МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА»
ПАМЯТНИКИ –
НАШЕ ПРОШЛОЕ И БУДУЩЕЕ
Автор: 8 «В» класс
Руководитель: Буданцев А.А.
учитель физической культуры
Консультант: Ступенко В.Н.
педагог организатор
г.Ноябрьск
2020
Паспорт проекта
Предметное направление: история
Возрастная категория: 8 класс, 14-15 лет
Секция: практико-ориентированный
Название проекта: Памятники – наше прошлое и будущее
Цель проекта: способствовать развитию гражданственности, нравственности и патриотизма у сверстников (детей подростков), через просмотр видеороликов об современном отношении к памятным местам и создании макета
Задачи проекта:
1) Нахождение научной информации о памятных местах (памятники)
2) Проанализировать информацию из исторических справок и ресурса интернет про памятные места.
3) Проведение опроса учителей школы об современном отношении к историческим памятным местам и к переписи истории.
4) Создание макета и видеоролика своего отношения к памятным местам
5) Оформление проекта
6) Предоставление дальнейшей реализации проекта в виде музея миниатюр памятных мест
7) Защита проекта
Аннотация: В этом году наша страна празднует 75-лет победы с Великой Отечественной войны. Наш долг - чтить подвиг каждого защитника нашей страны, всех, кто воевал на поле боя, в тылу приближал великий день Победы.
В нашем современном мире много людей, которые обозлились на себя, на свое правительство, на свое государство. Таких немного, но они есть и какими бы они культурными не были их злость выплескивается на историю их страны, на памятные места.
Таких людей не стыдно назвать вандалами. Они уничтожают всё что создавали наши предки. Им не стыдно снимать на камеру и выставлять во всемирную сеть Интернет. В сети Интернет можно найти много фотографий и видеосъемок с современным отношением нынешнего поколения к памятным местам.
В нашем проекте мы хотим показать и рассказать про современное отношение к памятным местам и показать свое решение данной проблемы.
Значимость проекта заключается в создании музея миниатюр для сохранения истории и развития гражданственности, нравственности и патриотизма подростков 13-15 лет.
Продукт проекта является макет мемориала «Могила неизвестному солдату» г. Киев
Сроки проведения: 2019-2020гг.
Проблемой нашего проекта является забывание истории и плохое современное отношение к памятникам
Этапы работы над проектом: поисковой, аналитический, практический, презентационный, контрольный
Форма представления проекта: презентация, макет памятного объекта
Используемые информационные ресурсы: интернет, учебная литература, энциклопедии
Используемые информационные технологии и программные продукты: программа для видеомонтажа, 3D-принтер
Оглавление
Введение. 5
1.1 Памятники и их значение в современном обществе. 7
1.2 Отношение к историческим памятникам в Советском Союзе и в современности. 12
1.3 Сохранение истории. 17
2.1 История создания «Могила Неизвестного солдата». 19
2.2 Выбор материала и создание чертежа памятника. 20
2.3 Процесс создание макета. 21
Вывод. 22
Список литературы.. 23
Актуальность
В этом году наша страна празднует 75-лет победы с Великой Отечественной войны. Наш народ, наши деды и прадеды сражались в столь жестокой и долгой войне, чтобы МЫ – их внуки и правнуки, не знали страданий, горя, проблем, чтобы над головами было только тихое, ясное небо, с ярким солнцем, без ярких вспышек в дыму и ударов гранат и бомб.
