За последние двадцать лет настольный теннис сделал большой шаг вперед, претерпел много изменений, в связи с этим спортсменам приходится подстраиваться под изменяющиеся условия и правила игры. В настоящее время встал вопрос об оптимизации техники игры и передвижений вдоль стола, диктуемые современными условиями игры в настольный теннис, а именно тенденция развития скоростно-силовой игры около стола. Анализ литературных источников показал, что данный вопрос, в условиях современного развития настольного тенниса изучен недостаточно.
«ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ВДОЛЬ СТОЛА
В НАСТОЛЬНОМ ТЕННИСЕ»2
СОДЕРЖАНИЕ
1.6 методика начального обучения игроков в настольный теннис..................................................................203
ВВЕДЕНИЕ
АКТУАЛЬНОСТЬ. Современный спорт быстро движется по пути
прогресса. Не отстает от прогресса и настольный теннис. Проводятся
широкие исследования в области спортивной подготовки, спортивной
тренировки и спортивных соревнований, а также других серьезных
обобщающих исследований.
За последние двадцать лет настольный теннис сделал большой шаг
вперед, претерпел много изменений, в связи с этим спортсменам приходится
подстраиваться под изменяющиеся условия и правила игры. В настоящее
время встал вопрос об оптимизации техники игры и передвижений вдоль
стола, диктуемые современными условиями игры в настольный теннис, а
именно тенденция развития скоростносиловой игры около стола. Анализ
литературных источников показал, что данный вопрос, в условиях
современного развития настольного тенниса изучен недостаточно.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ. Спортсмены 1012 лет занимающиеся в
ДЮСШ настольным теннисом.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ. Техника передвижения вдоль стола в
настольном теннисе.
ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ. Можно предположить, что изменив
положения тела относительно стола, скорость передвижения вдоль стола
увеличится при перемещении в нейтральной стойке лицом к столу.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА. Разработана усовершенствованная методика по
обучению юных спортсменов технике передвижения вдоль стола.
методика
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ.
обучения юных спортсменов передвижению вдоль стола позволяет отступить
Усовершенствованная
от «классических стоек», уменьшить количество шагов, тем самым увеличить
скорость передвижения. Передвижения вдоль стола в нейтральной стойке
позволяет всегда находиться мячу перед корпусом игрока, что позволяет4
лучше контролировать скорость, вращение и направление мяча. На основании
разработаны
полученных результатов педагогического эксперимента
практические рекомендации по обучению юных спортсменов передвижению
вдоль стола.5
ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Тенденции развития современной игры в настольный теннис
Настольный теннис относится к числу технически сложных
комплексных видов спорта. Настольный теннис включает как техническую,
так и физическую и психологическую подготовку спортсменов. Приемы,
используемые в настольном теннисе, крайне разнообразны; выбор конкретного
варианта выполнения удара зависит от множества факторов, начиная от
свойств инвентаря и заканчивая особенностями предыдущего удара
соперника. Удар, ожидание, анализ ситуации, принятие решения и новый удар
это те этапы, которые постоянно повторяются во время игры у стола [20].
Внешний вид игры, равно как и непосредственные действия спортсмена
зависят от разных факторов, в том числе от размера игровой площадки,
скорости полета мяча, скорости удара и времени, необходимого для принятия
решения и ответной реакции. Так во время мощных завершающих ударов мяч
достигает скорости 140 км/ч, тогда как при защите подрезкой скорость мяча
едва ли выше 25 км/ч. Скорость движения кисти игровой руки при
завершающем ударе может доходить до 6070 км/ч. Вращение мяча может
доходить до 170ти оборотов в секунду, то есть больше чем 10 000 оборотов в
минуту. Время контакта мяча и ракетки во время удара приблизительно равно
1 /1000 секунды [52]. Другими словами, расстояние, которое успевает пройти
ракетка в момент касания с мячом, лежит в диапазоне от 0,2 до 1 см.
Настольный теннис состоит из сложных и не всегда однозначных
последовательностей движений (открытых кинематических цепей), поэтому
лишь в 40% случаев можно применять заранее отработанные схемы
двигательной активности. Успех в настольном теннисе базируется на6
«правильном ударе, выполненном в нужный момент». Это означает, что когда
спортсмен принял решение выполнить конкретный удар, он должен начать и
закончить игровое движение в строго определенное время, связанное с
особенностями полета мяча[55] .
Знание актуальных проблем состояния и перспектив развития
настольного тенниса является важным моментом не только в успешной работе
тренера, но и в эффективной игровой деятельности спортсмена. Ведь начиная
подготовку юного теннисиста, необходимо не только правильно его
тренировать, но и формировать основы той техники и тактики игры, которая
будет в настольном теннисе через 10—12 лет, а для этого необходимо знать
перспективы и тенденции развития игры [42]. И в связи с этим необходимо
руководствоваться в своей деятельности приоритетными установками,
намечать и выбирать в процессе тренировок и соревнований не только
кратчайшие, но и перспективные пути к достижению намеченных целей [48].
За последние пятьдесят лет настольный теннис претерпел огромные
изменения. Существенно улучшились методы тренировки, расширились
границы профессионализма, но и, помимо всего этого, усовершенствование
игровых материалов также изменило настольный теннис. Покрытие ракетки
слоем постоянно улучшалось, что способствовало быстроте игры и удобству
держания ракетки (хватки). Большие изменения в настольном теннисе
произошли изза усовершенствования игровых материалов, что повлияло на
развитие техники и тактики игры. Игровые материалы продолжают
усовершенствоваться и сегодня, и это определяет направление развития
техники ударов и самой игры [15].
Важным фактором развития в настольном теннисе высших достижений
является накопление новшеств, а не просто текущая мобилизация научных и
материальных ресурсов. Сам по себе процесс подготовки теннисистов7
высшего класса сегодня требует принципиальной его ориентации на поиск
новых форм, средств и методов спортивного совершенствования [31]
Отмечается все большее тактическое разнообразие игры, обусловленное
турнирной стратегией и тактикой с учетом качеств конкретного соперника.
Возрастают интенсивность и мощь игры, повышается значимость каждого
игрового эпизода, увеличивается количество мячей, разыгрываемых в
процессе единоборства, что в конечном итоге сказывается на увеличении
напряженности матча (максимальное использование игрового пространства
стола и т.п.). Существенно возросло количество встреч, требующих
предельной психической мобилизации [34].
Можно сформулировать следующие тенденции развития игры.
1. Универсальный стиль игры, обеспечивающий высокую скорость
полета и вращение мяча. Способность противостоять односторонним
стилевым направлениям.
2. Способность вести активную, наступательную игру как в ближней,
так и в средней зонах, гибкая смена игровых зон без потери инициативы.
3. Сложность и острота подготовительных и промежуточных действий.
4. Использование технических приемов с приданием нижнего вращения
по восходящему мячу в ходе промежуточной игры.
5. Возрастание роли такого фактора, как направление мяча, точка его
приземления.
6. Возрастание объема технических элементов, придающих мячу
боковое вращение.
7. Высокая значимость уровня психологической подготовленности.
8. Повышение надежности соревновательной деятельности (СД),
выражающееся в поддержании высокого уровня ее эффективности на
протяжении длительных матчей с различными соперниками и в различных
условиях [40].8
Есть явные новации в учебнотренировочном процессе. Широко
внедряются технические средства. Возрастает качество подготовки
высококвалифицированных теннисистов, которое все в большей степени
определяется квалификацией и способностями тренерского состава к
управленческой деятельности. Поиск нового меньше всего пока что
затрагивает сферу социальнопсихологических механизмов деятельности
теннисиста
что
высококвалифицированная команда представляет собой сложный
в игровом коллективе,
хотя очевидно,
конгломерат незаурядных выдающихся личностей с явно лидерскими
наклонностями, управление которыми требует мудрости и такта, основанных
на новейших социальнопсихологических технологиях [43].
