Пакет диагностического инструментария с учетом педагогических и психологических аспектов для воспитанников с ОВЗ

  • docx
  • 12.12.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Сообщение ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ.docx

 

 

 

 

 

Сообщение на МО воспитателей

«Пакет диагностического инструментария

с учетом педагогических и  психологических аспектов

для воспитанников с ОВЗ в группе продленного дня»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Омск, 2021

 

      Диагностический инструментарий является способом определения степени

 развития личностных качеств, затруднений в обучении, развитии, общении, освоении профессии, а также эффективности функционирования и развития психологических систем, технологий, методик, педагогических проектов, в частности – эффективности процесса профилизации образовательной среды.

Своевременная диагностика может предоставить надёжный прогноз последующего развития и обучения ребёнка, также благополучность коррекционно – развивающей работы. Только при правильно организованной и результативной диагностики возможно дальнейшая коррекционно – развивающая работа направленная не только на ликвидацию имеющегося дефекта, но и на стимуляцию всех звеньев сенсомоторного развития. Результаты обследования делают возможным определить прогноз дальнейшего развития ребёнка и направления развивающей коррекционной работы с ним.

.

Основными методами обследования психического состояния детей являются:

 - наблюдение;

- обучающий эксперимент;

- архивный метод;

- беседа;

- тестирование.

Для диагностики особенностей познавательной деятельности используются следующие методики:  

«Опосредованное запоминание» (по А.Н.Леонтьеву)

·  «Пиктограмма»

·  «Существенные признаки»

·  Методика понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на

картинке 

·  «Определение эмоций по фотографии»

·  «Изучение соподчинения мотивов».

·         Таблица «Теоретическая модель школьной адаптации»

·         Тест прогрессивных матриц Равена

·         Цветовой тест отношений. (Тест А. И. Лутошкина)

·         Цветовой тест Люшера

·          Методика «Исключение слов». Оценка вербально-логического мышления

·         Методика «Исключение лишнего»

·         Методика " Простые  аналогии"

·         Методика «3аучuвание 10 слов»

·         Методика «Корректурная проба» (младший школьный возраст)

·         Тест «Избирательность внимания». (Тест Г.Мюнстерберга)

·         Тест «Корректурная проба». Оценка устойчивости внимания (подростковый возраст)

·         Методика «Лесенка»

·         Изучение общей самооценки (опросник Казанцевой Г.Н.)

·         Изучение самооценки личности старшеклассника

·         Тест эмоций (тест Басса -Дарки в модификации Г.В. Резапкиной)

·         Тест агрессивности (опросник Л.Г. Почебут)

·         Проективная методика для диагностики школьной тревожности (А.М. Прихожан)

·         Шкала личностной тревожности (А.М. Прихожан)

·         Тест А.Л. Венгера «Мотивационная готовность» (1 класс)

·         Опросник мотивации ( 2-5 класс)

·         Опросник «Учебная мотивация» (5 - 8  класс)

·         Методика “Мотивация учебной деятельности: уровни и типы» (Домбровская  И.С.)

·         Анкета «Мои интересы»

·         Анкета «Образ будущего» (для учащихся среднего звена)

·         Методика «Незаконченные предложения» Д. Сакс, Р. Леви (модифицированный вариант) (для старшеклассников)

Обследование познавательных особенностей детей с ОВЗ (ЗПР) с использованием многомерного анализа, позволяет выделить существенные связи между познавательными процессами и дают основание для разработки эффективных коррекционных программ.

При создании системы коррекционной работы с детьми с ОВЗ (ЗПР) целесообразно использовать следующие методы:

- метод коррекции концентрации внимания (специально подобранные упражнения, составленные по мере увеличения количественных заданий и их сложности);

- метод коррекции аналитико – синтетической деятельности;

-метод коррекции восприятия (всевозможные виды психокоррекционных заданий);

- метод речевого опосредования деятельности;

- метод «заставания врасплох»;

- метод игнорирования.

 

Развитие аналитико-синтетической деятельности.

Умение выделять существенные признаки в линии сюжета и опираться на них при установлении последовательности.

Умение устанавливать причинно-следственные зависимости.

Умение логически связывать части в единый целый сюжет.

Понимание скрытого смысла пословиц и поговорок.

Методика направлена на изучение способности осознать и объяснять народную мудрость, заключенную в пословице и поговорке. Представляет собой набор широко употребляемых пословиц и поговорок.