Наш долг - чтить подвиг каждого защитника нашей страны, всех, кто воевал на поле боя, в тылу приближал великий день Победы. Единственное что может сделать наше поколение, это ухаживать за памятниками. Памятником сооружались для увековечения событий, людей, объектов. Он помогает помнить тех, кого уже нет рядом. Уже в глубокой древности властители прекрасно осознавали влияние монументальных сооружений на сознание и психику людей. Памятники своим величием дают эмоциональный заряд, внушают уважение к истории своей страны, помогают сохранять значимое прошлое. Они призваны воспитывать в гражданах чувство гордости за предков. Для объективного понимания культурных и исторических процессов в обществе важно сохранять памятники. Отношение к ним определяется позицией общества к своему прошлому и может проявляться незнанием, заботой и осознанным уничтожением. Это зависит от многих факторов - от уровня образованности и культуры населения, господствующей идеологии, позиции государства к своему культурному наследию, политического устройства, экономического состояния страны. Чем выше образованность, культура, экономика общества, гуманнее его идеология, тем более осознанно оно относится к своему историко-культурному наследию.
В нашем современном мире много людей, которые обозлились на себя, на свое правительство, на свое государство. Таких немного, но они есть и какими бы они культурными не были их злость выплескивается на историю их страны, на памятные места.
Таких людей не стыдно назвать вандалами. Они уничтожают всё что создавали наши предки. Им не стыдно снимать на камеру и выставлять во всемирную сеть Интернет. В сети Интернет можно найти много фотографий и видеосъемок с современным отношением нынешнего поколения к памятным местам.
В нашем проекте мы хотим показать и рассказать про современное отношение к памятным местам и показать свое решение данной проблемы.
Проблемой нашего проекта является забывание истории и плохое современное отношение к памятникам
Цель: способствовать развитию гражданственности, нравственности и патриотизма у сверстников (детей подростков), через просмотр видеороликов об современном отношении к памятным местам и создании макета
Задачи:
1) Нахождение научной информации о памятных местах (памятники)
2) Проанализировать информацию из исторических справок и ресурса интернет про памятные места.
3) Проведение опроса учителей школы об современном отношении к историческим памятным местам и к переписи истории.
4) Создание макета и видеоролика своего отношения к памятным местам (создание эскиза, чертежа, подборка материала)
5) Оформление проекта
6) Предоставление дальнейшей реализации проекта в виде музея миниатюр памятных мест
7) Защита проекта на школьном уровне
Памятники – это свидетели исторического самосознания народа, его уважения к своему прошлому. Люди и события, увековеченные в памятниках, не только напоминают нам о себе, но и наглядно показывают, что же ценит в своем прошлом сегодняшний человек, что он считает важным в своей истории и культуре. В этом и стоит задача памятников.
На свете существует множество различных памятников, созданных не только в честь человека, но и в честь народа, важных дат истории и даже в честь животных.
Главная задача памятников – это сохранение памяти. Без прошлого нет будущего. Для человека память – это некий стержень и опора, убрав которую он не сможет существовать. Для того, чтобы сохранить её, создаются памятники. Они бывают разные, но, без сомнения, все из них созданы не зря, каждый несёт свою смысловую нагрузку.
Это прекрасно, когда люди пытаются сохранить память, продлить судьбу человека, события, места, запечатлеть это в фотографиях, скульптуре, природных заказниках; размещая в укромных уголках своего дома, либо, наоборот, в центре площади, улицы, города. Памятники – это чрезвычайно важные объекты культурного достояния, они способны передать все краски, характер героя, события и, разумеется, донести важнейшие исторические аспекты.
Памятники Великой Отечественной войны – это наша память, поклонение и уважение всем тем, кто в страшные годы войны защищал нашу общую родину, отдавая за победу даже и свои жизни. И памятники – это как напоминание нам о тех, кому мы обязаны своей жизнью сегодня. Вспомним Великую Отечественную войну рассмотрев памятные места.
Одна из самых высоких статуй в мире «Родина-мать зовет!» входит в скульптурный триптих вместе с монументами «Тыл — фронту» в Магнитогорске и «Воин-освободитель» в Трептов-парке в Берлине. Автором памятника был Евгений Вучетич, который создал фигуру женщины с поднятым над головой мечом. Сложнейшее строительство шло в период с 1959 по 1967 год. Для изготовления памятника понадобилось 5,5 тысячи тонн бетона и 2,4 тысячи тонн металлических конструкций. Внутри «Родина-мать» абсолютно полая, она состоит из отдельных камер-ячеек, в которых натянуты металлические тросы, поддерживающие каркас памятника. Высота грандиозного монумента — 85 метров, он занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самая большая скульптура-статуя в мире на момент строительства памятника.
