Озера имеют огромное значение в жизни людей. Издревле люди селились в долинах рек и на берегах озер, так без воды невозможно существование
Ледники занимают особое место в мировом круговороте воды. Накопление большого количества воды в виде ледников имеет огромное значение. В странах СНГ 80% пресной воды получают благодаря подземным водам.Озера имеют огромное значение в жизни людей. Издревле люди селились в долинах рек и на берегах озер, так без воды невозможно существование
Ледники занимают особое место в мировом круговороте воды. Накопление большого количества воды в виде ледников имеет огромное значение. В странах СНГ 80% пресной воды получают благодаря подземным водам.
6 класс 36 тема Озера ледники.docx
Урок 36 Класс: 6
Дата:29.09.2015
Количество часов: 1
Тема 2. Гидросфера
§43 Озера, подземные воды, ледники
Цель: Сформировать представление об озерах, подземных водах и ледниках.
Задачи урока:
Образовательные: Начать формирование у учащихся представления об озерах, подземных водах,
ледниках. Познакомить учащихся с основными понятиями, терминами, определениями.
Развивающие: Развивать познавательную активность, совершенствовать умение работать с картой.
Продолжить формирование умения работать с географической картой. Продолжить формирование
умения составлять описание географического объекта – озеро. Формирование способности
опознавать, анализировать, сопоставлять явления и факты, работать с текстом.
Воспитательные: Содействовать воспитанию бережного и ответственного отношения к природным
богатствам. Экологическое воспитание.
Тип урока: комбинированный, урокпрактикум.
Метод обучения: словесный, рассказ, объяснение, логикоопорная схема (ЛОС)
Форма организации: индивидуальная, инклюзивная
Оборудование: физическая карта мира, полушарий, атлас, презентация
Приемы критического мышления: рефлексия, размышление
Геономенклатура: Мировой океан, Атлантический океан, Индийский океан, Тихий океан, Северное
море, Средиземное море, Персидский залив, Мексиканский залив, Новая Зеландия, Япония, США,
озёра, болота, реки.
I. Организационный момент (2 минуты)
II. Актуализация знаний. (5 минут)
Ход урока:
ЗАДАНИЕ №1. «НАЙДИТЕ ЛИШНЕЕ СЛОВО И ОБЪЯСНИТЕ, ПОЧЕМУ ОНО ЛИШНЕЕ».
1. Кама, Енисей, Волга, Хуанхэ, Байкал, Обь, Амазонка.
Байкал озеро.
2. Нил, Амур, Иртыш, Обь, Днестр, Тигр, Инд
Нил – река на материке Африка
ЗАДАНИЕ №2. ИНКЛЮЗИВНАЯ РАБОТА
Решение теста
1.
5.
Самая длинная река:
2. аКонго,
3. б Нил,
4. вВолга
Этот водопад самый высокий в мире, его
высота 1054м.:
6. аАнхель,
7. бВиктория,
3.
4.
8. вНиагарский.
Кратковременный подъем уровня воды
в реке называется:
9. аполоводье,
10.бпаводок.
Река Тобол имеет питание:
11. аподземное,
12. бдождевое, 13. всмешанное,
14.гледниковое.
5.
На каких реках чаще всего образуются
пороги:
15.ана равнинных,
16.бна горных?
6.
Низкий уровень воды в реке – это:
22. Ответ: 1б, 2а, 3б, 4в, 5б, 6в, 7а
23. III. Изучение нового материала (15 минут)
17. апаводок,
18. бполоводье,
19.вмежень.
7.
Каким притоком Тобола является река
Обаган:
20. аправым,
21.блевым?
24. Изучение новой темы сопровождается показом презентации.
25. А теперь послушайте мою загадку.
26. Посреди поля лежит зеркало,
Стекло голубое, рама зеленая.
Глядят в него молодые рябинки,
Цветные свои, примеряя косынки.
Глядят в него молодые березки.
Свои перед ним поправляя прически.
И месяц и звезды
В нем все отражается ...
Как это зеркало называется? (ОЗЕРО)
27.Это и будет нашей новой темой.
28. А сейчас давайте откроем учебник на с.95, и найдем научное определение этого понятия
(учащиеся его зачитывают) и сравним.
