ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК ЛЕВОРУКИЙ»
Оценка 4.7

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК ЛЕВОРУКИЙ»

Оценка 4.7
Занимательные материалы +1
doc
Междисциплинарный 4
Детсад
30.05.2022
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ   «ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК     ЛЕВОРУКИЙ»
буклет леворукий ребенок.doc

Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других.
                                                               Вольтер

    Ваш леворукий ребенок скоро пойдет в школу, а по данным ряда психологов, левши испытывают особые трудности при адаптации к обучению в школе.  Какие же трудности ждут первоклашку- левшу, и как ему помочь справится с ними? А может стоит переучить?                                        Попробуем разобраться с этими вопросами.
     Наиболее часто леворукие дети встречаются с трудностями при формировании навыков письма, чтения и счета. Дело в том, что отправной точкой для освоения этих умений является зрительное восприятие. Нарушение или недостаточность развития зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти и зрительно-моторной координации, нередко встречающиеся у левшей, ведут к возникновению следующих трудностей:

1.      Восприятия и запоминания сложных

конфигураций букв при чтении и соответственно медленный темп;

2.                  Формирования зрительного образа букв,

цифр (нарушение соотношения элементов, ребенок путает сходные по конфигурации буквы, цифры, пишет лишние элементы или не дописывает элементы букв, цифр);

3.                  Выделения и различения геометрических

фигур, замена сходных по форме фигур (круг - овал, квадрат – ромб-прямоугольник);

4.                  Копирования;

5.                  Неустойчивый почерк (неровные штрихи,

большие, растянутые, разно-наклонные буквы);

6.                  Зеркальное написание букв, цифр,

графических элементов;

7.                  Очень медленный темп письма.

     Хотелось бы подробнее остановиться на              сниженном темпе письма и феномене зеркальных движений, как наиболее часто встречающихся и влияющих на успешность обучения.
     Когда ребенок пишет, то его деятельность состоит из двух поочередно сменяющих друг друга этапов: собственно выполнение движения и микро пауза, необходимая для контроля своих движений, коррекции и программирования следующего движения.  У левшей микропаузы дольше, чем у правшей, как на этапе формирования навыка, так и впоследствии, когда письмо уже автоматизируется. Часто в школьной практике учитель, стремясь выработать у таких детей навыки быстрого письма, начинает подгонять их, а когда дети-левши торопятся, это приводит к сокращению микропауз, столь необходимых для контроля своих действий. Таким образом, качество письма ухудшается, возникают различного рода ошибки, которые могут трактоваться учителем и родителями как невнимательность.
     С феноменом зеркальных движений наверняка знакомы большинство родителей маленьких левшей. У кого-то он проявляется в виде зеркального письма, но встречаются и зеркальное чтение, зеркальное рисование, зеркальное восприятие. Взрослыми, особенно если они правши, такие особенности ребенка могут восприниматься даже как своего рода способности, однако, к сожалению, такие проявления часто являются всего лишь отражением трудностей зрительно-пространственного восприятия, право-левой ориентировки, зрительно-моторной координации.

1.      Частота зеркального письма у леворуких

детей, по данным исследований, составляет 85%. Однако нужно заметить, что у большинства детей в возрасте от трех до семи лет обнаруживается спонтанное зеркальное письмо, что является обычным этапом в овладении письмом. Элементы зеркального письма отмечаются и у детей с неустойчивым правшеством: при овладении обычным письмом зеркальное письмо у них может проявляться внезапно, когда дети утомлены или невнимательны.

2.      По многочисленным наблюдениям,

снижение частоты проявления зеркального письма и полное исчезновение этого феномена наблюдается обычно после 10 лет, так как феномен зеркальных движений тесно связан с функциональной недостаточностью мозолистого тела, которое в этом возрасте достигает своей функциональной зрелости. Если же после указанного возраста проявления зеркального восприятия сохраняются, то рекомендуется провести тщательный анализ вида зеркальных движений, их причины и организовать специальные занятия, корректирующие недостатки пространственного восприятия, координации, внимания и навыки самопроверки.