1.2 Игровая стойка теннисиста
В современном настольном теннисе классические стойки почти
утратили свою значимость. Игроки высокого уровня предпочитают играть в
нейтральной или правосторонней стойке, как справа, так и слева. Стойка
стала шире и ниже. Передвижения стали носить более быстрый характер.
Ноги не стоят на месте, при каждом ударе работают как пружина, находятся в
действии и готовы двигаться в любом направлении.
В нейтральном положении теннисист обычно стоит лицом к столу, ноги
на ширине плеч или чуть шире, носки несколько разведены в стороны, пятки
приподняты, вес тела приходится на носки, ноги согнуты в коленях, которые
слегка направлены внутрь. Туловище слегка наклонено вперед, плечи
раскрепощены, рука, держащая ракетку, согнута под прямым углом и
находится перед туловищем, голова поднята, взгляд направлен вперед, чтобы
следить за полетом мяча. Такое исходное положение позволяет быстрее всего
и с наименьшими затратами сил переместиться в нужном направлении. В то
же время стойка должна быть устойчивой [2] .9
Из стойки на слишком прямых ногах с несколько отклоненным назад
центром тяжести трудно быстро начать движение. Прямыми ногами трудно
сильно и далеко оттолкнуться, в то время как согнутые ноги, как заряженные
пружины, готовы быстро «сработать» для любого способа передвижений. А
исходное положение игрока на носках, с перенесенным вперед центром
тяжести, позволяет ему с меньшими усилиями начать движение в нужном
направлении [11] .
Однако каждый играющий выбирает удобную для себя стойку: чуть
ближе или дальше от стола, правее или левее его середины. Выбор стойки
зависит от роста игрока, его физических данных, скорости реакции,
координации движений, особенностей техники и стиля игры. Так, если
теннисист высокого роста с длинными конечностями, то ему желательно
стоять чуть дальше от стола, чем игроку более низкого роста. Для того чтобы
определить, на каком расстоянии лучше располагаться, нужно встать у стола
в нейтральной стойке таким образом, чтобы ракетка, находящаяся перед
тобой в чуть согнутой руке, слегка касалась заднего края стола [12] .
Центр тяжести тела это точка, в которой вес всех отдельных частей
тела уравновешен. Смещение центра тяжести зависит от положения тела
игрока. Устойчивость напрямую зависит от ширины стойки (расстояние
между ступнями) и от того, на какой высоте находится центр тяжести тела.
Чем шире стойка и чем ниже находится центр тяжести, тем лучше
устойчивость. При этом нужно помнить, что чем в более устойчивом
положении находится спортсмен, тем больше энергии ему надо затратить на
выполнение того или иного движения, и наоборот [27] .
Из сказанного выше можно сделать вывод, что стойка должна
подбираться не только под физиологические характеристики конкретного
игрока, но и под его манеру игры. Иными словами, стойка должна10
обеспечивать достаточную устойчивость при ударе, но при этом не сковывать
свободу движений спортсмена при переходе от одного удара к другому [30] .
Движением управляет нервная система. Зрительный образ (сигнал)
воспринимается глазом, преобразуется в импульс и по нервам направляется в
мозг. Сигнал проходит от глаза до коры головного мозга, попадает в центр
памяти, который его фиксирует, а затем в средний мозг. После этого сигнал
формируется снова и как команда посылается в мозжечок, который управляет
движением, и передается по нервам спинного мозга в мышцы. Весь этот
процесс, во многом еще неизвестный, происходит очень быстро, но все же с
момента получения сигнала до момента ответа на полученный сигнал
проходит некоторое время, известное как время реакции. Это то время,
которое необходимо спортсмену для того, чтобы среагировать на импульс, то
есть на приходящий мяч. Время реакции зависит от того, насколько
однозначно надо действовать в ответ на импульс. Соответственно, различают
простой и альтернативный способы реакции. Простым называется такой
способ реакции, когда спортсмен заранее знает, как следует принимать
конкретный мяч. Альтернативным называется такой способ, когда спортсмен
должен выбрать оптимальный способ действия уже после получения
зрительного образа. Как правило, теннисисты имеют дело с альтернативным
способом реакции, поэтому времени на ответное действие у них остается еще
меньше. Таким образом, очень важную роль играет способность
прогнозировать события, то есть спортсмен должен стараться предвидеть
развитие игровой ситуации, что позволило бы ему заранее планировать свои
действия [41] .
1.3 Работа ног в настольном теннисе
Правильная работа ног позволяет игроку, вопервых, своевременно
выйти к мячу и занять оптимальную позицию для нанесения удара, а во11
вторых, вложить в удар больше энергии и сделать его мощнее. Нельзя сделать
технически правильный удар, не заняв правильную позицию по отношению к
приходящему мячу [46]. Благодаря работе ног игрок перемещается в
выгодное для нанесения конкретного удара положение. Перемещаясь у стола,
спортсмен постоянно следит за тем, чтобы оказываться в «идеальной»
позиции для приема того или другого мяча. Иными словами, теннисист
разворачивает корпус лицом по направлению к приходящему мячу, встает на
оптимальном расстоянии от места соударения мяча с ракеткой, принимает
позицию, удобную для выполнения удара т.д. Понятно, что в такой быстрой
игре как настольный теннис, когда на протяжении встречи ситуация меняется
молниеносно и часто непредсказуемо, невозможно каждый удар выполнить из
оптимального исходного положения [13] .
Движения игрока, обеспечивающие выход на оптимальную исходную
позицию во время розыгрыша мяча, должны быть очень быстрыми. При этом
игрок должен выдвигаться на позицию для следующего удара не только
быстро, но и максимально "экономно", не совершая лишних движений [49].
Специфика работы ног зависит от того, в какой игровой зоне
преимущественно играет спортсмен. Для зоны 12 м от стола характерны
перемещения с малой амплитудой, в основном в боковом направлении: слева
направо и обратно. Для зоны 23 м от стола характерны перемещения со
средней амплитудой в боковом направлении и по диагонали. Для зоны 35 м
характерны перемещения по диагонали и впередназад [18]. Наиболее общее
правило для любых перемещений перед столом передвигаться надо
короткими шагами, что позволяет лучше удерживать равновесие и дает
возможность занять устойчивую исходную позицию для удара [29]. Во время
движения центр тяжести должен смещаться в боковых и переднезаднем
направлениях, благодаря чему он все время находится в одной плоскости.
Двигаясь подобным образом, игрок не теряет времени на перемещения12
корпуса вверхвниз и ему легче выйти на исходное положение для выполнения
удара [19]. Все передвижения должны выполняться в очень быстром темпе,
начало движения должно быть мощным, «взрывным», а торможение
моментальным. Любые дополнительные шаги в изначальном направлении
после выполнения удара ведут к потере времени и делают возврат в основную
стойку весьма проблематичным. Для хорошей работы ноги игрока должны
быть достаточно сильными [14] .
Схема работы ног, которую выбирает игрок, зависит от конкретной
игровой ситуации, умений и индивидуальных возможностей спортсмена [51].
На практике игроки применяют не только разные схемы работы ног, но
зачастую используют комбинации из двух или более схем. Игроки высокого
мирового уровня используют преимущественно правостороннюю стойку для
игры, как справа, так и слева [40].
1.4 Способы передвижений в настольном теннисе
Быстрая смена игровых ситуаций требует от теннисиста частой и
рациональной смены исходных положений. Передвижения основа игры в
настольный теннис. С ускорением темпа игры и сокращением времени
розыгрыша очка все важнее становится своевременность и точность
передвижений [3].
Перемещения теннисиста во время игры должны носить рациональный
характер и выполняться как можно в более короткий промежуток времени
между ударами, а не в момент выполнения технического приема [47].
