Сообщение на МО воспитателей
«Пакет диагностического инструментария
с учетом педагогических и психологических аспектов
для воспитанников с ОВЗ в группе продленного дня»
Омск, 2021
Диагностический инструментарий является способом определения степени
развития личностных качеств, затруднений в обучении, развитии, общении, освоении профессии, а также эффективности функционирования и развития психологических систем, технологий, методик, педагогических проектов, в частности – эффективности процесса профилизации образовательной среды.
Своевременная диагностика может предоставить надёжный прогноз последующего развития и обучения ребёнка, также благополучность коррекционно – развивающей работы. Только при правильно организованной и результативной диагностики возможно дальнейшая коррекционно – развивающая работа направленная не только на ликвидацию имеющегося дефекта, но и на стимуляцию всех звеньев сенсомоторного развития. Результаты обследования делают возможным определить прогноз дальнейшего развития ребёнка и направления развивающей коррекционной работы с ним.
.
Основными методами обследования психического состояния детей являются:
- наблюдение;
- обучающий эксперимент;
- архивный метод;
- беседа;
- тестирование.
Для диагностики особенностей познавательной деятельности используются следующие методики:
«Опосредованное запоминание» (по А.Н.Леонтьеву)
· «Пиктограмма»
· «Существенные признаки»
· Методика понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на
картинке
· «Определение эмоций по фотографии»
· «Изучение соподчинения мотивов».
· Таблица «Теоретическая модель школьной адаптации»
· Тест прогрессивных матриц Равена
· Цветовой тест отношений. (Тест А. И. Лутошкина)
· Цветовой тест Люшера
· Методика «Исключение слов». Оценка вербально-логического мышления
· Методика «Исключение лишнего»
· Методика " Простые аналогии"
· Методика «3аучuвание 10 слов»
· Методика «Корректурная проба» (младший школьный возраст)
· Тест «Избирательность внимания». (Тест Г.Мюнстерберга)
· Тест «Корректурная проба». Оценка устойчивости внимания (подростковый возраст)
· Методика «Лесенка»
· Изучение общей самооценки (опросник Казанцевой Г.Н.)
· Изучение самооценки личности старшеклассника
· Тест эмоций (тест Басса -Дарки в модификации Г.В. Резапкиной)
· Тест агрессивности (опросник Л.Г. Почебут)
· Проективная методика для диагностики школьной тревожности (А.М. Прихожан)
· Шкала личностной тревожности (А.М. Прихожан)
· Тест А.Л. Венгера «Мотивационная готовность» (1 класс)
· Опросник мотивации ( 2-5 класс)
· Опросник «Учебная мотивация» (5 - 8 класс)
· Методика “Мотивация учебной деятельности: уровни и типы» (Домбровская И.С.)
· Анкета «Мои интересы»
· Анкета «Образ будущего» (для учащихся среднего звена)
· Методика «Незаконченные предложения» Д. Сакс, Р. Леви (модифицированный вариант) (для старшеклассников)
Обследование познавательных особенностей детей с ОВЗ (ЗПР) с использованием многомерного анализа, позволяет выделить существенные связи между познавательными процессами и дают основание для разработки эффективных коррекционных программ.
При создании системы коррекционной работы с детьми с ОВЗ (ЗПР) целесообразно использовать следующие методы:
- метод коррекции концентрации внимания (специально подобранные упражнения, составленные по мере увеличения количественных заданий и их сложности);
- метод коррекции аналитико – синтетической деятельности;
-метод коррекции восприятия (всевозможные виды психокоррекционных заданий);
- метод речевого опосредования деятельности;
- метод «заставания врасплох»;
- метод игнорирования.
Развитие аналитико-синтетической деятельности.
Умение выделять существенные признаки в линии сюжета и опираться на них при установлении последовательности.
Умение устанавливать причинно-следственные зависимости.
Умение логически связывать части в единый целый сюжет.
Понимание скрытого смысла пословиц и поговорок.
Методика направлена на изучение способности осознать и объяснять народную мудрость, заключенную в пословице и поговорке. Представляет собой набор широко употребляемых пословиц и поговорок.
Для более младшего возраста используется сюжет, позволяющий объяснит народное изречение. Для ребёнка семилетнего возраста допустимым считается объяснение пословицы на примере героя предъявляемого сюжета.
Обобщённость мышления.
Гибкость мышления.
Возможность понимать и объяснять народную мудрость, скрытую в пословице.
Развитие речи.
