспитания http://www.edu.yar.ru/russian/misc/eco_page/bank/index.html Модель урока : I этап  мотивирование к учебной деятельности:  II этап  актуализация учебной деятельности  III  этап реализация проекта  физкультминутка IV.  Рефлексивный этап   V Домашнее задание 3 V I Рефлексия Оборудование: Опыт№1. “ Кислотный дождь”. 2 колбы, 2 пробирки, ложечка для  сжигания веществ, индикаторная бумага, сера, магний, яблоко, нож, стеклянные пластинки, дистиллированная вода, спиртовка.Опыт№2. Химический штатив, кольцо малого диаметра, газета, спички.                                              Ход урока I этап  мотивирование к учебной деятельности:  1 Организационный момент 1) Приветствие. 2)  Определение отсутствующих. 3)  Проверка готовности учащихся и кабинета к уроку4)  Организация внимания..   2определение темы урока,  постановка цели ,Просмотр интерактивного фрагмента Слово учителя: Какие чувства возникли у вас при просмотре этих слайдов? Представьте себе, что вся красота природы может исчезнуть через какой­то промежуток  времени. Виной этому является человек.. Оптимальная для человека окружающая среда ­  это естественное состояние природы, которое поддерживается нормально протекающими  процессами круговорота веществ и потоков энергии. Когда происходит сбой в общей  системе окружающей среды, возникает экологические проблемы.  Слово учителя: Как вы думаете, какова тема и цель нашего урока? Какие задачи стоят  перед нами на уроке?  Ответы учеников: Вступительное слово Проблема химического загрязнения планеты – одна из глобальных и  актуальных экологических проблем. В современной школе при изучении химии нельзя  обойти вниманием эту проблему. Знания, полученные на уроках химии, биологии,  географии помогут нам для понимания и усвоения химического аспекта данной  экологической проблемы. На сегодняшнем уроке мы обобщим наши знания о влиянии  химического загрязнения на окружающую среду и попытаемся найти выход из  создавшегося положения. - По оценке футурологов, наша цивилизация вступила в стадию  непредсказуемого развития. И стало очевидным, что человек перенасытил   природу  загрязняющими веществами. II этап  актуализация учебной деятельности­ тестирование   определение  первичных   знаний по теме урока. Учитель:  На все вопросы вы нашли ответы? Возникли ли у вас вопросы? III этап реализация проекта Какие экологические проблемы ,связанные с загрязнением планеты  вам знакомы?  Что волнует сейчас человечество?/ Учащиеся называют, а учитель записывает на доске /  4 1. Кислотные осадки 2. Парниковый эффект 3. Общее загрязнение атмосферы 4. Озоновая дыра Сегодня мы рассмотрит некоторые из этих проблем более подробно  В чем вы видите  проблему загрязнения атмосферы на Земле? Воздух является важнейшим условием жизни  на Земле, он влияет на человека, на растения, на животных, на здания, сооружения и др.  Поэтому загрязнение атмосферы неблагоприятно влияет на окружающую среду.  Основная часть:  для решения задач урока разделимся на группы  каждой группе  предлагаю изучить 1 экологическую  проблему, в каждой выберите докладчика­который  даст характеристику проблемы ,химика ­ он отвечает за химизм  процессов загрязнения  эколога –он представит последствия влияния загрязнения на живые организмы. Совместно  обсудите и запишите меры по выходу из экологического кризиса  Работа учащихся  над  проектом 1. Кислотные  дожди Докладчик  : Атмосфера – это система, которая играет важнейшую роль во многих  природных процессах, таких как формирование климата на планете. Проникновение на  поверхность земли солнечной радиации и задержка тепла в земном пространстве, напрямую зависит от газового состава атмосферы. Важным свойством является способность к  саморегулированию, самоочищению. Она перемешивается и перемещается на огромные  расстояния, тем самым меняя свой состав в незначительной степени. Это большой плюс,  ведь при попадании загрязняющих веществ губительная концентрация сразу же  рассеивается, постепенно перемешиваясь и перемещаясь, но в тоже время это и  недостаток, так как любое локальное загрязнение может превратиться в глобальное.  Кислотность природных водоемов и атмосферных осадков в норме,  если рН 5,6 / из­за  растворенного в воде СО2/ Кислотные осадки –любые осадки кислотность которых выше  нормы. Впервые были зарегистрированы в Англии в 1907­1908г. Сейчас бывают осадки с  рН 2,2­2,3. Источники кислотных осадков: кислотные оксиды: SO2, NO2 Механизм образования  кислотных осадков: газы+ пары воды образуют растворы кислот с рН< 7  Соединение серы в атмосферу попадают :а/ естественным путем т.е. биологические  процессы разрушения, действие анаэробных бактерий заболоченных мест, вулканическая  деятельность.б/ антропогенным ­59­60% от общего количества выбросов в атмосферу,  переработка разных видов топлива, работа предприятий металлургии, цементные работы,  производство серной кислоты и др.   химик : Вспомним химические реакции, лежащие в основе поступления оксидов серы в  атмосферу. Дети пишут на доске уравнения реакций 5 2 H 2S + 3O2 = 2H2 O + 2SO2 2ZnS+3O2 = 2ZnO + 2SO2 Далее в атмосфере SO2 превращается в SO3 Учащиеся самостоятельно пишут в тетради уравнение реакции, один комментирует. Надо отметить, что в чистом воздухе возможность превращения оксида серы / IV/ в оксид  серы /VI/ мала, но пылевые частицы, несущие частицы железа и марганца играют роль  катализатора. Влажность воздуха тоже помогает    2SO2+ 3O2= 2SO3 Далее происходит процесс: SO3 + H 2O =H 2SO4  Оксиды азота поступают в атмосферу: а/ естественным путем –грозой, или под действием  почвенных бактерий б/ антропогенным ­ из­за деятельности автотранспорта,  теплоэнергетических установок, производства минеральных удобрений, азотной кислоты,  нитросоединений, взрывных работ.  