Во время игры теннисист вынужден перемещаться различными
способами и в разных направлениях: вперед, назад, влево, вправо, по
диагонали [12]. Передвижения теннисиста базируются на шагательных
движениях, но отличающихся от естественных шагов при ходьбе. Это
обусловлено тем, что игрок перемещается на различные отрезки дистанции и в13
различных направлениях и должен постоянно находиться в игровой стойке и
состоянии повышенной готовности к выполнению различных технических
приемов [20] .
Основным способом передвижений в игре являются шаги. Однако
может быть и бесшажный способ передвижения.
В бесшажном передвижении спортсмен не отрывает ног от опоры, а
перемещает только отдельные звенья опорнодвигательного аппарата. Такое
перемещение может быть выполнено:
без переноса центра тяжести (вынос руки в нужную точку траектории
полета мяча);
с незначительным переносом центра тяжести на ту или иную ногу;
с полным переносом центра тяжести на одну из ног. Чаще всего этот
способ применяется при приеме подачи или при выполнении технических
приемов по отношению к мячу, оказавшемуся рядом с теннисистом.
Шаги применяются чаще всего при перемещениях теннисиста на
незначительные расстояния или чтобы занять правильную позицию.
Под шагом понимают любое перемещение ноги с одновременным
переносом центра тяжести тела на эту ногу, которая в таком случае считается
шаговой, или переносной, а другая — опорной, или толчковой.
При этом можно выделить три основных типа шага по ширине:
неполный, или незначительный, полушаг;
средний, или обычный;
широкий.
Неполный шаг называют также полушагом.
Центр тяжести
перемещается одновременно с шаговой ногой в направлении передвижения, а
при выполнении удара переносится на опорную ногу с выносом ее вперед.
Полушаг выполняется в любом направлении, но шаговая нога при этом не14
пересекает линию опоры другой ноги. Такой способ передвижения называется
одношажным [20] .
Дать ссылку на рисунок 115
Способы передвижения
Бесшажный
шаги
прыжки
рывки
Без переноса
общего центра
тяжести ОЦТ
С небольшим
переносом
ОЦТ
С полным
переносом
ОЦТ
одношажный
выпад
переступание
приставной
скрестный
С двух ног на
две
С двух ног на
одну
С правой
ноги
С левой ноги
С одной ноги
на другую
С поворотом
туловища
С наклоном
туловища
вперед
В сторону
передний
задний
Рисунок 1. Основные способы передвижения теннисиста(указать
источник)
Одношажный способ применяется для перемещения теннисиста на
незначительные расстояния или для занятия нужной позиции, при этом
шаговой является ближняя к мячу нога, а другая занимает позицию,
необходимую для выполнения удара. Удар также может выполняться
одновременно с шагом другой ноги, что значительно увеличивает силу удара.
В зависимости от расстояния до мяча первый шаг может быть широким,
обычным или незначительным. Непосредственно в игре теннисисты
выполняют технические приемы в движении, т.е. с шагом вперед, вкладывая
при этом в удар вес тела. К разновидностям одношажного способа
передвижений относят переступания и выпады [10].16
Переступания применяются для поворотов на месте или
незначительного передвижения впередназад, возможно сочетание двух, трех
или более полушагов. Игрок как бы топчется на месте [32].
Выпады применяются для выполнения одиночных защитных ударов.
При отражении мяча делается быстрый очень широкий шаг правой или левой
ногой в направлении предполагаемой точки удара и, после выполнения этого
удара, толчком впереди стоящей ноги производится возвращение в исходную
позицию. При выпаде игрок как бы садится в «полушпагат». При выполнении
выпада происходит перемещение центра тяжести с одновременным
выполнением широкого шага, при котором нога в коленном суставе сгибается
больше обычного, что затрудняет быстрое возвращение в исходное положение
[53] .
Такой способ передвижения, как выпад, чаще применяют теннисисты
защитного, чем атакующего, стиля. Выпады помогают приему коротких или
косых мячей [17] .
Приставные шаги, как правило, применяются для перемещений вдоль
стола вправовлево. При этом первый, основной шаг выполняется ближней к
мячу ногой, а вторая нога подтягивается до уровня основной стойки [1] .
При значительном удалении мяча игрок может выполнить несколько
приставных шагов [55] или скрестный шаг [4] .
Скрестные шаги теннисисты часто используют при перемещениях на
более длинные расстояния и игре на средней или дальней дистанции от стола.
[4] При выполнении этого способа передвижения шаговая нога может
переноситься впереди опорной — передний скрестный шаг или сзади задний
скрестный шаг, затем опорная нога подтягивается до расстояния
первоначальной позиции [54] .
Обычно скрестные шаги выполняют с поворотом туловища и
последующим переступанием. При этом движение в направлении полета мяча17
начинает не ближняя, а дальняя (разноименная) к мячу нога. Например, при
передвижении вправовперед нужно сделать шаг левой ногой [52] .
Удобно применять скрестные шаги при диагональных передвижениях.
Причем для диагональных передвижений вперед используют передний
скрестный шаг [20].
Работу ног в игре так же, как и ударное движение, можно разделить на
три основные фазы: подготовительную, рабочую (ударную) и заключительную.
В подготовительной фазе ударного движения ноги осуществляют выход
в позицию для удара. В этой фазе возможно выполнение всех перечисленных
вариантов передвижений.
В рабочей (ударной) фазе ноги принимают участие в непосредственной
реализации удара, выполняя при этом лишь бесшажные и одношажные
перемещения в направлении удара.
В заключительной фазе теннисист заканчивает ударное движение и
принимает стойку наивысшей готовности к началу следующего удара. В связи
с тем, что в данной фазе движения ног в основном зависят от сложившейся
игровой ситуации, очень часто изза лимита времени эта фаза переходит в
подготовительную для следующего удара. При передвижении теннисиста к
мячу во время игры возможны сочетания двух, трех и более способов
перемещения. Критерием мастерства является рациональность движений [10].
Работа ног, безусловно, определяет результативность игроков
нападающего стиля и, даже в большей мере, защитников. От зоны игры
зависят способы передвижений: в ближней зоне нужны быстрые перемещения
— в основном вправовлево, в средней зоне — чаще боковые, а также
диагональные средней быстроты, в дальней зоне (3 — 5 м от стола) такие же,
как и в средней зоне, и кроме того, передвижения впередназад [13].
Принято считать, что перемещение на короткие расстояния следует
начинать с близстоящей к столу ноги. Однако такие факторы развития18
настольного тенниса как убыстрение темпа игры, рост требований к
надежности ударов, увеличение силы топспинов, развитие способов приема и
обработки мячей с сильным вращением привели к тому, что спортсмен все
чаще оказывается в нестандартных ситуациях [4]. Вопрос о том, с какой ноги
необходимо начинать движение, решается в современной игре в зависимости
от следующих факторов:
от того, на какой ноге сосредоточен центр тяжести в момент начала
движения, толчковой должна быть та нога, на которую в данный момент
перенесен центр тяжести;
от расстояния, на которое нужно переместиться, при перемещении на
большое расстояние от одного угла стола до другого требуется сделать
иногда до трех приставных шагов, но если расстояние короткое, например,
при выполнении удара справа, то, чтобы отразить мяч, часто бывает
достаточно сделать только один скрестный шаг или выпад, что особенно
целесообразно, если двигаться нужно не только в сторону, но вперед в
сторону;
от того, в каком направлении нужно начинать движение и какой
технический прием будет выполнен, этот вопрос возникает при приеме
короткого мяча, когда игроку нужно переместиться вперед, либо при приеме
длинного мяча, летящего в направлении центра тяжести принимающего; в
обоих случаях выбор ноги, начинающей движение, зависит от того, каким
способом спортсмен намерен сыграть мяч [54].
Однако при обучении необходимо добиваться отработки начала
движения с той ноги, которая ближе к направлению движения. Только
правильное и рациональное выполнение различных способов передвижения
закладывает основу техники и ритма работы ног[20] .
