ОУД Естествознание : «Кто летит на юг? » с использованием элементов технологии ТИКО

  • Занимательные материалы
  • doc
  • 19.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Развитие представлений о причинах отлета птиц.
Иконка файла материала кто летит на юг.doc

 

Мектеп алды тобындағы ұйымдастырылған оқу қызметінің конспектісі

Конспект организованной учебной деятельности в предшкольной группе

с использованием  элементов технологии ТИКО,

                                                 технологии  исследования, технологии Г. Домана

 

Өткізу күні/Дата проведения:  22. 10. 2018г.

Тәрбиеші/Воспитатель:   Халитова С.А.

Білім беру саласы/Образовательная область: "Познание"

Пән/Предмет: Естествознание.

Өтпелі тақырып/Сквозная тема: « Перелетные птицы».  

Тақырыбы/Тема:   «Кто летит на юг? »                        

Мақсаттары/Цели:  

1.Тәрбиелік- воспитательная:  Воспитание любви к птицам, умение сопереживать.

 2.Дамытушылық – развивающая:  Развитие  представлений о причинах отлета птиц. 

3.Оқыту- обучающая:  Ознакомление  со строением махового и пухового пера. Обучение различию  зимующих и перелетных  птиц на основе существующего признака.                                                   

Педагогикалық технологиялар /пед.технологии:  здоровьесберегающая  технология,   технология  полиязычия, ИКТ, технология ТИКО,  технология исследования, технология Г.Домана.

Ресурстармен қамтамасыз ету/Ресурсное обеспечение:  презентация, аудиозапись -  голоса птиц, «ТИКО конструктор» , карточки Г.Домана серия «Чудо птицы»: грач, ласточка, сковец, лебедь, маски птиц: воробей, дятел, синичка, ворона, снегирь, коробочка, перья, камень, весы, проволока, лупы, бумажное перо,   кисточки,   растительное масло,  пипетка, вода.                                                                                                      

Көптілділік/ Полиязычие: 

 Қазақ тілі: клюв – тұмсық, хвост – құйрық, голова – бас, туловище – бәден, крылья – қанаттар, птицы – құстар , зимующие – қыста, корм – жемтік, воробей – торғай, ворона – қарға қырық, синица -  ақсағал, дятел– тоқылдақ, снегирь - бозшымшық.  

English:  клюв –beak, хвост –tail, голова –head, туловище –trunk, крылья –wings, птицы –birds, зимующие –wintering, корм –feed, воробей –sparrow, ворона –crow, сорока – forty –, синица - blue titmouse, дятел – woodpecker, снегирь - bullfinch.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

 

Ұйымдастырылған оқу қызметінің барысы

1.Ұйымдастырушылық  кезеңі/организационный момент:

Предлагает послушать и отгадать загадку.     

Снится ночью пауку  Чудо-юдо на суку.

Два крыла и длинный клюв.    Прилетел- плохи дела.

А кого паук боится, Угадали- это….   птица – құс – bird.

Рассматривают птиц на экране

 Показывает слайда №1. Интересуется, что общего у всех птиц. Сравнивают. Обобщают. Анализируют: у всех есть клюв, две лапки, есть крылья и оперение. 

Предлагает отправиться в гости к птицам. Включают аудиозапись -  голоса птиц.                               Использование игры «Узнай голоса птиц».  Цель: учить узнавать голоса птиц.                                                 2. Негізі бөлімі/основная часть: Демонстрирует иилюстрации перелётных птиц – карточки Г.Домана серия «Чудо птицы»: грач, ласточка, сковец, лебедь. Организовывает рассматривание. Предлагает описать увиденных птиц.

Описывают, высказываются: грач большой, вестник весны; чёрный, важный.

Ласточка – темненькая, невеличка, длиннохвостая.

Скворец - певец, черный, звонкоголосый, маленький.