Запишите уравнения реакций получения оксида азота /II/ в атмосфере и окисления его до  оксида азота /IV/ N2 + O2=2NO 2NO + O2 = 2NO2 Запишите уравнения реакций растворения оксида азота /IV/ в воде с образованием азотной  кислоты и азотистой и уравнение реакций до окисления оксида азота /IV/ и взаимодействия с водой с образованием азотной кислоты. 2NO2 + H 2O = HNO3 +HNO2 4NO2+ 2H 2O+O2 = 4HNO3  Как видим, здесь происходят аналогичные процессы, как и при попадании оксидов серы в  атмосферу.  Эколог  кислотные дожди в некоторой степени для окружающей среды и человечества  собой представляют не малую проблему, которая нуждается в особом контроле и  вмешательстве специалистов. В результате таких осадков происходит окисление почв и  вод. Проблема выпадения кислотных осадков волнует многие страны, особенно это  коснулось Азию и Тихоокеанский регион. Основной причиной такого явления в природе  есть организация работы многих промышленных заводов, которые загрязняют воздух. Трудно представить, что еще какие­то 100 лет назад, человек не только умывался, но и  собирал для питья дождевую воду, считалось, что мытье волос дождевой или талой водой  придавало им силу и шелковистость. Интересно, если сегодня вымыть волосы дождевой  или талой водой, они вообще останутся, или предпочтут «покинуть» голову? 6 Не нужно гулять в дождь без зонта, потому как примеси, содержащиеся в дождевой воде,  влекут за собой массу проблем. Достигая определенного уровня концентрации в организме, многие из этих элементов начинают свое губительное действие, вызывая отравления и даже мутации. Ионы тяжелых металлов засоряют каналы печени и почек, а накопление токсинов  приводит к интоксикации организма. Достаточно тяжелые последствия для организма и здоровья, при отравлении марганцем,  который также может содержаться в дождевой воде в больших количествах. Симптомы  такого отравления присущи многим заболеваниям и, как правило, человек не сразу  обращает внимание на это. Марганец способен засорять канальцы нервных клеток, что  приводит к повышенной утомляемости, снижению работоспособности и сонливости.  Другой вредный метал кислотного дождя – алюминий. Который, накапливаясь с годами,  может стать причиной различных неврологических заболеваний. Другие «коварные»  примеси не менее опасны, поэтому стоит при кислотном дожде воздержаться от прогулки и уж тем более не употреблять эту дождевую воду для бытовых нужд. Если, все таки, вы вынуждены находиться в такую погоду на улице или дождь застал вас на  улице врасплох, и спрятаться вам от него попросту некуда. Необходимо, по возможности,  закрыть открытые участки тела, например, надеть жакет или куртку, голову, если нет  зонта, тоже прикрыть от дождя. После прогулки под дождем, придя домой обязательно примите душ с любым очищающим  средством (гелем, мылом и т.д.), если вы гуляли без зонта, тогда вымойте и голову. После  обязательно выпейте горячего чая или молока. Молоко, поможет нейтрализовать  воздействие вредных примесей на организм. Посмотрите прогноз погоды и, если что, не забудьте взять с собой курточку и зонт. Таким образом, кислотный дождь ­ это результат процессов вымывания из воздуха серных  и азотных образований. Такие дожди имеют пагубное влияние не только на природу, но и  на большинство архитектурных сооружений, многие из которых сделаны из известняка ­  материала, реагирующего с кислотой.  Под длительным воздействием таких дождей кислота из зданий и памятников архитектуры вымывается и они в скором времени разрушаются. При закислении почвы ухудшается и  растительность лесов, а окисленная вода создает условия вымирания для представителей  флоры и фауны, обитающих в реках и озерах. Демонстрация опыта №1 Отрезать кусочек кожуры яблока и положить в колбу. Сжечь серу в пламени спиртовки и  внести в пустую колбу, горлышко закрыть стеклянной пластинкой. После образования  дыма удалить ложечку, а остаток серы дымящей погасить каплями воды. В колбу с дымом  добавить дистиллированной воды. Исследовать рН полученного раствора. Из колбы отлить полученную жидкость в 2 пробирки и в колбу с кожурой яблока. В одну  пробирку добавить ленту или порошок магния, а в другую кусочки мрамора. Проводим  наблюдения. Делаем выводы о действии кислотных осадков на живые объекты, на металлы, 7 на памятники архитектуры. Выводы: кислотные осадки разрушают живые организмы,  усиливают коррозию металлов, губят памятники .  II. Парниковый эффект.? Докладчик   Человечество в результате своей жизнедеятельности оказывает значительное влияние на  химический состав атмосферы, изменяя тем самым концентрацию различных веществ. Это,  прежде всего, связано с их высокой концентрацией. Содержание углекислого газа, а точнее  его постоянное увеличение, может привести к серьезным глобальным проблемам.  Парниковый эффект – это повышение глобальной температуры на планете по причине  изменения теплового баланса, которому сопутствуют парниковые газы. Двуокись углерода  – наиболее распространенный парниковый газ. По разным оценкам ее вклад составляет 50­ 60%. Известно примерно около 30 парниковых газов.  Наиболее существенными, помимо  двуокиси углерода, считаются метан, окислы азота, озон, фреоны. Видимые лучи,  поступающие на землю, проходя через парниковые газы, не изменяются. Трансформация  лучей в длинноволновые тепловые, происходит при столкновении с какими либо телами и  объектами в околоземном пространстве. Уходу этих лучей в космическое пространство,  препятствуют парниковые газы, отсюда и повышение температуры. Усиление парникового  эффекта в виде увеличения количества задерживаемого тепла связано с повышением  концентрации этих газов в атмосфере. За последние 150 лет она возросла на 25%. Двуокись углерода занимает лидирующую позицию по объемам выбросов в атмосферу. Это вещество накапливается в атмосфере и считается долгоживущим.  