«Падежи имени существительного»

  • Работа в классе
  • Разработки уроков
  • docx
  • 17.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

План-конспект урока Тема урока: «Падежи имени существительного» Тип урока: урок-сказка. Цель: обобщить знания о системе падежей русского языка, закрепить умения и навыки, повторить падежи имен существительных. Формируемые УУД: Личностные результаты: формируют мотивацию и желание к обучению и познавательной деятельности, понимают причины успеха/неуспеха в учебной деятельности, оценивают жизненные ситуации. Предметные результаты: закрепляют знания о системе падежей русского языка, отрабатывают алгоритм определения падежа имен существительных в предложении, отрабатывают навык определения падежа имен существительных с помощью предлогов, по вопросу и роли в предложении.
Иконка файла материала Закрепление ПАДЕЖИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.docx
МОУ СКШИ г.Нерюнгри План­конспект урока по русскому языку в 3 классе Тема урока: «Падежи имени существительного» продолжительность урока: 30 мин. Урок разработала: учитель русского языка С.И.Третьяковаг. Нерюнгри 2015­2016 уч. г План­конспект урока  Тема урока: «Падежи имени существительного» Тип урока: урок­сказка. Цель: обобщить знания о системе падежей русского языка, закрепить умения и навыки, повторить падежи имен существительных. Формируемые УУД: Личностные   результаты:  формируют   мотивацию   и   желание   к   обучению   и познавательной   деятельности,   понимают   причины   успеха/неуспеха   в   учебной деятельности, оценивают жизненные ситуации.  Предметные   результаты:  закрепляют   знания   о   системе   падежей   русского   языка, отрабатывают алгоритм определения падежа имен существительных в предложении, отрабатывают навык определения падежа имен существительных с помощью предлогов, по вопросу и роли в предложении. Метапредметные результаты: делают выводы в результате совместной деятельности класса,   развивают   навыки   грамотного   письма,   развивают   мышление   и   память (познавательные);   планируют,   контролируют   и   оценивают   учебные   действия   в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оказывают взаимную помощь (регулятивные); умеют слушать и понимать речь других, излагают свое мнение и   аргументируют   его,   работают   в   паре,   участвуют   в   коллективном   обсуждении (коммуникативные). Оборудование урока:   АРМ учителя, проекционный аппарат, интерактивная доска Презентация   «Закрепление  однородных   членов   предложения»,   тренажер «Падежи», презентация «Физминутка для глаз «Вовка в тридевятом цартсве»»Аннотация:  Данная   работа   направлена   на   закрепление   и   систематизацию   знаний   о падежах имен существительных в 3 классе общеобразовательной школы, а также в 5 классе коррекционной школы VIII вида. Форма урока нетрадиционная: урок­сказка, что позволяет  создать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулировать   учащихся   к   высказываниям   и   использованию   различных   способов выполнения   заданий   без   боязни   ошибиться;   создавать   педагогические   ситуации общения   на   уроке,   позволяющих   каждому   ученику   проявлять   инициативу, самостоятельность,   избирательность   в   способах   работы;   создавать   обстановку   для естественного самовыражения ученика.  Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач  позволяют снять эмоциональное напряжение.   Создание   обстановки   психологического   комфорта   и   эмоциональной приподнятости   заметно   повышает   работоспособность   класса.   Именно   благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка. Практическая реализация: Участие в муниципальном этапе конкурса «Учитель года ­ 2016»   на   базе   МБОУ   Гимназия   №2  01.03.2016г.   Все   присутствующие   выразили огромную благодарность за предоставленный опыт работы с интерактивной  доской, разработку   и   практическое   использование   презентаций   на   уроке   русского   языка. Отметили   активную   работу   и   постоянный   интерес   учащихся   на   протяжении   всего занятия;   оптимальность   структуры   урока,  педагогическую   целесообразность выбранных форм и методов обучения, грамотное распределение учителем заданий по уровню сложности, дифференцированный подход.  сокращения: ­ smart – интерактивная доска         ­слайд ­ презентацияХод урока I. II. Оргмомент. Введение в тему. ­   Ребята!   Сегодня   нас   с   вами   ждёт   необычное   путешествие   в   сказку   –   в   Страну невыученных уроков. Один  наш старый знакомый попал в беду и просит нас о помощи. Вот его видеописьмо: «Памагите вернуца из скаски. Спасите.Вовка». (слайд 1) ­ Нельзя оставлять товарища в беде. Давайте отправимся к нему. Но попасть туда можно, только  исправив Вовкины ошибки. III. Словарно­орфографическая работа. ­ Найти слова, в которых наш друг допустил досадные ошибки:  ПОМОГИТЕ – ПОМОЩЬ, ПОМОЩНИК СКАЗКИ ­ СКАЗОЧНЫЙ ­ Какие существительные встретились в письме? Какие грамматические признаки этих существительных мы можем назвать?  (Из сказки – нариц.,неодушевл., ед.ч., ж.р., Р.п.; Вовка – собст., одушевл., ед.ч., м.р., И.п.) ­ Все падежи нам встретились в письме? (не хватает Д.п., В.п., Т.п., П.п.) ­ А теперь отгадайте загадку: Запомни правило простое: Без них мы никуда. Не будешь в языке героем, Отличником не станешь никогда. Они нам в речи помогают, Слова их слушают всегда. И все, конечно, их названья знают, Скажите хором: «Верно?» ­ «Да». (Падежи) ­ Как вы думаете, закрепление какой темы ждет нас в тридевятом царстве? (Падежи имен существительных)­  Так   как  нас   ждут  непростые   испытания,  чтобы  не  заплутать   и  ничего  не   забыть, сделаем запись в наших бортовых журналах. (Запись числа, классной работы) (слайд 2) IV. Проверка теоретических знаний ­ Начнем путешествие по следам ошибок Вовки. И первые, кто нам встретился на пути, ­ Василисы Премудрые. Попробуем ответить на их вопросы. (слайд 3)  (слайд 4) • Вопрос 1: Сколько падежей в русском языке? 6 падежей (слайд 5) • Вопрос 2: Как называется изменение существительных по падежам? Склонение. (слайд 6) • Вопрос 3: Какая часть слова изменяется при склонении? Окончание (слайд 7)  Вопрос 4: Почему каждый падеж имеет два вопроса?  Вопросы одушевленных и неодушевленных существительных (слайд 8)  Вопрос   5:   В   каком   падеже   имя   существительное   является   в   предложении подлежащим? Именительный ­ Проверим, как вы знаете вопросы падежей (Гиперссылка на тренажер) (Презентация 2)  V. Практическая работа. ­ Мы – молодцы. Правильно ответили на все каверзные вопросы Василис. Пора идти дальше.  (слайд 9) (ученик читает слова царя с интонацией)  (слайд 10)­ В какую сказку нас направил царь? Кто ее написал?  smart (А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке») (Гиперссылка на     )   1) Согласование глагола с существительным. (ученик читает слова старухи с интонацией) Задание старухи: Соедини глагол с существительным при помощи предлога и определи падеж существительного. Учитель показывает образец записи и работы у доски. Ученики записывают. По  очереди желающие выходят к доске. (smart 1) Говорить (с) брат (ом) Т.П. Растет (в) сад (у) П.П. Стоять (у) дверь (и) Р.П. Подъехать (к) дом (у) Д.п. ­ Мы справились, мы – молодцы! Нам помогли наши знания.  (слайд 11)  (ученик читает слова старухи с интонацией) ­ Старуха осталась довольна, и нам предстоит встреча с золотой рыбкой.  (слайд 12)  (ученик читает слова рыбки с интонацией)  smart ­ Придется решить задачу рыбки.  (Гиперссылка на     )   2) «Узелки» из предлогов и окончаний. Зачеркнуть неподходящий вариант. Определить падеж существительного. Учитель показывает образец записи и работы у доски. Ученики записывают. По  очереди желающие выходят к доске. (smart 2, 3, 4, 5, 6) На рассвете у/над реки тянут сети рыбаки. (Р.п.)  В уголк е/а сидит паук – восемь ног ../а, а может рук.(П.п., Р.п.)  Я волновался от/до страха, как на веревк е/у рубаха. (Р.п., П.п.) Лапк ой/у уши мыла кошк а/у на скамейке у окошка. (Т.п., И.п.) Возле ёлк и/ой, как из пушки, разом грянули хлопушк и/ой. (Р.п., И.п.) (слайд 13) VI. Физминутка. (Гиперссылка на физминутку)Презентация «Физминутка для глаз «Вовка в тридевятом царстве»» (слайд 14) VII. Самостоятельная работа. ­ Наконец­то, мы добрались до главных «помощников» тридевятого царства. Это двое из ларца. Как вы помните, они не только не могут оказать нужную помощь, но и двух слов связать не могут. Поэтому просят это сделать за них. 3)   Составьте   предложение,   запишите   его   в   тетрадь,   определите   падеж   имени существительного «лес». (раздать листочки с заданиями) а) Лес, в, пышном, уборе, стоял, серебристом. (1 в­ант) б) Художник, лес, нарисовал, молчаливый, зимний.(2 в­ант) (smart 7) (Гиперссылка взаимопроверка) Взаимопроверка ­ Как определили падеж существительного  «лес» (И.п. ­ подлежащее).  (слайд 15) (слайд 16) ­  Ну   вот,  ребята,  мы  и  помогли   Вовке   вернуться   домой,  исправив   допущенные   им ошибки, но наше путешествие по Стране невыученных уроков не закончено. Вас ждут еще много приключений впереди. VIII. Рефлексия. ­ Я читаю утверждения. Кто согласен – поднимайте руку.  Я знаю падежи   Я умею определять падеж имени существительного   Я умею ставить существительное в нужный падеж   Я умею составлять словосочетания с существительным в нужном падеже  ­ А теперь, ребята, выберете тот смайлик, который соответствуют вашему настроению. (smart 8)  (уч­ся перетаскивают смайлики под соответствующее солнышко: радость, грусть) ­ Ребята, мне очень понравился наш урок. Работали все сегодня хорошо, показали свои знания. Но больше всех отличились…….(выставление оценок) IX. Домашнее задание. Каждому ­ рисунки­раскраски по падежам.