Для более младшего возраста используется сюжет, позволяющий объяснит народное изречение. Для ребёнка семилетнего возраста допустимым считается объяснение пословицы на примере героя предъявляемого сюжета.

Обобщённость мышления.

Гибкость мышления.

Возможность понимать и объяснять народную мудрость, скрытую в пословице.

Развитие речи.

Умение обосновывать свою точку зрения.

Формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач.

Исследование мнестической деятельности (методика 10 слов)

Автор А.Р. Лурия. Методика представляет из себя набор из 10 одно-и двухсложных частотных слов, предъявляемых для запоминания.

Запоминание, сохранение и воспроизведение, длительность сохранения информации и устойчивость к интерференции, также отражает особенности произвольного внимания и истощаемости психической деятельности. Отражает уровень развития (зрелости) познавательной деятельности.

Методика «Шкала ценностей».

Материал представляет 25 карточек с написанными словами, представляющими ценностные понятия.

Используется для выявления ценностных установок, интересов, а также особенностей коммуникации подростка.

Рисуночные тесты

Свободный рисунок. Среди них возможны к использованию: рисунок человека, автопортрет, моя семья.

Оцениваются особенности аффективно-эмоциональной сферы ребёнка, его социальной адаптации, фона настроения.

Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению (СОП)

Автор Орел А.Н.. Методика представляет собой 98 утверждений. Система оценки представлена в бальной шкале.

Методика позволяет оценить склонности подростка к преодолению норм и правил, к зависимому поведению, к самоповреждающему поведению, к агрессии и насилию, к деликвентному поведению, а так же оценить уровень волевого контроля эмоциональных реакций.

Рекомендуемый перечень диагностического инструментария для обследования детей с ОВЗ:

Таблица для подсчёта разноцветных кружков в секторах круга

Таблица для одновременного подсчёта фигур двух видов (00+0++0…)

Таблица Шульта (5 таблиц с произвольно расположенными цифрами от 1 до 25). Необходимо показать и назвать по порядку все цифры

Таблицы, на которых изображены предметы с недостающими деталями (на методики Векслера)

Для исследования восприятия:

Таблицы с изображением контура, силуэта, частей знакомых предметов. «зашумлённые» изображения (предметы врисованы, наложены один на другой).

Набор карточек с изображением геометрических фигур двух размеров (большие и маленькие), четырёх видов, четырёх цветов (красные, зелёные, синие, жёлтые). Необходимо произвести группировку с учётом указанного признака.

Почтовый ящик (коробка форм)

Доски Сегена разных вариантов сложности. Кубики Кооса.

Таблицы с изображением предметов, которые следует дорисовать (методика Т.Н. Головиной). Набор предметных картинок, разрезанных на 2-4 части.

Картинки для определения правой, левой стороны, понятий «низ», «верх», «посередине».

Для исследования мышления:

Таблицы с заданием на исключение понятий, не подходящих к остальным.

Бланки с заданием на выделение существенных признаков.

Таблицы с пословицами и поговорками.

Сюжетные картинки для сравнения; таблицы с заданием на сравнение пар слов-понятий. Набор сюжетных картинок разной степени трудности (простые, со скрытым смыслом, нелепым содержанием, серия с изображением последовательности событий).

Набор карточек с изображением предметов разных категорий для исследования операции классификации.

Таблицы с текстами разной сложности. Таблицы с загадками

Бланки со словами для исследования ассоциаций

Для исследования памяти:

Таблицы с изображением знакомых предметов для запоминания (возможны разные варианты: запоминание цифр, слов, геометрических фигур и т.д.)

Бланки для запоминания 10 слов.

Картинки для опосредованного запоминания слов с изображением предметов (методика А.Н. Леонтьева)   Пиктограмма (методика А.Р. Лурии)

Бланки с текстами для воспроизведения

Некоторые примеры использования диагностических средств:

1. Пирамида из четырех колец: с помощью этой игрушки можно наблюдать моторику ребенка (может ли он ловко надевать кольцо на стержень, нет ли нарушения координации и т.д.); сформированность и дифференцированность понятия величины («Надень большое кольцо, затем которое меньше..., самое маленькое»); различение ребенком цвета предметов («Дай красное кольцо» и т.д.); умение пересчитывать кольца пирамиды («Покажи первое кольцо», «Покажи третье кольцо» и т.д.); сформированность понятия о количестве предметов («Дай два кольца», «Дай четыре кольца» и т.д.).
2. Разноцветные палочки и брусочки используются для тех же целей, что и пирамида. Этот материал, как и пирамида, позволяет проследить за характером деятельности детей.