29. Озеро – замкнутый водоем, образовавшийся на поверхности суши в природном
углублении.
30. Озерная котловина углубление, в котором находится озеро.
31. Чтобы образовалось озеро, какие условия необходимы?
32. Условия образования озер:
Атмосферные осадки
Углубление, котловина
Близость подземных вод
33. Как вы думаете, одинаковые ли все озера? (нет)
34. Несмотря на видимую схожесть, озера очень разнообразны.
35. А чем они отличаются друг от друга? (размерами, происхождением озерных котловин, по
солености). Давайте познакомимся с классификацией озер.
36. Мы рассмотрим классификацию озер по происхождению озерных котловин, по сточности и
солености.
37. Давайте рассмотрим озера по происхождению, и узнаем способы образования озерных
котловин.
38. По происхождению озерных котловин озера можно разделить на несколько групп:
1. Тектонические
2. Вулканические
3. Ледниковые – не даю
7. Изучая происхождение озерных котловин, мы должны заполнить таблицу «Происхождение
4. Старицы – не даю
5. Запрудные
6. Карстовые
озерных котловин», записать причины их образования и привести примеры озер.
8. Таблиц имеются у каждого на парте.
9. Капитаны групп вытягивают происхождение котловины, с которой они должны
познакомиться, заполнить таблицу и рассказать другим.
10. Тектонические озера озера, образованные в результате тектонических движений земной
коры. 11. При медленном опускании обширных участков земной коры возникла котловина Каспийского
моряозера. Это море имеет около 70 названий. Русские называли его Хвалынским. Это самое
большое по площади озеро на Земле.
12. Тектонического происхождения и котловина самого глубокого озера в мире озеро Байкал.
Давайте посмотрим фильм об озере Байкал.
ПРОСМОТР ВИДЕОФИЛЬМА ОБ ОЗЕРЕ БАЙКАЛ: https://www.youtube.com/watch?
v=MFTT_t7zGsk
13. Как образовалось озеро Байкал? (в тектоническом разломе, в результате опускания
участков земной коре.)
14. Вулканические озера озера, образованные в кратерах потухших вулканов. Например –
Кроноцкое.
15. Кроноцкое озеро находится на полуострове Камчатка. В него впадает 10 рек и вытекает одна
река Кроноцкая. Озеро является самым большим пресноводным озером Камчатки, имеет
форму равнобедренного треугольника.
16. Кроме тектонических и вулканических озер имеются озера ледникового происхождения.
17. Ледниковые озера, образованные в результате деятельности ледника. Так например,
образовались озера Ладожское, Онежское.
ее
ое
18. Реже встречаются запрудные озера. О них нам расскажет следующая группа.
19. Сар зское зеро
расположено на Памире, в Таджикистане на высоте 3 263 м над уровнем
моря. Озеро образовалось 6 февраля 1911 года после сильного 7 балльного землетрясения,
когда река Мургаб была запружена в результате сильного оползня, образовав при этом
естественную плотину высотой 567 м. Наполнившаяся котловина затопила деревню Сарез, в
честь которой и назвали озеро.
20. Запрудные озера – озера, образованные в результате перегораживания речной долины
обвалами, оползнями, лавинами. Например Сарезское озеро.
21. Таблица «Происхождение озер»:
22. Типы озерных котловин
25. Тектонические:
26. в разломах земной коры
27. в прогибах земной коры
32. Вулканические
35. Ледниковые
38. Старичные (старицы)
41. Запрудные
44. Карстовые
23. Способы образования
28. Опускание земной коры по
разлому (в трещине).
29. Медленное
опускание
обширных участков земной
коры.
33. В кратерах потухших
вулканов.
36. При движении древнего
ледника.
39. Участки прежнего русла
реки, изменившей свое
направление (образовались
в поймах рек).
42. Перегораживание русла
реки, обвалами, оползнями
или лавинами.
45. Вымывание подземными
водами легкорастворимых
пород с образованием
пустот в земной коре.
24. Примеры
30. Байкал, Танганьика
31. Каспийское,
Аральское
34. Кроноцкое,
Курильское
37. Ладожское,
Онежское
40. В поймах рек Оки,
Москвы, Волги
43. Сарезское (Памир)
46. Ильмень
47. На земном шаре располагается несколько миллионов озёр. Озера классифицируются еще по
сточности.
