Память как высшая психическая функция

  • pptx
  • 16.05.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала память как высшая психическая функция.pptx

Память-высшая психическая функция


.

Физиология памяти


В основе памяти лежит свойство нервной ткани изменяться под влиянием действия раздражителей, сохранять в себе следы нервного возбуждения.
Следы - электрохимические и биохимические изменения в нейронах.

Процессы памяти





В памяти выделяются отдельные процессы:
Запоминание
Сохранение
Забывание
Воспроизведение

Для оценки процессов памяти используется проба Лурия (основатель нейропсихологии)

А. оценка объема запоминания (первое воспроизведение от 5 слов)
Б. оценка динамики воспроизведения (норма: 10 слов после 3-х повторений)
В. Оценка сохранения качества долговременной памяти (норма, если спустя 50-60 мин. воспроизводит 7 и более слов).

Мнестическая кривая пробы Лурия

Анализ мнестической кривой:
Норма


Мнестическая кривая пробы Лурия

Анализ мнестической кривой:
зигзагообразный характер кривой - неустойчивость памяти и активного внимания;

Мнестическая кривая пробы Лурия

зигзагообразный характер кривой + ухудшение качества к концу пробы – выраженная утомляемость, астенизация;

Мнестическая кривая пробы Лурия


кривая в форме «плато» - непродуктивность/ низкая продуктивность запоминания.

Пиктограмма предложена Л.С. Выготским, модифицирована Б.Г. Херсонским

доступность процесса опосредования с помощью рисунка;
адекватность собственно графического изображения и логической связи рисунка и запоминаемого слова;
характер и особенности воспроизведения;

Оценка умственного развития

Фактор абстрактности (В большей степени атрибутивный, метафорические образы и графические символы)

Абстрактный рисунок говорит о высоком уровне интеллектуального развития и характеризуется экономичностью, отсутствием лишних деталей


Фактор абстрактности в рисунках

Фактор абстрактности в рисунках

Конкретность в рисунках – чрезмерное исполнение деталей с 8 летнего возраста рассматривается как негативный показатель.

Фактор абстрактности

В ряде случаев конкретность рисунка не о снижении уровня абстрагирования, а о художественно-образном стиле мышления.

Адекватность изображения

Соответствие рисунка смыслу слов, несуществующие смысловые связи, опора на звуковую форму слов, а не на их смысл

Нормы опосредованного запоминания

Особые феномены пиктограммы

Типическая стереотипия (повторение человеческих фигур).

Особые феномены пиктограммы


Атипическая стереотипия - стереотипное повторение (однако также без полной тождественности) выхолощенных символов, мелких деталей человечес­кого тела (чаще всего - «глаза»). Желание испытуемого создать «что-нибудь оригинальное».