Практикой настольного тенниса выработаны основные правила
передвижений, которых следует непременно придерживаться.19
1. Шаги должны быть короткими, так как нельзя терять равновесие и
надо вовремя встать в позицию удара.
2. Шаги не должны быть высокими, чтобы не терять время и равновесие.
3. Шаги должны быть быстрыми: импульс к движению должен быть
мощный и динамичный.
4. Не надо делать лишних шагов — это трата лишнего времени.
5. Все шаги в игре применяются в комбинациях.
6. Выбор способов перемещения зависит от игровой ситуации и от
индивидуальных возможностей игрока. Важно, чтобы игрок не тянулся к
мячу, а подходил, чтобы выполнить свой сильнейший технический прием [56].
1.5 Структура движения при ударе
По определению, удар приводит к изменению положения тела или
изменению центра тяжести тела относительно наблюдателя или системы
координат. Функциональность скелета человека и его мускулатуры делает
возможным совершать широкий диапазон движений. К сожалению,
биомеханический анализ движения в настольном теннисе только начинает
проводиться, а он весьма важен [19].
Скелет поддерживает все тело, а конечности совершают движение
благодаря суставам. Строение тела обуславливает двигательную механику и,
особенно, силовые и скоростные возможности. Сила мышц управляет
движением суставов и определяет уровень двигательных возможностей.
Нервная система управляет движениями. Чтобы совершать движения
последовательно и экономно, необходимо следовать биомеханическим
законам [19].
Удар в настольном теннисе представляет собой кинематическую цепь, в
которой первоначальный импульс передается от мышц ноги к туловищу, затем
к плечу, предплечью, локтю и, наконец, запястью, т.е. от частей тела с20
большей массой к частям тела с меньшей массой. Такая кинематическая цепь
в целом облегчает осуществление точного удара с максимальной силой, но
такой удар требует достаточно пространства и времени. Чем меньше будет
пространства и времени в распоряжении игрока, тем короче будет
кинематическая цепь. Когда быстрый удар осуществляется очень близко к
столу, основной импульс идет только от локтя к запястью. Чем больше
пространства и времени, тем больше звеньев в цепи [9].
1.6 Методика начального обучения игроков в настольный теннис
Для подготовки игроков в настольный теннис на первое место
выступает обучение двигательным действиям, которое определяется как
процесс взаимодействия между тренером и учеником, в результате которого у
занимающегося формируются двигательные умения и навыки [22] .
Основные методические принципы:
Принцип сознательности и активности данный принцип базируется на
закономерности единства сознания и деятельности человека, так как сознание
управляет деятельностью и чем оно выше, полнее и глубже, тем деятельность
становится эффективнее.
Принцип наглядности в основе этого методического принципа лежит
закон о единстве чувственной и логической ступеней познания, основанного
на тесном взаимодействии первой (чувство) и второй (слово) сигнальных
систем. Особенно важно применение данного принципа на начальном этапе
обучения. Реализация данного принципа заключается в создание зрительного
двигательного представления об изучаемых двигательных действиях,
комбинаций и тактических приемов.
Принцип доступности и индивидуализации каждому занимающемуся
нужно обеспечить наиболее оптимальные условия для развития физических
качеств, формирования двигательных умений и навыков. При этом для
решения одной и той же задачи тренер должен подбирать средства и методы21
ее решения с учетом индивидуальных особенностей теннисиста и стиля его
игры.
Принцип систематичности регулярность занятий на протяжении всего
периода обучения и совершенствования теннисистов, рациональное
чередование нагрузок и отдыха способствует росту мастерства.
Принцип прогрессирования тенденция постепенного и неуклонного
повышения требований к занимающимся. Построение тренировочного
процесса должно обеспечивать рост тренированности теннисистов. Каждый
новый годовой цикл должен начинаться на более высоком исходном уровне
[20].
Формирование техники игры рассматривается как процесс обучения
каждому отдельному действию и состоит из трех последовательных этапов.
1.
Этап начального разучивания действия – формирование
основ техники на уровне предумения и предполагающего выполнения
действия в общих чертах.
2.
Этап углубленного разучивания действия сопряжен с
формированием двигательного умения.
3.
Этап закрепления и дальнейшего совершенствования
предполагает формирование двигательного навыка.
Данные этапы обучения соответствуют физиологическим и
педагогическим фазам формирования двигательного навыка [55].22
ГЛАВА II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ
ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Цель и задачи исследования
ЦЕЛЬ РАБОТЫ. Усовершенствовать методику обучения технике
передвижения вдоль стола юных спортсменов занимающихся в ДЮСШ
настольным теннисом.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ. Усовершенствовать методику обучения технике
передвижения вдоль стола в настольном теннисе юных спортсменов ДЮСШ.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ литературы по изучаемой проблеме.
2. Проанализировать особенности современной техники передвижения
игроков высокой спортивной квалификации и юных спортсменов,
занимающихся в ДЮСШ.
3. Дать сравнительную характеристику технике передвижения в
зависимости от занимаемого положения около стола.
4.
Разработать рекомендации по обучению современному
передвижению вдоль стола.
2.2. Методы исследования.
Для решения поставленных задач были использованы следующие
методы исследования.
1. Анализ информационных источников.
2. Педагогическое наблюдение
3. Тестирование
4. Педагогический эксперимент
5. Статистическая обработка данных23
Анализ информационных источников
Анализ специальных научнометодических литературных источников
проводился с целью выявления состояния вопроса по технике передвижения
спортсменов в настольном теннисе. Особое внимание уделялось изучению
методики обучения стойкам и передвижению. Всего было проанализировано и
изучено 55 литературных источников ведущих специалистов в области
настольного тенниса, по вопросам методики обучения технике и тактики этой
игры.
Педагогическое наблюдение
Педагогическое наблюдение за техникой передвижения проводилось на
соревнованиях: клубный Чемпионат России сезон 20132014 гг., Чемпионат
Москвы 2013 г., а также по видеозаписям: Протур 2014г., командный
чемпионат Европы 2014г. Особое внимание обращалось на стойки
теннисистов во время приема подачи, на занимаемые позиции ног во время
розыгрыша очка, технику передвижений во время игры, и особенно на технику
выполнения скрестных шагов используемых сильнейшими игроками для
выхода на косой мяч.
Педагогические наблюдения также проводились в детской юношеской
спортивной школе (указать какой) за детьми 1015 лет??. Обращалось
внимание на способы передвижения детей во время тренировочного процесса
и методику обучения технике передвижения юных теннисистов.
Этот абзац в результаты.
В ходе наблюдения было выявлено, что теннисисты играют в
классических стойках боком к столу, вынуждены пропускать мяч за линию
корпуса во время игры, вследствие чего удар слева чаще всего совершается по
боковой части мяча, играют по опускающемуся мячу и совершают большое
количество ненужных шагов и переступаний во время розыгрыша.24
Тестирование
Для оценки скорости передвижения и физической подготовленности
юных спортсменов использовались следующие тесты на передвижение.
Тестирование состояло из трех заданий на передвижение. Тесты
давались от простого к сложному. Время на выполнение каждого теста
составляло одна минута. В каждом тесте считалось количество попаданий
мяча на стол в передвижении, упражнения выполнялись без остановки.
Результат попадания мяча на стол фиксировался в протокол.
1тест. Упражнение №1 на передвижение вдоль стола: Справа из
двух точек справа из правого угла, справа из центра. Задача: перемещение
лицом к столу, прием мяча перед линией корпуса, большое количество
повторов упражнения.
Рисунок 2. Схема выполнения первого теста.
2 тест. Упражнение №2 на передвижение вдоль стола: Треугольник
справа из правого угла, слева из левого угла. Задачи: передвижение25
приставными шагами вдоль стола, мяч играть в верхней точке и перед
собой, большое количество повторов в упражнении.
Рисунок 3. Схема выполнения 2го теста.