Статуи Евгения Вучетича «Перекуем мечи на орала», изображающие рабочего, который перековывает оружие в плуг, находятся в нескольких городах мира. Самая первая была установлена в 1957 году у Штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке — это был подарок Штатам от Советского Союза в знак дружбы. Другие авторские копии памятника можно увидеть неподалеку от ЦДХ в Москве, в казахском городе Усть-Каменогорске и в Волгограде. Эта работа Евгения Вучетича получила признание не только в СССР, но и за его пределами: за нее он был награжден серебряной медалью Совета Мира и получил Гран-при на выставке в Брюсселе.
Проект монумента «Героическим защитникам Ленинграда» был разработан скульпторами и архитекторами, которые участвовали в обороне города, — Валентином Каменским, Сергеем Сперанским и Михаилом Аникушиным. Развернутая к одному из самых кровавых мест в истории битвы за Ленинград — Пулковским высотам, композиция состоит из 26 бронзовых скульптур защитников города (солдат, рабочих) и 48-метрового гранитного обелиска в центре. Здесь же расположен памятный зал «Блокада», отделенный разомкнутым кольцом, символизирующим прорыв фашистской обороны Ленинграда. Строился мемориал за счет добровольных пожертвований горожан.
Один из самых высоких российских памятников, 35-метровый мурманский «Алеша», был возведен в Мурманске в память о неизвестных воинах, отдавших жизнь за советское Заполярье. Памятник расположен на высокой сопке — 173 метра над уровнем моря, поэтому фигуру солдата в плаще с автоматом за плечом видно из любой точки города. Рядом с «Алешей» горит Вечный огонь и стоят два зенитных орудия. Авторы проекта — архитекторы Игорь Покровский и Исаак Бродский.
Мемориальный комплекс в Дубосеково, посвященный подвигу 28 воинов из дивизии генерал-майора Ивана Панфилова, состоит из шести 10-метровых скульптур: политрука, двух бойцов с гранатами и еще трех солдат. Перед скульптурной группой находится полоса бетонных плит — это символ рубежа, который немцы так и не смогли преодолеть. Авторами проекта монумента стали Николай Любимов, Алексей Постол, Владимир Федоров, Виталий Датюк, Юрий Кривущенко и Сергей Хаджибаронов.
В 1966 году в Александровском саду у Кремлевской стены был сооружен мемориал, посвященный Неизвестному Солдату. Здесь захоронен прах одного из погребенных в братской могиле воинов и каска времен Великой Отечественной войны. На гранитном надгробии высечена надпись «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен». С 8 мая 1967 года на монументе непрерывно горит Вечный огонь, который был зажжен от огня на Марсовом поле. Другая часть мемориала — бордовые порфирные блоки с изображением золотой звезды, в которых замурованы капсулы с землей из городов-героев (Ленинграда, Волгограда, Тулы и других).
В 1943 году уральские рабочие снарядили на фронт целый танковый корпус с боевой техникой и вооружением — все это они создавали после рабочих смен. Добровольцы, вступившие в этот корпус, участвовали в битве на Курской дуге, а потом прошли по Украине, Польше, Германии и Чехословакии.
13-метровый монумент в честь этих воинов, открытый в 1962 году, создали скульпторы Владимир Друзин и Петр Сажин. На постаменте в виде танка стоит старый рабочий, который провожает молодого танкиста в бой. По бокам постамента размещены барельефы, изображающие подвиги уральцев в годы войны.
