АСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ (от англ. asocial — направленный против общества)— нарушение норм и правил, принятых в обществе Асоциальное поведение проявляется во вредных привычках, пагубность которых подростки не осознают. ВИДЫ
АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ: Бродяжничество
является одной из крайних форм аутсайдерства. Социальные аутсайдеры – это
люди, которые в сил ряда объективных и субъективных причин не смогли найти
достойное место в обществе и оказались в самых низших его слоях.. 5.Сексуальные отклонения - нарушения психосексуальной ориентации по объекту, т.е. замещение нормального объекта (нарциссизм, эксгибиционизм, визионизм, фетишизм, зоофилия, некрофилия); - нарушение по возрасту объекта (педофилия, эфебофилия, геронтофилия); - нарушения ориентации по полу объекта (гомосексуализм). Так же к сексуальным девиациям относятся
мастурбация, петтинг, орально-генитальные контакты, ранняя половая жизнь,
промискуитет. - Социальная изоляция при утрате объекта любви, потерявшим родителей в детстве подросткам особенно тяжела потеря других членов семьи, друзей или любимых; -Депрессия может быть следствием предшествовавших стрессов, потери объекта любви, сопровождающиеся печалью, подавленностью, потерей интереса к жизни и отсутствием мотивации к решению насущных жизненных задач; -Увлечение наркотиками или алкоголем; -Стресс, возникающий из-за тяжелой домашней обстановки, трудностей с учебой, конфликтов на сексуальной почве, колебаний при выборе профессии, неудачных попытках найти свое место в обществе; -Переживание неудачи в личных отношениях. Чувство вины и стыда из-за внебрачной беременности – сильный мотивационный фактор для совершения самоубийства. -Душевная болезнь.
7.Страхи и навязчивости это невротическая боязнь темноты, одиночества, разлуки с родителями ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРОЯВЛЕНИЕ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ: Биологический выражается в физиологических
особенностях подростка, т.е. в неустойчивости жизненно важных систем
организма (в первую очередь нервной системы). Психотерапевт Виктор Клайн выделяет шесть типов юных правонарушителей с асоциальным поведением: 1.Он просто «валяет дурака», то есть те подростки, поведение которых изобилует шалостями неблаговидными поступками (пропуски уроков, обман, самовольные уходы из дома и интернатов, такие подростки могут постоянно дразнить и обижать братьев, сестер, более слабых по типу темперамента детей, спустить колесо стоящем на улице автомобиле, подложить дымовушку на школьной дискотеке, попробывать наркотики или другие виды психоактивных веществ. Шутники могут без разрешения, не имея прав, укатить на чужом автомобиле, расписать краской заборы или стены школьного здания. 2.Враг родителей. Причиной плохого поведения таких подростков может быть их месть одному или обоим родителям. С течением времени их враждебность по отношению к родителям перерастает в настоящую войну. Нередко враждебность подростка обрушивается на родителей как гром среди ясного неба. Взрослые не понимают, что все эти годы он подавлял в себе негативные чувства, а теперь они вырвались наружу. 3.Испорченный ребенок. Такого ребенка зачастую называют личностью с асоциальной направленностью. Ни в интеллектуальном, ни в эмоциональном развитии у него нет отклонений. Но в поведении у него есть явное отклонение – контакты с правонарушителями. Как правило, это свидетельствует о том, что ребенок вырос в неблагополучной семье. И теперь он живет по нормам своего порочного окружения. Он принял нормы преступного мира и подчиняется им. 4.Органик. Это ребенок с мозговой травмой или задержкой умственного развития. Это расторможенный ребенок, у которого нарушения дисциплины объясняются ослаблением интеллектом и отсутствием способностей оценивать свои поступки. 5.Психотики. Это умственно неполноценные, больные дети. Для них характерны галлюцинации, мания преследования, всевозможные навязчивые мысли. Один такой подросток убил мать и отца. Объяснял свой поступок просто: «Мне пришлось это сделать. Они не дали мне убить директора». 6.Дурное семя. Этот тип подростков называют ещё первичными психопатами. Для них характерны хронические правонарушения в течение всей жизни, здесь уже ничего не поможет. Это отклонение проявляется с самого раннего возраста, часто ещё в дошкольные годы. Обычно такой ребенок постоянно совершает асоциальные поступки, несмотря на то что попадается и знает, что наказание неотвратимо. Его не останавливает страх, и все дело в том, что он не в состоянии усвоить правила нормального порядочного поведения. Он никого не может любить по настоящему. У него нет чувства ответственности, ему нельзя доверять. Ему неведомы чувства стыда и вины.
ПРИЁМЫ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ: 1.Приём - просьба о помощи, заключается в установлении доверительного контакта между педагогом и ребенком, когда взрослый обращается за помощью к ребенку. 2.Приём - оценка поступок для выяснения нравственных позиций подростка и коррекции этих позиций. 3.Приём – обсуждение статьи. Подбирается ряд статей в которых описываются различные правонарушения, преступления и другие асоциальные поступки людей. Педагог просит подростка дать оценку этим поступкам. В дискуссии воспитатель пытается через поставленные вопросы прийти вместе с воспитанником к правильным выводам. 4.Приём – доброго поступка. В процессе работы с подростком ему предлагается оказать помощь нуждающимся. Важно при этом оценить положительно этот поступок, не выводя его в ранг «героического поведения». 5.Приём – распределение ролей: чёткое распределение функций и ролей учащихся в соответствии с уровнем владения теми знаниями, умениями и навыками, которые требуются для выполнения задания. 6.Приём – распределение инициативы предполагает создание равных условий для проявления инициативы всеми учащимися.
ШИФР ДИАГНОЗОВ ПО МКБ -10
F 07.97 Неуточненное органическое расстройство личности и поведения в связи с другими соматическими заболеваниями (Лештаев А., Борисова И., Дудник Н.)
F07.87 органические расстройства личности и поведения в связи с другими заболеваниями органическое поражение головного мозга по психиатрии. Жалобы: психоз, депрессия, бессонница, навязчивые мысли, страхи... (Мадатов Р.) F70.0 Умственная отсталость легкой степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения (Куликова Д.) F70.01 Умственная отсталость легкой степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения, обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией
F70.02 Умственная отсталость легкой степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения, обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом (Бекреев Л., Кондрашов Ю., Павлова Т., Кондрашина А., Рузавин А.,)
F70.12 Умственная отсталость легкой степени со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения, обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом (Досаев П., Смирых Н., Концевой А., , Сорокопуд Д., Аушева В., Юркин Н., Ворса М.)
F71.0 Умственная отсталость умеренная с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения
F71.12. Умственная отсталость умеренная со значительными нарушениями
поведения, требующими ухода и лечения, обусловленная предшествующей травмой
или физическим агентом
F72.0.Умственная отсталость тяжелая с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения
и
близкими, чрезмерное внимание к своему здоровью. Нередко приступ страха
сопровождается неприятными телесными ощущениями («останавливается сердце»,
«не хватает воздуха», «ком в горле»), двигательной суетливостью, плаксивостью
и раздражительностью.
Памятка для педагогов ГОАУ «Свободненская специальная (коррекционная) школа-интернат»
«АСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ»
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.