|
|
|
Оценочный материал
по географии для 8 класса
учителя географии
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Нусинская основная общеобразовательная школа»
Арского муниципального района Республики Татарстан
2015-2016 учебный год
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ 8 КЛАСС
Практическая работа №1
«Характеристика географического положения России».
Ход работы:
На контурной карте России:
1. Красным цветом обозначьте государственную границу России;
2. Определите протяжённость России с севера на юг по 100о в.д. и с запада на восток по 60о с.ш. (до залива Шелихова);
3. Подпишите названия приграничных с Россией государств;
4. Подпишите названия морей и океанов, омывающие берега России (включая Каспийское море);
5. Обозначьте крайние точки России, укажите их названия и определите их географические координаты.
Практическая работа №2.
«Определение поясного времени для разных пунктов России».
Решение задач по определению местного и поясного времени.
Ход работы:
Вариант 1.
1) Определите местное время в городах Санкт-Петербург, Владивосток, Тула, Новосибирск и Калининград, если в Москве 12 часов 00 минут. Все расчёты запишите в тетрадь.
2) Определите поясное время в Омске, Москве, Норильске, Анадыре и Екатеринбурге, если в Красноярске 19 часов 15 минут.
Вариант 2.
1) Определите местное время в городах Калининград, Уэлен, Екатеринбург, Москва, Иркутск, если в Омске 18 часов 00 минут. Все расчёты запишите в тетрадь.
2) Определите поясное время в Чите, Мурманске, Якутске, Самаре и Петропавловске-Камчатском, если в Красноярске 10 часов 20 минут
Для определения местного времени необходимо:
1. Определить меридиан пункта, время которого нам известно;
2. Определить меридиан пункта, время которого необходимо найти;
3. Определить расстояние в градусах между двумя пунктами;
4. Определить разницу во времени ( в минутах ) и при необходимости перевести в часы и минуты;
5. Определить местное время искомого пункта: для этого, если пункт, время которого необходимо определить, находится к востоку опункта, время которого нам известно, то разница во времени прибавляется, а если к западу - то вычитается.
Например:
Нам известно, что в Самаре 12 часов 00 минут. Необходимо определить местное время в Магадане.
1. меридиан Самары - 51º в.д.;
2. меридиан Магадана - 151º в.д.;
3. расстояние в градусах: 151º - 51º = 100º
4. разница во времени: 100º ×4´ = 400´ = 6 часов 40 минут;
5. местное время в Магадане: 12 часов 00 минут + 6 часов 40 минут = 18 часов 40 минут .
Тест №1. Тема «Россия на карте мира».
Каждому вопросу выберите номер правильного ответа
Вопрос |
Варианты ответа |
|
|
|
1. Мыс Флигели 2. Мыс Челюскин 3. Мыс Канин Нос 4. Мыс Шелагский |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. США 2. Индонезия 3. Нигер 4. Бразилия |
Практическая
работа №3
«Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых».
Нанесение на контурную карту важнейших форм рельефа России.
Ход работы:
Используя физическую карту атласа ( стр. 16 - 17 ), подпишите на контурной карте России следующие объекты:
1. равнины: Восточно-Европейскую (Русскую), Среднерусскую возвышенность, Приволжскую возвышенность, Прикаспийскую низменность, Западно-Сибирскую, Среднесибирское плоскогорье;
2. горы - Хибины, Уральские, Большой Кавказ, Алтай, Саяны, Сихотэ-Алинь, Верхоянский хребет, хребет Черского, Алданское нагорье, Чукотское нагорье, Срединный хребет;
3. вершины - г. Народная, г. Белуха, влк. Ключевская Сопка ( чёрным цветом обозначьте их абсолютную высоту );
4. красными точками обозначьте и подпишите наивысшую точку России - г. Эльбрус и низшую точку - урез воды Каспийского моря; красным цветом обозначьте их абсолютную высоту.
Тест №2 Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые.
Россия имеет общий уклон территории на: а) север; б)юг; в)запад; г)восток.
Б – экзогенные.
Практическая работа №4
«Определение по картам закономерностей распределения радиационного баланса, распределения средних температур января и июля, годового количества осадков».