Перемиловская высота была одним из важнейших мест в битве под Москвой, и именно там в 1966 году установили монумент в честь 25-летия этого сражения. На пьедестале — 13-метровая фигура бросившегося в атаку воина с автоматом в руке. Постамент украшают барельефы с изображением готовых к бою солдат. Монумент создали скульпторы Алексей Постол, Николай Любимов и Владимир Федоров. Рядом с памятником находится гранитный постамент, на котором высечены стихи Роберта Рождественского:
«От
этого порога
В лавине дыма, крови и невзгод,
Здесь в сорок первом началась дорога
В победоносный Сорок пятый год.»
Это всего лишь малая часть памятных мест Великой Отечественной Войны. Все хорошо знают, что в списке 13 городов – Героев, 45 городов воинской славы. И в многих из них не одно памятное место, возле которого можно вспомнить еще раз историю ВОВ, почтить память ушедших из жизни борясь за наше светлое небо.
В Советском Союзе особенно после Великой Отечественной Войны создавалось много памятников посвящённых Великой Победе. Практически в каждом населённом пункте были свои патриотические символы (памятники). Проводились разъяснительные, просветительские работы о событиях и участниках, увековеченных в этих памятниках. Вместе с созданием памятников возникали и традиции. Например, молодожёны в день бракосочетания возлагали цветы к памятникам Великой Отечественной Войны, тем самым выражая свою благодарность за победу. Школьники в дни торжественных событий устанавливали почётный караул. Организовывались встречи с участниками войны в школах.
В Советское время исторические памятники поддерживались в должном виде. Были «тимуровские» отряды, следившие за состоянием памятников. Школьники, студенты активно учувствовали в уборке территории памятников, подготовке к торжественным мероприятиям. Люди относились к памятникам с уважением и почитанием. Но когда были единичные случаи проявления вандализма по отношению к историческим памятникам, тогда принимались меры по поиску и наказанию вандалов, проводились реставрационные, восстановительные работы.
В Советское время было бережное, уважительное отношение к памятникам. Уровень духовности и культуры был высок.
Сейчас мы наблюдаем другую картину. За памятниками не ведётся уход, их не восстанавливают. Следят, в основном, только за главными историческими памятниками. Нет такой отзывчивости как в Советские времена. Традиции уважительного отношения, почитания памятников замещается материальной выгодой. В настоящее время нередки случаи вандализма по отношению к памятникам.
Вандализм и его причины
Вандализмом по отношению к памятникам считается осквернение памятников. Под осквернением понимается приведение внешнего вида памятника в непристойное состояние. Нами было проведено исследование и анализ поврежденных памятников. Приведем несколько примеров вандализма.
Бронзовый солдат (Таллин)
Памятник воину-освободителю был открыт в Таллине на холме Тынисмяги в 1947 году над братской могилой красноармейцев. Скульптурная группа изображала стоящего перед стеной советского воина, опустившего голову в знак скорби. В 1964 году рядом с памятником был зажжен Вечный огонь.
Жители Таллина защищают памятник
Но уже в начале 90-х власти Эстонии приступили к попыткам убрать данный памятник, символизировавший, по их мнению, многолетнюю оккупацию со стороны СССР. Сперва был потушен и вскоре демонтирован Вечный огонь, затем убраны таблички с именами павших воинов.
Мемориал воинской славы (Кутаиси)
Мемориал, состоящий из конной статуи и высокого монумента над ним, был возведен в Кутаиси в 1981 году и посвящен павшим в Великой Отечественной войне солдатам. Уже в начале 90-х на фоне усиливавшегося национализма в Грузии он неоднократно подвергался вандализму и осквернению.
Снос мемориала
В 2009 году после распоряжения президента Грузии Михаила Саакашвили памятник был снесен, несмотря на противодействие грузинской и международной общественности. Мотивировано это решение было необходимостью построить на месте мемориала новое здание парламента Грузии. Снос мемориала был показан по грузинскому ТВ, а при взрыве пострадало несколько человек, погибли женщина и ребенок.