Упражнение №3 на длинное передвижение вдоль стола
3 тест.
скрестным шагом. Слева из левого угла, справа из левого угла с захода,
справа из правого угла.
Рисунок 4. Схема выполнения третьего теста.
Педагогический эксперимент26
Для выявления эффективности усовершенствованной методики
обучения юных теннисистов технике передвижения вдоль стола нами был
проведен педагогический эксперимент. Группа детей, занимающихся в
ДЮСШ на базе МСА «Лужники», в возрасте 1012 лет проходила обучение
под моим руководством в течение полугода с апреля 2014 по октябрь 2014
года. В эксперименте приняло участие 10 спортсменов в возрасте от 10 до
12 лет, имеющих III юношеские разряды.
Первый этап тестирования проводился в апреле 2014 года, до начала
обучения группы основам передвижения вдоль стола. Тестирование
состояло из трех заданий на передвижение, позволяющих оценить степень
физической подготовленности спортсменов. Задания строились от
простого к сложному. Времени на выполнения задания давалась одна
минута. Считалось количество попаданий мяча на стол в передвижении,
упражнения выполнялись без остановки. Результат попадания мяча на стол
фиксировался в протокол.
В ходе эксперимента с детьми была проведена большая работа по
теоретической, общей и специальной физической подготовке. Юные
спортсмены просматривали видеозаписи, учились анализировать игру
спортсменов высокой квалификации, вели спортивные дневники.
Тренировки проходили 5 раз в неделю по 2 часа. Один день в неделю
уделялся ОФП. Тренировка состояла из трех частей: Подготовительная,
основная и заключительная. Подготовительная часть включала в себя
общую физическую разминку и специальную физическую разминку, а
именно имитацию с ракетками игровых моментов, различные передвижение
в трехметровой зоне, прыжки, повороты корпуса.
Основная часть тренировки проходила на столах. Для повышения
эффективности тренировки использовали большое количество мячей.
Задания давались на совершенствование техники игры и передвижения,27
начала атаки по срезке, подачи и игра после подачи, совершенствование
короткой игры в каче. Большое внимание уделялось играм на счет.
Заключительная часть тренировки включала в себя задания на
растяжку и гибкость.28
2.3 Статистическая обработка данных
Статистическая обработка результатов проводилась в программе
Microsoft Office Excel. Оценивались такие показатели математической
статистики как среднее значение выборки, дисперсия, стандартное
отклонение, минимальные и максимальные значения выборки. С помощью
диаграмм наглядно продемонстрировала прирост результатов (увеличение
количества попаданий мяча на стол) юных теннисистов в ходе эксперимента.
Прежде всего, вычислялся процент прироста количества попаданий в
упражнениях, как индивидуальные результаты каждого спортсмена, так и
средние значения по группе обучающихся.
Пр= (X2X1)/X1×100%
Также вычислялись среднее арифметическое значение
,
Среднее значение используется для оценки неизвестного
математического ожидания.
Стандартное отклонение – показывает, как распределены значения
относительно среднего в выборке.
Также вычислялись такие статистические значения: дисперсия,
минимальные и максимальные показатели количества попаданий мяча на стол.
Все вычисления проводились с помощью программы Microsoft Office Excel.
2.4 Организация исследования
Организация исследования проводилась в 3 этапа:
I этап. Сбор и изучение литературных источников. Уточнение объекта и
предмета исследования, формулировка гипотезы, постановка цели и задач.29
II этап. Педагогические наблюдения, проведение педагогического
эксперимента, проведение тестирований в начале и в конце эксперимента.
III этап. Статистическая обработка данных. Обобщение результатов
исследования. Оформление выпускной квалификационной работы.30
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1 Сравнительный анализ техники передвижения сильнейших азиатских
игроков и юных спортсменов ДЮСШ.
В настоящее время Китай лидирует в настольном теннисе, а китайские
спортсмены сильнейшие в мире. Настольный теннис имеет очень большой
престиж в Китае и считается национальным видом спорта.
Анализируя технику выполнения ударов и передвижений это то, что у
китайских спортсменов всех возрастов принципы выполнения ударов и
передвижений абсолютно одинаковые (от начинающего теннисиста до
взрослого). Даже невооруженным взглядом видны базовые основы техники
ударов и передвижений, закладываемые в детстве.
Китай вносит в настольный теннис новаторские идеи. В игре на счет
китайские спортсмены часто используют скрестный шаг, при передвижениях
на большие расстояния, спортсмены ставят скрещиваемую ногу в качестве
опоры и проводят более мощную атаку. В современном настольном теннисе
классические стойки почти утратили свою значимость. Игроки высокого
уровня предпочитают играть в нейтральной или правосторонней стойке, как
справа, так и слева. Однако, при выполнении удара важна работа корпуса,
которая заключается во вкладывании веса тела в удар и в «скручивании» в
тазовом отделе, что обязательно ведет к изменению положения ног,
скручивание таза способствует выносу ноги в сторону. Заметна также очень
широкая постановка ног при выполнении завершающей атаки справа.
Несмотря, на изменения инвентаря, а именно введение нового клея на
водной основе и изменение материала мяча, скорость игры увеличивается,
вынуждая игроков подходить ближе к столу.
Передвижения игроков высокого уровня стали носить более31
рациональный характер, розыгрыш мяча, в настоящее время, происходит в
ближней зоне у женщин и в ближней средней зонах у мужчин. Мужчины, в
основном используют правостороннюю игру, активные передвижения при
правосторонней игре предъявляют серьезные требования к уровню
физической подготовки. Ноги не стоят на месте, при каждом ударе работают
как пружина, находятся в действии и готовы двигаться в любом направлении.
Наблюдая, за обучением детей в спортивных школах, можно сделать
вывод, что обучение проводится классическим приемам настольного тенниса.
В результате, спортсмены играют в классических стойках боком к столу,
вынуждены пропускать мяч за линию корпуса во время игры, вследствие чего
удар чаще всего совершается по боковой части мяча. Дети играют по
опускающемуся мячу и совершают большое количество ненужных шагов и
переступаний во время розыгрыша. Спортсмены в выполнении простых
упражнений часто не доходят ногами до мяча, так как передвижению и
постановка ног уделяется недостаточно внимания в тренировочном процессе.
А неправильный выход на мяч это невозможность контролировать скорость,
вращение и направление полета мяча.
3.2 Методика обучения технике передвижения вдоль стола
Группа детей, занимающихся в ДЮСШ, в возрасте 1012 лет проходили
обучение технике передвижения вдоль стола по усовершенствованной
методике в течение полугода с апреля 2014 по октябрь 2014 года. Задача
обучения была поставлена в соответствии с предъявляемыми требованиями
современного настольного тенниса – скоростное передвижение вдоль стола.
Основными элементами обучения были стойки и передвижение вдоль
стола приставным и скрестным шагом. Если следовать гипотезе исследования:
скорость передвижения вдоль стола увеличится, если перемещаться в32
нейтральной стойке лицом к столу, был сделан уход от классических стоек в
полностью нейтральную. За счет чего было сокращено число шагов во время
передвижения в игре.
На срезку справа предлагалось выходить ближней к игровой руке ногой,
таким образом, вес тела переносится на эту ногу, что в дальнейшем не мешает
вернуться в исходное положение и не создает преград для последующего
хода. В случае такого выхода на срезку справа ракетка всегда находится
максимально под мячом, что дает больший контроль мяча и разные вариации
направления полета мяча.
Также спортсменам предлагалось попробовать совершенно новое
передвижение скрестным шагом. Такое передвижение выполняется после
захода в левый угол для топспина справа. Начинает движение дальняя нога
по отношению игровой, ближняя нога продолжает движение, делая скрестный
шаг. Такой шаг позволяет доставать косые мячи, после удара спортсмена
разворачивает в исходное положение. А удар выполняется с максимальной
амплитудой тела.
