Ознакомление с художественной литературой в старшей группе с ТНР
Оценка 5

Ознакомление с художественной литературой в старшей группе с ТНР

Оценка 5
docx
12.04.2024
Ознакомление с художественной литературой в старшей группе с ТНР
Ознакомление с ХЛ Сова Бианки В.26.04.docx

Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Тема занятия: чтение сказки «Сова» В.В. Бианки.

Цель занятия: объяснение смысла пословицы «Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось» на основе сказки В.В. «Сова».

Задачи занятия:

Образовательные:

1.Формировать умение анализировать поступки героев с целью выявления мотивов поступков.

2.Совершенствовать умение отвечать на поставленный вопрос полным предложением.

3.Формировать умение воспроизводить понравившееся событие описанное в сказке.

Развивающие:

1.Развивать познавательные психические процессы (мышление, память).

2.Развивать интерес к слушанию литературного произведения.

3.Развивать монологическую форму речи.

Воспитательные:

1.Воспитывать желание помогать друг друг во время игры.

2.Воспитывать волевые качества: смелость, выдержку.

Дополнительные задачи:

Игровая задача: правильно расставить иллюстрации, соблюдая последовательность событий в сказке В.В.Бианки «Сова».

Дидактическая задача: закрепить знания детей о последовательности происходящих событий в сказке В.В.Бианки «Сова».

Словарная работа:

Активизация словаря: луг, летает, помощь, позвал, дружными.

Обогащение словаря: цветень, приволье.

Планируемый результат занятия: воспроизводят события описанные в сказке, во время игры правильно расставляют иллюстрации, соблюдая последовательность событий в сказке, связно, последовательно и выразительно пересказывают отрывки из сказки, анализируют поступки героев.

Подготовительная работа: презентация.

Оборудование: книга «Сова» В.В.Бианки, портрет «В.В.Бианки», интерактивная доска, магнитная доска, иллюстрации к незнакомым словам.

 

Этапы, продолжительность

Задачи

этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно-мотивационный этап

Привлечь внимание детей, вызвать интерес к предстоящей деятельности.

- Ребята, скорее подходите все к книжном уголку. У нас в книжном уголке появилось что-то новое. Что же, кто заметил? Да, в рамке на фотографии изображен портрет Виталия Валентиновича Бианки. Вот такая необычная фамилия у писателя. Он написал множество интересных произведений и одно из них мы сегодня с Вами прочитаем. Итак, сейчас я найду в нашем книжном уголке книгу, автором которой является Виталий Валентинович Бианки. Вот же она. Попробуем с Вами догадаться как же называется сказка? Кто у нас изображен на обложке книги? Да, это сова, автор ее так и назвал «Сова». Про кого же мы будем сегодня читать? И как называется сказка? Скажите полным предложением.

Верно, сегодня мы прочитаем сказку «Сова» Виталия Валентиновича Бианки.

 

Наглядные методы: метод демонстраций.

Наглядный прием: портрет, книга.

Словесный метод: беседа.

Словесные приемы: вопросы, обьяснения, указания.

Игровой прием: внезапное появление обьекта.

Подходят к книжному уголку.

- Портрет.

Слушают про писателя.

 

 

 

 

- Да.

- Сова.

- Про сову. Сова. Сегодня мы будем читать сказку «Сова».

 

 

 

 

Ответят на вопросы.

 

 

 

 

 

Ответят на вопросы.

 

 

 

 

 

2.

Основной этап

 

 

 

 

 

2.1

Этап постановки проблемы

Задать детям проблемный вопрос

- Ребята, как Вы думаете что означает эта пословица: «Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось»? Хорошо, я выслушила все ваши предположения. А почему нужно друг другу помогать и делать всё вместе дружно? Да, мы должны всегда помогать друг другу, быть дружными, тогда сможем преодолеть все трудности на пути. Эта пословица к сказке «Сова», мы с Вами ее сегодня прочтем и поймем почему же нужно всегда быть дружно вместе и помогать друг другу.

Словесные приемы: вопросы, обьяснения, пояснения.

- Только всем вместе можно преодолеть любые трудности.

 

 

- Потому что если помогать друг другу и делать всё вместе, то всё получится.

 

Ответят на вопросы.

 

 

Поймут смысл пословицы.

