Учительница Елена Сергеевна сказала детям, что они на уроке будут писать сочинение, и дала такие темы: «Зима», «Первый снег»,
«Как мы лепили снежную бабу», «На катке».
– На какие темы ученики напишут похожие сочинения, а на какие темы работы могут получиться разные? Почему вы так думаете?
Поиск решения.
– Какие темы вы могли бы отнести к широким, а какие к узким? Ваши предположения объясните.
Сделайте вывод: что такое широкая тема? (О чём-то общем, не очень ясном.)
Русский язык
Текст
Урок 23 (19).
Тема: Озаглавливание текстов.
Цель:
– развитие умений разграничивать тему широкую и узкую, выявлять связь заглавия с темой или главной мыслью текста,
подбирать заглавие, отражающее широкую или узкую тему.
Символы:
Н
П
М
Этапы урока
Ι
. Актуализация
знаний.
Ход урока
– Откройте тетрадь. 4 3
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
1. Блицопрос.
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем,
иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в
виде схемы.
3. Выявлять сущность,
© ООО «Баласс», 2012
1Задание выводится на слайде или индивидуально раздаётся каждому
ученику.
Указать в тетрадях правильные утверждения значком «+» около
цифры задания, неправильные – значком «–» . Номера заданий 1, 2, 3, 4,
5 ученики записывают в тетрадях в столбик.
1. Текст состоит из слов.
2. Предложения в тексте связаны по смыслу.
3. В тексте предложения могут располагаться в любом порядке.
4. После текста пишется заглавие.
5. В заглавии может быть отражена тема текста или главная мысль.
Проверка может проводиться с выведением на слайде значков «+» и
«–» рядом с заданиями или в виде взаимопроверки с последующей
сверкой со слайдом. При необходимости прокомментировать
варианты ответов.
2. Проверка тестовых заданий №6, 7, тема 3, Рабочая тетрадь, 2й кл.
– В чём отличие между словами солнце и солнышко?
– Почему к тексту не подходит заглавие «Солнышко»? (О солнышке
говорят ласково, нежно, любуются им, а в тексте говорится о разной
работе, которую производит солнце, это тяжёлый труд.)
– Почему не подходит 3й вариант ответа – «Неутомимый труженик»?
(Это не тема, а главная мысль, основное содержание, автор хотел показать,
какая огромная энергия заключена в солнце.)
– Какой вариант ответа подходит для задания №7? Почему? (Именно труд
солнца составляет основное содержание, главную мысль текста.)
– Назовите слово, которое характеризует труд солнца. (Неутомимый.)
Как вы это понимаете? (Непрерывный, без отдыха.)
особенности объектов.
4. На основе анализа объектов
делать выводы.
5. Обобщать и
классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на
развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы
в иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение
высказывать своё
предположение на основе
работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной
задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу
(составлять план).
4. Осуществлять
познавательную и личностную
рефлексию.
© ООО «Баласс», 2012
23. Словарноорфографическая работа.
– Запишите слово, которым называют:
а) домашнее животное семейства псовых, родственное волку (собака);
б) маленького человека мужского пола (мальчик);
в) один раз (однажды).
– Разделите эти слова на слоги.
Учитель приводит примеры устойчивых выражений со словом собака.
Собака на сене (о человеке, который сам не пользуется чемлибо и другим
не даёт).
Собаку съесть (быть знатоком в деле, иметь большой навык, опыт).
Работа со словом мальчик в Орфографической тетради на с. 17, со
словом однажды – на с. 26.
4. Словарный диктант с предварительной подготовкой.
Упр. 37 в учебнике.
Ученики записывают слова под диктовку учителя с последующей
самопроверкой.
5. Введение в тему урока.
Учитель записывает на доске: «Тема широкая и узкая».
– Что нам предстоит выяснить? Задайте вопросы по теме урока.
– Что такое узкая тема?
– Что такое широкая тема?
© ООО «Баласс», 2012
3II. Формулиро
вание проблемы,
планирование
деятельности.
Поиск решения
(открытие
нового знания),
формулирование
правила
(определения).
1 3 1
Проблемная ситуация.
Учительница Елена Сергеевна сказала детям, что они на уроке будут
писать сочинение, и дала такие темы: «Зима», «Первый снег»,
«Как мы лепили снежную бабу», «На катке».
– На какие темы ученики напишут похожие сочинения, а на какие темы
работы могут получиться разные? Почему вы так думаете?
Поиск решения.
– Какие темы вы могли бы отнести к широким, а какие к узким? Ваши
предположения объясните.
Сделайте вывод: что такое широкая тема? (О чёмто общем, не очень
ясном.)
– Что такое узкая тема? (О чёмто конкретном, точном.)
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать других.
2. Строить речевое
высказывание в соответствии с
поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в
устной форме.
4. Умение работать в паре.
– Составим план урока.
План (примерный)
1. Заглавие, которое отражает широкую тему.
2. Заглавие, которое отражает узкую тему.
3. Заглавие, наиболее подходящее к тексту.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
– Какой кружок обозначает это умение?
© ООО «Баласс», 2012
4ΙΙI. Развитие
умений –
применение
знания.
1 3 3 1
1. Игра «Найди узкую тему».
– Я называю широкую тему, а каждый ряд придумает свою узкую:
«Каникулы», «Родная природа», «Люди и животные».
2. Работа по учебнику.
Упр. 40 – развивается умение разграничивать широкую и узкую тему в
заглавии текста.
– Какое заглавие отражает широкую тему, а какое узкую? Какое из
заглавий больше подходит к тексту?
3. Дополнительно: упр. 24, «Дидактический материал» – развивается
умение выбирать заглавие, наиболее подходящее к тексту. Выборочно
можно выполнить разные виды анализа: звукобуквенный, правописный
(поиск опасных мест в словах жил, часто).
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение к
героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
ΙV. Итог урока.
4 4
– Ответьте на вопрос урока: чем отличается узкая тема от широкой?
Какая тема должна находить отражение в заглавии, чтобы можно было
сразу понять, о чём будет говориться в тексте? (Узкая.)
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
ТОУУ
© ООО «Баласс», 2012
5V. Домашнее
задание.
Н. Упр. 25 («Дидактический материал»).
П. Придумать узкие темы, если известна широкая – «Наша школа»,
«Космос», «Спорт».
Деятельность учеников:
– Отличать текст от набора предложений, записанных, как текст.
– Озаглавливать текст; выбирать подходящее заглавие из данных.
© ООО «Баласс», 2012
6