Монумент Боевой славы Вооруженных сил СССР (Львов)
Монумент, посвященный победителям в Великой Отечественной войне, был возведен во Львове в 1970 году и представлял из себя 30-метровый пилон и расположенную рядом с ним гранитную стелу с массивными барельефами.
В 2007 году власти Львова активно обсуждали снос уже обветшалого памятника как символ советской оккупации, но в тот момент монумент было решено оставить. К вопросу вернулись в 2014 году, а закон о декоммунизации поставил монумент под угрозу разрушения.
Украинский националист с кувалдой
16 февраля 2018 года группа украинских националистов совершила акт вандализма по отношению к памятнику: кувалдами были разбиты плиты на монументе, а краской нанесены оскорбительные надписи. В декабре того же года под предлогом аварийного состояния начался демонтаж стелы, а на следующий года были уничтожены остальные элементы памятника.
Уже несчётное количество статей написано насчёт того, как уничтожается, извращается память о настоящей Великой Отечественной, как её история переписывается настолько, что доблестные защитники оказываются агрессорами, а насильники и убийцы - защитниками Европы и мира от "красной угрозы".
Памятник Вечной Славы на могиле Неизвестного солдата в Киеве так же подвергся актам вандализма
Болгария.Пловдив
Трудно поверить, но болгары, которых мы считали почти что родными братьями, трижды предпринимали попытки уничтожить памятник советскому солдату в Пловдиве. Того самого «Алёшу», о котором сложена потрясающая песня, долгое время служившая гимном Пловдиву. Впрочем, это всё на совести властей, в частности мэра города Спаса Гырневски, который объявил: «Алёшу» личным врагом. Жители встали за любимый памятник горой. И сумели его отстоять. 977 советских солдат погибло, освобождая Болгарию.
В нашем классе были выявлены следующие причины вандализма:
1. Плохое воспитания, низкий уровень культурного, духовного развития
2. Люди выплескивают свою агрессивность, хотят кому-то отомстить
3. Люди хотят самовыразиться, показать себя
4. Незнание истории своей семьи и Родины
Для сохранения истории и памятных мест, мы не может объехать все города. Предлагаем свое решение - создать музей миниатюр.
Музе́й — учреждение, занимающееся сбором, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.
Изучив всю литературу и просмотрев сайты в сети Интернет, нам не удалось найти определение «Музей Миниатюр».
Для нас Музей миниатюр памятных мест – это сбор памятников, монументов, скульптур с описанием исторического события и автора-архитектора.
Музей миниатюр памятных мест – это банк знаний исторических событий для расширения кругозора подростков 13-15 лет.
Нашей группой было решено провести опрос среди учителей МБОУ «СОШ № 13 с УИП эстетического цикла» города Ноябрьск.
Цель опроса: проверить актуальность выбранной проблемы и необходимость ее решения.
В опросе приняли участие 30 учителей. Были заданы вопросы, проанализировав которые мы получили ответы, представленные в диаграммах:
1. Считаете ли Вы, что не знание истории приводит к уничтожению памятных мест и переписи истории?
2. Знаете ли Вы, как современное общество относится к памятным местам ВОВ?
3. Как Вы считаете, будет ли актуально создать музей миниатюр памятных мест для развития патриотизма, гражданственности и нравственности у подростков?
4. Как вы относитесь к созданию музея миниатюр памятных мест?
5. Хотели бы вы принять участие в создании музея миниатюр памятных мест?
Вывод: Социологический опрос учителей показал, что выбранная тема нашего проекта «Памятники – наше прошлое и будущее» является очень актуальной для нас и наших сверстников. Многие из опрошенных хотели бы, чтобы действительно создался музей миниатюр памятных мест, многие желают помогать нам в создании и считают, что создание музея миниатюр будет способствовать воспитанию гражданственности, нравственности и патриотическому.
Далее для примера решили создать в программе для редактирования фотографий музей миниатюр с известными памятниками.