Ход работы:
1. Используя карты атласа, текст и карты учебника (рис. 29 на стр. 61,
рис. 30 на стр. 62, рис. 31 на стр. 64, рис. 32 на стр. 65 ), заполните таблицу:
Город
Суммарная солнечная радиация (ккал.см2/год)
Средняя температура января( °С )
Средняя температура июля( °С )
Годовое количество осадков( мм )
Испаряемость( мм )
Коэффициент увлажнения
2. Сделайте вывод о закономерностях распределения суммарной солнечной радиации, температуры воздуха и коэффициента увлажнения.
Вариант 1.
Мурманск, Санкт-Петербург, Москва, Самара, Астрахань
Вариант 2.
Нарьян-Мар, Архангельск, Нижний Новгород, Волгоград, Махачкала
Практическая работа №5
«Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям».
Ход работы:
Используя текст учебника, карты атласа, справочную литературу и
другие источники информации, дайте оценку основных климатическим условиям по следующему плану:
1. В какой части России находится описываемый регион?
2. В каком климатическом поясе и в какой климатической области
расположен данный регион?
Самостоятельно выберете одну из природных зон и подберите 2 – 3 источника по проблеме.
2. Сообщение готовится по плану, предложенному учителем и составленному самим школьником.
3. План сообщения: 1) особенность природных условий в природных зонах; 2) приспособления а) жилища б) быта (уклада жизни); в) одежды; г) в особенностях питания; другие особенности.
4. Используйте для придания эмоциональности, конкретности, выразительности описания из дневников путешественников, фрагменты из книг, стихотворений, составьте коллаж своего сообщения.
Тест№3 «Климат и агроклиматические ресурсы России»
1вариант
I Тест
Общее количество солнечной энергии, достигающей поверхности Земли, называется: а) прямая радиация, б) рассеянная радиация, в) суммарная радиация Наибольшее отражение солнечных лучей свойственно: а) чистому снегу, б) поверхности пустыни, в) свежевспаханной пашне При движении с юга на север количество суммарной солнечной радиации, получаемое территорией: а) увеличивается, б) не изменяется, г) уменьшается Какие воздушные массы не распространены над территорией России?: а) АВМ, б) УВМ, г) ЭВМ Установите соответствие:
Погода: а) мощная облачность, осадки; б) сухая и ясная погода
Атмосферный вихрь: 1 – Циклон, 2 – Антициклон
В антициклоне воздух движется: а) по часовой стрелке, б) против часовой стрелке Изотермы июля на территории России преимущественно располагаются: а) субширотно, б) субмеридионально Наибольшее количество осадков на территории России выпадает: а) на берегу Тихого океана, б) на Среднесибирском плоскогорье, в) на берегу Восточно-Сибирского моря Резко континентальный климат умеренного пояса господствует: а) в южных районах Дальнего Востока, б) в Восточной Сибири, г) на побережье Северного Ледовитого океана При устойчивой антициклональной погоде могут возникать стихийные бедствия: а) засухи, б) ураганы, в) наводнения.
II Географический диктант: из предложенных найдите признаки циклона и атмосферного фронта:
Атмосферный вихрь с высоким давлением в центре, Атмосферный вихрь с низким давлением в центре, Приносит пасмурную погоду, Устойчив, малоподвижен, Устанавливается над Восточной Сибирью, Зона столкновения тёплых и холодных ВМ, Восходящие потоки воздуха в центре, Нисходящее движение воздуха в центре, Движение от центра к периферии, Движение против часовой стрелки к центру, Они бывают тёплые и холодные
III Работа с атласом: по карте климатической и климатических поясов и типов климата, определить тип климата в следующих районах России:
1- Подмосковье, 2 – Север Западной Сибири, 3 – о. Врангеля, 4 – Сихотэ-Алинь, 5 – Прикаспийская низменность
IV Вопросы на размышление:
Почему на одинаковой географической широте зимой температура воздуха разная? Почему циклоны несут пасмурную погоду, а антициклоны безоблачную? Почему в городе и на дорогах снега весной уже нет, а в лесу, в поле, в деревне ещё лежит снег толстым слоем? Определите коэффициент увлажнения и составьте прогноз о водах, растительности, почвах, животном мире, если годовое количество осадков – 300 мм, испаряемость – 200 мм.