Сернистый ангидрид, наряду с большими объемами выбросов, отличается высокой  стойкостью и агрессивностью. Кладовые этого газа в природе – это водоемы, сточные  воды, минеральные источники.  химик Это понятие было впервые сформулировано еще в 1863г. Тидаллом. В 1896г. С.  Аррениус показал, что углекислый газ повышает температуру атмосферы на 50. В 70­ые  годы 20 века доказано, что и другие газы дают парниковый эффект: углекислый газ­       50­ 60%, метан     ­20%,  оксиды азота     ­5%. Особо вредные проблемы, создаваемые ими, это  парниковый эффект и разрушение озонового слоя земли.  На поверхность Земли поступает поток видимых лучей, через парниковые газы они  проходят не изменяясь, а при встрече с Землей их часть трансформируется в  длинноволновые Иф­лучи. Эти лучи задерживаются парниковыми газами и тепло остается  на Земле. В 1890г. – средняя температура планеты 14,50 в 1980­15,20 Опасность в тенденции роста. По прогнозам 2030­50г. еще вырастет  на1,5­4,5 0  Эколог   Последствия: Повышение температуры в результате парникового эффекта  грозит небывалыми экологическими, экономическими и социальными последствиями.  Уровень воды в океанах может подняться на 1­2 м за счет морской воды и таяния  полярных льдов. (Вследствие парникового эффекта уровень Мирового океана в XX в. уже  поднялся на 10­20 см.) Установлено, что повышение уровня моря на 1 мм приводит к  отступлению береговой линии на 1,5 м. 8 Если уровень моря поднимется примерно на I м (а это худший сценарий), то к 2100 г. под  водой окажутся около 1 % территории Египта, 6 % территории Нидерландов, 17,5 %  территории Бангладеш и 80 % атолла Маджуро, входящего в состав Маршал­ ловых  островов. Это станет началом трагедии для 46 млн людей. По самым пессимистическим  прогнозам, повышение уровня Мирового океана в XXI в. может повлечь за собой  исчезновение с карты мира таких стран, как Голландия, Пакистан и Израиль, затопление  большей части Японии и некоторых других островных государств. Под воду могут уйти  Санкт­Петербург, Нью­Йорк и Вашинггон. В то время как одни участки суши рискуют  оказаться на дне моря, другие будут страдать от жесточайшей засухи. Исчезновение грозит Азовскому и Аральскому морям и многим рекам. Увеличится площадь пустынь. Группой шведских климатологов установлено, что с 1978 по 1995 г. площадь плавучих  льдов в Северном Ледовитом океане сократилась примерно на 610 тыс. км2, т.е. на 5,7 %. В июле 2002 г. с маленького островного государства Тувалу, расположенного на девяти  атоллах в южной части Тихого океана (26 км2, 11,5 тыс. жителей), раздался призыв о  помощи. Тувалу медленно, но верно уходит под воду — самая высокая точка в государстве возвышается над уровнем океана всего на 5 м. Повышение температуры вызовет понижение влажности почвы во многих регионах Земли. Засухи и тайфуны станут привычным  явлением. Ледовый покров Арктики сократится на 15 %. В наступившем столетии в  Северном полушарии ледовое покрытие рек и озер будет держаться на 2 недели меньше,  чем в XX в. Растают льды в горах Южной Америки, Африки, Китая и Тибета. Глобальное потепление отразится и на состоянии лесов планеты. Лесная растительность,  как известно, может существовать в очень узких пределах температуры и влажности.  Большая часть ее может погибнутьВ результате всемирного потепления на Земле уже во  второй половине XXI в. может исчезнуть от четверти до половины видов сухопутной  флоры и фауны. Даже при максимально благоприятных условиях к середине века  непосредственная угроза вымирания нависнет почти над 10 % видов сухопутных животных  и растений.  Физкультминутка:   (на увлажнение глаз, дыхательные упражнения ,стимулирование  умственной работы) III. Озоновая дыра   Общее загрязнение атмосферы.  Докладчик озоновый слой ­ это широкий атмосферный пояс, простирающийся на высоте  от 10 до 50 км над поверхностью Земли. Химически озон ­ это молекула, состоящая из трех атомов кислорода (молекула кислорода содержит два атома). Концентрация озона в  атмосфере очень мала, и небольшие изменения количества озона приводят к серьезным  изменениям интенсивности ультрафиолета, достигающего земной поверхности. В отличии  от обычного кислорода озон неустойчив, он легко переходит в двухатомную, устойчивую  форму кислорода Среди разрушители озонного слоя можно выделить: 1) Фреоны.  Озон разрушается под воздействием соединений хлора, известных как фреоны,  которые, также разрушаясь под воздействием солнечной радиации, освобождают хлор,  9 «отрывающий» от молекул озона «третий» атом. Хлор в соединения не образовывает, но  служит катализатором «разрыва». Таким образом, один атом хлора способен «погубить»  много озона . существовании «дыры» была обвинена химическая промышленность,  производящая вещества, содержащие фреоны, способствующие разрушению озона (от  дезодорантов до холодильных установок. 2) Минеральные удобрения Озон в стратосфере может уменьшаться и за счет того, что в  стратосферу попадает закись азота N2O. Таким образом, можно быть уверенным в том, что с ростом количества вносимых в почву минеральных удобрений будет в такой же мере  увеличиваться и количество образованной закиси азота N2O. Далее, из закиси азота  образуются окислы азота, которые и приводят к разрушению стратосферного озона.  