В память о страшной войне
В годы Великой Отечественной Войны Киев был оккупирован немецкими захватчиками почти 780 дней. Город был полностью разрушен. Все жители Киева, боролись с оккупантами самоотверженно, глубоко веря в свою победу. Как и любой другой город, который помнит о страданиях, разрушениях, лишениях, борьбе и Великой Победе, столица Украины является обладателем множеством памятных мест, зданий, памятных мест и памятников, посвященных Великой Отечественной Войне. Одним из таких мест является Могила Неизвестного Солдата.
Описание и история создания Могилы Неизвестного Солдата
Парк Вечной Славы – один из крупнейших парков столицы Украины. Он занимает площадь размером почти 10 гектаров земли. Создан парк, как и удивительный сад, который разбит в нем, в 1894 году. Но после Великой Отечественной войны, это место в Киеве превратилось в огромный пустырь, на котором были склепы и могилы. Место, как бы всем своим видом говорило о боли и скорби украинского народа. В этом парке Киева в 1957 году был установлен памятник Вечной Славы - гранитный обелиск высотой 27 метров.
У подножия этого удивительного памятника Киева расположена Могила Неизвестного Солдата, над которой постоянно горит Вечный огонь. Пламя привезли с поля Сталинградской битвы, с самого Мамаева Кургана. В 1984 году была произведена реконструкция этого памятника Киева. Аллея героев ведет к Могиле Неизвестного Солдата, на которую были перевезены захоронения с безымянных военных могил других кладбищ, а также из некоторых парков и площадей Киева. Могила Неизвестного Солдата в Киеве, как и многие другие сооружения Парка Вечной Славы, создана на средства, собранные городом, а также на пожертвования горожан и частные инвестиции.
Могила Неизвестного Солдата в наши дни
Ежегодно, 9 мая, на Могилу Неизвестного Солдата в Киеве возлагают цветы
не только горожане и гости Киева. Многие знаменитости и политики находят время,
чтобы почтить память павших героев ради наших жизней. Эти солдаты, ценой своей
крови и жизни, с глубокой верой в сердце, воевали за светлое будущее для нас.
Примечательно то, что власти Киева не разрешают
здесь организовывать никаких аттракционов, кафе, баров, торговых палаток,
несмотря на обширную территорию, которая позволила бы собрать много денежных
средств. Чем, к сожалению, воспользовались власти других городов, создавая в
аналогичных местах памяти - центры развлечения.
Это место - одно из любимых для киевлян. Место, где можно не бояться показать слезы, где можно и нужно быть искренним. Горожане стараются приводить к Могиле Неизвестного Солдата детей, рассказывая им о Великой Отечественной Войне, призывая их помнить и чтить героев.
Этот памятник Киева – мемориал в честь воинов, отдавших непомерно высокую цену - свою жизнь за Отечество. В России, Украине, Белоруссии и других странах бывшего СССР, не найти семьи, которая не понесла бы потери в той ужасной войне. Находясь рядом с памятником, посвященному павшим героям в Великой Отечественной войне (например, рядом с Могилой Неизвестного Солдата в Киеве) невольно начинаешь ощущать всю боль и страдания, которые были пережиты. И в то же время, сердце наполняется теплом и чувством свободы - полной и безграничной. Даже, если поездка в Киев носит развлекательный характер, необходимо найти время, и посетить Парк Вечной Славы, чтобы положить цветы на Могилу Неизвестного Солдата.
Материалы: ДВП (для создания памятника), пластилин (для создания венка), нитки (создание венков), акриловая краска, искусственные цветы (создания венков), электрическая светодиодная лампочка с вентилятором (искусственный огонь), монтажная пена, ткань. Проект имеет подсветку, мощность 220В.