Умение обосновывать свою точку зрения.
Формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач.
Исследование мнестической деятельности (методика 10 слов)
Автор А.Р. Лурия. Методика представляет из себя набор из 10 одно-и двухсложных частотных слов, предъявляемых для запоминания.
Запоминание, сохранение и воспроизведение, длительность сохранения информации и устойчивость к интерференции, также отражает особенности произвольного внимания и истощаемости психической деятельности. Отражает уровень развития (зрелости) познавательной деятельности.
Методика «Шкала ценностей».
Материал представляет 25 карточек с написанными словами, представляющими ценностные понятия.
Используется для выявления ценностных установок, интересов, а также особенностей коммуникации подростка.
Рисуночные тесты
Свободный рисунок. Среди них возможны к использованию: рисунок человека, автопортрет, моя семья.
Оцениваются особенности аффективно-эмоциональной сферы ребёнка, его социальной адаптации, фона настроения.
Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению (СОП)
Автор Орел А.Н.. Методика представляет собой 98 утверждений. Система оценки представлена в бальной шкале.
Методика позволяет оценить склонности подростка к преодолению норм и правил, к зависимому поведению, к самоповреждающему поведению, к агрессии и насилию, к деликвентному поведению, а так же оценить уровень волевого контроля эмоциональных реакций.
Рекомендуемый перечень диагностического инструментария для обследования детей с ОВЗ:
Таблица для подсчёта разноцветных кружков в секторах круга
Таблица для одновременного подсчёта фигур двух видов (00+0++0…)
Таблица Шульта (5 таблиц с произвольно расположенными цифрами от 1 до 25). Необходимо показать и назвать по порядку все цифры
Таблицы, на которых изображены предметы с недостающими деталями (на методики Векслера)
Для исследования восприятия:
Таблицы с изображением контура, силуэта, частей знакомых предметов. «зашумлённые» изображения (предметы врисованы, наложены один на другой).
Набор карточек с изображением геометрических фигур двух размеров (большие и маленькие), четырёх видов, четырёх цветов (красные, зелёные, синие, жёлтые). Необходимо произвести группировку с учётом указанного признака.
Почтовый ящик (коробка форм)
Доски Сегена разных вариантов сложности. Кубики Кооса.
Таблицы с изображением предметов, которые следует дорисовать (методика Т.Н. Головиной). Набор предметных картинок, разрезанных на 2-4 части.
Картинки для определения правой, левой стороны, понятий «низ», «верх», «посередине».
Для исследования мышления:
Таблицы с заданием на исключение понятий, не подходящих к остальным.
Бланки с заданием на выделение существенных признаков.
Таблицы с пословицами и поговорками.
Сюжетные картинки для сравнения; таблицы с заданием на сравнение пар слов-понятий. Набор сюжетных картинок разной степени трудности (простые, со скрытым смыслом, нелепым содержанием, серия с изображением последовательности событий).
Набор карточек с изображением предметов разных категорий для исследования операции классификации.
Таблицы с текстами разной сложности. Таблицы с загадками
Бланки со словами для исследования ассоциаций
Для исследования памяти:
Таблицы с изображением знакомых предметов для запоминания (возможны разные варианты: запоминание цифр, слов, геометрических фигур и т.д.)
Бланки для запоминания 10 слов.
Картинки для опосредованного запоминания слов с изображением предметов (методика А.Н. Леонтьева) Пиктограмма (методика А.Р. Лурии)
Бланки с текстами для воспроизведения
Некоторые примеры использования диагностических средств:
1. Пирамида из четырех
колец: с помощью этой игрушки можно наблюдать моторику ребенка
(может ли он ловко надевать кольцо на стержень, нет ли нарушения координации и
т.д.); сформированность и дифференцированность понятия величины («Надень
большое кольцо, затем которое меньше..., самое маленькое»); различение ребенком цвета предметов
(«Дай красное кольцо» и т.д.); умение пересчитывать кольца пирамиды
(«Покажи первое кольцо», «Покажи третье кольцо» и т.д.);
сформированность понятия о количестве предметов («Дай два кольца»,
«Дай четыре кольца» и т.д.).
2. Разноцветные палочки и брусочки используются для тех же целей,
что и пирамида. Этот материал, как и пирамида, позволяет проследить
за характером деятельности детей.
