Подумай, как
трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности
изменить других.
Вольтер
Ваш
леворукий ребенок скоро пойдет в школу, а по данным ряда психологов, левши
испытывают особые трудности при адаптации к обучению в школе. Какие же
трудности ждут первоклашку- левшу, и как ему помочь справится с ними? А может
стоит переучить? Попробуем разобраться с
этими вопросами.
Наиболее часто леворукие дети встречаются с
трудностями при формировании навыков письма, чтения и счета. Дело в том, что
отправной точкой для освоения этих умений является зрительное восприятие.
Нарушение или недостаточность развития зрительно-пространственного восприятия,
зрительной памяти и зрительно-моторной координации, нередко встречающиеся у
левшей, ведут к возникновению следующих трудностей:
1. Восприятия и запоминания сложных
конфигураций букв при чтении и соответственно медленный темп;
2. Формирования зрительного образа букв,
цифр (нарушение соотношения элементов, ребенок путает сходные по конфигурации буквы, цифры, пишет лишние элементы или не дописывает элементы букв, цифр);
3. Выделения и различения геометрических
фигур, замена сходных по форме фигур (круг - овал, квадрат – ромб-прямоугольник);
4. Копирования;
5. Неустойчивый почерк (неровные штрихи,
большие, растянутые, разно-наклонные буквы);
6. Зеркальное написание букв, цифр,
графических элементов;
7. Очень медленный темп письма.
Хотелось
бы подробнее остановиться на сниженном темпе письма и феномене
зеркальных движений, как наиболее часто встречающихся и влияющих на
успешность обучения.
Когда ребенок пишет, то его деятельность состоит
из двух поочередно сменяющих друг друга этапов: собственно выполнение движения
и микро пауза, необходимая для контроля своих движений, коррекции и
программирования следующего движения. У левшей микропаузы дольше, чем у правшей,
как на этапе формирования навыка, так и впоследствии, когда письмо уже автоматизируется.
Часто в школьной практике учитель, стремясь выработать у таких детей навыки
быстрого письма, начинает подгонять их, а когда дети-левши торопятся, это
приводит к сокращению микропауз, столь необходимых для контроля своих действий.
Таким образом, качество письма ухудшается, возникают различного рода ошибки,
которые могут трактоваться учителем и родителями как невнимательность.
С феноменом зеркальных движений наверняка знакомы
большинство родителей маленьких левшей. У кого-то он проявляется в виде
зеркального письма, но встречаются и зеркальное чтение, зеркальное рисование,
зеркальное восприятие. Взрослыми, особенно если они правши, такие особенности
ребенка могут восприниматься даже как своего рода способности, однако, к
сожалению, такие проявления часто являются всего лишь отражением трудностей
зрительно-пространственного восприятия, право-левой ориентировки,
зрительно-моторной координации.
1. Частота зеркального письма у леворуких
детей, по данным исследований, составляет 85%. Однако нужно заметить, что у большинства детей в возрасте от трех до семи лет обнаруживается спонтанное зеркальное письмо, что является обычным этапом в овладении письмом. Элементы зеркального письма отмечаются и у детей с неустойчивым правшеством: при овладении обычным письмом зеркальное письмо у них может проявляться внезапно, когда дети утомлены или невнимательны.
2. По многочисленным наблюдениям,
снижение частоты проявления зеркального письма и полное исчезновение этого феномена наблюдается обычно после 10 лет, так как феномен зеркальных движений тесно связан с функциональной недостаточностью мозолистого тела, которое в этом возрасте достигает своей функциональной зрелости. Если же после указанного возраста проявления зеркального восприятия сохраняются, то рекомендуется провести тщательный анализ вида зеркальных движений, их причины и организовать специальные занятия, корректирующие недостатки пространственного восприятия, координации, внимания и навыки самопроверки.
Необходимо также сказать о
нарушениях чтения у некоторых левшей. У одних причины нарушения носят преимущественно зрительно-пространственный характер: дети испытывают затруднения в восприятии слова как целого. Другие не могут уловить связь между буквосочетаниями и теми понятиями, которые они отображают. Одним из объяснений зрительно-пространственных затруднений может являться нестабильная глазодоминантность, которая может привести к нарушению движений глаз, и ребенку будет трудно следить за порядком расположения букв и слов на странице.
Однако необходимо отметить, что само по себе левшество не обуславливает
возникновение нарушений чтения.
Рассматривая трудности, возникающие у левшей при
обучении в школе, нельзя не коснуться вопроса о переучивании леворуких детей.
Ведь речь идет не только о ведущей руке, а об определенной организации
головного мозга. Поэтому следствиями переучивания могут стать нарушения темпа и
ритма речи (согласно статистике, каждый третий ребенок с заиканием - это
переученный левша), серьезные перемены в эмоциональном состоянии ребенка (он
может стать вспыльчивым, капризным, раздражительным, беспокойно спать, плохо
кушать). Позже появляются еще более серьезные нарушения: частые головные боли,
постоянная вялость. В итоге развиваются невротические реакции, например,
нервные тики, энурез или нарушается функциональное состояние нервно-психической
сферы, т.е. развивается невроз, например, писчий спазм.
Проявления неврозов у леворуких детей специально
изучались.
У леворуких детей нередки также школьные страхи
(перед неудачами в школе, перед письменными работами), как правило, в семьях,
где родители тревожно относятся к леворукости и считают, что она может
послужить препятствием к успехам в учебной деятельности.
Все
вышесказанное убеждает в том, что нельзя пытаться изменить природу так, как
удобно учителям и родителям. Вероятно, в этой ситуации лучший выход -
приспособиться к особенностям леворукого ребенка самим и помочь ему
адаптироваться в право-ориентированном мире.
К сожалению, в нашей стране еще нет научно
разработанной методики обучения письму леворуких детей, нет и методики их
работы на уроках труда (ведь даже ножницы ему нужны другие). Поэтому наши левши
учатся выполнять все учебные действия также, как и правши. И все-таки
существует ряд рекомендаций, реализуя которые в практике школьного обучения
можно облегчить жизнь таким детям:
1. Необходимо помочь левше организовать свое рабочее место, изменить при письме наклон тетради, положение предплечий, правильно взять ручку, позаботиться о том, чтобы свет падал справа;
2. Не следует требовать от левши правонаклонного письма, более целесообразным для них будет писать прямо;
3. Категорически противопоказано требовать от него безотрывного письма;
4. Любые двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объясняя пошагово, каждый элемент должен выполняться осознанно;
5. Желательно выполнять специальные упражнения, играть с ребенком в игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию;
6. Никогда не проявлять негативного отношения к леворукости;
К сведению
12 августа
Международный день левшей.
Памятка
подготовлена с использованием материала статьи психолога
Ломтевой Татьяны Александровны «Психологические особенности леворуких детей. Школьные
проблемы левшей». lomteva@psilib.ru
МДОУ №38 «Детский сад Будущего»
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК ЛЕВОРУКИЙ»
Составитель: Студент 41 ДО
Никитина Е.Д.
г. Богданович
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.