Памятка с правилами к учебнику по русскому языку 2го класса.
Оценка 4.6

Памятка с правилами к учебнику по русскому языку 2го класса.

Оценка 4.6
doc
13.04.2020
Памятка с правилами к учебнику по русскому языку 2го класса.
11_______2_.doc

Памятка с правилами к учебнику по русскому языку 2го класса.

Безударный гласный звук [a] может быть записан буквой а или буквой о. Обязательно проверяй выбор буквы, изменяя форму слова или подбирая родственное слово – так, чтобы гласный звук стоял под ударением.

Безударный гласный звук [и] может быть записан разными буквами: и, или е, или я. Обязательно проверяй выбор буквы, изменяя форму слова или подбирая родственное слов – так, чтобы «сомнительный» гласный стоял под ударением.

Корень – это общая часть родственных слов.

Чтобы найти в слове корень, надо подобрать к нему однокоренные (родственные) слова.

При проверке безударных гласных в корне нужно быть внимательным в выборе проверочных слов: это должны быть родственные слова, имеющие общую часть и близкие по значению.

Если корень заканчивается на парный по звонкости-глухости согласный звук, например [п], [ф], [к], [т], [ш], [ c], - это «опасное место» (орфограмма). Обязательно проверь орфограмму перед записью.

Проверяй так:

Подбери родственное слово или измени слово так, чтобы после согласного оказался гласный звук или согласные звуки [л], [м], [н], [р], [й’].

Услышав два глухих согласных, обязательно выполняй проверку. Для проверки измени слово или подбери родственное – так, чтобы после «опасного» звука стоял гласный.

В некоторых однокоренных словах происходит чередование согласных звуков на конце корня. Например:

Берег – бережок [ г // ж }

Молоко – молочный [ к // ч’ ]

Воздух – воздушный [ х // ш]

 

Суффикс – это неизменяемая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Чаще всего непроизносимый согласный звук оказывается между звуками [c] и [н] (стн); [з] и [н] (здн).

Сочетания звуков [сн] и [зн] в середине слова – «опасное место». Услышав эти сочетания, обязательно проверь, подобрав родственные слова, не прячется ли между этими звуками звук-невидимка. Но учти, он не всегда там есть.

После мягких согласных, кроме [ч’] пишется суффикс –ёнок-: тигрёнок, телёнок.

После твёрдых согласных и [ч’} суффикс –онок-: волчонок, мышонок.

Суффикс –ик- пишется, если при изменении слова гласный звук в суффиксе сохраняется, «не убегает». Суффикс –ек- пишется, если при изменении слова гласный звук «убегает».

Если слово образовано с помощью суффикса, то такой способ образования называют суффиксальным.

Приставка – это неизменяемая часть слова, которая служит для образования новых слов и находится перед корнем.

Приставки: про-, пере-, за-, при-, от-, до-, на-, в-, с-, вз-, не-, вы-.

В приставках до-, о-, об-, от-, по-, под-, про- пишется буква о.

Запомни! Приставка пра- есть в словах: прабабушка, прадедушка, правнучка, правнук. Приставка па- есть в слове паводок.

В приставках за-, на-, над- всегда пишется только буква а.

Если слово образовано с помощью приставки, то такой способ образования называют приставочным.

Разделительный ь пишется после букв согласных звуков перед буквами е, ё, и, ю, я внутри корня или между корнем и окончанием. Разделительный ъ пишется между приставкой, которая оканчивается на букву согласного звука, и корнем, начинающимся с букв е, ё, ю, я.

Если слово образовано одновременным присоединением приставки и суффикса, такой способ словообразования называют приставочно-суффиксальным.

Если слово имеет два корня, то оно образовано способом сложения. Между корнями сложного слова стоит соединительная буква о или е.

Окончание – изменяемая часть слова, которая служит для изменения формы слова и стоит в конце слова.

Чтобы найти основу, надо найти окончание. Часть слова без окончания и есть основа.

Приставка – это часть слова. Между приставкой и корнем нельзя поставить другое слово.

Предлог – это самостоятельное слово. Между предлогом и следующим за ним словом можно поставить другое слово.

 

Слово состоит из звуков и имеет значение.

Полный рассказ о предмете называют лексическим значением слова.

Объяснение лексического значения слова в словаре называют словарной статьёй.

Слова, которые имеют два или более значений, называют многозначными.

Слова, которые имеют одно значение, называют однозначными.

В тексте слово всегда употребляется в одном значении.

Значение многозначного слова может быть понято только в тексте, или в предложении, или в словосочетании.

Слова, близкие по значению и отвечающие на один и тот же вопрос, называют синонимами.

Слова, отвечающие на один и тот же вопрос, но противоположные по своему значению, называют антонимами.

Слова, одинаковые по звучанию и (или) написанию, но противоположные по значению, называют омонимами.

Заимствованными словами называются слова, которые пришли в русский язык из других языков.

Слова, которые родились в русском языке, называют исконными.

Текст – состоит из предложений. Предложения в тексте связаны между собой по смыслу. Текст имеет заголовок, начало и окончание.

В тексте для передачи его смысла важна последовательность (порядок) предложений.

Текст может состоять из нескольких смысловых частей, иначе – абзацев. Абзац пишется с красной строки.

В тексте важна не только последовательность предложений, но и абзацев. Ведь каждый абзац – это новая мысль автора.

 

Слова, которые перестали употребляться в современном языке в современном языке, называют устаревшими.

Последовательность абзацев в тексте можно передать с помощью его плана. План – это главные предложения (ключевые слова) каждого абзаца текста, расположенные по порядку.

В русском языке есть устойчивые (постоянные) сочетания слов, которые называют фразеологизмами. Слова, составляющие фразеологизм, теряют своё самостоятельное – отдельное значение. Смысл имеет только выражение в целом.

Текст, в котором описывается предмет или явление называется описанием. Текст описание напоминает фотографию, так как в нём нет событий. Когда читаешь текст-описание, то кажется, что изображение замерло.

В тексте-описании используются интересные сравнения, создаются зримые, образные (яркие) картины того, о чём рассказывается.

 

Текст, в котором передаётся последовательность событий, называют повествованием. Текст-повествование похож на фильм.

В больших текстах описание и повествование сменяют друг друга. Автор то описывает что-то, то рассказывает, повествует о событиях.

Текст, в котором говорится, почему происходят те или иные события, явления, называют рассуждением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Главные члены предложения:

1.    Подлежащее (обозначает, о ком или о чём говорится в предложении)

Кто? Что?

Школьники  сажали у школы фруктовые деревья.

Весь  класс был на празднике.

2.    Сказуемое (обозначает, что говорится о подлежащем)

Что делает?

Гроза надвигалась.

Внизу большая река тянется серебристою нитью.

Части речи:

1.    Имя существительное – Кто? Что?

2.    Имя  прилагательное – Какой? Какая? Какое? Какие?

3.    Глагол – Что делать? Что сделать? И. т. д.


Памятка с правилами к учебнику по русскому языку 2го класса

Памятка с правилами к учебнику по русскому языку 2го класса

После мягких согласных, кроме [ч’] пишется суффикс – ёнок -: тигрёнок, телёнок

После мягких согласных, кроме [ч’] пишется суффикс – ёнок -: тигрёнок, телёнок

Полный рассказ о предмете называют лексическим значением слова

Полный рассказ о предмете называют лексическим значением слова

Последовательность абзацев в тексте можно передать с помощью его плана

Последовательность абзацев в тексте можно передать с помощью его плана

Главные члены предложения: 1

Главные члены предложения: 1
Скачать файл