Ответ на вопрос "Методика чтения стихотворений"
Оценка 4.8

Ответ на вопрос "Методика чтения стихотворений"

Оценка 4.8
Контроль знаний +2
docx
русская литература
Взрослым
25.04.2018
Ответ на вопрос "Методика чтения стихотворений"
Ответ на вопрос "Методика чтения стихотворений". Содержание материала включает краткий, ясный, вполне исчерпывающий ответ по данному вопросу, поможет интересно, эффективно сдать экзамен. Может быть использовано студентами, преподавателями высших и средне-специальных учебных заведений и другими. Творческих успехов в работе и удачи на экзамене!Ответ на вопрос "Методика чтения стихотворений"
Методика чтения стихотворений.docx
Методика чтения стихотворений Прежде чем рассматривать особенности методики чтения стихов в начальных классах школы, возникает необходимость кратко остановиться на том, что такое стих. В литературоведении различают две системы художественного строения речи — прозаическую и стихотворную. Л. И. Тимофеевым стих определяется как «особый тип речи, своеобразная выразительная система, существенно отличающаяся и от обиходной речи, и от художественной прозы»а. Каковы существенные признаки стихотворной речи? Л. И. Тимофеев отмечает, что вряд ли можно выделить один какой­либо решающий признак. В качестве такого единственного ведущего признака даже нельзя признать рифму (созвучие концов стихотворных строк), поскольку существуют белые стихи, для которых рифма не характерна. Для стихотворной речи присущи несколько признаков в их совокупности. 0собую значимость для организации стихотворной речи имеет ритм. Ритмическая организация как музыкальных, так и стихотворных произведений характеризуется повторяющимися элементами, что определяет присущую этим произведениям стройность в движении3. Размеренность, ритмичность стиха создается определенным повторением ударных и безударных слогов в строке. Различные системы стихосложения отличаются друг от друга определенным стихотворным размером. В начальных классах школы учащиеся практически знакомятся с рифмой и ритмом. В процессе наблюдения над стихом учащиеся отмечают, что концы строк произносятся примерно одинаково (иначе говоря, рифмуются). Л. И. Тимофеев особо подчеркивает такую особенность стихотворной речи, как ее повышенную эмоциональность. «Обращение к стихам,— пишет он,— есть своего рода заявка на эмоционально окрашенную речь. Отсюда и вытекает, по сути дела, главная черта стихотворной речи: постоянство однородной, эмоционально окрашенной интонационной системы в отличие от прозы, где перед нами переменная интонация, где каждая фраза имеет свою, главным образом логически мотивированную интонацию, не повторяющуюся в последующих фразах»1. Учитывая эту особенность стихотворной речи, целесообразно обратить внимание младших школьников на то, что в стихе поэт часто выражает свои чувства, свои переживания, вызванные картинами природы, общественными явлениями, встречей с близкими, дорогими людьми. Одна и та же картина природы, у разных поэтов может вызвать разное чувство, и стих получает разную эмоциональную окраску: радость, грусть, тревогу и т. д. Стихотворные произведения (подобно прозаическим) делятся на эпические, лирические и драматические. В книгах для чтения «Родная речь» представлены эпические и лирические стихотворения. Для эпических стихотворений характерно наличие сюжета, т. е. системы событий в их развитии. В центре эпических стихотворений — образы­ персонажи, раскрывая которые автор показывает определенную сторону жизни в тот или иной период. Все это роднит эпическое стихотворение с рассказом,   повестью.   Данное.   обстоятельство   обусловливает   общность   методических   положений,   определяющих   анализ   эпического стихотворения и прозаического рассказа (см. гл. III). Однако нельзя забывать, что анализируется стихотворное произведение, т. е. произведение, которому присуща особая художественная форма, отличающая его от прозы. Примером эпических стихотворений, помещенных в книгах «Родная речь», являются такие, как «Разговор с сыном» С. В. Михалкова, «Рассказ о неизвестном герое», «Война с Днепром» С. Я. Маршака, «На заставе» А. Л. Барто, «Рассказ танкиста» А. Т. Твардовского, «Дедушка Мазай и зайцы» Н. А. Некрасова. Анализ   эпического   стихотворения   направлен   на   выяснение   сюжета   (развития   действия),   раскрытие   особенностей   действующих   лиц,   идеи произведения, его художественного своеобразия. Данное произведение допускает деление на относительно законченные части, составление плана, пересказ. Безусловно, выбор методики зависит от конкретного содержания произведения, от его идейно­тематической основы. Например,   при   чтении   отрывков   из   поэмы   С.   