Озаглавливание текстов.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 02.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Учительница Елена Сергеевна сказала детям, что они на уроке будут писать сочинение, и дала такие темы: «Зима», «Первый снег», «Как мы лепили снежную бабу», «На катке». – На какие темы ученики напишут похожие сочинения, а на какие темы работы могут получиться разные? Почему вы так думаете? Поиск решения. – Какие темы вы могли бы отнести к широким, а какие к узким? Ваши предположения объясните. Сделайте вывод: что такое широкая тема? (О чём-то общем, не очень ясном.)
Иконка файла материала konsp_rus_2kl_ur23.doc
Русский язык Текст Урок 23 (19). Тема: Озаглавливание текстов. Цель:  – развитие умений разграничивать тему широкую и узкую, выявлять связь заглавия с темой или главной мыслью текста, подбирать заглавие, отражающее широкую или узкую тему. Символы: Н П М Этапы урока Ι .   Актуализация знаний.  Ход урока – Откройте тетрадь.                                    4   3 – Что надо записать? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». 1.  Блицопрос. Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать  информацию из схем,  иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в  виде схемы. 3. Выявлять сущность,  © ООО «Баласс», 2012 1Задание выводится на слайде или индивидуально раздаётся каждому ученику. Указать в тетрадях правильные утверждения значком «+» около цифры задания, неправильные – значком «–» . Номера заданий 1, 2, 3, 4, 5 ученики записывают в тетрадях в столбик. 1. Текст состоит из слов. 2. Предложения в тексте связаны по смыслу. 3. В тексте предложения могут располагаться в любом порядке. 4. После текста пишется заглавие. 5. В заглавии может быть отражена тема текста или главная мысль. Проверка может проводиться с выведением на слайде значков «+» и «–»   рядом   с   заданиями   или   в   виде   взаимопроверки   с   последующей сверкой   со   слайдом.   При   необходимости   прокомментировать варианты ответов. 2. Проверка тестовых заданий №6, 7, тема 3, Рабочая тетрадь, 2­й кл. – В чём отличие между словами солнце и солнышко? –  Почему   к   тексту   не   подходит   заглавие   «Солнышко»?   (О   солнышке говорят   ласково,   нежно,   любуются   им,   а   в   тексте   говорится   о   разной работе, которую производит солнце, это тяжёлый труд.) –  Почему не подходит 3­й вариант ответа  – «Неутомимый труженик»? (Это не тема, а главная мысль, основное содержание, автор хотел показать, какая огромная энергия заключена в солнце.) – Какой вариант ответа подходит для задания №7? Почему? (Именно труд солнца составляет основное содержание, главную мысль текста.) –  Назовите   слово,   которое   характеризует   труд   солнца. (Неутомимый.) Как вы это понимаете? (Непрерывный, без отдыха.) особенности объектов. 4. На основе анализа объектов  делать выводы. 5. Обобщать и  классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на  развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы  в иллюстрации. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение  высказывать своё  предположение на основе  работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной  задачей. 3. Прогнозировать  предстоящую работу  (составлять план). 4. Осуществлять познавательную   и   личностную рефлексию. © ООО «Баласс», 2012 23. Словарно­орфографическая работа. – Запишите слово, которым называют: а) домашнее животное семейства псовых, родственное волку (собака); б) маленького человека мужского пола (мальчик); в) один раз (однажды). – Разделите эти слова на слоги. Учитель приводит примеры устойчивых выражений со словом собака. Собака на сене (о человеке, который сам не пользуется чем­либо и другим не даёт). Собаку съесть (быть знатоком в деле, иметь большой навык, опыт). Работа со словом  мальчик  в Орфографической тетради на с. 17, со словом однажды – на с. 26. 4. Словарный диктант с предварительной подготовкой.  Упр. 37 в учебнике. Ученики   записывают   слова   под   диктовку   учителя   с   последующей самопроверкой. 5. Введение в тему урока. Учитель записывает на доске: «Тема широкая и узкая». – Что нам предстоит выяснить? Задайте вопросы по теме урока. – Что такое узкая тема? – Что такое широкая тема? © ООО «Баласс», 2012 3II. Формулиро­ вание проблемы, планирование  деятельности.  Поиск решения  (открытие  нового знания),  формулирование правила  (определения).  1  3  1 Проблемная ситуация. Учительница   Елена   Сергеевна   сказала   детям,   что   они   на   уроке   будут писать сочинение, и дала такие темы: «Зима», «Первый снег», «Как мы лепили снежную бабу», «На катке». –  На какие темы ученики напишут похожие сочинения, а на какие темы работы могут получиться разные? Почему вы так думаете? Поиск решения. –  Какие темы вы могли бы отнести к широким, а какие к узким? Ваши предположения объясните. Сделайте вывод: что такое широкая тема? (О чём­то общем, не очень ясном.) – Что такое узкая тема? (О чём­то конкретном, точном.) Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и  понимать других. 2. Строить речевое  высказывание в соответствии с  поставленными задачами.  3. Оформлять свои мысли в  устной форме. 4. Умение работать в паре. – Составим план урока. План (примерный) 1. Заглавие, которое отражает широкую тему. 2. Заглавие, которое отражает узкую тему. 3. Заглавие, наиболее подходящее к тексту. – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)  – Какой кружок обозначает это умение? © ООО «Баласс», 2012 4ΙΙI. Развитие  умений –  применение  знания.     1  3  3  1 1. Игра «Найди узкую тему». –  Я   называю   широкую   тему,   а   каждый   ряд   придумает   свою   узкую: «Каникулы», «Родная природа», «Люди и животные». 2. Работа по учебнику. Упр. 40 – развивается умение разграничивать широкую и узкую тему в заглавии текста. –  Какое   заглавие   отражает   широкую   тему,   а   какое   узкую?   Какое   из заглавий больше подходит к тексту? 3.  Дополнительно: упр. 24, «Дидактический материал» – развивается умение выбирать заглавие, наиболее подходящее к тексту. Выборочно можно выполнить разные виды анализа: звуко­буквенный, правописный (поиск опасных мест в словах жил, часто). – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) Личностные результаты 1. Развиваем умения  выказывать своё отношение к  героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией. 3. Формируем мотивацию к  обучению и целенаправленной  познавательной деятельности. ΙV. Итог урока.    4   4 –  Ответьте   на   вопрос   урока:   чем   отличается   узкая   тема   от   широкой? Какая тема должна находить отражение в заглавии, чтобы можно было сразу понять, о чём будет говориться в тексте? (Узкая.) – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник?  – За что? ТОУУ © ООО «Баласс», 2012 5V. Домашнее  задание.  Н. Упр. 25 («Дидактический материал»). П.  Придумать   узкие   темы,   если   известна   широкая   –   «Наша   школа», «Космос», «Спорт». Деятельность учеников:  – Отличать текст от набора предложений, записанных, как текст.  – Озаглавливать текст; выбирать подходящее заглавие из данных. © ООО «Баласс», 2012 6

Посмотрите также