3) Ядерные взрывы. При ядерных взрывах выделяется очень много энергии в виде тепла.. В сильно нагретой  атмосфере происходят такие преобразования химических веществ, какие при нормальных  или не происходят, или протекают очень медленно. Что касается озона, его исчезновения,  то наиболее опасными для него являются образующиеся при этих преобразованиях окислы  азота. Так, за период с 1952 по 1971 г. в результате ядерных взрывов в атмосфере  образовалось около 3 млн т. окислов азота. Дальнейшая судьба их такова: они в результате  перемешивания атмосферы попадают на разные высоты, в том числе и в атмосферу. Там ни вступают в химические реакции с участием озона, приводя к его разрушению.     году, на Южном полушарии, над Антарктидой, группой британских учёных: Дж.  4Индустриальные регионы считаются первыми загрязнителями атмосферы. Наиболее  существенными загрязнителями являются Северная Америка, Восточная Азия и Европа. На них приходится более половины всех загрязняющих веществ, выбрасываемых в  атмосферуОзоновая дыра диаметром свыше 1000 км впервые была обнаружена в  1985   Шанклин (англ.), Дж. Фармен (англ.), Б. Гардинер (англ.), опубликовавших  соответствующую статью в журнале Nature. Каждый август она появлялась, а в декабре —  январе прекращала своё существование. Над Северным полушарием в Арктике  образовывалась другая дыра, но меньших размеров. На данном этапе развития  человечества, мировые ученые доказали, что на Земле существует громадное количество  озоновых дыр. Но наиболее опасная и крупная расположена над Антарктикой.  Химик  К уменьшению концентрации озона в атмосфере ведёт совокупность факторов,  главными из которых является гибель молекул озона в реакциях с различными веществами  антропогенного и природного происхождения, отсутствие солнечного излучения в течение  полярной зимы. Будучи химически активными, молекулы озона могут реагировать со  многими неорганическими и органическими соединениями. Главными веществами,  вносящими вклад в разрушение молекул озона, являются простые вещества (водород,  атомы кислорода, хлора, брома), неорганические (хлороводород, монооксид азота) и  органические соединения (метан, фторхлор­ и фторбромфреоны, которые выделяют атомы хлора и брома.. Закись же азота, как уже говорилось, опасна для озона. При низких  температурах она образуется в таких реакциях: N2 + O + M = N2O + M, 10 2NH3 + 2O2 =N2O = 3H2. Эколог  свойство озона, делающее этот газ совершенно необходимым для всей жизни на  суше. Это свойство – способность озона поглощать жесткое (коротковолновое)  ультрафиолетовое (УФ) излучение Солнца. Кванты жесткого УФ обладают энергией,  достаточной для разрыва некоторых химических связей, поэтому его относят к  ионизирующим излучениям. Как и другие излучения этого рода, рентгеновское и гамма­ излучение, оно вызывает многочисленные нарушения в клетках живых организмов. Озон  образуется под воздействием высокоэнергетичной солнечной радиации, стимулирующей  реакцию между О2 и свободными атомами кислорода. Под воздействием умеренной  радиации он распадается, абсорбируя энергию этой радиации. Таким образом, этот  цикличный процесс "съедает" опасный ультрафиолет. Ослабление озонового слоя усиливает поток солнечной радиации на Землю и вызывает у  людей рост числа раковых образований кожи. Также повышенный уровень излучения ведет  к резкому увеличению смертности среди морских животных и растений.[3] Учащиеся формулируют выводы  работа в группах над проектом  Учащиеся оценивают представленные работы.  IV.  Рефлексивный этап   1 Этап применения полученных знаний  А должны ли волноваться жители Башкирии и Зианчуринского района   по поводу таких  проблем? Задание учащимся:  1)Заполнить схему по основным источникам загрязнения  окружающей среды родного края.  каждая карточка – причина загрязнения, разместите их  от наиболее значимой причины к менее актуальной, для получения ключевого слова На  обратной стороне карточек слово  ­ кризис(к­теплоэнергетикаэнергетика, р­  нефтеперерабатывающая промышленность, и­химическая з­ ­нефтедобывающая и черная    с ­ транспорт)   Учитель:     Да, все эти источники загрязнения окружающей среды приводят к  экологическому кризису, который в последнее время приобрёл масштабы глобального  характера.  Поэтому мы часто цитируем строки из стихотворения Городницкого А.М.   « Все меньше окружающей природы­             Все больше окружающей среды».  Как Вы понимаете эти строки  Итак, проблемы названы и мы видим, что они актуальны и для нашей республики.  Ваши предложения по выходу из создавшегося положения:  1. Озеленение. 2. Реконструкция охранно­растительного покрова. 11 3. Жилой фонд размещать не ближе 12 км. от промышленных предприятий. 4. Уменьшение выбросов. Для этого заменить низкие трубы на более высокие. Выше 18 м. 5. Замена устаревших котлов ГРЭС на новые. Закрытие предприятий с морально  устаревшим оборудованием. 6. Перевод котельных на природный газ. 7. Постановка электрофильтров. 8. Исключить для автомобилей этилированный бензин, установить газозаправочные  станции. 9. Снабжение автомобилей авто­каталитическими преобразователями. 10Перевод автомобилей на водородное топливо, получаемое из гидридов водорода, а со временем и на топливо, получаемое из растений 2  рефлексия   повторное тестирование и самопроверка      выявление пробелов в  знаниях   Задание на дом: С учетом личного интереса. I. Минимальный уровень на 3  1. Что такое “кислотные дожди”? 2. Назовите источники “кислотных” дождей. 3. Что такое “парниковый эффект”? 4. В чем заключается опасность глобального потепления климата? II. Общий уровень на 4  1. Назовите основные загрязнители атмосферного воздуха и их влияние на  окружающую среду. 