Михалкова   «Разговор   с   сыном»1   в   центре   внимания   будет   анализ   познавательной   стороны конкретного материала, осознание которого расширит и углубит представления учащихся о борьбе народа нашей страны за справедливую власть и свободу. Автор сам определяет тематику своего произведения (см.: Родная речь. Книга для чтения в третьем классе. М., 1978, с. 52, от слов Мой сын! Послушай мой рассказ до слов. Чтоб хорошо жилось тебе!). Учитель вправе уже после первого чтения предложить учащимся самим определить тему произведения и подтвердить это словами текста. Дальнейший анализ направлен на выделение подтем, т. е. тех вопросов, на которых останавливается поэт, рассказывая о жизни до революции: 1) Обучение детей при царизме. 2) Сытая жизнь помещиков и полуголодное существование крестьян. 3) Угнетение рабочих в городах. 4) За что боролись революционеры. В соответствии с указанными вопросами помещенный в книге отрывок делится на части. (Учитель может предложить учащимся самостоятельно поделить отрывок на части, определить главную мысль каждой части и озаглавить.) Осознанию конкретного содержания способствует также выборочное чтение по иллюстрациям книги, постановка учащимися вопросов друг другу. Произведение написано в форме разговора отца­автора с сыном­слушателем (или читателем). Что достигается этим? Простота и доступность. Автор обращается как бы ко всем третьеклассникам и к каждому в отдельности. Четкость   высказывания   достигается   также   использованием   противопоставлений   (или   противоположений.   Раскрытие   сущности   каждого   из противопоставлений, включенных в отрывок, подводит учащихся, с одной стороны, к пониманию политической направленности произведения, а с другой — к пониманию особенностей его художественной формы. Приведенные противопоставления, как и ряд других, позволили автору немногими словами сказать о многом: кто работал, а кто пользовался плодами труда; почему помещик в деревне, а фабрикант в городе жили в богатстве и роскоши... В простой разговорной форме написан и «Рассказ о неизвестном герое» С. Я. Маршака. Прост сюжет рассказа, проста его лексика, удивительно легок стих. Задача учителя — сохранить для учащихся целостность восприятия произведения, в котором так тонко сочетаются содержание и стихотворная форма. Поэтому и начать  работу  над стихотворением можно с вопроса к учащимся: «Что  привлекает в стихотворении? Чем оно кажется интересным?» В начальных классах школы не ставится задачей изучение фигур поэтической речи, инверсии, но практически учитель постоянно обращает внимание учащихся на использование автором определенных художественных приемов в целях более ясного и образного выражения мыслей. В эпических стихотворениях часто используется диалог, что позволяет автору живо описать событие, как бы «включить» самого читателя в круг описываемых событий. В стихотворении есть диалог. Это способствует четкому восприятию картины, пониманию взаимоотношений действующих лиц. Однако учитель должен помнить, что выразительное чтение стихотворения, имеющего диалог, без предварительной подготовки затруднено. Поэтому прежде чем читать следующие части стихотворения вслух, целесообразно предложить чтение про себя с каким­либо заданием.  В лирических стихотворениях (в отличие от эпических) предметом изображения становятся переживания, чувства человека. Это не означает, что в эпическом произведении они отсутствуют, а в лирическом — не изображаются жизненные картины. Нет, и в эпическом, и в лирическом произведениях возможно изображение того и другого. Своеобразие лирического произведения в том, что переживания, внутренний мир героя — это то центральное, ведущее, что составляет лейтмотив изображаемого. Переживания человека могут быть обусловлены картинами природы, общественными явлениями, политическими событиями,  философскими  размышлениями  о  сущности  жизни,  значении  мира и  т.  п. С учетом тематики   жизненного   материала,   вызвавшего   те   или   иные   переживания,   в   литературоведении   лирика   классифицируется   на   пейзажную, политическую, патриотическую, философскую, лирику любви и дружбы и другие виды. В книгах для чтения в начальных классах представлена главным образом пейзажная лирика и социально­политическая. В методической литературе, и в частности в специальных исследованиях Е. Л. Глинской, А. А. Абдуллиной и др. посвященных чтению младшими школьниками   пейзажной   лирики,   отмечаются   условия,   существенно   влияющие   на   полноценность   восприятия   учащимися   данного   вида произведений и творческое воспроизведение их эмоционально­образного содержания. К числу таких условий относятся: 1. Наличие у учащихся жизненных представлений, адекватных авторским или приближающихся к ним. Отсутствие аналогичных жизненных впечатлений может приводить к вербально­логическому восприятию пейзажной лирики и формальному воспроизведению образов, а также тормозит развитие у учащихся желания читать произведения о природе. 