Памятки для кураторов учебных групп по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних студентов.
Возможности куратора учебной группы в отношении студентов, пропускающих учебные занятия без уважительных причин; методы и формы взаимодействия на учащихся в плане профилактики безнадзорности:
• Активизация деятельности куратора в отношении студентов, прогуливающих учебные занятия.
• Беседа куратора с учащимся индивидуально, а также на классном часе.
• Активное вовлечение студента в общественную жизнь в группе, на отделении по специальности, в спортивные секции колледжа.
· Своевременное информирование родителей этих студентов (телефонный звонок, посещение на дому).
· Беседа психолога с этим студентом (в случае частых пропусков занятий).
· Беседа социального педагога с прогульщиком (в случае частых пропусков занятий).
· Вызов студента с родителями на заседание Совета по профилактике правонарушений колледжа (при наличии пропусков занятий более 30 часов)
Формы и методы работы с семьей по профилактике правонарушений учащихся:
• Ознакомление студентов с Правилами внутреннего распорядка для студентов ГБОУ СПО «КПТ»
• Консультирование студентов о правилах поведения в общественных местах во время экскурсий, посещений театров и др.
• Пропаганда здорового образа жизни (режим труда и отдыха, режим питания, гигиена, занятия физкультурой и спортом, профилактика заболеваний и т.д.).
• Приобщение к общественной жизни группы и техникума.
• Просветительские беседы с родителями об ответственности подростков с привлечением специалистов: педагога-психолога, социального педагога, участкового инспектора ОДН.
• Тематические классные часы об ответственности несовершеннолетних студентов за правонарушения с привлечением участкового инспектора ОДН, специалистов ФСНК по г. Краснокамск
• Использование возможностей службы охраны колледжа (обращение к охраннику в случае правонарушения студентов я во время занятия или перемены).
• Приглашение родителей на заседание Совета по профилактике правонарушений, педагогический совет по решению администрации колледжа.
• Наблюдение, убеждение, предъявление требования, поощрение и другие методы.
Эффективность работы педагогического коллектива в отношении повышения уровня культуры студентов (внешний вид, речь, поведение в течении учебного дня, сохранность имущества школы). Методы и формы работы.
• Знакомство студентов с Правилами внутреннего распорядка для студентов колледжа.
• Предъявление единых требований к учащимся со стороны педагогического коллектива в отношении внешнего вида, речи, поведения на уроке и перемене, к сохранности имущества школы.
• Разработка и проведение тематических классных часов, бесед, лекций на темы этики и морали в соответствии с Планом воспитательной работы колледжа на учебный год.
• Систематический контроль за сохранностью имущества техникума и порядком на ее территории, выявление нарушителей (порча сантехники, стен, дверных табличек, столов, парт и другой мебели и сантехники и т.д.).
• Включение в план воспитательной работы группа посещения краеведческого музея, городских муниципальных театров, библиотек города.
• Привлечение учащихся к участию в фестивалях, конкурсах, спортивных соревнованиях на уровне техникума в соответствии с Планом воспитательной работы на учебный год.
Действия куратора в отношении студентов, замеченных в табакокурении и распитии спиртных напитков. Профилактика вредных привычек, наркомании, токсикомании.
• Просветительская работа среди студентов и родителей о вреде курения, алкоголя и наркотических веществ с привлечением специалистов-наркологов (родительский лекторий, система классных часов, просмотр видеофильмов с обсуждением в классе, выпуск стенной печати, подготовка студентами рефератов по данным темам и т. д.).
• Предъявление требований к родителям о контроле над образом жизни несовершеннолетнего во внеурочное время (круг общения, недопустимость пребывания на улице позднее 22 часов, контроль над наличием и использованием карманных денег, внимание к одежде ребенка и др.).
• Индивидуальная беседа со студентами, замеченными в распитии спиртного или курении на территории колледжа.
• Информирование заведующего отделением по специальности, заместителя директора по воспитательной работе, родителей студента.
• Профилактика здорового образа жизни, повышение уровня культуры студентов группы.
Рекомендации по организации летней занятости учащихся в плане профилактики безнадзорности
• Выявление студентов, находящихся в трудной социальной, семейной ситуации (иногородние студенты, живущие отдельно от родителей, студенты, живущие с опекунами, бабушками и т.д.)
• Оказание помощи студентам перечисленных выше категорий – педагогической, воспитательной.
• Помощь в оформлении документов для получения материальной помощи и социальной стипендии (только для студентов бюджетных специальностей).
Выступление куратора группы «Роль классного руководителя в профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних»
Одной из важных целей работы классного руководителя является профилактика и оказание своевременной и квалифицированной помощи детям, подросткам и (или) их семьям, попавшим в сложные социальные, семейные, педагогические и прочие ситуации.
Работа классных руководителей по правовому воспитанию и профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних носит систематический характер. Работа ведется в соответствии с планом воспитательной работы и согласно плану мероприятий по предупреждению правонарушений среди трудновоспитуемых несовершеннолетних по следующим направлениям:
а) профилактическая работа;
б) организация досуговой деятельности;
в) работа с родителями;
г) правовой всеобуч;
д) организация каникул;
е) работа с трудными детьми.
В начале каждого учебного года классными руководителями создаётся паспортизация семей, выявляются трудные дети, создаётся банк данных учащихся, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации, и семей, находящихся в социально-опасном положении, с целью оказания последующей помощи. Классные руководители посещают семьи, составляют акты посещения.