2. К каким нежелательным явлениям в биосфере приводит попадание в воздух  оксидов азота? Как они попадают в атмосферу? 3. Почему в биосфере происходит полная нейтрализация естественных загрязнителей,  а с антропогенными (такими же )природа не справляется? III. Продвинутый уровень на 5  1. Что такое фотохимический смог? 12 Можно ли бороться с попаданием в атмосферу оксидов азота, серы, углерода? Предложите пути выхода из этой проблемы. Учащиеся приводят примеры усиления антропогенного  фактора на биосферу. Подведение итогов   Слово учителя:  Сегодня на уроке мы говорили об одной их самых важных проблем на Земле.  Экологическая катастрофа ­ боль всего человечества. Горят тысячи гектаров леса в США,  над городами Европы стои смог, матушка­река Волга теряет ежегодно десятки сотен  килограммов рыбы: Этот список можно продолжить. Сегодня возросла заболеваемость  бронхо­лёгочной системы у населения, большое количество людей страдают раковыми  заболеваниями. Пока мы с вами не поймём, что экологическая проблема уничтожит всё  живое, мир потихоньку чернеет  вспомним еще раз эти проблемы   Просмотр Фильма  «Только сохрани!» созданного  обучающимися нашей школы  Есть просто храм,  Есть храм науки,  А есть еще природы храм,  С лесами, тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам.  Всегда, в любое время суток,  Он к нам открыт, в жару и стынь,  Входя в него, будь сердцем чуток,  Не оскверняй его святынь!   Приложение1  Состояние окружающей среды в Башкортостане, несмотря на масштабные  мероприятия по рекультивации земель, очистке сточных вод, снижению объемов  водопотребления, обезвреживанию и утилизации отходов, особенно нефтешламов, трудно  назвать благоприятным. На долю предприятий химического и нефтехимического  комплексов РБ приходится 2,5 % от общего объема отходов в целом, но эти отходы  являются наиболее токсичными. Прошедший год ознаменовался несколькими значимыми  для охраны окружающей среды событиями федерального и республиканского масштаба:  состоялись заседание Госсовета Российской Федерации по вопросу ликвидации  экологического ущерба прошлых лет, заседание Совета Приволжского федерального  округа по экологическим вопросам и два заседания межведомственного Совета  общественной безопасности республики. В Башкортостане уже в течение года реализуются мероприятия «Среднесрочной  комплексной программы экономического развития Зауралья на 2011–2015 годы»,  включающей раздел «Экологическая безопасность», координирующим исполнителем  которого является Министерство природопользования и экологии Республики  13 Башкортостан. Однако для достижения значимого улучшения экологической обстановки в  Зауралье, необходимо усиление контроля за выполнением предприятиями планов  природоохранных мероприятий. Несмотря на завершение целого ряда мероприятий по  сокращению выбросов, уровень загрязнения воздушной среды в Уфе, Стерлитамаке и  Салавате остается высоким, особенно, в дни неблагоприятных метеоусловий. Это связано с неэффективной работой газоочистных установок на производственных объектах, а также  медленным внедрением современных природоохранных технологий практически на всех  предприятиях республики. Более половины газоулавливающих установок эксплуатируются свыше 20 лет, что приводит к сверхнормативной эмиссии загрязняющих веществ и  периодически к залповым выбросам, инициирующим жалобы населения. Основной объем  (95%) образующихся в республике отходов приходится на долю предприятий,  осуществляющих добычу и обогащение полезных ископаемых. Уровень проводимых  предприятиями научно­исследовательских работ по разработке технологий глубокой  переработки руд, хвостов обогащения продолжает оставаться низким. Проблема  обсуждалась с генеральными директорами крупнейших ГОКов республики и научным  сообществом, намечены пути совместных действий. приложение 2.     Загрязнение географических оболочек Земли. Проблема загрязнения Загрязнение атмосферы Источники загрязнения Последствия загрязнения ТЭС, металлургия, химическая, нефтехимическая, целлюлозно- бумажная отрасли промышленности, автомобильный транс-порт, радиоактивное Аэрозольное загрязнение – туман и смог. Газы серы и азота – кислотные дожди. Соединения углерода – парниковый эффект. Повышение радиоактивного фона Пути решения проблемы 1. Сокращение самых вредных выбросов, т.е. повышение требований к топливу, запрет на использование сернистых угля и нефти.2. 14 загрязнение. планеты. Загрязнение литосферы Загрязнение гидросферы Твердые отходы, грязные отрасли промышленности- энергетика, металлургия, химическая, целлюлозно- бумажная; горные выработки. Токсичные и радиоактивные отходы. Промышленность (черная и цветная металлургия, энергетика, нефтепереработка и нефтехимия, деревообрабатыва ющая и целлюлозно- бумажная), транспорт, коммунальное хозяйство.                   Внедрение новых технологий: использование солнечной, ветровой, водной энергии. 1. Уменьшение материалоемкост и производства. 2. Переработка от- ходов. 3. Рекультивация земель. Свалки, нарушение земель, повышение уровня Радиации, токсичные отходы накапливаются в организме человека и обладают канцерогенным действием. Превышение пре- дельно-допусти-мой концентрации загрязнений. Физическое, химическое и биологическое загрязнение. Опасность для живых организмов, затруднение работы транспорта, рыболовства и ухудшение качества ландшафта. 1. Методы очистки: механический, биологический, физико- химический. 2. Использование новых методов: оборотные системы водоснабжения, малоотходные и безотходные технологии.  Ф.