В памятке описано особенности речевого развития детей, рекомендации по активизации словаря ребенка: разговор с самим собой, параллельный разговор, провокация, распространение, приговоры, выбор, музыкальные игры. Также описаны приемы для развития мелкой моторики рук, так как речь и руки находятся в прямой зависимости.
стимулируем речь ребенка.docx
Как стимулировать речевое развитие ребенка?
Если ребенок в 2—2,5 года совсем не говорит или говорит мало слов — это вызывает тревогу у
родителей, и они обращаются к врачу. Однако известно, что речевое развитие ребенка может идти
скачкообразно: сначала накапливается пассивный словарь, хотя в активной речи еще большое место
занимает лепет, произнесение отдельных звукосочетаний. Затем происходит резкий скачок (обычно
после полутора лет), и очень быстро растет запас активно употребляемых слов.
Особенно интенсивно становление речевой активности происходит в раннем возрасте, то есть
после года. Именно в этот период ребенка нужно приучать самостоятельно пользоваться словами,
стимулировать его речевую активность и познавательную потребность. Основное внимание уделяется
воспитанию у малышей умения слушать и понимать речь окружающих, подражать речи взрослых. Если
ваш ребенок почти не играет в игрушки, редко проявляет интерес к детским песенкам и почти не
рассматривает книжки с яркими картинками, то приемы, стимулирующие развитие его речи, окажут
вам полноценную помощь.
Разговор с самим собой. Когда малыш находится недалеко от вас, начните говорить вслух о
том, что видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно и отчетливо, короткими
простыми предложениями, доступными восприятию малыша.
Параллельный разговор. Вы описываете все действия ребенка: что он видит, слышит, чувствует,
трогает. Используя этот прием, вы как бы подсказываете малышу слова, выражающие его опыт.
Провокация, или искусственное понимание ребенка. Этот прием состоит в том, что взрослый не
спешит проявить свою понятливость.
Распространение. Продолжайте и дополняйте все высказанное малышом, но не принуждайте его
к повторению — вполне достаточно того, что он вас слышит. Этим приемом вы постепенно подводите
ребенка к тому, чтобы он учился заканчивать свою мысль.
Приговоры. Использование игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с
малышами доставляет им огромную радость, способствует непроизвольному обучению, умению
вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм и постепенно проникать в ее смысл.
Выбор. Предоставляйте ребенку возможность выбора. Уже к двум годам он вполне может
самостоятельно делать выбор, если это право ему предоставляется взрослыми: «Ты хочешь играть с
куклой или медвежонком?», «Тебе целое яблоко или половинку? »
Музыкальные игры. Значение музыкальных игр в речевом развитии ребенка трудно переоценить.
Малыши с удовольствием двигаются под музыку, подпевают, играют на шумовых музыкальных
инструментах.
Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени
сформированности тонких движений рук. Простейший метод — массаж: поглаживание пальцев рук в
направлении от кончиков пальцев к запястью. Можно использовать и простейшие упражнения: брать
каждый пальчик ребенка по отдельности, сгибать и разгибать его. Делать так надо 2—3 минуты
ежедневно. Приемы могут быть самыми разнообразными, важно, чтобы вовлекалось в движение больше
пальцев и чтобы эти движения были достаточно энергичными.
Чтобы развить ручную умелость, а следовательно, и речевую активность ребенка, можно:
o запускать пальцами мелкие волчки;
o разминать пальцами пластилин, глину, мять руками поролоновые шарики, губку;
o рвать на мелкие куски бумагу;
o сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок — бутончик цветка;
o делать сжатый кулачок мягким (его можно легко разжать) и крепким;
o «ходить» по столу указательным и средним пальцами правой и левой руки (по очереди)
сначала медленно, потом быстро;
o показать отдельно только один большой палец;
o махать в воздухе только пальцами;
o кистями рук делать «фонарики»;
o хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе;
o собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе — разбежались);
o нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;
o играть с конструктором, мозаикой, кубиками;
o складывать матрешек, играть с вкладышами;
o рисовать рукой и пальцами в воздухе; o играть с песком, водой;
o
рисовать мелом, мелками, гуашью, углем.
Памятка для родителей "Стимулируем речь ребенка"
Памятка для родителей "Стимулируем речь ребенка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.