3. Доски Сегена. Доски Сегена позволяют выявить координированность, ловкость движений, состояние мелкой моторики пальцев рук. Умственно отсталые дети дошкольного возраста с трудом понимают цель задания и начинают просто манипулировать с фигурками-вкладками. Только показ экспериментатором способа действия помогает некоторым детям понять задание. Глубоко умственно отсталые дети задание не понимают. В качестве аналогичного облегченного задания можно предложить вкладывание фигурок знакомых животных в прорези соответствующей конфигурации. Но и это задание оказывается трудным для умственно отсталых детей в степени дебильности и не выполняется детьми - имбецилами.
4. «Почтовый ящик». Методика описана в работе А.А.Венгер, Г.Л.Выгодской, Э.И. Леонгард. В верхней крышке ящика имеются разные по форме прорези, в которые ребенок должен опустить объемные фигуры. Предлагается детям с 3 лет. Используется с той же целью, что и доски Сегена.

5. Набор геометрических фигур разной формы (круг, квадрат, треугольник). Детям предлагается разложить их по группам (по форме). В этом задании устанавливается способность объединять предметы по общему признаку (простейшие обобщения). Фигуры могут быть использованы и для проверки счета, построения по образцу и т.д. Умственно отсталые не всегда понимают цель, но после показа дети - дебилы к 6 годам выполняют задание. Для глубоко отсталых необходимо длительное обучение.
6. Кубики разной величины. Предлагается разложить от большого к маленькому и наоборот. Исследуется сформированность понятия величины предметов. 
7. Матрешки (2-3-4-составные). Ребенку предлагается разобрать, а затем собрать матрешку. Выявляются понимание инструкции и цели задания, использование помощи, разумность действий, учет размеров матрешки. Считается, что к 5 годам дети с нормальным интеллектом должны собирать четырехсоставную матрешку. Умственно отсталые дети в этом возрасте задание не выполняют.

8. Полоски и круги разного цвета (основные цвета). Используются для исследования сформированности понятия цвета. Обследование проводится в три этапа. Сначала дети подбирают к разложенным полоскам соответствующие им по цвету круги (зрительное соотнесение). Затем им предлагают выбрать тот или иной цвет («Дай красный круг», «Дай синий...» и т.д.). После этого просят назвать цвет показанной фигуры («Это какого цвета?», «А это?...»). Понятие цвета у умственно отсталых по сравнению с нормальными сверстниками формируется значительно позже и лишь при условии специального обучения.
9. Мозаика. Предлагают разные варианты заданий: конструирование по образцу, по подражанию, свободное творчество. Исследуются наличие интереса, волевые усилия, пространственная ориентировка, способность к переносу показанного способа действия, воображение, мелкая моторика и пр. 

10. Разрезные картинки. Знакомые детям изображения предметов разрезаны на две части по горизонтали и вертикали, на три части по вертикали и на четыре части по диагоналям. Используются для характеристики восприятия детей.

11. Лото (разные варианты). Игра с детьми в лото позволяет проследить характер мыслительных операций (по каким признакам сравнивают предметы и т.д.).
12. Предметные картинки с изображением знакомых детям предметов могут применяться с разной целью. При исследовании внимания, зрительной памяти перед ребенком раскладываются в ряд 4-5 картинок, а затем ребенка просят закрыть глаза и убирают одну картинку. Ребенок должен найти эту картинку среди предложенных. Можно провести эту игру с игрушками. С этой же целью предлагается игра «Что забыли нарисовать?» (заяц без уха, собака без лапы и т.д.).
Для исследования мышления перед ребенком кладут три картинки в ряд (стол, хлеб, пальто) и под ними вместо инструкции соответствующие изображения (стул, бублик, шапка). После этого ребенок должен сам разложить остальные картинки. Эта невербальная классификация исследует не только мыслительные операции детей, но и запас общих представлений. 
Этой же цели служат игры с картинками типа «Кому что нужно?», «Кто что любит?» и т.п.

С помощью всех перечисленных материалов исследуются способности детей  понимать объяснения, т.е. принимать помощь, а затем выполнять аналогичные задания самостоятельно. Во всех заданиях можно исследовать и речь детей: фонетические и грамматические особенности, словарный запас (пассивный и активный) и т.д. Указанные задания выявляют и запас сведений детей об окружающем, особенности личности. Все это (речь, мыслительные операции, память, запас сведений, игровая деятельность) является показателем психического развития детей.