Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 им. А.И. Покрышкина
Оценка качества освоения основной образовательной программы начального общего образования
Из опыта работы учителя начальных классов
МБОУ СОШ №2 имени А.И. Покрышкина
Коноваловой Тамары Васильевны
ст.Калининская
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРОЦЕДУР ОЦЕНКИ
КАЧЕСТВА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Наша школа приняла участие в федеральном проекте «Апробация и внедрение инструментария и процедур оценки качества начального общего образования в соответствии с ФГОС» в 4-х классах .
Система оценки предметных результатов освоения учебных программ с учетом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчета при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с учащимися.
Реальные достижения учащихся могут соответствовать базовому уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону недостижения.
В качестве показателей качества начального общего образования взяты характеристики достижения планируемых результатов освоения ФГОС, представленные в примерных программах начального общего образования.
Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы;
Контроль качества образования - оценка соответствия образовательной деятельности и подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, требованиям федеральных государственных образовательных стандартов;
Индивидуальные учебные достижения обучающихся - основные достижения и способности, полученные выпускниками в результате обучения в общеобразовательной организации: способности к решению учебно-практических задач в рамках содержания отдельных учебных предметов: системы научных знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах; учебно-познавательные; исследовательские, коммуникативные и информационные навыки и умения; практические и обобщенные способы деятельности;
Универсальные учебные действия - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса;
Метапредметные результаты образовательной деятельности - способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов;
В качестве основных показателей, по которым представлены результаты образовательных учреждений, были выбраны следующие:
Успешность освоения учебной программы. Количественной характеристикой является общий балл за выполнение всей работы по предмету (по 100 балльной шкале). Он равен отношению баллов, полученных учащимся за выполнение заданий по математике, русскому языку или окружающему миру за данный вариант работы, к максимальному баллу, который можно было получить за выполнение всех заданий, выраженное в процентах. На основе показателя успешности выполнения работы делается вывод об успешности освоения учебной программы по данному предмету.
Достижение базового уровня - балл за выполнение заданий базового уровня. Он равен отношению баллов, набранных учащимся за выполнение заданий базового уровня, к максимальному баллу, который можно было получить за выполнение всех заданий базового уровня.
Участниками процедур оценки качества начального общего образования для проведения оценки состояния системы начального общего образования стали:
- Обучающиеся 4-х классов (64 ученика);
- Организатор тестирования – учитель, не работающий в тестируемом классе и не являющийся специалистом по тестируемому предмету (учителя других классов);
- Независимые наблюдатели (родители);
- Учитель, преподающий в начальных классах, в которых проводится тестирование (Черевко Л.В., Коновалова Т.В., Стригунова Е.А.);
Школьным координатором, организатором всех мероприятий и процедур была заместитель директора по УВР Голобородько О.В.
Региональный координатор в апреле месяце определил схему апробации. Наш вариант участия №1.
По данному варианту проводились для всех классов мероприятия только по оценке индивидуальных достижений:
· предметные результаты по русскому языку (РУ1), математике (МА1) и окружающему миру (ОМ1),
· метапредметные результаты, оцениваемые комплексной работой (КР) и в групповых проектах (ГП).
Были изучены все нормативные документы, схемы. На основании этих документов работы были проведены по:
1. Оценке метапредметных результатов
комплексная работа - 09.04, групповые проекты - 10.04;
2. Оценке индивидуальных достижений учащихся по предметам
русский язык -18.04; математика - 23.04; окружающий мир - 24.04;
Привлечены наблюдатели из числа родителей Дымочек Т.В., Пашковская Е.П., Лизарь О.А. для комплексной работы; из числа старшеклассников 6-8 человек для групповых проектов.
Для проведения тестирования на каждый класс были использованы следующие материалы:
1) Измерительные материалы в 4-х вариантах по числу учащихся в классе;
2) Руководство по проведению тестирования;
3) Протокол проведения тестирования (в электроном виде входит в программу ввода данных);
4) Рекомендации по проверке и оценке работ учащихся;
5) Анкета для учителя (в электроном виде входит в программу ввода данных);
6) Компьютерная программа для ввода данных тестирования.
Проверка работ учащихся осуществлялась в школе в тот же день с привлечением учителей, преподающих в школе предмет, по которому проводится тестирование. После завершения проверки ответственный от школы, как правило, на следующий день после проведения тестирования организовывал ввод данных с помощью компьютерной программы, полученной школой.
Рабочая группа в составе учителей 4-х классов: Коновалова Т.В., Черевко Л.В., Юсупова Л.Р. провела проверку работ в соответствии с критериями, заполнение листов экспертов, протоколов проведения, заполнение форм exel в соответствии с требованиями. После проведения тестирования и завершения всех работ в образовательном учреждении экспериментальные материалы направляются региональному координатору и вывешиваются на сайт сбора информации.
На сайте ИСИО РАО в соответствии с графиком проведения работ размещены образцы необходимых документов, а также все экспериментальные материалы для апробации.