49. Сточные озера – озера, из которых вытекают реки. (Байкал)
48. Озера (по сточности): 50. Бессточные озера – озера, из которых не вытекают реки. (Каспийское)
51. Только в нашей стране озер три миллиона, более 95% из них – пресные, а остальные
соленые.
52. Слайд №23 Озера (по солености):
53. Пресные – озера с соленостью до 1%0, например Онежское.
54. Солоноватые – озера с соленостью от 1%0 до 35%0
55. Соленые озеро с соленостью более 35%0, например оз.Баскунчак, Эльтон.
56. Мертвое мореозеро расположено на 400 метров ниже уровня Мирового океана. Оно является
самым соленым водным ресурсом планеты. Его соленость составляет 270310%0. Утонуть в
таком озере невозможно.
58. 1. Судоходство
2. Рыболовство
3. Орошение
4. Водоснабжение
57. Значение озер:
59. 5. Эстетическое наслаждение
60. 6. Место отдыха
61. Образование подземных вод (водонепроницаемый слой, водоупоры – глина, гранит, песчаник,
глинистые сланцы; водоносный слой)
Грунтовые и межпластовые воды (артезианские воды)
Минеральные и теплые подземные воды (арасаны)
Действие подземных вод (оползни, оползень в 1999 г. в ущелье Малая Алматинка, пещеры,
сталактиты и сталагмиты, Мамонтова пещера – 530 км)
Охрана подземных вод (это 2/3 используемой в мире воды)
Занести рисунок 90 стр. 132 в тетрадь.
Ледники. Снеговая линия (термический градиент через каждые 100 м температура воздуха
понижается на 0,5°С; снеговая линия у экватора на высоте 4500 – 5000 м, в тропиках 5000 – 6000 м, а
в умеренных широтах 2500 – 4000 м)
Горные ледники и покровные ледники (11 % суши занимают ледники, из низ 98 % покровные;
айсберги; ледник Корженевского – 12 км)
Значение ледников (запасы пресной воды, начало рек, круговорот воды)
ПРОСМОТР ВИДЕОРОЛИКОВ:
СТРОЕНИЕ РЕКИ: HTTPS://WWW.YOUTUBE.COM/WATCH?V=D28ZVHG0DFY
10 САМЫХ БОЛЬШИХ РЕК В МИРЕ: HTTPS://WWW.YOUTUBE.COM/WATCH?
V=QNWI8MZQP4K
IV. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (2 минуты) А сейчас немного отдохнем и выполним физические упражнения. Итак, все выходим изза парт,
становимся друг за другом, чтобы никому не мешать и никого не задеть. Смотрим на доску и
выполняем упражнения!
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ДЕТЕЙ: HTTPS://WWW.YOUTUBE.COM/WATCH?V=SAWR
KZHD0E
Молодцы ребята! Вы немного разомнулись, отдохнули, набрались сил для дальнейшей работы на
уроке. И сейчас переходим к выполнению заданий.
V. Закрепление новых знаний, умений, навыков (15 минут)
ЗАДАНИЕ №1. УСТАНОВИ СООТВЕТСТВИЕ МЕЖДУ ОЗЕРОМ И МАТЕРИКОМ
ОТВЕТЫ:
А
2
Б
3
В
1
Г
4
ЗАДАНИЕ №2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. ОПИСАНИЕ ОЗЕРА ПО ПЛАНУ
1. ПЛАН ОПИСАНИЯ ОЗЕРА
1. Название.
2. На каком материке находится и в какой части материка?
3. Происхождение котловины.
4. Сточное или бессточное.
5. Соленое или пресное.
ДЛЯ ПРИМЕРА:
Название
На каком материке
Происхождение
Описание озера
озера
ЭйрНорт
Виктория
расположено и в
какой его части
Австралия, в южной ее
части
Африка, в восточной
ее части
VI. Рефлексия (3 минуты)
котловины
Сточное или
бессточное
Соленое или
пресное
Тектоническое
Тектоническое
бессточное
сточное
Соленое
Пресное
Наша работа на сегодня заканчивается. Все хорошо поработали. Закончите мысль:
•
•
Сегодня на уроке я узнал…
Сегодня на уроке я был удивлен…. Сегодня на уроке я открыл для себя…
•
Сегодня на уроке я пришел к выводу…
•
Сегодня на уроке я не понял…
•
VII. Домашнее задание (3 минуты)
§ 44,45,46, ответить на вопросы в конце параграфа. На контурную карту мира нанести крупнейшие
озера мира.