2 вариант
I Тест
Солнечная радиация, которая была поглощена воздухом, отражена облаками и попала на поверхность Земли в виде тепловых лучей, называется: а) тепловой, б) прямой, в) рассеянной Наибольшее поглощение солнечных лучей свойственно: а) чистому снегу, б) поверхности пустыни, в) свежевспаханной пашне При движении с запада на восток количество суммарной солнечной радиации, получаемое территорией: а) увеличивается, б) не изменяется, в) уменьшается Какие воздушные массы оказывают наибольшее влияние: а) АВМ, б) УВМ, в) ТВМ Установите соответствие:
Погода: а) обилие осадков затяжного моросящего характера; б) ливни, сильные ветры, быстрое прояснение погоды
Атмосферный фронт: 1 - Холодный, 2 - Тёплый
В циклоне воздух движется: а) от центра к краям, б) от краёв к центру Изотермы января на территории России преимущественно располагаются: а) субширотно, б) субмеридионально Скудное увлажнение характерно: а) для Прикаспийской низменности, б) Для Западно-Сибирской равнины, г) для Среднесибирского плоскогорья Континентальный климат умеренного пояса господствует: а) на побережье Северного Ледовитого океана, б) в европейской части России, в) в Западной Сибири При мощных циклонах могут возникать стихийные бедствия: а) засухи, б) ураганы, в) пыльные бури
II Географический диктант: из предложенных найдите признаки антициклона и атмосферного фронта:
Атмосферный вихрь с высоким давлением в центре, Атмосферный вихрь с низким давлением в центре, Приносит пасмурную погоду, Устойчив, малоподвижен, Устанавливается над Восточной Сибирью, Зона столкновения тёплых и холодных ВМ, Восходящие потоки воздуха в центре, Нисходящее движение воздуха в центре, Движение от центра к периферии, Движение против часовой стрелки к центру, Они бывают тёплые и холодные
III Работа с атласом: по карте климатической и климатических поясов и типов климата, определить тип климата в следующих районах России:
2- Карелия, 2 – Алтай, 3 – Сахалин, 4 – Камчатка, 5 – Среднесибирское плоскогорье
IV Вопросы на размышление:
Какой океан и почему оказывает влияние на климат России? Снега на Камчатке выпадает так много, что весной перед земледельцами стоит задача ускорить таяние снега. Подумайте, как можно это сделать? Определите коэффициент увлажнения и составьте прогноз о водах, растительности, почвах, животном мире, если годовое количество осадков – 300 мм, испаряемость – 900 мм. Почему при движении к востоку зима становится холоднее
Практическая работа №6.
«Выявление зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом».
Составление характеристики одной из рек с помощью тематических карт и климатограмм и определение возможностей её хозяйственного использования.
Ход работы:
1. Местонахождение реки на территории России (в какой части России и по какой территории протекает река);
2. Местонахождение истока реки;
3. Местонахождение устья реки и его вид;
4. К бассейну какого океана или внутреннего стока относится река;
5. Площадь бассейна;
6. Длина реки;
7. Падение и уклон реки;
8. Величина годового стока;
9. Питание и режим реки;
10. Крупнейшие левые и правые притоки;
11. Крупнейшие города на берегах реки;
12. Использование реки человеком в настоящее время;
13. Возможности использования реки в будущем;
14. Проблемы реки и пути их решения.
Вариант 1. Енисей. Вариант 2. Лена. Вариант 3. Обь. Вариант 4. Амур. Вариант 5. Волга. Вариант 6. Дон.
Тест №4 ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ И ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ
1. К внутренним водам относятся:
1) заливы;
2) ледники;
3) проливы;
4) моря?
2. Самой длинной рекой РФ является:
1) Волга;
2) Лена;
3) Обь с Иртышом;
4) Енисей?
3. Большая часть рек относится к бассейну:
1) Тихого океана;
2) Северного Ледовитого океана;
3) Атлантического океана;
4) бассейну внутреннего стока?
4. Превышение высоты истока реки над высотой устья называется:
1) уклоном реки;
2) падением реки;
3) сечением реки;
4) режимом реки?
5. Реки России с летним половодьем имеют питание:
1) снеговое;
2) дождевое;
3) ледниковое;
4) все, кроме 1?
6. Озера вулканического происхождения в РФ встречаются на:
1) Алтае;
2) Камчатке;
3) Курилах;
4) все, кроме 1?
7. Главная причина образования болот:
1) выпадение большого количества осадков;
2) малое испарение;
3) медленный сток избытка влаги;
4) все ответы верны?