Главные проблемы, которые решают классные руководители:
1. Ликвидация пробелов в знаниях
учащихся является важным компонентом в системе ранней профилактики
асоциального поведения. Ежедневный контроль успеваемости со стороны классного
руководителя и родителей позволяют своевременно принять меры к ликвидации
пробелов в знаниях путем проведения индивидуальной работы с такими учащимися,
организовать помощь педагогом-предметником и успевающими учениками.
Если учащийся по каким-либо причинам не усвоил часть учебной программы, у него
появляется психологический дискомфорт, оттого, что он не усваивает дальнейшего
материала, ощущает себя ненужным на уроке, ему скучно, и он ищет понимание у
дворовых ребят, «друзей с улицы». В конечном итоге, он может стать добычей
преступной среды.
2. Борьба с прогулами занятий является вторым важным звеном в
воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику
правонарушений.
Необходимо учитывать, что у ученика, прогулявшего хотя бы один день занятий,
если не принять к нему своевременных мер, появляется чувство безнаказанности,
которое подтолкнет его на повторные прогулы и в конечном итоге превратит в
злостного прогульщика.. Он может приобщиться к бродяжничеству. Такого подростка
легко вовлечь в наркоманию и преступную деятельность.
Классные руководители должны осуществлять ежедневный контроль посещаемости
уроков. В случае пропуска занятий учеником необходимо выяснять у родителей
причину отсутствия. Следует установить контроль со стороны родителей и
педагогов за поведением «прогульщика».
Когда прогулы носят систематический характер, возможно подключение инспектора
ПДН, Комиссии по делам несовершеннолетних, принятие мер к родителям, которые не
обеспечивают контроль обучения и воспитания ребенка.
3. Организация досуга учащихся. Широкое
вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество, кружковую
работу - одно из важнейших направлений воспитательной деятельности,
способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному
проведению досуга, формированию законопослушного поведения.
Классными руководителями должны приниматься меры по привлечению в спортивные
секции, кружки широкого круга учащихся, особенно детей «группы риска».
Организация предметных и спортивных олимпиад, конкурсов, выставок, привлечение
к ним детей не только в качестве участников, но и болельщиков, зрителей, организаторов,
помогает удовлетворить потребность ребят в общении, организует их активность в
школе, значительно ограничивая риск мотивации на асоциальное поведение.
4. Правовое воспитание. В решении проблем предупреждения
правонарушений среди несовершеннолетних эффективны проводимые в техникуме
месячники по профилактике правонарушений. В их организации участвуют не
только классные руководители, но и узкие специалисты по делам семьи, молодежи,
5. Проведение индивидуальной воспитательной работы. Одним из важнейших направлений профилактической школьной деятельности является выявление, постановка на внутришкольный контроль обучающихся с асоциальным поведением и разработка для них индивидуальной воспитательно-образовательной программы. Классные руководители в работе тесно сотрудничают с педагогом-психологом, Советом профилактики.
Работа с личностью отдельного учащегося предполагает также знание воспитателем уровня воспитанности всего класса, так как личность ярче всего проявляется в коллективных отношениях, в общей деятельности. Классными руководителями школы проводится диагностика уровня воспитанности обучающихся. На основе установленного уровня воспитанности учащихся классный руководитель проектирует развитие ценностной ориентации, личностных свойств и качеств, разрабатывает план воспитательной работы класса.
6. Работа с родителями. Необходимо изучить и дать
полную информацию о семье. Отметить состав семьи, материальные условия жизни
семьи, образовательный уровень родителей, род занятий, а также характер
взаимоотношений родителей с ребенком: диктат, гиперопека, гипопротекция,
попустительство или сотрудничество.
Семья может быть:
педагогически благополучной семьей (эмоциональная атмосфера семьи положительная, родители владеют культурой воспитания);
педагогически несостоятельной, отличающейся нарушением детско-родительских отношений (отсутствует единство требований, ребенок безнадзорен, низкая осведомленность об интересах и поведении ребенка вне школы);
конфликтной (в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера, между родителями постоянные ссоры, разногласия);
асоциальной, имеющей антиобщественные установки и ориентиры (праздный образ жизни, алкоголизм, наркомания);
криминальной (родители имеют судимость, ведут аморальный образ жизни, склонны к правонарушениям, воспитанием детей не занимаются).
Работа по выявлению учащихся и семей, находящихся в социально-опасном положении, строится планово. При выявлении негативных фактов классные руководители информируют Совет профилактики школы. Классные руководители знакомятся с жилищными условиями учащихся, в домашней обстановке проводят беседы с родителями, взрослыми членами семьи, составляют акты обследования жилищных условий, выясняют положение ребенка в семье, его взаимоотношения с родителями.
Важными направлениями в этой работе являются:
установление доверительных отношений между родителями и педагогом;
разъяснение родителям основ межличностных отношений с целью понимания ими причин негативных проявлений в поведении ребенка: гнев, агрессия, обида, страх и т.д., для осознания ими того, что истинная их причина может лежать глубже внешних проявлений, за каждым случаем активного протеста в поведении следует искать нереализованную потребность;
формирование у родителей правильного отношения к чувству самоценности ребенка, т.к. с коррекции этого чувства должна начинаться любая помощь, как ребенку, так и семье с «трудным» ребенком. Ведущим правилом является необходимость внимания к успехам ребенка и его потребность в признании, только в этих условиях формируется положительная личностная установка;
формирование у родителей чувства уверенности в себе, в решении возникающих проблем в воспитании.
Классными руководителями должна вестись большая работа по пропаганде педагогических знаний среди родителей, регулярно проводиться лекции по воспитанию учащихся согласно их возрастным особенностям.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.