И. обучающегося____________________________________ Тест на тему: Экологические проблемы Начало урока­   прочитайте тест и напротив вопроса поставьте обозначения  :+ знаю  ответ,­ не знаю , ?­сомневаюсь  конец урока­ выберете правильный ответ 1.Основные экологические проблемы человечества связаны:  а) с нерациональным использованием природных ресурсов  б) с загрязнением окружающей среды 15 в) экологическим кризисом   г) с ростом численности населения, истощением и деградацией природных ресурсов и  загрязнением окружающей среды. 2.Загрязнение­изменение состава воздуха, вод, почв или пищевых продуктов, оказывающее:  а) неприятное для восприятия человека воздействие  б) нежелательное для здоровья человека воздействие  в) нежелательное для здоровья, выживаемости и деятельности человека воздействие  г) нанесение ущерба растительному миру. 3.Территория с неблагоприятными природными условиями занимают в общей площади  России: а)10 %       б) 30 %      в) 55 %              г) 70 %. 4.К самым загрязненным районам России относятся : а) Камчатка б) Кузбасс  в)Урал   г)Чукотка 5.Самым экологически неблагополучным городом России ЮНЕСКО признало: а)Карабаш   б) Магнитогорск   в)Норильск    г)Элисту 6. Вырубка лесных массивов приводит к: а) увеличению видового разнообразия птиц; б) увеличению видового разнообразия млекопитающих; в) уменьшению испарения; г) нарушению кислородного режима. 7. Недостаток питьевой воды вызван, в первую очередь: а) парниковым эффектом; б) уменьшением объема грунтовых вод; в) загрязнением водоемов; г) засолением почв. 8. Главным виновником химического загрязнения воды является: а) водная эрозия;      б) ветровая эрозия; в) человек; г) гниение растений. 9. Причиной обмеления малых рек является: а) севообороты; б) глубокая вспашка; в) вырубка лесов; г) строительство дорог 10. Научно­технический прогресс: а) должен развиваться с учетом законов природы; б) должен устанавливать новые законы развития природы; в) не должен учитывать законы природы; г) развивается вне зависимости от развития природы. . 11 В крупных городах основным источником загрязнения воздуха являются: 1) тепловые электростанции; 2) предприятия нефтехимии; 3) предприятия строительных материалов; 4) автотранспорт. 12 Экологически чистые источники энергии: 1) тепловые электростанции; 16 13 Самые крупные экологические катастрофы связаны с авариями в промышленности: 2) дизельные двигатели; 3) атомные электростанции; 4) солнечные батареи. 1) атомной; 2) нефтедобывающей; 3) химической; 4) металлургической. 14. Главный виновник уничтожения озонового слоя: 2) фреон; 4) сернистый газ. 1) угарный газ; 3) углекислый газ; . 15 Основная причина кислотных дождей – наличие в атмосфере Земли: 1) угарного газа; 3) сернистого газа; 2) углекислого газа; 4) аэрозолей. . 16. Созданию парникового эффекта способствует наличие в атмосфере Земли: 1) углекислого газа; 3) фреона; 2) сернистого газа; 4) аэрозолей. . 17. Массовая гибель рыбы при разливе нефти в водоемах связана с уменьшением в воде: 1) световой энергии; 2) кислорода      3) углекислого газа; 4) солености. 18. Разрушение озонового экрана может повлечь:  1. развитие раковых заболеваний  2. климатические изменения  3. перестройку генофонда живых организмов  19 кислотные дожди вызывают  1. развитие раковых заболеваний  2. климатические изменения  3. перестройку генофонда живых организмов 4­разрушение памятников 20.Нарушение баланса СО в природе из­за хозяйственной деятельности человека вызывает  угрозу : 1 .опустынивания               2.парникового эффекта 3. «Ядерной зимы»             4.озоновой дыры ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­  Самопроверка­               оценка за урок­ самоанализ урока в соответствии с требованиями ФГОС    учитель : Хамина Л.А. Самоанализ урока химии 9 класс.      Дата проведения:14.05.2014г.  17 Согласно календарно­тематическому планированию: тема урока «Химическое  загрязнение окружающей среды»,  раздел «Обобщение знаний по химии за курс основной школы». Краткая психолого­педагогическая характеристика класса (кол­во слабоуспевающих­ 2, сильных уч­ся­4  )  класс по успеваемости средний.При планировании урока были учтены   следующие     особенности   учащихся:   способность   к   неординарному мышлению ,умение работать в группе, способность вести дискуссию, высказывать свою точку зрения, толерантность Целью данного урока является: формирование химической картины природы, научных  представлений о характере взаимодействия человека с постоянно развивающей  техносферой, источниках вредных веществ, их негативном влиянии на организм человека     Задачи:   Образовательные: обучение основам экологических знаний и понимания их     взаимосвязи с        химией; продолжить формировать знания о различных источниках загрязнения окружающей среды; ­расширить знания учащихся        о составе загрязняющих веществ; ­актуализировать знания учащихся о биологическом влиянии вредных веществ. Развивающие :­развитие познавательных интересов учащихся в области экологии и  мотивации к решению экологических проблем региона на основе     химических     знаний  ­развивать умственную и познавательную активность  учащихся  на основе создания  проблемных ситуаций, умения осуществлять анализ и синтез учебного материала; ­развивать       творческие способности учащихся;   ­развитие экологического   мышления;  ­развитие познавательного интереса к      изучению        эколого­химического материала ;   ­развитие экологической культуры и компетентности учащихся в вопросах улучшения  состояния окружающей среды.  