«ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ДЕЙСТВИЕМ ДЕЛЕНИЯ
(НА ПРИМЕРЕ ЗАДАЧ НА ДЕЛЕНИЕ «ПО СОДЕРЖАНИЮ»)»
Цели: познакомить учащихся с действием деления на основе задач на деление «по содержанию»; закрепить умение решать задачи несколькими способами и умение решать примеры.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
1. Наберите слагаемыми число 18.
2. Сравните:
2 дм 4 см … 2 дм 7 см 5 дм 4 см … 52 см
8 дм 6 см … 6 дм 8 см 3 дм … 15 см
3. Игра «Расшифруй слово». Вычислите и расположите ответы примеров в порядке возрастания.
Л |
41 + 9 |
|
Ь |
56 + 8 |
|
П |
20 – 3 |
У |
5 + 15 |
|
Д |
7 + 18 |
|
Е |
42 – 6 |
Слово: ПУДЕЛЬ.
III. Работа над новым материалом.
На этом уроке надо показать детям, что с помощью деления решают такие задачи, в которых несколько предметов раскладывают, раздают, делят поровну – по 2, по 3 и т. д. и находят, сколько раз в общем числе предметов содержится по 2, по 3 и т. д. таких предметов.
Учитель кладет на стол 8 открыток, а у детей на партах по 8 квадратов. Объяснение можно провести так:
Учитель. Решим задачу: «8 открыток поместили в альбом, по 2 открытки на страницу. Сколько страниц заняли эти открытки?». У меня на столе 8 открыток и альбом. Сережа будет раскладывать эти открытки, по 2 открытки на страницу, а остальные будут раскладывать на партах 8 квадратов, по 2 квадрата. Объясняй, Сережа.
Ученик. Возьму 2 открытки и положу их на первую страницу альбома. Беру еще 2 открытки и кладу их на вторую страницу.
Учитель останавливает ученика и спрашивает:
– Сколько всего раз ты сможешь взять по 2 открытки? Покажи.
Ученик показывает и отвечает:
– 4 раза.
Полезно, чтобы еще кто-либо из детей повторил, сколько раз в 8 открытках содержится по 2 открытки.
Учитель. Сколько же страниц будет занято в альбоме?
Дети. 4 страницы.
Учитель поясняет, что такие задачи решаются действием деления. Решение записывается так: 8 : 2 = 4.О т в е т: 4 страницы.
Учитель. Две точки – знак деления. Запись читают так: «8 разделить на 2, получится 4». Повторите, как читают запись.
Для первичного закрепления ученики читают еще раз вводную статью на с. 24.
После чтения задачи № 1 дети выполняют иллюстрацию: рисуют 12 квадратиков и, отделяя черточками по 4 квадратика, выясняют, сколько раз в 12 квадратиках содержится по 4 квадратика.
После этого называют действие, которым решается задача, и дают ответ на ее вопрос: «Сколько коробок потребовалось?». (3.) Решение записывается на доске и в тетрадях.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Хомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт,
Щёчки моет,
Шейку трёт.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять,
Хомка хочет сильным стать.
IV. Работа над пройденным материалом.
1. Решение примеров. При решении примеров (задание № 2) учащиеся применяют переместительное свойство умножения.
Задание № 5 учащиеся выполняют самостоятельно. Два примера на сложение можно предложить учащимся решить удобным способом.
2. В самостоятельную работу на уроке включить уравнение № 3 и задачу № 4 с последующей проверкой решения несколькими способами.
I способ:
1) 45 + 50 = 95 (ог.) – всего сняли
2) 95 – 35 = 60 (ог.)
II способ:
1) 45 – 35 = 10 (ог.) – осталось свежих с первой грядки
2) 10 + 50 = 60 (ог.)
III способ:
1) 50 – 35 = 15 (ог.) – осталось свежих со второй грядки
2) 45 + 15 = 60 (ог.)
О т в е т: осталось 60 свежих огурцов.
V. Итоги урока.Учитель. Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?
Дети. Сегодня на уроке мы познакомились с действием деления, учились решать задачи на деление, а также сравнивали единицы длины, расшифровывали слово и решали задачи разными способами.
Учитель. Какое задание вам понравилось больше всего?
Домашнее задание: с. 24, № 3.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.