2.2

Этап ознакомления с материалом

Познакомить детей с новыми словами. Познакомить детей со сказкой.

- Ребята, берем стулья и садимся на ковер полукругом. Сели все удобно, спина у всех прямая. Но перед тем, как я начну Вам рассказывать сказку, мы с Вами познакомимся с новыми словами, которые могут встретиться в сказке.

К каждому незнакомому слову подготовлена картинка, которая вывешивается на доску.

Поясняю незнакомые слова детям. Например, весной у деревьев появляется желтая пыльца, которую шмели переносят с цветка на цветок, это называется цветень. Повторите за мной. Цветень.

В сказке встречается слово «приволье» - свободное широкое место, например, в сказке – это луг. Повторите, как называется свободное широкое место?

Молодцы, все запомнили.

Внимательно слушаем и не отвлекаемся.

Рассказываю сказку «Сова» В.В.Бианки.

Наглядные методы: метод демонстраций.

Наглядный прием: слайды.

Словесный метод: чтение

художественной литературы.

Словесные приемы: вопросы, обьяснения новых слов, указания, пояснения.

 

Садятся на стулья

 

 

 

 

 

 

 

 

- Цветень.

 

 

 

- Приволье.

 

 

Внимательно слушают и воспринимают.

 

 

 

 

 

Поймут значения новых слов.

 

 

 

 

 

Запомнят новые слова.

 

 

 

Дослушают до конца сказку.

2.3

Этап практического решения проблемы

Получить обратную связь от детей. Найти ответ на проблемный вопрос.

- Итак, ребята, как называется сказка, которую мы сегодня прочитали? Отвечаем на вопрос по поднятой руке. Кто автор сказки? Отвечаем полным предложением. Правильно, молодцы.

- Почему Старик вначале сказки прогнал Сову? Отвечаем полным предложением.

- Что же делали мыши, после того как узнали,что Сова больше не летает над лугом? Отвечаем по поднятой руке, полным предложением.

- Какая же беда случилось, когда мыши всех шмелей распугали? Отвечаем по поднятой руке.

- Что сделал Старик, чтобы исправить ситуацию? Он кого-то позвал на помощь? Отвечаем по поднятой руке.

- А если бы ему Сова не помогла то, чтобы могло случиться? Давайте с Вами вернемся к нашей пословице, кто помнит, как она звучит? «Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось». Так все-таки нужно помогать друг другу, всё делать вместе и дружно? Значит мы все с Вами будем всегда друг другу помогать и делать это вместе и дружно.

- А теперь давайте с Вами разомнемся . Встаньте свободно около стульев (выполняют физкультминутку)

«Вверх рука и вниз рука.

Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)

Приседание с хлопками:

Вниз — хлопок и вверх — хлопок.

Ноги, руки разминаем,

Точно знаем — будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)

Крутим-вертим головой,

Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.)».

А теперь давайте с Вами поиграем, сели все обратно на свои стулья. Сели удобно, спина прямая.

- Ребята, что это изображено на экране? Да, перед вами картины. Как вы думаете, картины из какой сказки? У каждый картины есть своя цифра. Сейчас мы должны установить последовательность эпизодов сказки по картинам, которые изображены на экране, расставив их в пустые прямоугольники. Как начиналась сказка и чем закончилась.

- Миша, выходи ко мне, перед тобой картины сейчас тебе нужно выбрать самый первый эпизод сказки и назвать под какой цифрой он находится. Обьясни нам, почему ты выбрал именно эту картину. Хорошо, тогда перенеси картину первого эпизода сказки в прямоугольник. Молодец, садись на свой стульчик. Теперь поможет установить последовательность Катя. Выбирай под какой цифрой должна быть следующая картина эпизода сказки. Под какой цифрой ты выбрала картину? Почему? Как называется геометрическая фигура, в которую нужно перенести этот эпизод сказки? Верно, молодец! Присаживайся. Следующий эпизод сказки выберет Антон. Под какой цифрой идет следующий эпизод? Почему ты так думаешь? Подзываю детей к выбору эпизода из сказки. Хорошо, вставь эпизод в нужный прямоугольник. Молодец! А какая следующая картина нам скажет Вика. Подходи ко мне. Под какой цифрой следующий эпизод сказки? Почему ты так решила, обьясни ребятам и мне? Хорошо, перенеси картину в правильное место. Молодец, садись на свой стул. И кто же завершит эту последовательность. Артем, давай ты нам поможешь, выходи. Под какой цифрой последний эпизод сказки? Почему именно он последний? Молодец, садись на свой стул.