2. Развитие у учащихся внимания к переживаниям героев произведений, настроению и чувствам. Целенаправленная работа над обогащением лексики детей словами, обозначающими чувства и оттенки чувств, состояние и настроение (радость, страх, печаль, грусть, гордость; спокойно, взволнованно, торжественно). 3. Формирование у учащихся творческого воссоздающего воображения. При подготовке к чтению стихов о природе (в каждом классе тематически представлены стихи о всех временах года)2 учитель прежде всего определяет место и время проведения экскурсии, тщательно подбирает репродукции картин художников, музыкальные произведения, созвучные стихам, а также фильмы, просмотр которых обогатит жизненные впечатления школьников. Особенно внимательно нужно отнестись к подбору биографического материала о писателе. Поскольку лирическое произведение проникнуто тем или иным настроением, то учитель может кратко рассказать о поэте, но так, чтобы была понятна его грусть или радость, тревога. (Как уже отмечалось выше, в начальных классах биографические сведения о каждом писателе не сообщаются.) Очень эффективным является прослушивание соответствующих музыкальных произведений: у детей создается настрой, адекватный авторскому, что способствует правильному эстетическому восприятию стихотворения, благотворно сказывается на выразительности чтения.  В   методической   литературе   (Е.   Л.   Глинская   и   др.)   справедливо   отмечается,   что.   использование   произведений   живописи   перед   чтением стихотворений о природе не всегда целесообразно. Просмотр картины непосредственно перед чтением стихотворения может затруднить его восприятие, поскольку словесный образ воспринимается менее ярко, чем зрительный, учащиеся окажутся под впечатлением картины, у нее в плену. Безусловно, . при решении вопроса о целесообразности использования картины на уроке непосредственно перед чтением много будет зависеть от того, насколько картина и стихотворение соответствуют друг другу. Чем ближе картина и стихотворение, тем больше оснований для просмотра картины до чтения стихотворения. Необходимо особо подчеркнуть важность тщательной подготовки учителя к выразительному чтению стихотворения. Стихотворение  обычно читается учителем наизусть и пробуждает у детей живые ассоциации с картинами, которые описывает поэт. Процесс изучения пейзажного лирического стихотворения в целом имеет ту же модель, что и любое художественное произведение: от первичного синтеза (первичного целостного восприятия) к анализу и через него к синтезу более высокого качества (более сложному обобщению). Однако, в отличие от рассказа или эпического стихотворения, при чтении пейзажной лирики предметом анализа является живописный образ, а не развитие сюжета и мотивы поведения действующих лиц. Итак, своеобразие анализа стихотворений о природе состоит в том, чтобы оно было направлено на создание  у учащихся благоприятных условий для глубокоэстетического восприятия  живописного образа, нарисованного поэтом  с помощью художественных средств языка. Живописный образ сложен, как и любой образ. Поэтому на уроке после первичного восприятия стихотворения учащиеся   вычленяют   составные   части   образа   —   его   взаимосвязанные   компоненты.   Яркость   первичного   целостного   восприятия   создается вопросами следующего характера: — Какое настроение вызывает у вас это стихотворение? (Или: Какое чувство выразил поэт, описывая весну? Докажите.) — Какой вы представили себе черемуху, слушая стихотворение  С. Есенина? (Какой вы представили себе весну, слушая стихотворение  И. Бунина?) На втором этапе работы над стихотворением, для того чтобы учащиеся четко и правильно представили картины, нарисованные поэтом, учитель предлагает внимательно еще раз прочитать текст и назвать, сколько отдельных картин они «видят», о чем они. Учащиеся читают строчки, рисующие одну какую­либо картину, и говорят, что они представили, т. е. учащиеся воссоздают свою словесную картину, созданную своим воображением на основе слов автора. Целенаправленная работа над изобразительными средствами языка является одним из важнейших условий раскрытия эмоционально­образного содержания лирического стихотворения. Практически младшие школьники знакомятся с использованием авторами основных изобразительных средств поэтической речи: эпитетов, сравнений, метафор (в частности, олицетворений) Ч В процессе анализа стихотворения учитель создает для учащихся возможность осознать употребление в тексте вполне определенного слова (не любого, а именно этого, или наиболее точно передающего чувство, отношение, или наиболее точно описывающего предмет и т. д.).

Ответ на вопрос "Методика чтения стихотворений"

Ответ на вопрос "Методика чтения стихотворений"

Ответ на вопрос "Методика чтения стихотворений"

Ответ на вопрос "Методика чтения стихотворений"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.04.2018