После оценочных процедур проведен мониторинг:
Комплексная работа |
||||||
Класс |
Кол-во учащихся |
Выполняло работу |
Не достигли базового уровня Менее 50 % выполненных заданий |
Критическое значение базового уровня От 50-65% |
Перспективное значение базового уровня От 65-80% |
Повышенный уровень овладения МР От 80-100% |
4 «А» |
27 |
25 |
6 |
8 |
8 |
3 |
4 «Б» |
26 |
26 |
1 |
10 |
8 |
7 |
4 «В» |
15 |
12 |
7 |
1 |
4 |
0 |
Математика (тестирование) |
||||||
Класс |
Кол-во учащихся |
Выполняло работу |
Не достигли базового уровня Менее 50 % выполненных заданий |
Критическое значение базового уровня От 50-65% |
Перспективное значение базового уровня От 65-80% |
Повышенный уровень овладения МР От 80-100% |
4 «А» |
27 |
24 |
4 |
3 |
7 |
10 |
4 «Б» |
26 |
26 |
6 |
5 |
5 |
10 |
4 «В» |
15 |
12 |
1 |
4 |
7 |
0 |
Русский язык (тестирование) |
||||||
Класс |
Кол-во учащихся |
Выполняло работу |
Не достигли базового уровня Менее 50 % выполненных заданий |
Критическое значение базового уровня От 50-65% |
Перспективное значение базового уровня От 65-80% |
Повышенный уровень овладения МР От 80-100% |
4 «А» |
27 |
23 |
6 |
5 |
4 |
8 |
4 «Б» |
26 |
25 |
6 |
2 |
9 |
8 |
4 «В» |
15 |
12 |
4 |
4 |
2 |
2 |
Окружающий мир (тестирование) |
||||||
Класс |
Кол-во учащихся |
Выполняло работу |
Не достигли базового уровня Менее 50 % выполненных заданий |
Критическое значение базового уровня От 50-65% |
Перспективное значение базового уровня От 65-80% |
Повышенный уровень овладения МР От 80-100% |
4 «А» |
27 |
25 |
2 |
2 |
6 |
15 |
4 «Б» |
26 |
26 |
1 |
7 |
7 |
11 |
4 «В» |
15 |
12 |
3 |
6 |
3 |
0 |
РЕЙТИНГ по школе
Формирования предметных компетенций учащихся
Русский язык
Учащихся, набравших от 75% и выше от максимально возможного балла - 19
Учащихся не прошедших порог, набравших менее 50% от общего кол-ва баллов - 16
Математика
Учащихся, набравших от 75% и выше от максимально возможного балла - 27
Учащихся не прошедших порог, набравших менее 50% от общего кол-ва баллов - 12
Окружающий мир
Учащихся, набравших от 85% и выше от максимально возможного балла - 24
Учащихся не прошедших порог, набравших менее 50% от общего кол-ва баллов - 6
Метапредметные результаты УУД
Комплексная работа
Учащихся, набравших от 75% и выше от максимально возможного балла - 17
Учащихся не прошедших порог, набравших менее 50% от общего кол-ва баллов - 14
Выводы:
Полученные данные позволяют предполагать, что в сфере регулятивных действий у учащихся лучше сформирована исполнительская дисциплина.
Анализ представленных работ показывает недостаточную сформированность способности принимать и сохранять учебную задачу.
Недостаточное внимание уделяется формированию коммуникативных умений.
Недостатки в формировании регулятивных и коммуникативных действий становятся особенно заметны при решении учащимися учебных задач. При решении практических проблем, исследовательских задач количество учащихся, не достигших базового уровня, возрастает.
Полученные данные позволяют предположить существование как минимум двух различных стратегий развития: ориентацию на достижение базового уровня большинством учащихся и ориентацию на максимальное развитие всех учащихся.
В своей дальнейшей деятельности планирую учесть недостатки, выявленные в ходе проверки качества усвоения программы и работать над их устранением.
В процессе работы в пятом классе учителям- предметникам целесообразно учитывать достижения четвероклассников и продолжать работу по развитию у них интереса к предмету, решению поисковых и исследовательских задач.
Индивидуальные траектории обучения учащихся, демонстрирующих повышенный и высокий уровни достижений целесообразно формировать с учетом интересов этих учащихся и их планов на будущее. При наличии устойчивых интересов к учебному предмету и основательной подготовки по нему эти учащиеся могут быть вовлечены в проектную деятельность по предмету и сориентированы на углубленное изучение предмета.
Организация работы с детьми, демонстрирующими высокий уровень образовательных достижений. Для организации работы с учениками в 5 классе выделили детей с высоким уровнем образовательных достижений (на основе рейтинга по каждому предмету). Для организации работы в данном направлении необходимо привлечь высоко профессиональные кадры ОУ, включая преподавателей из основной школы и психологов, которые смогут провести дополнительные обследования детей и разработать индивидуальные рекомендации по формированию образовательных траекторий обучения учащихся с высокими результатами в 5 классе.
Организация работы с детьми, не освоившими требования ФГОС на базовом уровне.
Выделена группа детей, не освоивших требования стандартов на базовом уровне. После получения данных по этим работам предлагается использовать дополнительные методики для выявления причин, объясняющих полученные результаты. Для организации работы в данном направлении необходимо так же привлечь высоко профессиональные кадры ОУ, включая преподавателей из основной школы и психологов, которые смогут провести дополнительные обследования детей и разработать индивидуальные рекомендации по оказанию индивидуальной помощи учащимся с проблемами в обучении в 5 классе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.