Вывод: Озера имеют огромное значение в жизни людей. Издревле люди селились в долинах рек и на
берегах озер, так без воды невозможно существование
Ледники занимают особое место в мировом круговороте воды. Накопление большого количества воды
в виде ледников имеет огромное значение. В странах СНГ 80% пресной воды получают благодаря
подземным водам.
Спасибо за внимание! До свидания!
ЗАДАНИЕ №1. ИНКЛЮЗИВНАЯ РАБОТА
Решение теста
ЗАДАНИЕ №1. ИНКЛЮЗИВНАЯ РАБОТА
Решение теста
1. Самая длинная река:
1. Самая длинная река:
2. Этот водопад самый высокий в мире, его высота
2. Этот водопад самый высокий в мире, его высота
3. Кратковременный подъем уровня воды в реке
3. Кратковременный подъем уровня воды в реке
4. Река Тобол имеет питание:
4. Река Тобол имеет питание:
5. На каких реках чаще всего образуются пороги:
5. На каких реках чаще всего образуются пороги:
6. Низкий уровень воды в реке – это:
6. Низкий уровень воды в реке – это:
7. Каким притоком Тобола является река Обаган:
7. Каким притоком Тобола является река Обаган:
аправым,
блевым?
аправым,
блевым?
ЗАДАНИЕ №1. ИНКЛЮЗИВНАЯ РАБОТА
Решение теста
1. Самая длинная река:
аКонго,
б Нил,
вВолга
2. Этот водопад самый высокий в мире, его
высота 1054м.:
аАнхель,
бВиктория,
вНиагарский.
аКонго,
б Нил,
вВолга
1054м.:
аАнхель,
бВиктория,
вНиагарский.
называется:
аполоводье,
бпаводок.
аподземное,
бдождевое,
всмешанное,
гледниковое.
ана равнинных,
бна горных?
апаводок,
бполоводье,
вмежень.
аКонго,
б Нил,
вВолга
1054м.:
аАнхель,
бВиктория,
вНиагарский.
называется:
аполоводье,
бпаводок.
аподземное,
бдождевое,
всмешанное,
гледниковое.
ана равнинных,
бна горных?
апаводок,
бполоводье,
вмежень. 2. Этот водопад самый высокий в мире, его высота
3. Кратковременный подъем уровня воды в
реке называется:
аполоводье,
бпаводок.
4. Река Тобол имеет питание:
аподземное,
бдождевое,
всмешанное,
гледниковое.
пороги:
ана равнинных,
бна горных?
5. На каких реках чаще всего образуются
6. Низкий уровень воды в реке – это:
апаводок,
бполоводье,
вмежень.
Обаган:
аправым,
блевым?
7. Каким притоком Тобола является река
ЗАДАНИЕ №1. ИНКЛЮЗИВНАЯ РАБОТА
Решение теста
1. Самая длинная река:
аКонго,
б Нил,
вВолга
1054м.:
аАнхель,
бВиктория,
вНиагарский.
называется:
аполоводье,
бпаводок.
аподземное,
бдождевое,
всмешанное,
гледниковое.
ана равнинных,
бна горных?
апаводок,
бполоводье,
вмежень.
аправым,
блевым?
3. Кратковременный подъем уровня воды в реке
4. Река Тобол имеет питание:
5. На каких реках чаще всего образуются пороги:
6. Низкий уровень воды в реке – это:
7. Каким притоком Тобола является река Обаган:
Озера, подземные воды, ледники (6 класс)
Озера, подземные воды, ледники (6 класс)
Озера, подземные воды, ледники (6 класс)
Озера, подземные воды, ледники (6 класс)
Озера, подземные воды, ледники (6 класс)
Озера, подземные воды, ледники (6 класс)
Озера, подземные воды, ледники (6 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.