Памятки для кураторов учебных групп по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних студентов.
Возможности куратора учебной группы в отношении студентов, пропускающих учебные занятия без уважительных причин; методы и формы взаимодействия на учащихся в плане профилактики безнадзорности:
• Активизация деятельности куратора в отношении студентов, прогуливающих учебные занятия.
• Беседа куратора с учащимся индивидуально, а также на классном часе.
• Активное вовлечение студента в общественную жизнь в группе, на отделении по специальности, в спортивные секции колледжа.
· Своевременное информирование родителей этих студентов (телефонный звонок, посещение на дому).
· Беседа психолога с этим студентом (в случае частых пропусков занятий).
· Беседа социального педагога с прогульщиком (в случае частых пропусков занятий).
· Вызов студента с родителями на заседание Совета по профилактике правонарушений колледжа (при наличии пропусков занятий более 30 часов)
Формы и методы работы с семьей по профилактике правонарушений учащихся:
• Ознакомление студентов с Правилами внутреннего распорядка для студентов ГБОУ СПО «КПТ»
• Консультирование студентов о правилах поведения в общественных местах во время экскурсий, посещений театров и др.
• Пропаганда здорового образа жизни (режим труда и отдыха, режим питания, гигиена, занятия физкультурой и спортом, профилактика заболеваний и т.д.).
• Приобщение к общественной жизни группы и техникума.
• Просветительские беседы с родителями об ответственности подростков с привлечением специалистов: педагога-психолога, социального педагога, участкового инспектора ОДН.
• Тематические классные часы об ответственности несовершеннолетних студентов за правонарушения с привлечением участкового инспектора ОДН, специалистов ФСНК по г. Краснокамск
• Использование возможностей службы охраны колледжа (обращение к охраннику в случае правонарушения студентов я во время занятия или перемены).
• Приглашение родителей на заседание Совета по профилактике правонарушений, педагогический совет по решению администрации колледжа.
• Наблюдение, убеждение, предъявление требования, поощрение и другие методы.
Эффективность работы педагогического коллектива в отношении повышения уровня культуры студентов (внешний вид, речь, поведение в течении учебного дня, сохранность имущества школы). Методы и формы работы.
• Знакомство студентов с Правилами внутреннего распорядка для студентов колледжа.
• Предъявление единых требований к учащимся со стороны педагогического коллектива в отношении внешнего вида, речи, поведения на уроке и перемене, к сохранности имущества школы.
• Разработка и проведение тематических классных часов, бесед, лекций на темы этики и морали в соответствии с Планом воспитательной работы колледжа на учебный год.
• Систематический контроль за сохранностью имущества техникума и порядком на ее территории, выявление нарушителей (порча сантехники, стен, дверных табличек, столов, парт и другой мебели и сантехники и т.д.).
• Включение в план воспитательной работы группа посещения краеведческого музея, городских муниципальных театров, библиотек города.
• Привлечение учащихся к участию в фестивалях, конкурсах, спортивных соревнованиях на уровне техникума в соответствии с Планом воспитательной работы на учебный год.
Действия куратора в отношении студентов, замеченных в табакокурении и распитии спиртных напитков. Профилактика вредных привычек, наркомании, токсикомании.
• Просветительская работа среди студентов и родителей о вреде курения, алкоголя и наркотических веществ с привлечением специалистов-наркологов (родительский лекторий, система классных часов, просмотр видеофильмов с обсуждением в классе, выпуск стенной печати, подготовка студентами рефератов по данным темам и т. д.).
• Предъявление требований к родителям о контроле над образом жизни несовершеннолетнего во внеурочное время (круг общения, недопустимость пребывания на улице позднее 22 часов, контроль над наличием и использованием карманных денег, внимание к одежде ребенка и др.).
• Индивидуальная беседа со студентами, замеченными в распитии спиртного или курении на территории колледжа.
• Информирование заведующего отделением по специальности, заместителя директора по воспитательной работе, родителей студента.
• Профилактика здорового образа жизни, повышение уровня культуры студентов группы.
Рекомендации по организации летней занятости учащихся в плане профилактики безнадзорности
• Выявление студентов, находящихся в трудной социальной, семейной ситуации (иногородние студенты, живущие отдельно от родителей, студенты, живущие с опекунами, бабушками и т.д.)
• Оказание помощи студентам перечисленных выше категорий – педагогической, воспитательной.
• Помощь в оформлении документов для получения материальной помощи и социальной стипендии (только для студентов бюджетных специальностей).
Выступление куратора группы «Роль классного руководителя в профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних»
Одной из важных целей работы классного руководителя является профилактика и оказание своевременной и квалифицированной помощи детям, подросткам и (или) их семьям, попавшим в сложные социальные, семейные, педагогические и прочие ситуации.
Работа классных руководителей по правовому воспитанию и профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних носит систематический характер. Работа ведется в соответствии с планом воспитательной работы и согласно плану мероприятий по предупреждению правонарушений среди трудновоспитуемых несовершеннолетних по следующим направлениям:
а) профилактическая работа;
б) организация досуговой деятельности;
в) работа с родителями;
г) правовой всеобуч;
д) организация каникул;
е) работа с трудными детьми.
В начале каждого учебного года классными руководителями создаётся паспортизация семей, выявляются трудные дети, создаётся банк данных учащихся, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации, и семей, находящихся в социально-опасном положении, с целью оказания последующей помощи. Классные руководители посещают семьи, составляют акты посещения.