воспитательные:    ­способствовать процессу    самообразования;                                           ­продолжить формирование умения работать в коллективе; ­воспитание нравственных принципов природопользования, чувства сопричастности с тем   что происходит и может произойти с окружающей миром. По типу урока­  это урок открытия нового знания, при использовании проектной  технологии. Методы и методические приемы: объяснительно­иллюстративные (беседа, дискуссия,  сообщения учащихся, демонстрация слайдов); проблемное изложение (создание  проблемных ситуаций); использование диалоговой технологии; методы контроля  ( индивидуальный опрос, самостоятельная работа); метод стимулирования и мотивации  18 (сочетание двух учебных дисциплин на одном уроке, поисковая деятельность учащихся,  создание ситуации взаимопомощи, похвала, стихи). Оборудование:­ компьютер ;­интерактивная доска;  ­мультимедийный проектор;­  магнитная доска;       ­рефлексивные карточки;                       дидактический материал. Принципы обучения: научность, системность, логичность, наглядность. Форма организации занятий: индивидуальная работа, работа в малых группах по 3­4  человека. в соответствии  поставленным целям   была выбрана структур урока. Структура урока  I этап  мотивирование к учебной деятельности:  II этап  актуализация учебной деятельности  III  этап реализация проекта  физкультминутка IV.  Рефлексивный этап   V Домашнее задание VI Рефлексия Соответствие урока требованиям ФГОС: 1.     Ориентация на новые образовательные результаты      2. Нацеленная деятельность на формирование УУД  Планируемые результаты обучения: предметные учащиеся должны определять         наиболее опасные загрязняющие вещества;­основные источники загрязнения региона,­ негативное влияние вредных веществ на различные органы человека;­экологические  проблемы, возникающие  в результате попадания этих веществ в окружающую среду. Уметь:­выявлять последствия загрязнения окружающей среды;­предлагать меры по борьбе с ее загрязнением; ­метопредметные:самостоятельно проводить поисковую и продуктивную деятельность с  различными источниками информации  19 личностные  :продолжить формирование умения работать в коллективе, ученик      проявляет учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу ,   понимает  причины успеха в учебной деятельности Универсальные учебные действия: регулятивные     ученик    определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;       учиться работать  в    группе;    составляет план ответа познавательные    ученик выявляет последствия загрязнения окружающей среды  ;­предлагает меры по борьбе с ее загрязнением,       делает выводы о результате совместной  работы класса и учителя;       оставляет алгоритм под руководством учителя; коммуникативные   ученик      слушает и понимает речь других;договаривается и  приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в  ситуации столкновения интересов.  Личностные  учиться создавать собственные творческие замыслы и доводить их до  воплощения в творческом продукте. Овладевать средствами и способами воплощения  собственных замыслов; Использование современных образовательных технологий : личностно­  ориентированная, проблемно­ исследовательская, проектная проблемно­диалогической технологии, ИКТ, технология здоровьесбережения  (  физминутка, дозировка заданий, своевременная смена видов деятельности  учащихся)     Содержание урока: Каждый этап урока был нацелен на достижение определённого результата.  Этап Результат Форма достижения 1. Организационный этапЦель: Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке. Готовность к  деятельности,  положительная  эмоциональная  направленность. Просмотр фильма 2.Актуализация знаний   Актуализация  разноуровневые  задания 20 Цель: Повторение  изученного материала,  необходимого для  «открытия нового знания» . изученных способов действий, развитие  мыслительных  операций. 3. Постановка учебной задачи Фиксация  причины  затруднения. проблемный вопрос  ель: Мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация Формулировка  учебной задачи как  темы   урока затруднений в индивидуальной деятельности каждого. 4. Открытие «нового» знания работа над  проектом исследовательская  деятельность Цель:Организация  коммуникативного  взаимодействия для  построения нового способа  действия.    5.Реализация  проекта: Структурирование полученных знаний  Цель: Построение нового способа действия. Составление плана  ответа  предьявление  результата работы  Учащиеся  оценивают  представленные  работы.  Учащиеся анализируют и инструкция целеполагание предъявление результата  чтение, наблюдение,  сравнение, анализ, диалог,  монолог, слушание групповая работа   работа с текстом    21 оценивают работу каждого участника урока 6.Первичное закрепление нового способа действия       Цель: Зафиксировать во внешней речи новое учебное действий.  Выполненное  задание.     задание взаимопроверка самопроверка  7Домашнее задание  Запись задания в  дневники.   8.Рефлексия Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности Зафиксированное  учебное действие,  оценка собственной  деятельности. тест     Считаю, что заявленной цели и поставленных задач проведённый урок достиг. Доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, подбор заданий помог  каждому ребёнку на занятии продвинутся  в своём индивидуальном развитии.      Закончить свой самоанализ мне хочется высказыванием «Всё образование в школе должно быть организовано так, чтобы в нём ясно просвечивала  будущая цель образования личности к свободному  самоопределению». С.И.Гессен  22 Ответы на тест 11­4 1­г 12­4 2­в 13­1 3­б 14­2 4­в 15­3 5­а 16­1 6­г 23 7­в 8­в 9­в 10­а 17­2 18­1,3 19­4 20­2 24