 Необходимо также сказать о     

нарушениях чтения у некоторых левшей. У одних причины нарушения носят преимущественно зрительно-пространственный характер: дети испытывают затруднения в восприятии слова как целого. Другие не могут уловить связь между буквосочетаниями и теми понятиями, которые они отображают. Одним из объяснений зрительно-пространственных затруднений может являться нестабильная глазодоминантность, которая может привести к нарушению движений глаз, и ребенку будет трудно следить за порядком расположения букв и слов на странице.


       Однако необходимо отметить, что само по себе левшество не обуславливает возникновение нарушений чтения.
     Рассматривая трудности, возникающие у левшей при обучении в школе, нельзя не коснуться вопроса о переучивании леворуких детей. Ведь речь идет не только о ведущей руке, а об определенной организации головного мозга. Поэтому следствиями переучивания могут стать нарушения темпа и ритма речи (согласно статистике, каждый третий ребенок с заиканием - это переученный левша), серьезные перемены в эмоциональном состоянии ребенка (он может стать вспыльчивым, капризным, раздражительным, беспокойно спать, плохо кушать). Позже появляются еще более серьезные нарушения: частые головные боли, постоянная вялость. В итоге развиваются невротические реакции, например, нервные тики, энурез или нарушается функциональное состояние нервно-психической сферы, т.е. развивается невроз, например, писчий спазм.
     Проявления неврозов у леворуких детей специально изучались.
     У леворуких детей нередки также школьные страхи (перед неудачами в школе, перед письменными работами), как правило, в семьях, где родители тревожно относятся к леворукости и считают, что она может послужить препятствием к успехам в учебной деятельности.

     Все вышесказанное убеждает в том, что нельзя пытаться изменить природу так, как удобно учителям и родителям. Вероятно, в этой ситуации лучший выход - приспособиться к особенностям леворукого ребенка самим и помочь ему адаптироваться в право-ориентированном мире.
     К сожалению, в нашей стране еще нет научно разработанной методики обучения письму леворуких детей, нет и методики их работы на уроках труда (ведь даже ножницы ему нужны другие). Поэтому наши левши учатся выполнять все учебные действия также, как и правши. И все-таки существует ряд рекомендаций, реализуя которые в практике школьного обучения можно облегчить жизнь таким детям:

1.                  Необходимо помочь левше организовать свое рабочее место, изменить при письме наклон тетради, положение предплечий, правильно взять ручку, позаботиться о том, чтобы свет падал справа;

2.                  Не следует требовать от левши правонаклонного письма, более целесообразным для них будет писать прямо;

3.                  Категорически противопоказано требовать от него безотрывного письма;

4.                  Любые двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объясняя пошагово, каждый элемент должен выполняться осознанно;

5.                  Желательно выполнять специальные упражнения, играть с ребенком в игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию;

6.                  Никогда не проявлять негативного отношения к леворукости;

К сведению

12 августа

Международный день левшей.

 

Памятка подготовлена с использованием материала статьи психолога
Ломтевой Татьяны Александровны
«Психологические особенности леворуких детей. Школьные проблемы левшей». lomteva@psilib.ru

МДОУ №38 «Детский сад Будущего»

 

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

 

Описание: буквы,День знаний,знаки,изучение,карандаши,кириллица,кириллический алфавит,книги,листы,обучение,Россия,русские,символы,учебный,цветные карандаши,школы,школьные принадлежности«ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК     ЛЕВОРУКИЙ»

 

 

 

 

 

Составитель: Студент 41 ДО

                  Никитина Е.Д.

 

 

г. Богданович


Скачано с www.znanio.ru

Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других

Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других

Однако необходимо отметить, что само по себе левшество не обуславливает возникновение нарушений чтения

Однако необходимо отметить, что само по себе левшество не обуславливает возникновение нарушений чтения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2022