Школьный этап
Всероссийской олимпиады по русскому языку
8 класс
ответы и критерии оценивания
Задание № 1.
АвтОграф, багрИть, втрИдорога, госпитАльный, давнИшний, еретИк, задОлго, закУпоривать, знАмение, колОсс.
По 1 баллу за каждый верный ответ. Всего: 10 баллов.
Задание № 2
А)
1. До станции рукой подать.
2. Куда ты бежишь сломя голову?
3. Ребёнок совсем от рук отбился.
4. Руку даю на отсечение, что всё будет хорошо.
5. Он мне седьмая вода на киселе.
Возможны варианты.
Б)
Пролить свет
Горький опыт и горькая правда
Зелёная скука
За каждый правильный ответ по 1 баллу. Всего: 8 баллов
Задание № 3.
1. Бúржа — «торговая площадь; место стоянки извозчиков».
2. Вожáтый — «проводник, указывающий дорогу».
3. Живот — «жизнь».
4. Куафёр — «парикмахер».
5. Дядька — «слуга, приставленный к мальчику для надзора за ним».
За каждый правильный ответ – 2 балла; всего: 10 баллов.
Задание № 4.
Учёные считают, что между этими словами существует непосредственная связь. Дело в том, что на Руси славяне перед посевом расчищали земли от растительности, при этом сжигали деревья. Сожжённое место называли палом, а обожженные колья – палки. Позже палками, палицами стали называть любые (и необожжённые) колья.
За объяснение истории слова «палка» 6 баллов, за ответ «связь между словами есть» - 4 балла. Всего: 10 баллов.
Задание № 5.
Три. Глагол в повелительном наклонении 2 лица ед.ч. Корень тр-, суффикс –и-, нулевое окончание. Три звука [ трэи ].
Увёз. Глагол в форме изъявительного наклонения прошедшего времени м.р. ед.ч. Приставка у-, корень –вёз-, нулевой суффикс, нулевое окончание. Четыре звука [увэос].
1. За каждое правильно выбранное слово – 1 балл.
2. За правильный морфемный разбор слова три – 1 балл, слово увёз – 2 балла.
3. За правильное объяснение количества звуков (транскрипцию) каждого слова – по 1 баллу.
4. За описание морфологических свойств данных слов – слова увёз – 1 балл, слова три – 2 балла.
Всего: 10 баллов.
Задание № 6.
Главное слово |
предлог |
Зависимое слово |
вопрос |
Смысловые отношения |
приехал |
ИЗ |
города |
Откуда? |
Обстоятельственные места |
Поступить, оклевать |
ИЗ |
Страха/завести; мести |
Почему? Отчего? По какой причине? |
Обстоятельственны причины |
Собрать, сплести |
ИЗ |
Деталей, ветвей |
Из чего? |
объектные |
корзина |
ИЗ |
Прутьев/бересты, лозы |
Какая? |
определительные |
По 1 баллу за каждую правильно заполненную графу таблицы. Главные и зависимые слова могут отличаться от приведённых в ответе, но должны соответствовать вопросу и значению в словосочетании этой строчки.
Всего: 10 баллов.
Задание № 7.
1) За верное определение лишнего слова рукоделие – 1 балл.
2) За указание, что все четыре слова относятся к среднему роду (с оконч-ем –е-), ко 2 склонению – 0,5+0,5, всего 1 балл.
3) За указание, что все четыре слова в этом ряду имеют одинаковый морфемный состав (может быть указан: корень-соединительная гласная-корень-суффикс-окончание) – 0,5 баллов; образованы путём сложения – 0,5 баллов; с соединительной гласной – 0,5 баллов; и одновременным присоединением суффикса –и- - 0,5 баллов ( суффикс –и- может быть и не назван, а только указано на присоединение суффикса); от словосочетаний типа «глагол+существительное» - 1 балл.
4) За указание, что в ловах стеклоделие, виноделие, сыроделие исходное существительное обозначает продукт (результат) деятельности (например, виноделие – делать вино) – 2 балла, стоит в винительном падеже, являясь прямым дополнением – 2 (1+1) балла, а в слове рукоделие – существительное обозначает способ (орудие) деятельности (делать при помощи рук, делать руками) – 2 балла, стоит в творительном падеже, являясь косвенным дополнением – 2 (1+1) балла.
Всего: 13 баллов
Задание № 8.
В 1 предложении – обстоятельство образа действия в составе словосочетания (окружным путём). Часть речи – существительное.
Во 2 предложении является производным предлогом, служебная часть речи. Вместе с существительным входит в состав обстоятельства образа действия. Отдельно от существительного не является членом предложения.
В 3 предложении – обстоятельство образа действия, часть речи - наречие.
За правильно указанную часть речи в каждом предложении - по 1 баллу.
За правильно указанную синтаксическую функцию в каждом предложении – по 1 баллу.
За указание на производность предлога – 0,5 балла, за указание, что вместе с существительным является обстоятельством – 0,5 балла.
Всего: 7 баллов
Задание № 9.
Белгородцы, воронежцы, ельчане, калужане, липчане, орловчане, смоляне, грязинцы, задонцы, туляки.
По 1 баллу за каждый правильный ответ. Всего: 10 баллов.
Задание № 10.
Устаревшее слово пря означает «борьба, ссора, пререкание».
Возможны слова:
1) распря, прения, препирательство, препирание и др.
2) Этимологически родственное также спор.
В корне пр/пир/пор происходит чередование гласных и нуля звука.
2 балла за определение значения слова, по 2 балла за каждое слово из 1 группы, 3 балла за слово спор, 1 балл за возможное указание на этимологическое родство или чередование в корне.
Всего: 14 баллов.
Максимальное количество баллов за работу: 102 балла.
№ задания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Итого |
Макс. балл |
10 |
8 |
10 |
10 |
10 |
10 |
13 |
7 |
10 |
14 |
102 |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.