ДВП |
1 метр |
Пластилин |
1 пачка |
Нитки шерсть |
3 мотка |
Акриловая краска |
500 мл |
Искусственные цветы |
20 штук |
Монтажная пена |
1 баллон |
Ткань |
1 метр |
Светодиодная лампа с вентилятором |
1 штука |
Материал подбирался по рекомендациям учителя технологии, изобразительного искусства.
Перед созданием макета был разработан чертеж.
В создании макета принимал участие весь класс в составе 30 учащихся.
На уроках технологии под руководством учителей Воронцова И.Н. и Цызов В.Н, классным руководителем Буданцевым А.А. создавались отдельные детали для нашего проекта.
Разделили работу для девочек и мальчиков.
Мальчики выполняли работу по созданию стелы и площади. В их работу входили такие этапы как резка ножовкой по дереву, работа с монтажной пеной, для укрепление конструкции, работа нождачной бумагой, шлиф.машинкой для выравниваний деталей.
Девочки работа над созданием венка, лепили из кленовые листы, вязкой венков, так же работали с краской, придавали внешнюю красоту макета.
Группа одноклассников посетил мастер класс в НКПИиТ по использованию и созданию 3D моделей. Мастер класс проходил по созданию букв на памятник.
Другая группа посещала мастер класс Лесникова А.Г. по созданию венка из пластилина.
На всю работу по созданию макета ушло 2-3 недели.
В ходе работы мы выяснили, что памятники посвящены не только воинам-героям, которые проливали кровь на фронте, но и детям, матерям, труженикам тыла. Памятники установлены не только в нашей стране, но и в других странах, освободителями которых являются советские солдаты. Их подвиг там помнят и чтут.
Когда мы провели опрос о необходимости создания музея миниатюр, все отвечали, что это очень важно. Необходимо помнить и знать свою историю.
В своей работе мы собрали информацию о многих памятниках, которые в дальнейшем помогут нам и остальным классам создать музей миниатюр.
Таким образом, реализуя проект мы сохраним историю Великой Отечественной Войны.
1. Ликсо В. В. Великая Отечественная война / В. В. Ликсо, А. Г. Мерников, А. А. Спектор. – Москва : АСТ, [2015]. – 255 с. : цв. ил., фот., карты. – (70 лет Великой Победы).
2. Т.А. Шорыгина. Беседы о детях-героях Великой Отечественной войны. – М.: Сфера, 2017. – 80 с.
3. Подвиг народа. Вклад народов СССР в Победу в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг. – М.: Аврора, 2015. – 536 с.
4. Ликсо В. В. Великая Отечественная война / В. В. Ликсо, А. Г. Мерников, А. А. Спектор. – Москва : АСТ, [2015]. – 255 с. : цв. ил., фот., карты. – (70 лет Великой Победы).
5. Интегрированный урок литературы «Летопись большой войны» (журнал «Читаем. Учимся. Играем», 2015, №9, стр. 51)
6. Вечер памяти «Страницы мужества и славы» (журнал «Читаем, Учимся. Играем», 2016, №5, стр. 53)
7. Казельская Е.И. История Рязани в памятниках: сценарий тематического вечера. 9-11 классы / Е.И. Казельская // Игровая библиотека. – 2016. - №5. – С.52-66; №6. – С.50-70.
8. Соколов Д. Крепость на колёсах / Д. Соколов // Рязанские ведомости. – 2016. – 5 мая. – С.2 Скрипников М. Для будущих поколений / М. Скрипников // Рязанские ведомости. – 2015. – 17 ноября. – С.1.
9. Терлеева Н. Павшим и вернувшимся с войны / Н. Терлеева // Панорама города. – 2015. – 21 октября. – С.67.
10. Чтобы подвиг жил в веках // Рязанские ведомости. – 2015. – 3 сентября. – С.2. Железнова Т. Экипажу вернули имена / Т. Железнова // Рязанские ведомости. – 2015. – 9 мая. – С.2.
11. Верёвкина Ю. «Эту память я беру на себя» / Ю. Верёвкина // Панорама города. – 2015. – 6 мая.с.68
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.