На протяжении шести месяцев со спортсменами была проведена работа
по теоретической, общей и специальной физической подготовке.
Дети просматривали видеозаписи и посещали турниры с участием
сильнейших игроков России и мира. Анализировали игру, вели дневники.
Занятия проходили с использованием большого количества мячей БКМ,
для повышения качества тренировки. Упражнения на столе были несложные,
на передвижение и стабильность, задания выполнялись ежедневно, иногда
менялась их последовательность.
заданиях
В тренировочных
приветствовалась стабильность выполнения и техника выполнения
(передвижение и удар).33
3.3 Оценка эффективности усовершенствованной методики обучения
технике передвижения вдоль стола
Педагогический эксперимент проводился с апреля 2014 года, до начала
обучения группы основам передвижения вдоль стола. В эксперименте
приняло участие 10 спортсменов в возрасте от 10 до 12 лет, имеющих III
юношеские разряды. Занимающиеся тренировались по усовершенствованной
методике обучения передвижениям вдоль стола. Тестирование испытуемых
было проведено в начале и в конце эксперимента по трем тестам на
передвижение, позволяющих оценить степень физической подготовленности
спортсменов и уровень владения техникой передвижений.. Задания строились
от простого к сложному. Времени на выполнения задания давалась одна
минута. Считалось количество попаданий мяча на стол в передвижении,
упражнения выполнялись без остановки. Результат попадания мяча на стол
фиксировался в таблицу.
Таблица 1. Результаты тестирования в начале педагогического
№
Ф.И.О
Андрей М.
1.
Егор М.
2.
Дима Д.
3.
Иван С.
4.
Эдгар С.
5.
6.
Полина Ш.
7. Мария А.
8.
Екатерина Н.
9. Милена Г.
10.
Вика Т.
эксперимента
1. Накат справа из
правого угла, накат
справа из центра
2. Треугольник,
накаты
3. Восьмерка из
левого угла, справа
из правого угла
38
40
40
50
35
45
42
45
41
38
42
46
45
53
41
48
44
47
42
38
31
37
33
49
30
40
36
40
34
3034
Дать анализ средних значений, кто лучше , кто хуже среднее по
группе и т.п.35
Второй этап тестирования проводился в конце эксперимента в октябре
2014 года. Спортсмены уже прошли обучение технике передвижения. Условия
тестирования не менялись. В ходе эксперимента были улучшены результаты
предыдущего тестирования.
Таблица 2. Результаты тестирования в конце педагогического
№ Ф.И.О
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8
9.
10.
Андрей М.
Егор М.
Дима Д.
Иван С.
Эдгар С.
Полина Ш.
Мария А.
Екатерина Н.
Милена Г.
Вика Т.
эксперимента
1. Накат справа из
правого угла, накат
справа из центра
2. Треугольник,
накаты
3. Восьмерка из
левого угла, справа
из правого угла
45
48
46
62
43
55
50
54
48
48
50
52
54
59
45
58
51
56
48
47
34
40
38
55
36
46
43
44
39
35
Таблица 3. Сравнительный анализ результатов тестирования до и после
эксперимента
№
Ф.И.О
1. Накат справа из
правого угла, накат
справа из центра
2. Треугольник, накаты
3. Восьмерка из левого
угла, справа из правого
до
После
разница
До
после
разница
до
угла
после
Разница1. Андрей М.
2.
Егор М.
3. Дима Д.
4. Иван С.
5. Эдгар С.
6. Полина Ш.
7. Мария А.
Екатерина
8.
Н.
9. Милена Г.
10
.
Вика Т.
38
40
40
50
35
45
42
45
41
38
45
48
46
62
43
55
50
54
48
48
36
42
46
45
53
41
48
44
47
42
38
7
8
6
12
8
10
8
9
7
10
50
52
54
59
45
58
51
56
48
47
8
6
9
6
4
10
7
9
6
9
31
37
33
49
30
40
36
40
34
30
34
40
38
55
36
46
43
44
39
35
3
3
5
6
6
6
7
4
5
5
Как видно из таблицы 3 количество попаданий при тестировании
испытуемых до проведения педагогического эксперимента существенно ниже
чем после проведения педагогического эксперимента, что подтверждает
прирост количества попаданий мяча на стол.37
Таблица 4. Статистическая обработка данных
1. Накат справа из правого угла,
накат справа из центра
2. Треугольник, накаты
3. Восьмерка из левого угла,
справа из правого угла
№
Ф.И.О
до
1 Андрей М.
2 Егор М.
3 Дима Д.
4 Иван С.
5 Эдгар С.
6 Полина Ш.
7 Мария А.
8 Екатерина Н.
9 Милена Г.
10 Вика Т.
счет
мин
мах
После
45
48
46
62
43
55
50
54
48
48
10
43
62
38
40
40
50
35
45
42
45
41
38
10
35
50
сред значение
дисп
стандоткл
41,4
49,9
18,71
4,33
31,88
5,65
прирост
16%
17%
13%
19%
19%
18%
16%
17%
15%
21%
10
13%
21%
17%
0,00
2%
До
42
46
45
53
41
48
44
47
42
38
10
38
53
44,6
17,82
4,22
после
50
52
54
59
45
58
51
56
48
47
10
45
59
52
22,22
4,71
прирост
16%
12%
17%
10%
9%
17%
14%
16%
13%
19%
10
9%
19%
14%
0,00
3%
До
31
37
33
49
30
40
36
40
34
30
10
30
49
36
после
34
40
38
55
36
46
43
44
39
35
10
34
55
41
34,67
5,89
39,78
6,31
прирост
9%
8%
13%
11%
17%
13%
16%
9%
13%
14%
10
8%
17%
12%
0,00
3%38
После второго этапа тестирований можно сделать следующее
заключение количества попаданий в первом тесте после педагогического
эксперимента вырос на 17%, во втором тесте у испытуемых показатели
тестирования улучшились на 14% и в третьем на 12%.
В целом же в ходе проведенного педагогического эксперимента
результаты в технике передвижений вдоль стола у юных спортсменов были
улучшены в среднем на 14% . Это говорит о том, что усовершенствованная
методика обучения технике передвижения вдоль стола оправдала себя и
может применяться в ДЮСШ для обучения современной технике
передвижения.
На рисунках 6,7,8 представлены результаты полученные по каждому
спортсмену. Все юные теннисисты улучшили результаты в конце
эксперимента.
Рисунок 6. Результаты тестирования детей по тесту №1.
В первом тесте
юные спортсмены показали более высокие
результаты, чем в других тестах. Это можно объяснить простотой39
упражнения. Задача была не потерять равновесие, достаточно было следить
за правильным выполнением передвижения и техники выполнения удара.40
Рисунок 7. Результаты тестирования испытуемых в тесте №2.
Во втором тесте результаты были улучшены не значительно. Это можно
объяснить тем, что упражнение не требует выполнения больших
передвижений. На первом этапе тестирования, юные спортсмены, при
выполнении этого упражнения использовали правую и левую стойки
теннисиста. Применение классических стоек в игре вынуждает
спортсменов совершать большое количество ненужных шагов и
переступаний во время розыгрыша мяча. На втором этапе тестирования,
спортсмены в этом упражнении передвигались лицом к столу, что
значительно легче и это привело к увеличению количества попаданий мяча
на стол.41
Рисунок 8. Результаты тестирования испытуемых в тесте №3.
Третий тест представлял собой самое технически сложное задание. В
этом задании присутствовал скрестный шаг. На первом тестирование,
многие спортсмены не использовали такой шаг при выполнении задания,
поэтому часто не успевали подойти ногами вправо к косому мячу. На
втором тестировании спортсмены передвигались скрестным шагом,
благодаря которому успевали подойти к мячу, количество попаданий мяча
на стол увеличилось на 12%.
