Мектеп алды тобындағы ұйымдастырылған оқу қызметінің конспектісі
Конспект организованной учебной деятельности в предшкольной группе
с использованием элементов технологии ТИКО,
технологии исследования, технологии Г. Домана
Өткізу күні/Дата проведения: 22. 10. 2018г.
Тәрбиеші/Воспитатель: Халитова С.А.
Білім беру саласы/Образовательная область: "Познание"
Пән/Предмет: Естествознание.
Өтпелі тақырып/Сквозная тема: « Перелетные птицы».
Тақырыбы/Тема: «Кто летит на юг? »
Мақсаттары/Цели:
1.Тәрбиелік- воспитательная: Воспитание любви к птицам, умение сопереживать.
2.Дамытушылық – развивающая: Развитие представлений о причинах отлета птиц.
3.Оқыту- обучающая: Ознакомление со строением махового и пухового пера. Обучение различию зимующих и перелетных птиц на основе существующего признака.
Педагогикалық технологиялар /пед.технологии: здоровьесберегающая технология, технология полиязычия, ИКТ, технология ТИКО, технология исследования, технология Г.Домана.
Ресурстармен қамтамасыз ету/Ресурсное обеспечение: презентация, аудиозапись - голоса птиц, «ТИКО конструктор» , карточки Г.Домана серия «Чудо птицы»: грач, ласточка, сковец, лебедь, маски птиц: воробей, дятел, синичка, ворона, снегирь, коробочка, перья, камень, весы, проволока, лупы, бумажное перо, кисточки, растительное масло, пипетка, вода.
Көптілділік/ Полиязычие:
Қазақ тілі: клюв – тұмсық, хвост – құйрық, голова – бас, туловище – бәден, крылья – қанаттар, птицы – құстар , зимующие – қыста, корм – жемтік, воробей – торғай, ворона – қарға қырық, синица - ақсағал, дятел– тоқылдақ, снегирь - бозшымшық.
English: клюв –beak, хвост –tail, голова –head, туловище –trunk, крылья –wings, птицы –birds, зимующие –wintering, корм –feed, воробей –sparrow, ворона –crow, сорока – forty –, синица - blue titmouse, дятел – woodpecker, снегирь - bullfinch.
Ұйымдастырылған оқу қызметінің барысы
1.Ұйымдастырушылық кезеңі/организационный момент:
Предлагает послушать и отгадать загадку.
Снится ночью пауку Чудо-юдо на суку.
Два крыла и длинный клюв. Прилетел- плохи дела.
А кого паук боится, Угадали- это…. птица – құс – bird.
Рассматривают птиц на экране
Показывает слайда №1. Интересуется, что общего у всех птиц. Сравнивают. Обобщают. Анализируют: у всех есть клюв, две лапки, есть крылья и оперение.
Предлагает отправиться в гости к птицам. Включают аудиозапись - голоса птиц. Использование игры «Узнай голоса птиц». Цель: учить узнавать голоса птиц. 2. Негізі бөлімі/основная часть: Демонстрирует иилюстрации перелётных птиц – карточки Г.Домана серия «Чудо птицы»: грач, ласточка, сковец, лебедь. Организовывает рассматривание. Предлагает описать увиденных птиц.
Описывают, высказываются: грач большой, вестник весны; чёрный, важный.
Ласточка – темненькая, невеличка, длиннохвостая.
Скворец - певец, черный, звонкоголосый, маленький.
Лебедь …
Интересуется, можно ли сейчас увидеть или услышать этих птиц? Почему? Почему их называют перелётными? Размышляют: можно ли их услышать сейчас. Они улетели. Объясняют, почему. Например: замёрзла земля и водоемы, растений замёрзли, стало холодно, исчезли насекомые и т.д. Делают выводы: почему они улетели. Какой корм едят эти птицы.
Обобщают: почему их так называют - перелётные.
Использует компьютерную игру «Кто лишний». Цель: развитие логического мышления. Организует физминутку «Ворон» Цель: четко произносить слова, выполнять движения ориентируясь в пространстве относительно себя.
Утром ворон встал на лапки, (встают со стула)
Приготовиться к зарядке. (руки на пояс)
Повернулся влево, (выполняют повороты корпуса влево)
Повернулся вправо, (выполняют повороты корпуса вправо)
Приседанье сделал славно (приседают, руки вперед)
Клювиком почистил пух, (выполняют повороты головы влево, вправо)
И на стульчик тихо — плюх.
Предлагает построить конструктора ТИКО необыкновенную птицу
Строят из ТИКО конструктора птицу, рассматривают свои поделки, делятся впечатлениями.
Дает советы: голос у вороны низкий, каркает она громко, крылья у нее большие. Снегирь, синичка, воробей будут петь высоким голосом, крылышки у них маленькие.
Предлагает превратиться в мальчиков и девочек.
Организовывает игру - драматизацию « Мы - птицы». Цель: закрепить представления о зимующих птицах.
Раз, два, три, четыре, пять
Вышла птичка полетать.
Про кого я загадаю –
Эта птичка вылетает.
Использование загадки
1. Озорной мальчишка
В сером армячишке,
По дворам шныряет
Крошки собирает.
Вылетает воробей. « Я Воробей». Вылетает дятел, его спрашивают: « Ты кто? » - « Я Дятел »
Дятел: Воробушка- воробей,
Ты не бойся, не робей.
Прыгай с веточки сюда
Дам я вкусного зерна,
Воробей чего ты ждешь?