Лебедь …

Интересуется, можно ли сейчас увидеть или услышать этих птиц? Почему? Почему их называют перелётными? Размышляют: можно ли их услышать сейчас.  Они улетели. Объясняют, почему. Например: замёрзла земля и водоемы, растений замёрзли, стало холодно, исчезли насекомые и т.д.  Делают выводы: почему они улетели. Какой корм едят эти птицы.

Обобщают: почему их так называют - перелётные.

Использует компьютерную игру «Кто лишний». Цель: развитие логического мышления.  Организует  физминутку «Ворон» Цель: четко произносить слова, выполнять движения ориентируясь в пространстве относительно себя.

Утром ворон встал на лапки, (встают со стула)

Приготовиться к зарядке. (руки на пояс)

Повернулся влево, (выполняют повороты корпуса влево)

Повернулся вправо, (выполняют повороты корпуса вправо)

Приседанье сделал славно (приседают, руки вперед)

Клювиком почистил пух, (выполняют повороты головы влево, вправо)

И на стульчик тихо — плюх.

Предлагает построить конструктора ТИКО  необыкновенную птицу

Строят из ТИКО конструктора  птицу, рассматривают свои поделки, делятся впечатлениями.

       

 Дает советы: голос у вороны низкий, каркает она громко, крылья у нее большие. Снегирь, синичка, воробей будут петь высоким голосом, крылышки у них маленькие.                                      

Предлагает превратиться в мальчиков и девочек.  

Организовывает  игру - драматизацию « Мы - птицы». Цель: закрепить представления о зимующих птицах. 

Раз, два, три, четыре, пять

Вышла птичка полетать.

Про кого я загадаю –

Эта птичка вылетает.

Использование загадки                            

1. Озорной мальчишка

В сером армячишке,

По дворам шныряет

Крошки собирает.

Вылетает воробей.  « Я Воробей». Вылетает дятел, его спрашивают: « Ты кто? » - « Я Дятел »

Дятел:         Воробушка- воробей,

                    Ты не бойся, не робей.

                    Прыгай с веточки сюда

                    Дам я вкусного зерна,

                    Воробей чего ты ждешь?

                    Хлебных крошек не клюешь

 

Воробей:     Я давно заметил крошки,

                    Да боюсь сердитой кошки.

                    Чик-чирик, чик- чирик.

2.     А вот маленькая птичка,

Желтогрудая певичка,

Звонко песенку поет,

Сало вкусное клюет.

Вылетает синичка.« Ты кто?»- « Я синичка».

Вылетает ворона: « Ты кто ?»-« Я ворона».

Ворона: Прилетела к нам синичка

              Села прямо за окном.

              Эту маленькую птичку

              С нетерпением  мы ждем.

              И чтоб птичке легче стало-

              Ведь исчезли червячки-

              Для неё кусочки сала

              Мы повесим на сучки).

Синичка: Ваше сало я склюю,

                 Всем спасибо говорю:

                 Синь-синь-синь

                 Синь-синь-синь.

3.     Красногрудый, чернокрылый

Любит зернышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

Вылетает снегирь: « Ты кто?» - « Я- снегирь».

Снегирь: С севера я прилетел,

  Вкусных ягод захотел,                                                                       

  Юч-юч-юч-юч-юч-юч!.

Организуют  веселый птичий хоровод. Птички летают и поют  свою песенку.                                               

Дает советы: голос у вороны низкий, каркает она громко, крылья у нее большие. Снегирь, синичка, воробей будут петь высоким голосом, крылышки у них маленькие.                                       Предлагает превратиться в мальчиков и девочек.  

Говорят все вместе:                                                          

Быстро день кончается,

Птичьи игры прекращаются

Зимующие птицы, вокруг себя повернитесь,

В девочек и мальчиков превратитесь.

Показывает детям коробочку: - Как вы думаете, что находится в коробке.   Заинтересовываются. Трясут. Нюхают. Высказывают предположения.                                       

Загадывает загадку: По лесу летало, в воде болтыхалось.  В воду упало и сухим стало. (перо.) Узнают, что находится в коробочке. Достают из коробочки перо.