3.4 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
Эффективность педагогического эксперимента доказана полученными
данными. В среднем прирост количества попаданий на стол увеличился на
14%. Несмотря на небольшую продолжительность эксперимента в рамках
учебнотренировочного процесса спортсмены достигли хороших результатов.
Несомненно, за время эксперимента юные теннисисты сильно прибавили в
технических элементах, благодаря большому количеству повторов игровых
упражнений, что сказалось на их физической подготовленности. Сравнивая42
результаты первого и второго тестирования, можно увидеть изменения в
технике передвижения вдоль стола юных спортсменов, что отразилось в
качестве и количестве попаданий мяча на стол.
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
С увеличением скорости игры настольный теннис перестал быть
зрелищным. В течение последних 15 лет, чтобы вернуть игре зрелищность,
настольный теннис претерпевает множество изменений инвентаря и правил
игры.
В современном настольном теннисе классические стойки почти
утратили свою значимость. Игроки высокого уровня предпочитают играть в
нейтральной или правосторонней стойке, как справа так и слева. Стойка стала
шире и ниже, каждый спортсмен выбирает занимаемую позицию около стола в
зависимости от роста, физических данных, скорости реакции, координации
движений, особенностей техники и стиля игры. Скорость игры увеличивается,
вынуждая игроков подходить ближе к столу. Техника и тактика
оптимизируются под современные условия, движения становятся короче и
мощнее, передвижения упрощаются. Настало время подумать, каким образом
начинать обучение юных спортсменов передвижению в игре, чтобы по
возможности всегда находится около стола.
Передвижения игроков высокого уровня стали носить более
рациональный характер, так как скорость игры увеличилась. Розыгрыш мяча, в
настоящее время, происходит в ближней зоне у женщин и в ближней средней
зонах у мужчин. Ноги не стоят на месте, при каждом ударе работают как
пружина, находятся в действии и готовы двигаться в любом направлении.
Анализируя полученные данные, можно с уверенностью сказать, что
скорость передвижения на прямую зависит от занимаемого положения
спортсмена около стола.43
Обучение детей в большинстве спортивных школ проводится
классическим приемам настольного тенниса. В результате, спортсмены играют
в классических стойках боком к столу, вынуждены пропускать мяч за линию
корпуса во время игры, вследствие чего удар слева чаще всего совершается по
боковой части мяча, играть по опускающемуся мячу и совершать большое
количество ненужных шагов и переступаний во время розыгрыша.
Неправильный выход на мяч это невозможность контролировать скорость,
вращение и направление полета мяча.
Во время обучения детской группы технике передвижения вдоль стола
акцент делался на работу ног во время розыгрыша и правильный выход на
мяч. Для достижения поставленных задач юные спортсмены развернулись
лицом к столу в нейтральную стойку из «классических стоек», таким образом,
мяч всегда находится перед линией корпуса.
За счет простых упражнений и большого количества повторений дети
стали играть мяч в высшей точке полета мяча и перед собой. Большое
внимание уделялось срезкам. На срезку справа предлагалось выходить
ближней к игровой руке ногой, таким образом, вес тела переносится на эту
ногу, что в дальнейшем не мешает вернуться в исходное положение и не
создает преград для последующего хода. Ракетка при такой срезке всегда
находится под мячом.
Подводя итоги эксперимента можно с уверенностью сказать, что
поставленные задачи выполнены. У юных спортсменов сформировался навык
передвижения вдоль стола. Скорость передвижения увеличилась, а сами
передвижения стали более эффективны. Количество попаданий увеличилось,
в связи с правильным подходом к мячу. Достигнуты хорошие результаты, что
дает юным теннисистам толчок к дальнейшему прогрессу в настольном
теннисе.44
ВЫВОДЫ
1.
Анализ специальной литературы позволил выявить, что
специалисты в области настольного тенниса считают одной из важных задач
достижения высоких спортивных результатов игроков в настольный теннис,
безусловно повышение уровня физической подготовленности и владение
правильной и эффективной техникой передвижений вдоль стола. Однако в
современной литературе методика обучения технике передвижений вдоль
стола изучена слабо и не учитывает современных тенденций развития игры.
2.
Проведенные педагогические наблюдения за техникой
передвижения юных игроков в настольный теннис, занимающихся в ДЮСШ,
выявили, что не все занимающиеся правильно обучены эффективной технике
передвижения вдоль стола, что существенно сказывается на результативности
их игры.
3.
В результате проведенных наблюдений за игрой сильнейших
теннисистов выявлено, что техника передвижения у игроков в настольный
теннис стоящих лицом к столу и перемещающихся приставными шагами более
рациональна, чем у спортсменов использующих классические стойки.
4. На основании проведенных анализа современной специальной
литературы и педагогических наблюдений за игрой сильнейших игроков в
настольный теннис была усовершенствована методика обучения технике
передвижений вдоль стола, которая заключалась в следующем
5. Проведенный педагогический эксперимент позволил выявить, что
усовершенствования методика обучения технике передвижений вдоль стола
эффективна, что подтверждается приростом данных у испытуемых в конце
эксперимента на 12 % и может быть рекомендована для использования в
учебнотренировочном процессе детей, занимающихся в ДЮСШ по
настольному теннису.45
6. Разработаны методические рекомендации по совершенствованию
техники скоростного передвижению вдоль стола, для детей занимающихся в
ДЮСШ настольным теннисом.46
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ
ПЕРЕДВИЖЕНИЮ ВДОЛЬ СТОЛА
Скоростное передвижение вдоль стола в настоящее время является
одним из самых перспективных направлений в развитии настольного тенниса.
Выбор индивидуального положение около стола в зависимости от роста,
физических данных, скорости реакции, координации движений, особенностей
техники и стиля игры чуть ближе или дальше от стола, правее или левее его
середины.
Располагаться лицом к столу и сопернику.
Играть мяч в высшей точке.
Играть мяч перед линией корпуса.
Возврат в исходное положение после каждого удара.
Игровая рука во время передвижения не должна опускаться ниже
кромки стола.
Передвижение вдоль стола осуществляется приставными шагами,
исключение составляет скрёстный шаг передвижение на длинную дистанцию.
Выход на срезку осуществляется ближней к игровой руке ногой.
При игре слева спортсмен стоит в нейтральной или правосторонней
стойке.
При игре справа спортсмен стоит в нейтральной или правосторонней
стойке.
Во время розыгрыша мяча ноги согнуты в коленях и работают как
пружины, готовы к любым передвижениям.
Чем больше согнуты ноги и чем шире стойка, тем ниже центр тяжести
спортсмена, тем устойчивее его положение около стола. Такого спортсмена
трудно выбить из равновесия.47
При обучении передвижению вдоль стола большое внимание должно
уделяться общей физической подготовке и специальной физической
подготовке.44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Амелин А.Н. Современный настольный теннис / А.Н.Амелин. — М.,
1982.
2. Амелин А.Н. Настольный теннис (Азбука спорта) / А.Н.Амелин,
В.А.Пашин. М., 1985.
3. Амелин А.Н. Настольный теннис (Азбука спорта) / А.Н.Амелин, В.
А.Пашин. — 3е изд., испр. и доп. — М., 1999.
4. Астахов С.В., Барчукова Г.В. Обучения технике и тактике
настольного тенниса в КНР. Сборник методических материалов № 1
/Федерация настольного тенниса России/ 2011.
5. Байгулов Ю. П. Исследование методов отбора и прогнозирования
способностей юных спортсменов –М, 2000
6. Байгулов Ю. П. Настольный теннис: Вчера, сегодня, завтра / Ю. П.
Байгулов М., 2000.
7. Балайшите Л. От семи до... / Л. Балайшите. — М., 1984.
8. Барчукова
подготовки
высококвалифицированных спортсменов в настольном теннисе /Г. В.
Планирование
Г.
В.
Барчукова, В. Н. Волков. — М.,1982.