Отрытый урок с самоанализом 9класс химия по теме"Химическое загрязнение окружающей среды",

Отрытый урок с самоанализом 9класс химия по теме"Химическое загрязнение окружающей среды",

Отрытый урок с самоанализом 9класс химия по теме"Химическое загрязнение окружающей среды",

Отрытый урок с самоанализом 9класс химия по теме"Химическое загрязнение окружающей среды",

Отрытый урок с самоанализом 9класс химия по теме"Химическое загрязнение окружающей среды",

Отрытый урок с самоанализом 9класс химия по теме"Химическое загрязнение окружающей среды",

Отрытый урок с самоанализом 9класс химия по теме"Химическое загрязнение окружающей среды",

Отрытый урок с самоанализом 9класс химия по теме"Химическое загрязнение окружающей среды",

Отрытый урок с самоанализом 9класс химия по теме"Химическое загрязнение окружающей среды",

Отрытый урок с самоанализом 9класс химия по теме"Химическое загрязнение окружающей среды",

Отрытый урок с самоанализом 9класс химия по теме"Химическое загрязнение окружающей среды",

Отрытый урок с самоанализом 9класс химия по теме"Химическое загрязнение окружающей среды",

Отрытый урок с самоанализом 9класс химия по теме"Химическое загрязнение окружающей среды",

Отрытый урок с самоанализом 9класс химия по теме"Химическое загрязнение окружающей среды",

Отрытый урок с самоанализом 9класс химия по теме"Химическое загрязнение окружающей среды",

Отрытый урок с самоанализом 9класс химия по теме"Химическое загрязнение окружающей среды",

Отрытый урок с самоанализом 9класс химия по теме"Химическое загрязнение окружающей среды",

Отрытый урок с самоанализом 9класс химия по теме"Химическое загрязнение окружающей среды",

Отрытый урок с самоанализом 9класс химия по теме"Химическое загрязнение окружающей среды",

Отрытый урок с самоанализом 9класс химия по теме"Химическое загрязнение окружающей среды",

Отрытый урок с самоанализом 9класс химия по теме"Химическое загрязнение окружающей среды",

Отрытый урок с самоанализом 9класс химия по теме"Химическое загрязнение окружающей среды",

Отрытый урок с самоанализом 9класс химия по теме"Химическое загрязнение окружающей среды",

Отрытый урок с самоанализом 9класс химия по теме"Химическое загрязнение окружающей среды",

Отрытый урок с самоанализом 9класс химия по теме"Химическое загрязнение окружающей среды",

Отрытый урок с самоанализом 9класс химия по теме"Химическое загрязнение окружающей среды",

Отрытый урок с самоанализом 9класс химия по теме"Химическое загрязнение окружающей среды",

Отрытый урок с самоанализом 9класс химия по теме"Химическое загрязнение окружающей среды",

Отрытый урок с самоанализом 9класс химия по теме"Химическое загрязнение окружающей среды",

Отрытый урок с самоанализом 9класс химия по теме"Химическое загрязнение окружающей среды",

Отрытый урок с самоанализом 9класс химия по теме"Химическое загрязнение окружающей среды",

Отрытый урок с самоанализом 9класс химия по теме"Химическое загрязнение окружающей среды",

Отрытый урок с самоанализом 9класс химия по теме"Химическое загрязнение окружающей среды",

Отрытый урок с самоанализом 9класс химия по теме"Химическое загрязнение окружающей среды",

Отрытый урок с самоанализом 9класс химия по теме"Химическое загрязнение окружающей среды",

Отрытый урок с самоанализом 9класс химия по теме"Химическое загрязнение окружающей среды",

Отрытый урок с самоанализом 9класс химия по теме"Химическое загрязнение окружающей среды",

Отрытый урок с самоанализом 9класс химия по теме"Химическое загрязнение окружающей среды",

Отрытый урок с самоанализом 9класс химия по теме"Химическое загрязнение окружающей среды",

Отрытый урок с самоанализом 9класс химия по теме"Химическое загрязнение окружающей среды",

Отрытый урок с самоанализом 9класс химия по теме"Химическое загрязнение окружающей среды",

Отрытый урок с самоанализом 9класс химия по теме"Химическое загрязнение окружающей среды",

Отрытый урок с самоанализом 9класс химия по теме"Химическое загрязнение окружающей среды",

Отрытый урок с самоанализом 9класс химия по теме"Химическое загрязнение окружающей среды",

Отрытый урок с самоанализом 9класс химия по теме"Химическое загрязнение окружающей среды",

Отрытый урок с самоанализом 9класс химия по теме"Химическое загрязнение окружающей среды",

Отрытый урок с самоанализом 9класс химия по теме"Химическое загрязнение окружающей среды",

Отрытый урок с самоанализом 9класс химия по теме"Химическое загрязнение окружающей среды",
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2017