Интересуется:  Чье это перо?                          

- Как вы думаете, какую роль играют перья для птиц. Пытаются объяснить, для чего птицам – перья.

Предлагает найти ответ на вопрос, пройти в лабораторию и исследовать, как устроено перо. Проходят в лабораторию. Усаживаются за столами. Анализируют.

Вопрос: Чем  отличаются птицы от животных? Людей? Объясняют: - Они умеют летать.

 Рассказывает: Все птицы  покрыты огромным числом  перьев. Птицы, единственные на земле имеют перья.

Вопрос:  за счет чего летают птицы? Одинаковые ли они? Отвечают: у птиц есть крылья.  Рассматривают перья от разных птиц. Делают вывод: перья разных размеров, цвет пера разный.

Показ крыльев от разных птиц.

Организует исследовательскую де-ть. Предлагает  посмотреть на крылья, которые приготовил вам профессор Знайка для исследований. Находят самое длинное перо. Узнают и запоминают: Это перо  называется «маховое».  Эти перья расположены по краям крыльев.

Рассматривают. Исследуют пальцами. Описывают: плотное, жёсткое. Большое.

1.Опыт «Лёгкое или тяжёлое?» Кладут на руку перо, на другую – камень. Делают вывод – легкое. Взвешивают на весах – перо, камень, два пера. Делают вывод: перья очень лёгкие.   2.Опыт «За счёт чего перо лёгкое?» Подбрасывают перо. Рассказывают: падает медленно, плавно кружась. Делают вывод:  за счет чего оно легкое.  Стержень пустой.                                                                    Отрезают край у пера – видят пустоту. Вставляют проволоку, проверить пустоту.                                                                  Машут перьями. Объясняют: ощущают воздух.

Рассказывает: Когда птица машет крыльями, перо эластично пружинит, не расцепляя волоски.

3.Опыт «как устроено перо»

Рассматривают перо, через лупу.   Видят,  на бороздках пера есть выступы и крючочки, которые прочно и легко соединяются, застегивая поверхность пера. Узнают:  если они расцепляются, то птица клювом соединяет их.                                      

Обращает, внимание: какие у вас ещё лежат перья? Пуховые. Предлагает описать их. Сравнить с маховыми. Описывают: маленькое, пушистое, тоненькое, волоски не сцепленные, стержень тоненький. Накладывают и сравнивают  с маховым. (водят по руке – мягкое, пушистое)

Вопрос: Зачем такое  перо птице? Размышляют. Рассуждают: Пуховое перо служит птице для сохранения тепла. Находятся на туловище, голове, крыльях, лапах.

4.Опыт «Какое перо легче?» Вопрос: зачем птицам перья? Дуют  – определяют,  какое улетит быстрее – пуховое или маховое? Делают вывод: легче пуховое.                                                                      Объясняют: Помогают взлететь, держаться на воздухе, предохраняют от ушибов, пересыхания, намокания.  

5.Опыт «Почему у водоплавающих перья не намокают»

Интересуется:  А как вы думаете, почему у водоплавающих перья не намокают?

Рассказывает: Птицы каждый день заботятся о своих перьях, тщательно чистят свое  оперение,  удаляют чужеродные предметы, вытирают жир и периодически меняют лишнее перо

Экспериментируют: На  бумажное перо, наносят  кисточкой жировую смазку (растительное масло)  пипеткой капают воду.                                                                     

 Делают вывод: Вода скатывается, вот так и с перьев птиц. Вспоминают пословицу «Как с гуся вода».

Вспоминают. Объясняют: Потому что, у них есть специальная жировая железа и птицы сами клювом смазывают перья.

3. Қорытынды/итоговая часть:

Уточняет: о ком мы сегодня говорили? Что нового вы узнали? О чем узнали мы сегодня в лаборатории? Интересного для вас? Как можно помочь птицам зимой?

 

   


Скачано с www.znanio.ru