В памятке для педагогов - СИМПТОМЫ, СВИДЕТЕЛЬСТВУЮЩИЕ О ТОМ, ЧТО РЕБЕНОК ПЕРЕЖИЛ СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ, говорится о том, что нарушения, возникающие вследствие сексуального насилия, затрагивают все уровни функционирования ребенка, что приводит к стойким личностным изменениям, формированию специфических отношений и особых жизненных сценариев.
Главным последствием детской сексуальной травмы современные исследователи считают утрату ребенком базового доверия к себе и миру. То есть ребенок перестает верить в возможность «победы добра над злом», скептически относится к любым проявлениям любви и заботы по отношению к себе, склонен к негативной оценке любой ситуации и/или явления.В памятке для педагогов - СИМПТОМЫ, СВИДЕТЕЛЬСТВУЮЩИЕ О ТОМ, ЧТО РЕБЕНОК ПЕРЕЖИЛ СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ, говорится о том, что нарушения, возникающие вследствие сексуального насилия, затрагивают все уровни функционирования ребенка, что приводит к стойким личностным изменениям, формированию специфических отношений и особых жизненных сценариев.
Главным последствием детской сексуальной травмы современные исследователи считают утрату ребенком базового доверия к себе и миру. То есть ребенок перестает верить в возможность «победы добра над злом», скептически относится к любым проявлениям любви и заботы по отношению к себе, склонен к негативной оценке любой ситуации и/или явления.
Памятка педагогам
СИМПТОМЫ, СВИДЕТЕЛЬСТВУЮЩИЕ О ТОМ,
ЧТО РЕБЕНОК ПЕРЕЖИЛ СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ
Нарушения, возникающие вследствие сексуального насилия, затрагивают все
уровни функционирования ребенка, что приводит к стойким личностным
изменениям, формированию специфических отношений и особых жизненных
сценариев.
Главным последствием детской сексуальной травмы современные
исследователи считают утрату ребенком базового доверия к себе и миру. То есть
ребенок перестает верить в возможность «победы добра над злом», скептически
относится к любым проявлениям любви и заботы по отношению к себе, склонен к
негативной оценке любой ситуации и/или явления.
Пережитое насилие порождает дальнейшую включенность в так называемый
цикл насилия в качестве жертвы или насильника. Потребность отреагировать
пережитую боль является одной из основных причин распространения насилия в
обществе. Многочисленные исследования показали, что большинство преступников,
совершивших серьезные преступления, в детстве пережили ситуацию физического
или сексуального насилия6.
Важными последствиями сексуального насилия являются:
нарушение физических и эмоциональных границ, в результате которого
травматический опыт в дальнейшем воспроизводится в течение жизни;
нарушение отношений с собственным телом, которое включает не только
изменение позитивного отношения к нему, но и искажение телесной экспрессии,
стиля движений;
«сексуализация поведения» – постоянная готовность быть сексуальным
которое
формирование сексуально окрашенного поведения,
объектом,
воспринимается как необходимое;
общие поведенческие проблемы и поведенческие расстройства на сексуальной
почве (мастурбация, повышенный интерес к сексуальным вопросам и демонстрация
собственных гениталий, агрессивное сексуальное поведение, неразборчивость в
сексуальных связях и др.);
формирование модели: «любовь всегда связана с жертвой, болью», нарушение
способности строить долгосрочные партнерские отношения;
выработка защитной «стратегии выживания» в виде диссоциации личности,
расщеплении образа «Я»: отчуждение от собственного тела, восприятия тела как
чужого («то, что происходит с телом, – это происходит не со мной»), ощущение
нереальности происходящего и частичная амнезия;
амбивалентность переживаний: наличие одновременно и любви и ненависти к
тому человеку, который подвергал ребенка насилию;
ощущение беспомощности;
1нарушения «Яконцепции»: восприятие себя как плохого (стигматизация),
чувство вины, депрессия;
употребление психоактивных веществ;
пограничные личностные расстройства;
страх;
тревожность;
враждебность;
проблемы в учебе;
гиперактивность;
регрессивное поведение;
самоповреждения, суицидальное поведение;
диссоциативные реакции;
истерические симптомы;
депрессия;
низкая самооценка.
СИМПТОМЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ СВИДЕТЕЛЬСТВОВАТЬ О ТОМ,
ЧТО РЕБЕНОК СТАЛ ЖЕРТВОЙ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ,
ХАРАКТЕРНЫЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОПРЕДЕЛЕННОГО ВОЗРАСТА:
Возраст 3 – 7 лет:
• беспомощность и пассивность;
• обострённое чувство страха, тревога;
• когнитивные нарушения (затруднение понимания смысла высказываний);
• повторяющиеся игры на тему пережитой травмы;
• ночные кошмары;
• тревожная привязанность к определенному взрослому;
• регрессивные симптомы (сосание пальца, энурез, обкусывание ногтей).
Возраст 8 – 11 лет:
• поглощённость воспоминаниями о случившемся;
• навязчивые мысли о пережитом событии;
• нарушение концентрации внимания, сложности с обучением;
• ночные кошмары;
• забота о собственной безопасности и безопасности окружающих;
• необычно агрессивное или безрассудное поведение;
• забота о других жертвах и их семьях;
• подростковый возраст:
• чувства вины и стыда;
• страх выглядеть ненормальным;
• посттравматические срывы (употребление алкоголя, наркотиков);
• резкие изменения в отношениях с окружающими;
• желание отомстить обидчику;
• изменение жизненных установок.
2Все перечисленные выше симптомы, характерные для детей, ставших жертвами
сексуального насилия, могут проявляться и у детей, вовлеченных в КСЭ.
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь
3