8. Наибольшую площадь горные ледники занимают на:
1) Кавказе;
2) Камчатке;
3) Курилах;
4) Сахалине?
9. К соленым озерам не относят:
1) Эльтон;
2) Баскунчак;
3) Чаны;
4) нет верного ответа?
10. Многолетняя мерзлота своей максимальной мощности достигает:
1) в районе озера Байкал;
2) в бассейне Вилюя;
3) в дельте Лены;
4) на Чукотке?
11. Наибольшее количество водохранилищ создано на реке:
1) Волге;
2) Енисее;
3) Ангаре;
4) Лене?
12. Высота истока реки – 250 м, высота устья – 150 м, длина реки – 350 км. Каков уклон реки, горная она или равнинная:
1) 2,8 см/км – горная;
2) 2,8 см/км – равнинная;
3) 28 см/км – горная;
4) 28 см/км – равнинная?
13. Чтобы попасть из Москвы-реки в Черное море, необходимо проплыть:
1) через Волго-Балтийский канал;
2) через Волго-Донской канал;
3) через канал имени Москвы;
4) все, кроме 1?
14. Выберите верную пару «река – приток»:
1) Амур – Ангара;
2) Лена – Алдан;
3) Енисей – Аргунь;
4) Обь – Шилка?
15. Больше всего болот в России находится:
1) в Европейской части;
2) в Западной Сибири;
3) в Восточной Сибири;
4) на Урале?
16. Несмотря на то, что восточная часть страны получает меньшее количество осадков, чем западная, она богаче внутренними водами. Это связано:
1) с меньшей испаряемостью;
2) с наличием в грунте многолетней мерзлоты;
3) с менее продолжительным летом;
4) все ответы верны?
17. В чем причина возрастающей загрязненности водоемов:
1) рост городов;
2) рост промышленности;
3) развитие сельского хозяйства;
4) все ответы верны?
18. Катастрофические наводнения на Амуре можно предотвратить с помощью:
1) дамб;
2) водохранилищ на его притоках;
3) лесозащитных полос;
4) взрывных работ?
19. Главной причиной отсутствия наводнений на реке Волге является:
1) постепенное таяние снега;
2) наличие водохранилищ;
3) малое количество снега на территории бассейна;
4) отсутствие снега на территории бассейна?
Практическая работа №7.
“Наблюдение за изменением почвенного покрова. Описание почв на местности и по карте».
Ход работы:
Используя текст учебника (§ 23), составьте схему, показывающую влияние важнейших природных почвообразующих факторов на плодородие почвы и использование её человеком. Дайте краткую характеристику каждого названного фактора и назовите его влияние на образование почвы. Сделайте вывод о плодородии почвы.
Вариант 1. Тундрово-глеевые почвы.
Вариант 2. Подзолистые почвы.
Вариант 3. Мерзлотно-таёжные почвы.
Вариант 4. Дерново-подзолистые почвы.
Вариант 5. Чернозёмы ( типичные ).
Вариант 6. Бурые полупустынные почвы.
Практическая работа № 8
«Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору)»
Цели работы:
- совершенствование умения: а) образного описания зонального природного комплекса (ПК), б) получать информацию со специальных карт;
- проверить умение: а) выявлять зависимость между природными компонентами, б) объяснять эти зависимости.
А. Пользуясь картами, дать описание двум природным зонам по плану:
1. географическое положение зоны;
2. особенности климата (tº янв., tº июля, год.осадки, К увл.);
3. тип почвы и ее свойства;
4. характер растительности и видовой состав;
5. животный мир зоны в форме пищевых цепей;
6. природные ресурсы зоны для хозяйственной деятельности человека.
Б. 1. Доказать взаимосвязи компонентов природы в данных зонах (заполнить блок-схемы, стрелками показать связь компонентов, на стрелках написать, в чем эта связь проявляется);
2. Сделать вывод о главных особенностях этих зоны, выявить сходства и различия
Главные климатические особенности |
||||
Растения |
Название зоны, ее географическое положение |
Животные |
||
Почвы, их плодородие |
Главные особенности рельефа |
Хозяйственная деятельность человека |
Практическая работа №9
«Определение влияния особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Оценка экологической ситуации в разных регионах России».
