Мотивационно-целевая составляющая урока
Цели должны быть:
· реальны, достижимы, конкретны, т.е. контролируемы
· сформулированы продуктивно, т.е. «от ученика», с прогнозированием образовательного результата
· соотносимы с типом и содержанием урока
· личностно ориентированы
М.В. Кларин выделяет несколько основных способов целеполагания. Образовательная цель должна отражать те изменения в обучающемся, которые произойдут в процессе проведения каждого конкретного урока. Этими изменениями могут быть пережитые чувства, пробудившиеся желания, осознанные мотивы, обновленное видение себя, принятые идеи, проверенные умения… С учетом сказанного, попытаемся проанализировать каждый из способов целеполагания с точки зрения возможности его использования в качестве конструирования целей и задач урока.
Основные способы определения целей обучения по М.В. Кларину
Ознакомьтесь со способами определения целей и сформулируйте цель к каждому способу.
Схема моделирования урока
Цель –
планируемый
результат
Традиционный подход к целеполаганию |
Целеполагание «от ученика» |
Задачи этапа урока (микроцели) |
ознакомить учащихся с … |
будут знать |
узнают…вспомнят… |
выработать умения … |
будут уметь |
повторят…научатся… |
закрепить навык |
приобретут навык |
закрепят…поупражняются… |
воспитывать интерес к предмету |
смогут поразмышлять … задуматься о … смогут проявить … |
поразмышляют…продемонстрируют… |
Задачи (микроцели) каждого этапа должны вытекать из общей (ведущей) цели урока
Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и умений. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступит как субъективная. Цели должны быть достаточно напряженными, осознанными учащимися, перспективными и гибкими, то есть реагирующими на изменившиеся условия и возможности их достижения. Но это не является гарантией высокой результативности урока. Необходимо еще определить, как и с помощью чего они будут реализованы. Даже самая совершенная система целей обучения мало поможет практике, если учитель не будет иметь правильного представления о путях достижения этих целей через деятельность учащихся, последовательность выполнения ими отдельных действий.
Таксономия (уровни) педагогических целей (По Б. Блуму)
Уровни целей по Б.Блуму: |
Примеры формулировок целей:
|
||
Знание – обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала от конкретных фактов до целостных теорий. |
Обучающийся будет знать (употребляемые термины, конкретные факты, методы и процедуры, т основные понятия, правила и принципы...), научится показывать, давать определение, решать, вычислять и т.д. |
||
Понимание – воспроизведение информации в сходной ситуации, преобразование из одной формы выражения в другую, объяснение, краткое изложение материала, предположение о дальнейшем ходе явлений, событий. |
Обучающийся научится (интерпретировать словесный материал, схемы, графики, диаграммы…), преобразовывать словесный материал в математические выражения, предположительно описывать будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных и т.д. |
||
|
Обучающийся научится использовать понятия и принципы в новых ситуациях, применять законы, теории в конкретных практических ситуациях, приводить примеры, сравнивать, преобразовывать, определять и т.д. |
||
|
Обучающийся научится устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, различать, выделять скрытые предположения, видеть ошибки и упущения в логике рассуждения, проводить различие между фактами и следствиями. |
||
Синтез – это составление целого из отдельных частей. Таким новым продуктом может быть: сообщение (выступление, доклад), план действий или совокупность обобщенных связей (схемы). Соответствующие учебные результаты предполагают деятельность творческого характера с акцентом на создание новых схем и структур. |
Обучающийся научится создавать проект, творческое сочинение, составлять план проведения эксперимента, использовать знания из разных областей, чтобы составить план решения той или иной проблемы, доказывать, аргументировать, обобщать, систематизировать, строить и т.д. |
||
Оценка – это определение ценности изучаемого материала (утверждения, художественного произведения, исследования). Оценочные суждения должны быть основаны на четких критериях (определяемых учащимся или задаваемых учителем). |
Обучающийся научится оценивать логику построения материала в виде письменного текста, соответствие выводов имеющимся данным, значимость того или иного продукта деятельности. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.