- Сейчас я посмотрю всё ли верно Вы расставили. Да, всё верно, молодцы!

- Ребята, а какой больше всего Вам понравился эпизод из сказки? А почему, расскажите мне.

- Замечательно, мы с Вами установили правильную последовательность эпизодов сказки. Справились с заданием. А Маша, Катя и Дима – правильно выбрали эпизодо сказки, молодцы!

Наглядные методы: метод демонстраций.

Наглядный прием: слайды.

Словесный метод: беседа.

Словесные приемы: вопросы, указания, пояснения, обьяснения, педагогическая оценка.

Игровой метод: дидактическая игра.

Игровой прием: внезапное появление обьектов.

- Сказка «Сова».

Автор сказки «Сова» Виталий Валентинович Бианки.

– Старик прогнал Сову, потому что он думал, что она хочет ему навредить, а она наоборот хотела помочь ему.

- После того как мыши узнали, что Сова больше не летает над лугом, они стали землю рыть, шмелей ловить.

- Некому было цветень с цветка на цветок носить, и клевер начал засыхать и корове есть нечего стало, молоко перестала давать Старику.

- В конце сказки Старик позвал на помощь Сову, чтобы она распугала всех мышей.

- Тогда бы все растения погибли, корове было бы нечего есть, и Старик бы голодал. Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось. Да!

Выполняют физкультминутку.

 

 

Играют в дидактическую игру «Собери последовательность».

- Картины. Из сказки «Сова» Виталия Валентиновича Бианки.

 

 

- Я выбрала картину под цифрой три, потому что это начало сказки, когда Старик пил чай и разговаривал с Совой. Под цифрой один. Потому что дальше Старик прогнал Сову и она наблюдала из дупла за всем. Прямоугольник.

Под цифрой пять. Потому что после того как Сова села на дерево, мыши побежали сразу на луг. Под цифрой два. Потому что Старик позвал Сову на помощь и она как вылетела из дупла и распугала всех мышей.

Под цифрой четыре. Потому что в конце сказки Старик с Совой помирились, и он стал ее звать к себе в гости.

- Самый последний эпизод сказки, когда Старик с Совой помирились и стали жить дружно.

Ответят на вопросы.

 

 

 

 

 

Обьяснят свою точку зрения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обьяснят свою позицию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнят физкультми-нутку.

 

 

 

 

Установят правильную последова-

тельность сказки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

Заключительный этап

Проанализиро-

вать деятельность детей, напомнить о появлении затруднений в решении проблемного вопроса.

- Ребята, как называется сказка, которую мы сегодня с Вами прочитали? Скажите полным предложением. Кто автор этой сказки? Вам понравилась сказка?  Какие новые слова вы теперь знаете, назовите их? Что Вам запомнилось больше всего в сказке? С какими трудностями столкнулись? А какую пословицу мы сегодня выучили? Чему нас научила эта сказка?

- Молодцы, все запомнили! Занятие подошло к концу, можете поставить стулья на место и идти играть.

Словесный метод: беседа.

Словесные приемы: вопросы, пояснения, педагогическая оценка.

- Сова. Мы сегодня прочитали сказку «Сова». Автор сказки «Сова» Виталий валентинович Бианки. Цветень приволье. Как Сова прогнала мышей с луга. При выполнении задания, когда устанавливали последовательность сказки. Что нужно помогать друг другу и быть дружными. «Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось».

Ответят на вопросы.

 

 


 

Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие

Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие

Этапы, продолжительностьЗадачи этапаДеятельность педагогаМетоды, формы, приемыДеятельность детейПланируемые результаты 1

Этапы, продолжительностьЗадачи этапаДеятельность педагогаМетоды, формы, приемыДеятельность детейПланируемые результаты 1

В сказке встречается слово «приволье» - свободное широкое место, например, в сказке – это луг

В сказке встречается слово «приволье» - свободное широкое место, например, в сказке – это луг

Крутим-вертим головой, Разминаем шею

Крутим-вертим головой, Разминаем шею

А почему, расскажите мне. -

А почему, расскажите мне. -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.04.2024