Оценка основных климатических показателей одной из территорий страны для жизни и хозяйственной деятельности её населения.
Ход работы:
Используя текст учебника, карты атласа, справочную литературу и другие источники информации, дайте оценку основных климатических показателей одного из регионов России для жизни и хозяйственной деятельности населения по следующему плану:
1. В какой части России находится описываемый регион?
2. В каком климатическом поясе и в какой климатической области расположен данный регион?
3. Основные климатические показатели данной территории:
- средняя температура января и июля;
- годовое количество осадков и их сезонность;
- коэффициент увлажнения.
4. Вывод о степени благоприятности данной территории для жизни и хозяйственной деятельности человека.
Вариант 1. Полуостров Таймыр. Вариант 2. Прикубанская низменность. Вариант 3. Подмосковье.
Вариант 4. Калмыкия. Вариант 5. Эвенкия. Вариант 6. Сахалин
Практическая работа № 10
«Оценка природных условий и ресурсов Дальнего Востока» .
Цели:
1. Формирование понятия «природные условия» (ПУ).
2. Закрепление понятий по изученным темам.
3. Закрепление умений анализировать различные источники информации.
4. Формирование умений определять причинно-следственные связи.
5. Формирование умений сопоставлять, делать выводы, выбирать главное, прогнозировать, выполнять оценочные действия, определять перспективу.
Последовательность выполнения работы:
«Природные условия – это совокупность свойств окружающей нас природы, которые так или иначе влияют на жизнь человека»
1. Перечислите ПУ территории объекта*.
2. Используя различные источники информации, выберите виды ПР и ПУ, оказывающие положительное и отрицательное влияние на жизнь и хозяйственную деятельность человека.
3. Какие из этих видов ПР и ПУ благоприятно воздействуют на жизнь и быт населения в сельской местности и городе?Почему?
4. Какие из этих видов ПР и ПУ затрудняют жизнь и быт населения в сельской местности и городе? Почему?
5. Как человек влияет на использование ПР и ПУ в настоящее время на территории объекта*? Сделайте прогноз об обеспеченности ПР и ПУ объекта*. Какие ПР являются наиболее перспективными для их хозяйственного использования на территории объекта*?
6. Дайте общую оценку ПР и ПУ для жизни и хозяйственной деятельности человека на территории объекта*.
Природа регионов России (обобщение). Контрольное тестирование.
1. В пределах России выделяют природных регионов:
а) 4
б) 5
в) 6
г) 7.
2. Самый большой по площади ПР:
А) Русская равнина
Б) Западная Сибирь
В) Восточная Сибирь
Г) Дальний Восток
3. Самый маленький по площади ПР:
А) Русская равнина
Б) Урал
В) Восточная Сибирь
Г) Кавказ
4. Самый протяжённый с севера на юг ПР:
А) Русская равнина
Б) Западная Сибирь
В) Урал
Г) Дальний Восток
5. Этот ПР называют «Каменным поясом Русской Земли»:
А) Русская равнина
Б) Западная Сибирь
В) Восточная Сибирь
Г) Урал
6. Самый южный ПР:
А) Русская равнина
Б) Кавказ
В) Восточная Сибирь
Г) Дальний Восток
7. Крайняя материковая северная точка России мыс Челюскин расположена на ПР:
А) Русская равнина
Б) Западная Сибирь
В) Восточная Сибирь
Г) Дальний Восток
8. Крайняя южная точка расположена на ПР:
А) Кавказ
Б) Западная Сибирь
В) Восточная Сибирь
Г) Дальний Восток
9. Крайняя материковая восточная точка России мыс Дежнёва расположена на ПР:
А) Русская равнина
Б) Урал
В) Восточная Сибирь
Г) Дальний Восток
10. Этот ПР называют краем контрастов:
А) Русская равнина
Б) Западная Сибирь
В) Восточная Сибирь
Г) Дальний Восток
11. Кунгурская ледяная пещера находится в ПР:
А) Кавказ
Б) Западная Сибирь
В) Урал
Г) Дальний Восток
12. На территории какого ПР нет тундры и тайги:
А) Русская равнина
Б) Кавказ
В) Восточная Сибирь
Г) Дальний Восток
13. Гора Эльбрус находится в ПР:
А) Русская равнина
Б) Урал