Хлебных крошек не клюешь
Воробей: Я давно заметил крошки,
Да боюсь сердитой кошки.
Чик-чирик, чик- чирик.
2. А вот маленькая птичка,
Желтогрудая певичка,
Звонко песенку поет,
Сало вкусное клюет.
Вылетает синичка.« Ты кто?»- « Я синичка».
Вылетает ворона: « Ты кто ?»-« Я ворона».
Ворона: Прилетела к нам синичка
Села прямо за окном.
Эту маленькую птичку
С нетерпением мы ждем.
И чтоб птичке легче стало-
Ведь исчезли червячки-
Для неё кусочки сала
Мы повесим на сучки).
Синичка: Ваше сало я склюю,
Всем спасибо говорю:
Синь-синь-синь
Синь-синь-синь.
3. Красногрудый, чернокрылый
Любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
Вылетает снегирь: « Ты кто?» - « Я- снегирь».
Снегирь: С севера я прилетел,
Вкусных ягод захотел,
Юч-юч-юч-юч-юч-юч!.
Организуют веселый птичий хоровод. Птички летают и поют свою песенку.
Дает советы: голос у вороны низкий, каркает она громко, крылья у нее большие. Снегирь, синичка, воробей будут петь высоким голосом, крылышки у них маленькие. Предлагает превратиться в мальчиков и девочек.
Говорят все вместе:
Быстро день кончается,
Птичьи игры прекращаются
Зимующие птицы, вокруг себя повернитесь,
В девочек и мальчиков превратитесь.
Показывает детям коробочку: - Как вы думаете, что находится в коробке. Заинтересовываются. Трясут. Нюхают. Высказывают предположения.
Загадывает загадку: По лесу летало, в воде болтыхалось. В воду упало и сухим стало. (перо.) Узнают, что находится в коробочке. Достают из коробочки перо.
Интересуется: Чье это перо?
- Как вы думаете, какую роль играют перья для птиц. Пытаются объяснить, для чего птицам – перья.
Предлагает найти ответ на вопрос, пройти в лабораторию и исследовать, как устроено перо. Проходят в лабораторию. Усаживаются за столами. Анализируют.
Вопрос: Чем отличаются птицы от животных? Людей? Объясняют: - Они умеют летать.
Рассказывает: Все птицы покрыты огромным числом перьев. Птицы, единственные на земле имеют перья.
Вопрос: за счет чего летают птицы? Одинаковые ли они? Отвечают: у птиц есть крылья. Рассматривают перья от разных птиц. Делают вывод: перья разных размеров, цвет пера разный.
Показ крыльев от разных птиц.
Организует исследовательскую де-ть. Предлагает посмотреть на крылья, которые приготовил вам профессор Знайка для исследований. Находят самое длинное перо. Узнают и запоминают: Это перо называется «маховое». Эти перья расположены по краям крыльев.
Рассматривают. Исследуют пальцами. Описывают: плотное, жёсткое. Большое.
1.Опыт «Лёгкое или тяжёлое?» Кладут на руку перо, на другую – камень. Делают вывод – легкое. Взвешивают на весах – перо, камень, два пера. Делают вывод: перья очень лёгкие. 2.Опыт «За счёт чего перо лёгкое?» Подбрасывают перо. Рассказывают: падает медленно, плавно кружась. Делают вывод: за счет чего оно легкое. Стержень пустой. Отрезают край у пера – видят пустоту. Вставляют проволоку, проверить пустоту. Машут перьями. Объясняют: ощущают воздух.
Рассказывает: Когда птица машет крыльями, перо эластично пружинит, не расцепляя волоски.
3.Опыт «как устроено перо»
Рассматривают перо, через лупу. – Видят, на бороздках пера есть выступы и крючочки, которые прочно и легко соединяются, застегивая поверхность пера. Узнают: если они расцепляются, то птица клювом соединяет их.
Обращает, внимание: какие у вас ещё лежат перья? Пуховые. Предлагает описать их. Сравнить с маховыми. Описывают: маленькое, пушистое, тоненькое, волоски не сцепленные, стержень тоненький. Накладывают и сравнивают с маховым. (водят по руке – мягкое, пушистое)
Вопрос: Зачем такое перо птице? Размышляют. Рассуждают: Пуховое перо служит птице для сохранения тепла. Находятся на туловище, голове, крыльях, лапах.
4.Опыт «Какое перо легче?» Вопрос: зачем птицам перья? Дуют – определяют, какое улетит быстрее – пуховое или маховое? Делают вывод: легче пуховое. Объясняют: Помогают взлететь, держаться на воздухе, предохраняют от ушибов, пересыхания, намокания.
5.Опыт «Почему у водоплавающих перья не намокают»
Интересуется: А как вы думаете, почему у водоплавающих перья не намокают?
Рассказывает: Птицы каждый день заботятся о своих перьях, тщательно чистят свое оперение, удаляют чужеродные предметы, вытирают жир и периодически меняют лишнее перо
Экспериментируют: На бумажное перо, наносят кисточкой жировую смазку (растительное масло) пипеткой капают воду.
Делают вывод: Вода скатывается, вот так и с перьев птиц. Вспоминают пословицу «Как с гуся вода».
Вспоминают. Объясняют: Потому что, у них есть специальная жировая железа и птицы сами клювом смазывают перья.
3. Қорытынды/итоговая часть:
Уточняет: о ком мы сегодня говорили? Что нового вы узнали? О чем узнали мы сегодня в лаборатории? Интересного для вас? Как можно помочь птицам зимой?
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.