9. Барчукова Г. В. Тактика современной игры в настольный теннис:
лекция для студентов ГЦОЛИФКа / Г. В. Барчукова. — М., 1985.
10. Барчукова Г. В. Техника игры в настольный теннис: лекция для
студентов ГЦОЛИФКа / Г. В. Барчукова. М., 1986.
11. Барчукова Г. В. Техника настольного тенниса / Г. В. Барчукова. —
М., 1989.
12. Барчукова Г. В. Учись играть в настольный теннис / Г. В. Барчукова.
М., 1989.
13. Барчукова Г. В. Игра, доступная всем / Г. В. Барчукова, С. Д.
Шпрах. М., 1991.4546
14. Барчукова Г. В. Техникотактическое мастерство в настольном
теннисе и пути его формирования: лекция для студентов и слушателей ФПК
РГАФК / Г. В. Барчукова. — М., 1996.
15. Барчукова Г. В. Настольный теннис / Г. В. Барчукова. — М., 1990.
16. Барчукова Г. В. Настольный теннис. Физическая подготовка
игроков: метод, разработка для студентов ГЦОЛИФКа / Г. В. Барчукова. —
М., 1989.
17. Барчукова Г. В. Пути совершенствования тактики в настольном
теннисе: Дис.... канд. пед. наук / ГЦОЛИФК. — М., 1981.
18. Барчукова Г. В. Формирование техникотактического мастерства в
индивидуальноигровых видах спорта (на примере настольного тенниса): Дис.
дра пед. наук/ РГАФК. — М., 1995.
19. Барчукова Г. В. Биомеханический анализ атакующих ударов как
предпосылка формирования техникотактических действий в настольном
теннисе // Теория и практика физической культуры. — 1997. — № 2.
20. Барчукова Г. В. Теория и методика настольного тенниса: учебник
для студ. высш. учеб. заведений / Г. В. Барчукова, В.М.М.Богушас,
О.В.Матыцин; под ред. Г. В. Барчуковой. — М. : Издательский центр
«Академия», М., 2006.
21. Барчукова Г. В. Вариативность и автоматизация в системе технико
тактического совершенствования в настольном теннисе: учеб. пособие для
студентов / Г. В. Барчукова, А. Н.Мизин. — М., 1998.
22. Барчукова Г. В. Предшествующая двигательная активность в
системе техникотактического совершенствования в настольном теннисе:
учеб. пособие для студентов / Г.В.Барчукова, А.Н.Мизин. — М., 1997.
23. Барчукова Г. В. Настольный теннис в вузе: учеб. пособие для
студентов не физкультурных вузов / Г.В.Барчукова, А.Н.Мизин. — М., 2002.47
24. Барчукова Г. В. Программа дисциплины «настольный теннис»
федерального компонента цикла СД ГОС по направлению 521900
«Физическая культура» по специальности 02230 «Физическая культура и
спорт» / Г. В. Барчукова, О.В.Матыцин — М., 2002.
25. Богушас В. Ракеткой мастерски владей / В.Богушас. — Вильнюс,
1974.
26. Богушас В. Последовательность обучения технике настольного
тенниса / В.Богушас. — Вильнюс, 1976.
27. Богушас В. Развитие и современное состояние спортивного
мастерства настольного тенниса в СССР и зарубежных странах // Материалы
XXX научнометодической конференции преподавателей. — Вильнюс, 1980.
28. Богушас В. Настольный теннис: вчера, сегодня, завтра / В. Богушас.
— Вильнюс, 1981.
29. Богушас В. Настольный теннис: учебник / В. Богушас. — Каунас,
1983.
30. Богушас В. Играем в настольный теннис: книга для учащихся / В.
Богушас. — М., 1987.
31. Воробьев В. А. Методика проведения учебнотренировочного сбора
в сборной команде России по настольному теннису // Настольный теннис —
информационнометодическая газета. — М., 1998. — № 2.
32. Воробьев В. А. Новые научнометодические подходы в подготовке
высококвалифицированных спортсменов в настольном теннисе // Настольный
теннис — информационнометодическая газета. — М., 1996. — № 8.
33. Голомазов СВ. Влияние темпа, времени прослеживания и скорости
полета мяча на технику и точность ударов в настольном теннисе // Теория и
практика физической культуры / С. В. Голомазов, М.Ж.Усмангалиев. 1989.
№ 5.
34. Гришин В. Г. Игры с мячом и ракеткой (Из опыта работы) / В. Г.48
Гришин. — М., 1975.
35. Захаров Г. С. Настольный теннис: теоретические основы / Г. С.
Захаров. — Ярославль, 1990.
36. Иванов В. С. Теннис на столе. (От новичка до чемпиона мира). — 3е
изд. перераб. / В.С.Иванов. — М., 1970.
37. Лян Чжо Хуей. Настольный теннис: учеб. пособие / Пер. с кит. —
М., 1960.
38. Матыцин О. В. Подготовка высококвалифицированных спортсменов
в настольном теннисе с учетом индивидуальнопсихологических особенностей
личности и деятельности: Дис.... канд. пед. наук. — М., 1990.
39. Матыцин О. В. «MB» — современный метод тренировки/
Настольный теннис — информационно методическая газета. — 1991. — №
2.
40. Матыцин О. В. Развитие настольного тенниса в Китае: факторы
успеха // Настольный теннис — информационнометодическая газета. —
1991.№3.
41. Матыцин О. В. Классификация технических действий для анализа
игровой деятельности в настольном теннисе / О. В. Матыцин, О.Н.Шестеркин,
М.П.Шестаков — М., 1998.
42. Матыцин О. В. Многолетняя подготовка спортсменов в настольном
теннисе / О. В. Матыцин. — М., 2001.
43. Международный словарь терминов настольного тенниса (ИТТФ). —
М., 1980.
44. Настольный теннис / Под ред. Сюй Янь Шена; пер. с кит. — М.,
1987.
45. Настольный теннис: Неизвестное об известном / Под ред. О. В.
Матыцина. М., 1994.
46.
Прейс М.
П.
Эффективность игровых действий49
высококвалифицированных спортсменов в экспериментальных условиях
соревнований (на примере настольного тенниса): Автореф. дис.... канд. пед.
наук. — М., 1990.
47. Серова Л. К. Умей владеть ракеткой / Л. К. Серова, Н. Г. Скачков.
— Ленинград, 1989.
48. Старожилец А. А. Формулы успеха: Подготовка спортсмена //
Настольный теннис. — 1993. — № 1.
49. Усмангалиев М.Ж. Методические особенности совершенствования
точности и быстроты двигательных действий в настольном теннисе: Автореф.
дис.... канд. пед. наук / ГЦОЛИФК. — М., 1991.
50. Фримерман Э. Я. Настольный теннис. Краткая энциклопедия / Сост
серии В.Л.Штейнбах / Э.Я.Фримерман. — М., 2005.
51. Фурман Р. Пингпонг/ Р.Фурман, А.Гринвальд. Ленинград, 1929.
52. Худец Р. Настольный теннис. Техника с Владимиром Самсоновым
Москва, 2005.
53. Хуэй. Настольный теннис: Пер. с кит. / Послесл., спец ред
Г.В.Барчуковой. — М., 1987.
54. Шестеркин О. Н. Методика технической подготовки игроков в
настольный теннис на этапе начальной спортивной специализации: Автореф
дис.... канд. пед. наук/ РГАФК. — М., 2000.
55. Шпрах С.Д. У меня секретов нет. Учебнометодическое пособие для
тренеров, спортсменов и любителей. М. 199150
Исполнитель работы Максимова А.А.
Научный руководитель Барчукова Г.В.
д.п.н., профессор
Зав. кафедрой теории и методики индивидуально
игровых видов спорта Барчукова Г.В.
Дата защиты
Оценка за работу ________
Председатель государственной51
экзаменационной комиссии ___________________( )