В) Кавказ
Г) Дальний Восток
14. Гора Народная расположена в ПР:
А) Русская равнина
Б) Урал
В) Кавказ
Г) Дальний Восток
15. Музей – заповедник Кижи и Астраханский заповедник расположены в ПР:
А) Русская равнина
Б) Урал
В) Кавказ
Г) Дальний Восток
16. Город Архангельск находится в ПР:
А) Русская равнина
Б) Урал
В) Восточная Сибирь
Г) Дальний Восток
17. Озеро Байкал находится в ПР:
А) Русская равнина
Б) Восточная Сибирь
В) Западная Сибирь
Г) Дальний Восток
18. Оймякон- самый холодный центр России находится в ПР:
А) Русская равнина
Б) Урал
В) Восточная Сибирь
Г) Дальний Восток
19. Уссурийский край находится в ПР:
А) Русская равнина
Б) Урал
В) Кавказ
Г) Дальний Восток
20. Край болот-Васюганье находится в ПР:
А) Русская равнина
Б) Западная Сибирь
В) Восточная Сибирь
Г) Дальний Восток
21. Краснодарский край находится в ПР:
А) Русская равнина
Б) Урал
В) Кавказ
Г) Дальний Восток
22. Красноярский край находится в ПР:
А) Русская равнина
Б) Восточная Сибирь
В) Кавказ
Г) Дальний Восток
23. Долина гейзеров расположена в ПР:
А) Русская равнина
Б) Урал
В) Кавказ
Г) Дальний Восток
24. Калининградская область находится в ПР:
А) Русская равнина
Б) Западная Сибирь
В) Кавказ
Г) Дальний Восток
25. Много действующих вулканов на территории ПР:
А) Русская равнина
Б) Урал
В) Кавказ
Г) Дальний Восток
26. Курильские и Командорские острова относятся к ПР:
А) Русская равнина
Б) Урал
В) Кавказ
Г) Дальний Восток
27. Река Дон протекает на территории ПР:
А) Русская равнина
Б) Западная Сибирь
В) Кавказ
Г) Восточная Сибирь
28. Река Обь с Иртышом протекает на территории ПР:
А) Русская равнина
Б) Западная Сибирь
В) Кавказ
Г) Восточная Сибирь
29. Кумо-Манычская впадина расположена в ПР:
А) Русская равнина
Б) Западная Сибирь
В) Кавказ
Г) Восточная Сибирь
30. ПР- лидер по числу жителей:
А) Русская равнина
Б) Урал
В) Кавказ
Г) Восточная Сибирь
Практическая работа№11.
«Оценка природных ресурсов и их использования»
Цель работы: определить особенности природных условий и ресурсов республики и своего района.
Последовательность работы:
1. Установить по картам особенности рельефа.
2. Установить особенности климата, агроклиматических ресурсов.
3. Дать характеристику: А) минеральных ресурсов (количественная и качественная оценка); Б) почвенных ресурсов, структуры земельного фонда; В) водных, биологических ресурсов.
4. Дать оценку эффективности использования всех природных ресурсов.
5. Дать общую оценку состояния окружающей среды
Практическая работа №12.
«Наблюдение за природными компонентами, географическими объектами, процессами и явлениями своей местности, их описание».
План
а) в каком климатическом поясе мы живём;
б) какие факторы влияют на климат нашей местности;
в) характеристика климата в зимнее и летнее время (температура и осадки); г) необычайные климатические явления, которые фиксировались в нашей местности;
д) в каких пословицах, поговорках фиксирует климат народный календарь; е) как сохранить и восстановить природу своей местности.
3. Вторая часть практической работы – творческая и может проводиться в форме проектов ( по выбору) по темам «Влияние климатических условий на здоровье людей» (объект исследования – семья ученика), «Опасные атмосферные явления, характерные для нашей местности» и др.
4. Кроме проекта учащиеся могут написать эссе на тему «Влияние климата нашей местности на одежду (жилище) людей» и др.
Зачет №2 «Человек и природа».
Часть 1.
Задание, состоящее из вопроса и 3-х вариантов ответа, из которых только один правильный.
1. Правила доброго поведения называется
1) духовный мир; 2) ресурсы; 3) мораль.
2. То, что человек получает от своих родителей, называется:
1) наследственность; 2) инстинкт; 3) экология.
3. Наука взаимодействия человека с природой называется:
1) наследственность; 2) инстинкт; 3) экология.