3. Доски Сегена. Доски
Сегена позволяют выявить координированность, ловкость движений, состояние
мелкой моторики пальцев рук. Умственно отсталые дети дошкольного
возраста с трудом понимают цель задания и начинают просто манипулировать с
фигурками-вкладками. Только показ экспериментатором способа действия помогает
некоторым детям понять задание. Глубоко умственно отсталые дети задание не
понимают. В качестве аналогичного облегченного задания можно предложить
вкладывание фигурок знакомых животных в прорези соответствующей конфигурации.
Но и это задание оказывается трудным для умственно отсталых детей в степени
дебильности и не выполняется детьми - имбецилами.
4. «Почтовый ящик». Методика описана в работе А.А.Венгер,
Г.Л.Выгодской, Э.И. Леонгард. В верхней крышке ящика имеются разные по форме
прорези, в которые ребенок должен опустить объемные фигуры. Предлагается детям
с 3 лет. Используется с той же целью, что и доски Сегена.
5. Набор геометрических
фигур разной формы (круг, квадрат, треугольник). Детям
предлагается разложить их по группам (по форме). В этом задании
устанавливается способность объединять предметы по общему
признаку (простейшие обобщения). Фигуры могут быть использованы и для
проверки счета, построения по образцу и т.д. Умственно отсталые не
всегда понимают цель, но после показа дети - дебилы к 6 годам выполняют
задание. Для глубоко отсталых необходимо длительное обучение.
6. Кубики разной величины. Предлагается разложить от большого к
маленькому и наоборот. Исследуется сформированность понятия величины
предметов.
7. Матрешки (2-3-4-составные). Ребенку предлагается разобрать,
а затем собрать матрешку. Выявляются понимание инструкции и цели задания,
использование помощи, разумность действий, учет размеров матрешки. Считается,
что к 5 годам дети с нормальным интеллектом должны собирать
четырехсоставную матрешку. Умственно отсталые дети в этом возрасте
задание не выполняют.
8. Полоски и круги
разного цвета (основные цвета). Используются для
исследования сформированности понятия цвета. Обследование проводится
в три этапа. Сначала дети подбирают к разложенным полоскам
соответствующие им по цвету круги (зрительное соотнесение). Затем им
предлагают выбрать тот или иной цвет («Дай красный круг», «Дай синий...» и т.д.). После
этого просят назвать цвет показанной фигуры («Это какого цвета?», «А
это?...»). Понятие цвета у умственно отсталых по сравнению с
нормальными сверстниками формируется значительно позже и лишь при условии
специального обучения.
9. Мозаика. Предлагают разные варианты заданий:
конструирование по образцу, по подражанию, свободное творчество.
Исследуются наличие интереса, волевые усилия, пространственная
ориентировка, способность к переносу показанного способа действия,
воображение, мелкая моторика и пр.
10. Разрезные картинки. Знакомые детям изображения предметов разрезаны на две части по горизонтали и вертикали, на три части по вертикали и на четыре части по диагоналям. Используются для характеристики восприятия детей.
11. Лото (разные
варианты). Игра с детьми в лото позволяет
проследить характер мыслительных операций (по каким признакам
сравнивают предметы и т.д.).
12. Предметные картинки с изображением знакомых детям предметов могут
применяться с разной целью. При исследовании внимания, зрительной
памяти перед ребенком раскладываются в ряд 4-5 картинок, а затем ребенка
просят закрыть глаза и убирают одну картинку. Ребенок должен найти эту картинку
среди предложенных. Можно провести эту игру с игрушками. С этой же целью
предлагается игра «Что забыли нарисовать?» (заяц без уха, собака без лапы и
т.д.).
Для исследования мышления перед ребенком кладут три
картинки в ряд (стол, хлеб, пальто) и под ними вместо инструкции
соответствующие изображения (стул, бублик, шапка). После этого ребенок должен
сам разложить остальные картинки. Эта невербальная классификация исследует не
только мыслительные операции детей, но и запас общих
представлений.
Этой же цели служат игры с картинками типа «Кому что нужно?», «Кто что любит?»
и т.п.
С помощью всех перечисленных
материалов исследуются способности детей понимать объяснения,
т.е. принимать помощь, а затем выполнять аналогичные задания самостоятельно. Во
всех заданиях можно исследовать и речь детей: фонетические и
грамматические особенности, словарный запас (пассивный и активный) и т.д.
Указанные задания выявляют и запас сведений детей об
окружающем, особенности личности. Все это (речь, мыслительные операции,
память, запас сведений, игровая деятельность) является показателем
психического развития детей.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.