Главные проблемы, которые решают классные руководители:
1. Ликвидация пробелов в знаниях
учащихся является важным компонентом в системе ранней профилактики
асоциального поведения. Ежедневный контроль успеваемости со стороны классного
руководителя и родителей позволяют своевременно принять меры к ликвидации
пробелов в знаниях путем проведения индивидуальной работы с такими учащимися,
организовать помощь педагогом-предметником и успевающими учениками.
Если учащийся по каким-либо причинам не усвоил часть учебной программы, у него
появляется психологический дискомфорт, оттого, что он не усваивает дальнейшего
материала, ощущает себя ненужным на уроке, ему скучно, и он ищет понимание у
дворовых ребят, «друзей с улицы». В конечном итоге, он может стать добычей
преступной среды.
2. Борьба с прогулами занятий является вторым важным звеном в
воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику
правонарушений.
Необходимо учитывать, что у ученика, прогулявшего хотя бы один день занятий,
если не принять к нему своевременных мер, появляется чувство безнаказанности,
которое подтолкнет его на повторные прогулы и в конечном итоге превратит в
злостного прогульщика.. Он может приобщиться к бродяжничеству. Такого подростка
легко вовлечь в наркоманию и преступную деятельность.
Классные руководители должны осуществлять ежедневный контроль посещаемости
уроков. В случае пропуска занятий учеником необходимо выяснять у родителей
причину отсутствия. Следует установить контроль со стороны родителей и
педагогов за поведением «прогульщика».
Когда прогулы носят систематический характер, возможно подключение инспектора
ПДН, Комиссии по делам несовершеннолетних, принятие мер к родителям, которые не
обеспечивают контроль обучения и воспитания ребенка.
3. Организация досуга учащихся. Широкое
вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество, кружковую
работу - одно из важнейших направлений воспитательной деятельности,
способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному
проведению досуга, формированию законопослушного поведения.
Классными руководителями должны приниматься меры по привлечению в спортивные
секции, кружки широкого круга учащихся, особенно детей «группы риска».
Организация предметных и спортивных олимпиад, конкурсов, выставок, привлечение
к ним детей не только в качестве участников, но и болельщиков, зрителей, организаторов,
помогает удовлетворить потребность ребят в общении, организует их активность в
школе, значительно ограничивая риск мотивации на асоциальное поведение.
4. Правовое воспитание. В решении проблем предупреждения
правонарушений среди несовершеннолетних эффективны проводимые в техникуме
месячники по профилактике правонарушений. В их организации участвуют не
только классные руководители, но и узкие специалисты по делам семьи, молодежи,
5. Проведение индивидуальной воспитательной работы. Одним из важнейших направлений профилактической школьной деятельности является выявление, постановка на внутришкольный контроль обучающихся с асоциальным поведением и разработка для них индивидуальной воспитательно-образовательной программы. Классные руководители в работе тесно сотрудничают с педагогом-психологом, Советом профилактики.
Работа с личностью отдельного учащегося предполагает также знание воспитателем уровня воспитанности всего класса, так как личность ярче всего проявляется в коллективных отношениях, в общей деятельности. Классными руководителями школы проводится диагностика уровня воспитанности обучающихся. На основе установленного уровня воспитанности учащихся классный руководитель проектирует развитие ценностной ориентации, личностных свойств и качеств, разрабатывает план воспитательной работы класса.
6. Работа с родителями. Необходимо изучить и дать
полную информацию о семье. Отметить состав семьи, материальные условия жизни
семьи, образовательный уровень родителей, род занятий, а также характер
взаимоотношений родителей с ребенком: диктат, гиперопека, гипопротекция,
попустительство или сотрудничество.
Семья может быть:
педагогически благополучной семьей (эмоциональная атмосфера семьи положительная, родители владеют культурой воспитания);
педагогически несостоятельной, отличающейся нарушением детско-родительских отношений (отсутствует единство требований, ребенок безнадзорен, низкая осведомленность об интересах и поведении ребенка вне школы);
конфликтной (в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера, между родителями постоянные ссоры, разногласия);
асоциальной, имеющей антиобщественные установки и ориентиры (праздный образ жизни, алкоголизм, наркомания);
криминальной (родители имеют судимость, ведут аморальный образ жизни, склонны к правонарушениям, воспитанием детей не занимаются).
Работа по выявлению учащихся и семей, находящихся в социально-опасном положении, строится планово. При выявлении негативных фактов классные руководители информируют Совет профилактики школы. Классные руководители знакомятся с жилищными условиями учащихся, в домашней обстановке проводят беседы с родителями, взрослыми членами семьи, составляют акты обследования жилищных условий, выясняют положение ребенка в семье, его взаимоотношения с родителями.
Важными направлениями в этой работе являются:
установление доверительных отношений между родителями и педагогом;
разъяснение родителям основ межличностных отношений с целью понимания ими причин негативных проявлений в поведении ребенка: гнев, агрессия, обида, страх и т.д., для осознания ими того, что истинная их причина может лежать глубже внешних проявлений, за каждым случаем активного протеста в поведении следует искать нереализованную потребность;
формирование у родителей правильного отношения к чувству самоценности ребенка, т.к. с коррекции этого чувства должна начинаться любая помощь, как ребенку, так и семье с «трудным» ребенком. Ведущим правилом является необходимость внимания к успехам ребенка и его потребность в признании, только в этих условиях формируется положительная личностная установка;
формирование у родителей чувства уверенности в себе, в решении возникающих проблем в воспитании.
Классными руководителями должна вестись большая работа по пропаганде педагогических знаний среди родителей, регулярно проводиться лекции по воспитанию учащихся согласно их возрастным особенностям.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.