4. Назовите главный смысл экологической морали
1) относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе;
2) научись поступать так, чтобы не навредить окружающей среде, не делать ей зла;
3) сорвал один цветок – потерял десять.
Часть 2.
1. Как называется наука об отношениях в природе растительных и животных организмов между собой и со средой.
2. Найдите в приведенном ниже списке то, что относится к природным ресурсам и запишите цифры, под которыми они обозначены.
1) Электростанции.
2) Реки и озера.
3) Леса.
4) Заводы и фабрики.
5) Почва.
3. Найдите в приведенном ниже списке биологические потребности человека и запишите цифры под которыми они обозначены.
1) Есть
2) Трудиться.
3) Спать.
4) Дышать.
5) Общаться
4. Выберите причины загрязнения атмосферы:
1) извержение вулканов;
2) горы мусора;
3) отравление ядохимикатами;
4) сжигание топлива.
5. Выберите наказания, какие устанавливает закон для тех, кто наносит вред природе:
1) штраф;
2) исключение из партии;
3) выдворение за пределы страны;
4) лишение свободы на срок от 2,5 до 8 лет;
5) возмещение нанесенного ущерба.
6.Соотнесите природные ресурсы.
1) уголь, руды, газ, нефть; А) исчерпаемые ресурсы;
2) почвенные ресурсы; Б) неисчерпаемые ресурсы;
3) водные ресурсы;
4) климатические ресурсы;
5) животный и растительный мир;
6) космические ресурсы.
А |
Б |
|
|
7. Установите соответствие причин загрязнения атмосферы
Чем загрязняется Причины загрязнения
А) Топки паровозов. 1) Естественное, природное загрязнение.
Б) Реактивные двигатели. 2) Деятельность человека.
В) Извержение вулканов.
Запишите в таблицу выбранные цифры.
А |
Б |
В |
|
|
Административная контрольная работа по географии
за 1-е полугодие
1. Для какой из перечисленных территорий России, расположенных в умеренном климатическом поясе, характерен резко континентальный климат?
А) Кольский полуостров
б) полуостров Камчатка
в) Забайкалье
г) Приморье
2. Снежные лавины – одно из наиболее грозных и опасных природных явлений. В Каком из перечисленных регионов России снежные лавины представляют наибольшую опасность?
А) Чувашская Республика
Б) Калининградская область
В) Архангельская область
Г) Республика Северная Осетия – Алания.
3.Где на Дальнем востоке имеются действующие вулканы?
А) на Курильских островах
Б) на Чукотском полуострове
В) на острове Сахалин
Г) в Приморье.
4.Группа студентов из Санкт-Петербурга хочет посетить уникальное лежбище морских котиков. Какой из перечисленных заповедников им необходимо посетить для исследовательской работы?
А) Командорский
В) Тебердинский
Г) Печеро-Ильчский
5.Какое утверждение о географическом положении России является верным?
А) Территория России с запада омывается водами Тихого океана.
Б) На юго-востоке граница проходит по реке Амур.
В) На западе граница проходит по реке Днепр.
Г) Протяженность территории с севера на юг больше, чем с запада на восток.
6.На климат европейской части России большое влияние оказывают
А) пассаты
Б) муссоны
В) западные ветры
Г) северо-восточные ветры
7.Наибольшую площадь территории России занимает природная зона
А) степей
Б) пустынь
В) тайги
Г) тундры
8.Для природы полуострова Таймыр характерно
А) наличие невысоких гор
Б) распространение серых лесных почв
В) равнинная территория
Г) степная растительность
9.Расположите перечисленные ниже города в порядке увеличения их высот над уровнем моря.
А) Астрахань
Б) Ростов-на-Дону
В) Екатеринбург
|
|
|
10.Определите, какой природный объект России имеет географические координаты 1610 в.д.; 560 с. ш.
11.
1. Прочитайте текст.
На юго-востоке Восточно-Европейской равнины, а также к востоку в зауральских степях часто повторяются засушливые годы. Периодически разражается сильная засуха: дует опаляющий ветер, в воздухе повисает пыльная мгла, трава желтеет, листья свертываются. Однако горячие ветры дуют не из пустынь Средней Азии. |
Почему наступают засухи в этих районах, влияние каких воздушных масс их вызывает? Назовите не менее двух причин.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.